Темы статей
Выбрать темы

Не попасть впросак, или Как «уйти» от штрафов предприятию из зоны АТО

Войтенко Татьяна, налоговый експерт
Вправе ли плательщики, расположенные на территории проведения антитеррористической операции, не подавать налоговую отчетность и не уплачивать налоги, сборы и другие обязательные платежи? Будут ли применены к ним штрафные санкции за непредоставление (несвоевременное предоставление) налоговой отчетности, а также неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств? Предлагаем вашему вниманию пошаговую инструкцию, как избежать штрафов в таких обстоятельствах.

Вначале сделаем маленькую оговорку. В этой статье мы обсудим ситуацию, когда предприятие находится на территории вооруженного конфликта и все еще продолжает состоять на учете в территориальном органе ГФСУ Донецкой/Луганской области, т. е. свое местонахождение* оно не сменило.

* О процедурных моментах и последствиях изменения местонахождения предприятия читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 38, с. 14 и № 42, с. 29.

Обратите внимание! Согласно приказу ГФСУ от 07.11.2014 г. № 256 территориальные органы должны быть перемещены в населенные пункты, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме. Напомним, что ранее для них устанавливался простой в работе. В скором времени все структурные подразделения перемещаемых территориальных органов будут работать по новым адресам.

А пока функциональные обязанности по обслуживанию плательщиков, состоящих на учете в таких органах, возложены на территориальные органы ГФСУ в соответствии с приложением к приказу № 256

Для того, чтобы узнать, где теперь разместился обслуживающий вас налоговый орган, загляните в приложение к упомянутому приказу. Найти его можно на сайте ГФСУ в разделе «Інформація для Сходу України» (http://sfs.gov.ua/diyalnist-/zakonodavstvo-pro-diyalnis/nakazi-pro-diyalnist/63367.html).

Важно! Поскольку обязанности ваших налоговиков какое-то время (пока не завершится их перемещение) будут выполнять другие территориальные органы ГФСУ, то предоставлять бумажную налоговую отчетность нужно именно им. Однако при этом в «шапке» такой и электронной отчетности в качестве контролирующего органа, в который она подается, следует, по нашему мнению, указывать ту налоговую, где вы зарегистрированы как плательщик.

Хорошо, если в столь сложных условиях предприятие имеет возможность вести свою хозяйственную деятельность, своевременно подавать налоговую отчетность и уплачивать задекларированные обязательства. А что делать при отсутствии такой возможности? Какие действия предпринять, дабы продлить сроки подачи отчетности, отстрочить или вообще не платить налоги? Разберемся с этим предметно.

Продлеваем сроки подачи отчетности

Напомним: подача контролирующим органам деклараций, отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов/сборов, является одной из обязанностей налогоплательщика (п.п. 16.1.3 НКУ). Причем предоставлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу плательщик должен независимо от того, осуществлял ли он хозяйственную деятельность в отчетном периоде или нет (п. 49.2 НКУ). То есть даже при отсутствии какой-либо деятельности декларации с прочерками подавать контролерам необходимо.

В то же время НКУ предусматривает основания для продления предельных сроков предоставления налоговых деклараций. Одно из них названо в п.п. 102.6.4 НКУ — в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Именно опираясь на упомянутый подпункт, ГФСУ предлагает продлевать предельные сроки предоставления налоговой отчетности плательщикам из зоны АТО (см. письмо Миндоходов от 07.07.2014 г. № 16042/7/99-99-19-03-02-17).

При этом заметьте: продление предельных сроков для подачи налоговых деклараций осуществляется, если такой налогоплательщик был лишен возможности в определенный НКУ срок исполнить денежное обязательство и/или воспользоваться налоговыми правами (п. 4 Порядка № 1044). В свою очередь, отсутствие возможности у плательщика подать в предельные сроки налоговые декларации в связи с обстоятельствами непреодолимой силы должно быть подтверждено документально (п.п. 5.4 Порядка № 1044).

Единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), которые имели место на территории проведения АТО, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины (далее — ТПП)

Так гласит ст. 10 Закона № 1669. Именно он освобождает субъекта хозяйствования от ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств. Такой документ ТПП и уполномоченные ею региональные палаты обязаны выдать заявителю в течение 7 дней со дня обращения. Для субъектов малого предпринимательства* этот сертификат выдадут бесплатно, а всем остальным он обойдется по себестоимости**.

* К субъектам малого предпринимательства ч. 3 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV относит юрлиц и физлиц — предпринимателей, у которых среднее количество работников за календарный год составляет не более 50 чел. и годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро по среднегодовому курсу НБУ.

** 240 грн., включая НДС (см. http://www.ucci.org.ua/ru/fmconfirm.html).

Получив сертификат о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы), обратитесь в орган ГФСУ с письменным заявлением, составленным в произвольной форме, о продлении сроков подачи налоговых деклараций.

