Как рассчитать лимит кассы: образец своего Порядка*

В избранном В избранное
Печать
Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2018/№ 17
Новое «кассовое» Положение № 148** значительно либерализует правила расчета лимита кассы. В чем суть послаблений? Нужно ли предприятию переутверждать действующий лимит? Но главное — как должен выглядеть внутренний Порядок расчета лимита кассы?

* Свой Порядок оприходования наличности в кассе вы можете составить по образцу из «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 15, с. 11.

** Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Что такое «лимит кассы»?

Лимит остатка наличности в кассе (по-простому — лимит кассы) — это предельный размер суммы наличности, которая может (п.п. 16 п. 3 Положения № 148):

— оставаться в кассе в нерабочее время и

— обеспечить работу в начале следующего рабочего дня.

Лимит кассы предприятия устанавливают самостоятельно (п. 15 Положения № 148). В нерабочее время они имеют право держать в своих кассах наличную выручку (наличность) в пределах, не превышающих установленный ими лимит.

Превышающую лимит наличку обязательно сдают в банки для ее зачисления на любой банковский счет предприятия на его выбор.

Не считают сверхлимитной в день ее поступления наличность, если она (п. 54 Положения № 148):

1) сдана в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающий банк не позднее следующего рабочего дня банка;

2) поступила в кассу предприятия в выходные/праздничные дни и сдана в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающий банк на следующий рабочий день банка и предприятия.

И в том, и в другом случае наличность может быть выдана на следующий рабочий день для использования предприятием на нужды, связанные с его деятельностью. При этом предварительно сдавать ее в банк и одновременно получать из банка не требуется.

Лимит кассы и сроки сдачи устанавливают исключительно для наличности в национальной валюте

Но есть и счастливчики, которые могут работать без установления лимита кассы. Кого же обошла стороной «лимитная повинность»?

Кому лимит не нужен?

Не устанавливать лимит кассы и сроки сдачи наличной выручки (наличности) Положение № 148 разрешает:

— банкам (п. 14);

физлицам-предпринимателям (п. 14);

религиозным организациям, которые не осуществляют производственную или иного вида предпринимательскую деятельность (п. 51).

Кроме того, организации, на которые, в принципе, не распространяется Положение № 148, также не обязаны устанавливать лимит. Среди них (п. 2):

— расположенные на территории Украины иностранные дипломатические, консульские и другие официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями;

— представительства иностранных организаций и филиалов, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность;

— банки и филиалы иностранных банков.

А вот небанковские финансовые учреждения должны устанавливать лимит кассы в общем порядке (п. 14 Положения № 148).

Как определяют лимит?

По-прежнему лимит кассы предприятия рассчитывают самостоятельно. Согласовывать его с банком не требуется. Однако отныне они обязаны разработать и утвердить внутренним документом (приказом/распоряжением руководителя) Порядок расчета лимита кассы самого предприятия и его обособленных подразделений. При составлении такого Порядка за базу принимают нормы Положения № 148 и одновременно учитывают особенности своей работы (внутренний трудовой распорядок, графики сменности и т. д.). Также обращают внимание на срок сдачи наличности для ее зачисления на банковские счета.

Форма расчета лимита кассы теперь произвольная (хотя сам расчет должен быть обоснованным). Аналога старому приложению 8 к отмененному «кассовому» Положению в Положении № 148 нет.

Как и раньше, лимит кассы рассчитывают на выбор предприятия (по решению руководителя) двумя способами (п. 50 Положения № 148):

1) либо на основе среднедневного поступления наличности в кассу;

2) либо исходя из среднедневной выдачи налички из кассы предприятия.

Вместе с тем Положение № 148 не требует для расчета лимита брать показатели поступления/выдачи наличных за определенные временные промежутки.

То есть теперь расчетный период для определения среднедневного показателя поступления/выдачи налички может быть каким угодно

Он не обязательно должен быть трехмесячным из последних 12 месяцев, предшествующих установлению (пересмотру) лимита кассы.

Скажем, можно использовать данные за тот месяц из последних двенадцати, в котором суммы поступлений наличности были наибольшими.

Учтите! Никаких особенностей для сельхозпредприятий Положение № 148 не предусматривает.

Принцип расчета такого среднедневного показателя остался прежним: сумму поступления/выдачи наличности за расчетный период делят на количество рабочих дней в таком периоде.

На наш взгляд, лимит кассы будет тождественен среднедневному показателю, если предприятие сдает выручку в банк ежедневно. Если же предприятие расположено в населенном пункте, где нет банков, то оно вправе увеличить среднедневной показатель в 5 раз. Объяснение — таким субъектам п.п. 3 п. 48 Положения № 148 разрешает сдавать наличность не реже одного раза в 5 рабочих дней.

И еще одно послабление: при расчете лимита предприятия вправе учитывать любые виды поступлений/выдачи наличности. Ведь Положение № 148 не содержит никаких ограничений на этот счет. Так, для расчета лимита по среднедневному поступлению, по идее, можно взять суммы полученной из банков налички. Если расчет базируется на среднедневной выдаче наличности, тогда, считаем, можно учитывать выплаты, связанные с оплатой труда, пенсий, стипендий, дивидендов. Уточним: по старому «кассовому» Положению они в расчет лимита не включались.

Образец Порядка. Для самого расчета установления лимита остатка наличности в кассе за ориентир можно принять форму из приложения 8 к старому «кассовому» Положению.

Опять-таки, размер лимита кассы, рассчитанный на основании разработанного предприятием Порядка, утверждают внутренним документом (приказом руководителя). По большому счету, установленный лимит можно прописать в самом приказе.

Каждому обособленному подразделению устанавливают отдельный лимит кассы. Его доводят до их сведения внутренним документом юрлица.

Нулевой и завышенный лимиты

Если предприятие не установит лимит кассы, он считается нулевым (п. 53 Положения № 148). Причем причины такого неустановления никакой роли не играют. В этом случае вся наличность, находящаяся в кассе предприятия на конец рабочего дня и не сданная в банк, рассматривается как сверхлимитная. Собственно, так было и раньше. А вот право на «завышенный» лимит в 170 грн. теперь упразднено.

То есть тем предприятиям, у которых при исчислении лимита среднедневной показатель равен нулю или не достиг 170 грн.,

Положение № 148 не позволяет устанавливать лимит кассы в размере 170 грн.

В то же время из определения термина «лимит кассы» следует, что предназначение лимита — обеспечить работу предприятия в начале следующего дня. Да и требование об обязательном наличии разменной монеты в кассах РРО никто не отменял. Понятно, что теперь у таких предприятий лимит кассы может отличаться от прежних 170 грн.

Возможно ли установить лимит выше среднедневного показателя? Вопрос на сегодня открыт. С одной стороны, Положение № 148 не оговаривает, должен ли лимит быть в пределах среднедневного показателя или же может его превышать. С другой стороны, его п.п. 3 п. 58 наделяет фискалов правом не только определять наличие самостоятельно установленного лимита кассы, но и проверять его соответствие самостоятельно проведенным расчетам. Так что лучше до появления разъяснений на этот счет не рисковать.

Напомним! За превышение установленного лимита кассы предприятию грозит штраф в двукратном размере сверхлимитной наличности за каждый день (ст. 1 Указа Президента от 12.06.95 г. № 436/95).

Переутверждать ли лимит?

Случаи пересмотра установленного лимита кассы и сроков сдачи наличности перечислены в п. 55 Положения № 148. Это необходимо сделать при:

— изменении законодательства Украины;

— наличии соответствующих обстоятельств (изменения в поступлениях/расходованиях наличности, внутреннего трудового распорядка/графиков сменности и т. п.).

Очевидно, что принятие Положения № 148 — это изменение законодательства. А значит, предприятию стоит пересмотреть и переутвердить лимит.

Тем более что Положение № 148 обязывает предприятия самостоятельно разработать и утвердить Порядок расчета лимита кассы, а на его основании — рассчитать и утвердить лимит. Проще говоря, действующий сегодня лимит кассы должен соответствовать нормам нового «кассового» Положения № 148 и Порядку расчета лимита, разработанному самим предприятием. А поскольку это новые документы, то и лимит кассы лучше обновить.

Что у новичков?

Для вновь созданных предприятий и для тех, кто только начал работать с наличными, особенности установления лимита кассы определяет абзац третий п. 50 Положения № 148 (ср. 025069200). Собственно, как и раньше, на первые 3 месяца их работы (со дня первого наличного расчета) они устанавливают лимит кассы согласно прогнозным расчетам. В дальнейшем в двухнедельный срок по истечении первых трех месяцев их работы прогнозный лимит пересматривают по фактическим показателям деятельности.

То есть предприятия-новички первые 3 месяца работают с прогнозным лимитом. Его утверждают, как обычно, соответствующим приказом руководителя. После окончания трех месяцев лимит пересматривают, ориентируясь уже на реальные результаты деятельности за трехмесячный период со дня проведения первого расчета наличными.

Важно! Ответственность за установление лимита и за достоверность показателей, указанных в расчете лимита остатка наличности в кассе, несет руководитель (!) предприятия (п. 56 Положения № 148).

выводы

  • Предприятия обязаны разработать и утвердить Порядок расчета лимита кассы.
  • Лимит кассы устанавливается/утверждается приказом руководителя (в том числе и обособленным подразделениям) на основании среднедневного поступления/выдачи наличности.
  • Положение № 148 не позволяет устанавливать лимит кассы в размере 170 грн. тем, у кого среднедневной показатель равен нулю или не достиг 170 грн.
  • Ввиду того, что изменилось «кассовое» законодательство, предприятиям имеет смысл пересмотреть и переутвердить свои лимиты кассы.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить