Что же такое профсоюз?
Профессиональный союз (профсоюз) — это добровольная неприбыльная общественная организация, которая объединяет граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения) ( ст. 1 Закона № 1045).
Теперь вникнем в суть вопроса. Рассмотрим подробнее статус этой организации.
Статус профессиональных союзов
Из определения, которое мы упомянули выше, можно выделить первую грань их статуса. Профсоюз — неприбыльная общественная организация.
Отсюда вывод: вопросы налогообложения, которые возникают у профсоюзов, решаются по правилам, установленным для неприбыльных организаций. Естественно, со своими особенностями. Подробнее об этом читайте на с. 9
О второй грани нам подскажут положения ст. 11 Закона № 1045. В частности, такие организации могут иметь статус первичных, местных, областных, региональных, республиканских и всеукраинских.
Ст. 11 Закона № 1045 закрепляет признаки, которые позволяют отнести ту или иную организацию к определенному уровню. Например, первичные профсоюзы действуют на предприятии (в учебном заведении) или объединяют членов профсоюзов, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, работают на разных предприятиях или у физлиц.
Кроме того, несколько профсоюзов могут создавать объединения (советы, федерации, конфедерации и т. д.). Яркий пример — Федерация профсоюзов Украины.
Третья грань статуса — профсоюзы имеют права юрлиц. При этом они приобретаются с момента утверждения устава (положения). Статус юрлица получают также организации профсоюза*, которые действуют на основании его устава.
* Согласно ст. 1 Закона о профсоюзах организации профсоюза — это организационные звенья профсоюза, определенные уставом профсоюза, которые действуют в рамках полномочий, предоставленных уставом и Законом о профсоюзах.
Однако статус юрлица и легализация не являются обязательными условиями для выполнения профсоюзом своих функций. Такую позицию озвучивает КСУ в п. 3.1 своего решения от 18.10.2000 г. № 11-рп/2000.
Итак, со статусом определились. Теперь перейдем к тем, ради кого это все затевается.
Члены профсоюза
Основанием для вступления в первичную организацию будет личное заявление работника. Прием в создаваемый профсоюз осуществляется учредительным собранием.
Однако "бонусы" от участия в этой организации налагают определенные дополнительные обязательства. Речь идет об уплате членских взносов, признании и соблюдении устава организации.
Важно! Членские взносы может удерживать непосредственно из зарплаты и перечислять на счет профсоюза работодатель члена профсоюза. Для этого последнему необходимо всего лишь написать соответствующее заявление.
Но помните, что: во-первых, вступление в профсоюзную организацию и выход из нее являются делом добровольным; во-вторых, если работник не является (является) членом какой-либо организации, это не может ограничивать его личных (в том числе трудовых) прав; в-третьих, уставом (положением) организации могут предусматриваться ограничения относительно двойного членства в профсоюзах.
Легализация профессиональных союзов
Профсоюзы (их объединения) легализируются путем уведомления на соответствие заявленному статусу (всеукраинский, региональный и т. д.).
Легализация профсоюзов и их объединений проводится соответствующим территориальным органом Минюста.
Для прохождения этой процедуры учредители или руководитель выборных органов подают заявление. К заявлению прилагаются: (1) устав (положение); (2) протокол съезда (конференции, учредительного или общего собрания) членов профсоюза с решением об утверждении устава; (3) сведения о выборных органах; (4) наличие организаций профсоюза в соответствующих административно-территориальных единицах; (5) информация об учредителях объединений.
Далее легализирующий орган анализирует документы на предмет их соответствия действующему законодательству (в том числе ст. 11 Закона № 1045). Затем орган включает профсоюз (объединение) в реестр объединений граждан и выдает ему свидетельство о легализации с указанием соответствующего статуса.
Легализация проводится в течение месяца.
Обратите внимание:
легализирующий орган не может отказать в легализации профсоюза (объединения профсоюзов)
Если ваши документы не соответствуют требованиям законодательства, госорган имеет право только предложить предоставить дополнительную документацию.
Поскольку непосредственно рядом с работником «живет» первичная профсоюзная организация, обратим внимание на особенности ее создания и функционирования.
Как создается и функционирует первичная профсоюзная организация?
Решение о создании организации на предприятии принимается на собрании (конференции) членов профсоюза или желающих ее создать. Также принимается решение о вхождении первичной организации в определенный профсоюз. Об этом оповещаются территориальные органы последнего или центральный профсоюзный орган (если местных органов нет).
Затем территориальный (центральный) орган профсоюза принимает решение о включении первичной организации в: (а) состав профсоюза; (б) перечень организационных звеньев профсоюза; (в) состав территориальной организации профсоюза (если таковая имеется).
В результате первичной профсоюзной организации выдается копия соответствующего решения или извлечение из него.
Затем о принадлежности к определенному профсоюзу первичные организации направляют легализирующему госоргану сообщение со ссылкой на свидетельство о легализации профсоюза. Именно на основании свидетельства они будут включены в реестр объединений граждан. Первичные профсоюзные организации также письменно уведомляют работодателя о легализации.
В то же время в уставах некоторых организаций могут устанавливаться дополнительные требования. Например, п. 1.5 Примерного положения предусматривается не только письменное уведомление работодателя о легализации организации профсоюза, но и предоставление списка ее членов.
Кроме того, профсоюзы предприятия, действующие на основании своего устава, могут пройти процедуру легализации, о которой мы уже говорили в предыдущем разделе нашей статьи
Первичные профсоюзные организации действуют через выборные органы, созданные согласно уставу (положению). Например, в соответствии с Примерным положением высшим органом управления первичной организации является профсоюзное собрание (конференция). Между созывами последнего действует профсоюзный комитет (профком). Также может создаваться ревизионная комиссия.
В организациях, где выборные органы не создаются, действует профсоюзный представитель (профорганизатор).
Документальная база
Профсоюз руководствуется не только уставом. Существует внушительный перечень нормативно-правовых актов. Часть из них мы уже упомянули.
Предлагаем вам ознакомиться с правами, обязанностями и основными возможностями этих организаций в таблице ниже.
№ п/п | Нормативно-правовой акт | Вопросы, урегулированные нормативным актом |
1 | (ч. 3 ст. 36) | Профсоюзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профсоюзы имеют равные права. Ограничения в отношении членства в профсоюзах устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины |
2 | Закреплены права профсоюзных организаций, в частности право: (1) представлять и защищать интересы членов профсоюза; (2) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения; (3) проводить общественный контроль за соблюдением трудового законодательства работодателем; (4) участвовать в обеспечении занятости населения; (5) участвовать в разрешении трудовых споров; (6) представлять интересы работников в управлении предприятием и при смене его формы собственности | |
3 | Урегулированы, в частности: (1) участие профсоюзов в заключении колдоговоров (ст. 12); (2) согласование с профсоюзом: увольнений (ст. 43, 45); вопросов, которые касаются рабочего времени и отпусков (ст. 52, 61, 64, 66, 67, 69, 71, 79, 183); введения, изменения и пересмотра норм выработки (ст. 86); вопросов оплаты труда (ст. 96, 97, 115); поощрения работников (ст. 144); установления коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст. 1352); (3) вопросы разработки правил внутреннего трудового распорядка (ст. 142) | |
4 | Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII (далее — Закон № 3356) | Урегулирован порядок участия профсоюзов в заключении колдоговоров |
5 | Закон Украины «О социальном диалоге в Украине» от 23.12.2010 г. № 2862-VI | Предусмотрены условия участия профсоюзов в заключении генерального, отраслевых соглашений и коллективных договоров |
6 | Закон Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 03.03.98 г. № 137/98-ВР (далее — Закон № 137) | Урегулирован порядок разрешения коллективных трудовых споров, в том числе порядок принятия решения об объявлении забастовки |
7 | Закон Украины «О профессиональном развитии работников» от 12.01.2012 г. № 4312-VI | Закреплены полномочия по: (1) контролю за соблюдением нормативно-правовых актов в сфере профразвития работников; (2) мониторингу рынка труда (совместно с госорганами) и формированию госзаказа на подготовку соответствующих специалистов; (3) участию в решении вопросов аттестации работников |
8 | Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI | Профсоюзы: (1) консультируют работодателей по вопросам предотвращения массового высвобождения работников (ч. 3 ст. 50); (2) согласовывают вопросы работы лиц, нанятых субъектом хозяйствования, специально для последующего выполнения ими работ у другого работодателя в Украине (ст. 39). Закреплено право профсоюзов вносить обязательные для рассмотрения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями предложения по улучшению занятости населения (ч. 3 ст. 51) |
9 | «Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине» от 23.08.2016 г. (соглашение заключено на 2016 — 2017 гг.) | Сторона профсоюзов взяла на себя обязательства по: (1) контролю за соблюдением трудового законодательства, в том числе в сфере оплаты труда; (2) предоставлению консультаций и правовой помощи своим членам, представлению их интересов в комиссиях по трудовым спорам и судах; (3) информированию сторон, подписавших генсоглашение, о случаях нарушения законодательства на отдельных предприятиях |
Некоторые из наиболее значимых полномочий требуют отдельного внимания. Поэтому поговорим о них подробнее.
Заключение колдоговоров и профсоюзы
Профсоюзам в этом процессе отведена очень важная роль. Они, а точнее первичные профсоюзные организации, представляют трудовой коллектив и обязаны отстаивать его интересы.
Поскольку на предприятии может действовать не один профсоюз, здесь будут возникать некоторые процедурные нюансы заключения коллективного соглашения.
В частности, в таком случае организации должны сформировать общий представительский орган.
Обратите внимание: первичная профсоюзная организация, которая отказывается участвовать в общем представительском органе, лишается права представлять интересы работников при заключении коллективного договора.
Если в общем представительском органе есть разногласия по поводу положений колдоговора, в игру вступает общее собрание (конференция) трудового коллектива.
Именно работники в таком случае принимают наиболее подходящий проект договора. Далее трудовой коллектив поручает профсоюзу на его основе провести переговоры и заключить утвержденный общим собранием (конференцией) трудового коллектива договор с работодателем ( ч. 3 ст. 4 Закона № 3356).
В случае, когда на предприятии нет профсоюза, в переговорах участвуют представители работников, которые избираются трудовым коллективом.
Может ли профсоюз препятствовать снижению зарплаты?
Может.
Почему? Все дело в том, что ст. 97 КЗоТ обязывает работодателя согласовывать формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат с профсоюзом, действующим на предприятии.
В целом ситуация может разворачиваться по таким сценариям:
1. Работодатель получает согласие всего трудового коллектива (если зарплата будет снижена всем) или конкретного работника (если ему одному), например, на снижение расценок, ставок, окладов, отмену ежемесячных премий и т. д. Заручившись поддержкой работников, вносит изменения в коллективный договор, другой локальный акт работодателя, регулирующий вопросы оплаты труда, согласованный с профсоюзом.
2. Работодатель прибегает к механизму изменения существенных условий труда (см. ст. 32 КЗоТ), который не предусматривает получения предварительного согласия работников. Причем такие действия работодатель обязан согласовать с выборным органом первичной профсоюзной организации, действующей на предприятии (если его нет на предприятии — с профсоюзным представителем) ( пп. 3, 4 ч. 1 ст. 247 КЗоТ).
«Играя» с существенными условиями труда, следует помнить, что:
во-первых, изменение существенных условий должно быть продиктовано изменениями в организации производства и труда;
во-вторых, необходимо уведомить работников, которых такие перемены коснутся, за два месяца до введения в действие новых условий труда.
Расторжение трудового договора
Законодательство предусматривает ряд ситуаций, когда при увольнении необходимо согласие профсоюза. Этот еще один способ защиты работников от неправомерных действий работодателя.
В частности, профсоюз согласовывает увольнение работников на основании КЗоТ (п. 1 (кроме ликвидации предприятия), пп. 2 — 5, 7 ст. 40; пп. 2 и 3 ст. 41).
Порядок получения работодателем «зеленого света» на увольнение следующий.
Профсоюз рассматривает письменное обращение работодателя в 15-дневный срок. Эта процедура должна проводиться в присутствии работника (если он не написал соответствующее заявление).
По желанию работника от его имени может выступать представитель (адвокат). Если работник или его представитель не явился на заседание — оно откладывается в рамках 15-дневного срока. Увольняемый (его представитель) отсутствуют и на следующем заседании? Профсоюз в таком случае может рассматривать вопрос без них.