Такое заявление вместе с упомянутым сертификатом ТПП можно подать в течение 30 календарных дней после окончания обстоятельств непреодолимой силы (п.п. 8.1 Порядка № 1044). В нем следует четко и кратко обосновать основания для продления предельных сроков и сослаться на полученный от ТПП сертификат. Кроме того, укажите в заявлении вид платежа, налоговый период и суммы денежного обязательства по налоговым декларациям, по которым оформляется продление сроков. Заявление с документальным подтверждением разрешено как подать лично, так и направить по почте с уведомлением о вручении.

Принять мотивированное решение налоговики обязаны в течение 20 календарных дней со дня получения заявления от плательщика налогов (п.п. 9.1 Порядка № 1044). В этот же период может быть принято решение о продлении сроков рассмотрения заявления до 60 календарных дней (п.п. 9.2 Порядка № 1044).

Важно! Если от налоговиков будет получено «добро», то штрафы в течение сроков продления подачи деклараций они применять не будут (п. 102.6 НКУ, п. 10 Порядка № 1044).

В ситуации, когда на момент подачи заявления контролеры уже начислят штрафы за несвоевременную подачу отчетности, которые не могут быть отозваны по ст. 60 НКУ, тогда возникший налоговый долг можно будет признать безнадежным (опираясь на п.п. 101.2.4 НКУ) и списать. Для этого опять-таки подайте соответствующее заявление налоговикам. Но об этом мы поговорим чуть ниже. А сейчас предлагаем взглянуть на схему — как продлить сроки подачи отчетности (см. рис. 1 на с. 7).

img 1

Рис. 1. Как продлить сроки подачи отчетности

 

Таким образом, чтобы избежать штрафных санкций за неподачу отчетности и неуплату налоговых обязательств, нужно успеть в 30-дневный срок после прекращения АТО подать соответствующее заявление с документальным подтверждением обстоятельств непреодолимой силы.

К слову, п.п. 8 ч. 4 ст. 11 Закона № 1669 освободил плательщиков ЕСВ, находящихся на учете в контролирующих органах, расположенных в зоне АТО, от исполнения своих обязанностей по начислению, уплате и предоставлению отчетности по этому взносу до завершения АТО или военного или чрезвычайного положения.

Для получения такого освобождения вам следует подать заявление (в произвольной форме) в налоговый орган по основному месту учета или по месту временного пребывания не позднее 30 календарных дней, следующих за днем завершения АТО. То есть в тот же срок, что и по налогам/сборам. При этом ответственность, штрафные и финансовые санкции в период с 14.04.2014 г. до завершения АТО к плательщикам ЕСВ применять не будут. А вот возникшая у таких плательщиков ЕСВ недоимка признается безнадежной и подлежит списанию в порядке, предусмотренном НКУ для списания безнадежного налогового долга.

Какие же действия для этого надо предпринять? Об этом сейчас и поговорим.

Как списать налоговый долг

Налоговый долг плательщика, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), подпадает под определение термина «безнадежный» (п.п. 101.2.4 НКУ). Списать его, а также начисленные на него пеню и штрафные санкции, позволяет ст. 101 НКУ. Подтверждают такую возможность и налоговики в письме Миндоходов от 01.07.2014 г. № 15472/7/99-99-25-01-17.

Чтобы реализовать свое право, обратитесь в налоговый орган по месту учета безнадежного налогового долга и/или по месту своего учета с письменным заявлением(п. 4.1 Порядка № 577). В нем необходимо указать суммы налогов и сборов, подлежащих списанию.

К заявлению в обязательном порядке прилагают документ, подтверждающий безнадежность налогового долга, — сертификат ТПП

По результатам рассмотрения предоставленных документов руководитель (его заместитель) органа ГФСУ принимает решение о списании безнадежного налогового долга. Оформляют его на бланке по форме согласно приложению 1 к Порядку № 577. Первый экземпляр решения о списании безнадежного налогового долга вручают плательщику.

Собственно списание такого долга налоговики осуществляют ежеквартально в течение 20 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока, предусмотренного для подачи налоговой декларации (расчета) за отчетный (налоговый) квартал (п. 4.4 Порядка № 577). Напомним: за отчетный период, равный кварталу, налоговые декларации подают в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. То есть, по сути, списание безнадежного налогового долга производят в период с 10 по 29 февраля (1 марта); с 11 по 30 мая; с 10 по 29 августа; с 10 по 29 ноября. Но для вас важно получить от налоговиков решение о списании такого долга. Только тогда можно быть уверенным, что он будет списан.

Схематически последовательность действий по списанию безнадежного налогового долга показана на рис. 2.

 

img 2

Рис. 2. Как списать налоговый долг

 

Наряду со списанием налогового долга, п.п. 17.1.5 НКУ предоставляет право плательщику налогов отсрочить (рассрочить) денежные обязательства (налоговый долг).

Договариваемся об отсрочке налогового долга

Плательщики, которые находятся в зоне АТО, вправе обратиться в налоговый орган за отсрочкой или рассрочкой денежных обязательств или налогового долга (см. письмо Миндоходов от 01.07.2014 г. № 15472/7/99-99-25-01-17).

Что она из себя представляет? Отсрочка (рассрочка) денежных обязательств/налогового долга — это перенос сроков их уплаты под проценты (п. 100.1 НКУ). Размер таких процентов равен размеру пени, определенному п. 129.4 НКУ. То есть при отсрочке (рассрочке) плательщик не освобождается от уплаты налоговых обязательств (налогового долга)! Она просто переносится на более поздний срок, да еще и под проценты.

В качестве основания для отсрочки денежных обязательств или налогового долга плательщика разд. II постановления КМУ от 27.12.2010 г. № 1235* называет обстоятельства непреодолимой силы. Документальным свидетельством таких обстоятельств послужит не раз уже упоминавшийся сертификат ТПП.

* Постановление КМУ «Об утверждении перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств» от 27.12.2010 г. № 1235.

Для инициирования отсрочки денежных обязательств (налогового долга) вам надо подать в налоговый орган по месту своего учета или по месту учета такого денежного обязательства/налогового долга (п. 3.1 Порядка № 574):

1) письменное заявление по форме из приложения 1 к Порядку № 574. В нем должны быть указаны суммы платежей (налогов, сборов, штрафных санкций, пени), сроки и периоды уплаты которых вы хотите отсрочить;

2) экономическое обоснование, состоящее из:

— перечня обстоятельств, свидетельствующих об угрозе возникновения или накопления налогового долга, и доказательств их существования;

— анализа финансового состояния;

— графика погашения отсроченных сумм;

— расчетов прогнозных доходов предприятия, гарантирующих выполнение графика погашения.

После подачи заявления с ходатайством об отсрочке налоговых обязательств (налогового долга) придется дождаться решения об отсрочке (по форме согласно приложению 2 к Порядку № 574) или об отказе в этом. Чтобы рассмотреть документы, у местных налоговиков есть 30 календарных дней с даты подачи заявления плательщиком на сумму не более 300 тыс. грн. (п. 3.2 Порядка № 574).

Если же решение об отсрочке принимает орган ГФСУ высшего уровня (на сумму не более 3 млн грн.) или сама ГФСУ (без ограничения суммы), то местная налоговая должна в течение 10 календарных дней рассмотреть заявление плательщика, осуществить анализ его финансового состояния, подготовить заключение о возможности предоставления отсрочки и направить его вышестоящему органу. При этом ГФСУ примет решение в течение 10 календарных дней.

При положительном решении не позднее следующего рабочего дня после его принятия/получения с вами заключат договор об отсрочке

Договор о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга) начинает действовать с даты подписания. Его форма приведена в приложении 4 к Порядку № 574.

Обратите внимание! Отсрочку предоставляют отдельно по каждому налогу, сбору, штрафной (финансовой) санкции (штрафу), пене.

Во время действия договора сроки уплаты отсроченных сумм или их частей можно будет перенести путем принятия отдельного решения (согласно приложению 6 к Порядку № 574) и внесения изменений в договор об отсрочке.

Также заметим: в течение всего срока действия договора об отсрочке пеню и штрафы на отсроченные денежные обязательства (налоговый долг) не начисляют. Вместе с тем за каждый календарный день пользования отсрочкой плательщику придется уплатить проценты с суммы отсроченного денежного обязательства (налогового долга) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ (пп. 1.6, 4.2 Порядка № 574).

Покажем наглядно, какие действия надо предпринять для получения отсрочки уплаты денежных обязательств/налогового долга (см. рис. 3).

 

img 3

Рис. 3. Как оформить отсрочку налогового долга

 

Учтите! Ко всему прочему субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность на территории проведения АТО, также освобождены от ответственности за несоблюдение сроков, предусмотренных для предоставления финансовой отчетности, на период ее проведения (ч. 1 ст. 14 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV).

выводы

  • Документом, подтверждающим действие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) на территории проведения АТО, является сертификат ТПП.

  • Оформить продление предельных сроков подачи налоговой отчетности можно в течение 30 календарных дней после завершения обстоятельств непреодолимой силы.

  • Налоговый долг, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы, может быть списан как безнадежный на основании заявления плательщика с приложенным к нему сертификатом ТПП.

  • Для оформления отсрочки денежных обязательств (налогового долга) в налоговую подают заявление по форме приложения 1 к Порядку № 574, экономическое обоснование, а также сертификат ТПП о форс-мажорных обстоятельствах.

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Закон № 1669 — Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014 г. № 1669-VII.

  3. Порядок № 574 — Порядок рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) плательщиков налогов, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 10.10.2013 г. № 574.

  4. Порядок № 577 — Порядок списания безнадежного налогового долга налогоплательщиков, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 10.10.2013 г. № 577.

  5. Порядок № 1044 — Порядок применения норм пунктов 102.6 — 102.7 статьи 102 Налогового кодекса Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1044.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше