16.06.2016

Ошибка в реквизите «Зведена податкова накладна»

В сводной налоговой накладной забыли поставить отметку «Зведена податкова накладна». Нужно ли исправлять эту ошибку и как это сделать?

Мы считаем, что ошибку в реквизите «Зведена податкова накладна» можно вообще не исправлять. Причем, независимо от того, на кого (плательщика или неплательщика НДС) такая НН выписана.

Хотя предупредим: необходимость заполнения этого реквизита предусмотрена п. 11 и 19 Порядка № 1307. Но, несмотря на это, никакой ответственности за его незаполнение НКУ не предусматривает. Кроме того, административная ответственность должностным лицам предприятия согласно ст. 1631 КоАП в данном случае тоже не грозит. Ведь нарушение порядка ведения налогового учета налоговики видят только в том случае, если ошибка повлияла на задекларированные налоговые обязательства (см. письма ГФСУ от 17.02.2016 г. № 3567/6/99-99-10-03-02-15, от 04.02.2016 г. № 2368/6/99-99-19-03-02-15, а также БЗ 101.30). А ошибка в реквизите «Зведена податкова накладна» такого влияния явно не оказывает.

Для покупателя — плательщика НДС, получившего сводную НН без соответствующей отметки, тоже никакой опасности не усматривается. Ведь этот реквизит не относится к обязательным реквизитам НН из п. 201.1 НКУ. А значит,

эта ошибка в НН не может повлиять на право покупателя отразить НК по ней

Правда, налоговики с этим могут и не согласиться. Вполне возможно, что они вообще не признают такую НН сводной и заявят, что НН не дает права на НК, так как составлена неправильно (на указанную в ней дату у покупателя отсутствует облагаемая операция на соответствующую сумму).

Однако, учтите: ошибка в порядке заполнения ни в коем случае не может повлиять на право составления сводных НН, которое предусмотрено пп. 198.5 и 201.4 НКУ. Поэтому соглашаться с такими «придумками» налоговиков ни в коем случае не стоит.

Если же ваш покупатель — осторожный плательщик и спорить с налоговиками не готов или вы по какой-либо другой причине во что бы то ни стало желаете исправить допущенную ошибку, запомните: исправить ее не так то просто. Здесь есть два варианта.

Вариант 1. Следовать указаниям абз. 5 п. 21 Порядка № 1307. Напомним, что этим абзацем урегулирован порядок исправления ошибок, допущенных при составлении НН, не связанных с изменением компенсации стоимости товаров/услуг. Именно такой является ошибка в реквизите «Зведена податкова накладна». Согласно этому абзацу в таком случае составляется РК, в котором указывают исправленные данные.

Сложность этого варианта в том, что РК не содержит реквизита «Зведена податкова накладна». Правда, на наш взгляд, ошибку вполне можно исправить, воспользовавшись реквизитом «До зведеної податкової накладної» (конечно, если программное обеспечение пропустит такой РК и он успешно зарегистрируется в ЕРНН). Но если вы хотите на 100 % себя обезопасить, то используйте второй вариант.

Вариант 2. Выполнить два следующих действия:

1) составить РК, которым откорректировать отраженные в НН показатели (как будто НН вообще была составлена ошибочно);

2) составить новую НН, полностью повторяющую откорректированную НН, только с соответствующей «сводной» отметкой.

Правда, если исправление происходит после истечения 15 календарных дней со дня составления НН, то предприятию придется уплатить штраф за несвоевременную регистрацию НН, предусмотренный п. 1201.1 НКУ.