Внимание! Письменное обращение работодателя, как и отказ профсоюза в увольнении, должны быть обоснованными.
Союз уведомляет работодателя о принятом решении в 3-дневный срок после его принятия. В случае пропуска этого срока считается, что профсоюз дал согласие на расторжение трудового договора.
Работодатель имеет право уволить работника не позднее чем через месяц после получения такого разрешения.
В согласии профсоюза нет необходимости, если:
а) речь идет об увольнении прокуроров, полицейских и работников Национальной полиции, СБУ, Государственного бюро расследований Украины, НАБУ или ГФСУ и его территориальных органов ( ч. 1 ст. 43 КЗоТ);
б) есть основания, предусмотренные ст. 431 КЗоТ.
Если расторжение трудового договора с работником проведено без обращения в профсоюз, при возникновении судебного спора, суд останавливает производство, запрашивает согласие у профсоюза и решает дело по сути.
Кроме того, союз может стать инициатором расторжения договора с руководителем предприятия на основании части первой ст. 45 КЗоТ.
Разрешение трудовых споров
Профсоюзные организации имеют право представлять интересы работников как в коллективных, так и в индивидуальных трудовых спорах ( ст. 26 Закона № 1045).
При этом не важно, где будет рассматриваться спор. В частности, согласно ч. 1 ст. 226 КЗоТ по желанию работника при рассмотрении спора в комиссии по трудовым спорам от его имени может выступать представитель профсоюзного органа.
Не забыл законодатель и о представительстве интересов работника в суде, перед Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека и в международных судебных учреждениях (например, ЕСПЧ). Такое право за профсоюзами закрепила часть четвертая ст. 19 Закона № 1045.
Для того чтобы работник передал соответствующие полномочия по защите своих интересов, необходимо предоставить представителю профсоюза нотариально удостоверенную доверенность (ст. 42 ГПКУ).
Если же говорить о коллективных трудовых спорах, то порядок их рассмотрения, как и представительство интересов трудового коллектива профсоюзами, предусмотрен Законом № 137.
Общественный контроль
Положения Закона № 1045 предоставляют право профсоюзам:
а) совершать общественный контроль над выплатой зарплаты, соблюдением трудового законодательства, созданием безопасных и безвредных условий труда и проч.
Обратите внимание: в случае угрозы жизни и здоровью работников профсоюзы могут требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и иных структурных подразделениях или на предприятии в целом на время, необходимое для устранения угрозы жизни и здоровью работников;
б) проводить независимые экспертизы условий труда, объектов производственного назначения (которые проектируются, строятся или эксплуатируются) на соответствие их нормативке по вопросам охраны труда, участвовать в расследовании причин несчастных случаев и профзаболеваний на производстве и давать свои выводы о них.
Для проведения общественного контроля профсоюзы могут создавать службы правовой помощи и соответствующие инспекции (комиссии).
Кроме того, уполномоченные представители союзов имеют право вносить работодателям представления об устранении нарушений трудового законодательства. Такие обращения являются обязательными к рассмотрению.
Срок на предоставление ответа — один месяц.
Если работодатель проигнорировал обращение профсоюза или дал неаргументированный ответ, то действия или бездействие должностных лиц нанимателя будут обжалованы в суде.
Ликвидация и реорганизация
Работодатель планирует увольнение работников по причине экономического, технологического, структурного или аналогичного характера? Ликвидируется? Собрался проводить реорганизацию? Происходит смена формы собственности предприятия?
В таком случае он должен заблаговременно (не позднее чем за 3 месяца до намеченных увольнений) предоставить первичным профсоюзным организациям информацию о таких мероприятиях. В частности, о причинах и сроках увольнений, количестве и категориях работников, которых это может касаться. Кроме того, провести консультации с профсоюзами о мерах по предупреждению или сведению количества увольнений к минимуму или смягчению неприятных их последствий.
Итак, профсоюз на нормативно-правовом уровне обладает значительными полномочиями для эффективной защиты прав работников. Законодатель со своей стороны сделал все, что от него зависело. Теперь дело за малым — воплощать все эти возможности на практике. Уверены, что сегодняшний номер вам в этом поможет.
А далее вас ждут налогово-учетные особенности функционирования профсоюзов.