07.06.2018

От всех санкций АТО-субъекта спасает один сертификат ТПП

Письмо ГФСУ от 07.05.2018 г. № 2037/6/99-99-14-06-02-15/ІПК

вывод документа

Резидент из зоны АТО освобождается от ВЭД-пени уже полученным во избежание санкций за другое нарушение сертификатом ТПП о форс-мажоре

Сразу же акцентируем ваше внимание на двух текстах, на которые ссылаются налоговики в комментируемом письме:

— первый — это п. 4 ст. 11 Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014 г. № 1669-VII (далее — Закон № 1669);

— второй — это определение ВАСУ от 16.03.2016 г. № К/800/40301/15* (по делу № 805/2659/15-а).

* http://reyestr.court.gov.ua/Review/56553235.

С одной стороны — трудно отрицать, что неряшливость законодателя при формулировании п. 4 ст. 11 Закона № 1669 привела к тому, что строго формально введенная п.п. 1 этого пункта в ст. 4 Закона № 185 оговорка «кроме субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность на территории проведения АТО** на период ее проведения» не содержит прямой отсылки к ст. 6 Закона № 185. Равно как и в ст. 6 Закона № 185 нет ни отсылки к упомянутой оговорке в ст. 4 Закона № 185, ни вообще хоть какого-то конкретного упоминания об АТО и периоде ее проведения. Более того, в перечне форс-мажорных обстоятельств, который приведен в ч. 2 ст. 141 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.97 г. № 671/97-ВР, тоже АТО конкретно не упоминается (напомним, что, в частности, эта ч. 2 дополнила данный Закон согласно п.п. 2 того же самого упомянутого выше п. 4 ст. 11 Закона № 1669, которым были внесены соответствующие АТО-изменения и в Закон № 185).

** Расположенных согласно Перечню населенных пунктов, на территории которых осуществлялась АТО, утвержденному распоряжением КМУ от 02.12.2015 г. № 1275-р.

Из этого можно было бы сделать вывод, мол, все хозсубъекты с территории проведения АТО освобождены от санкции в виде пени за нарушение срока валютных расчетов (сегодня — 180 дней) безусловно — т. е. без необходимости подтверждения действия в их отношении форс-мажорных обстоятельств соответствующим сертификатом ТПП. Обстоятельств, которые и вызвали в частности указанное нарушение.

С другой стороны — в указанном определении ВАСУ последний по сути согласился с тем, что избежать начисления ВЭД-пени (согласно оговорке ст. 4 Закона № 185) хозсубъект может лишь предоставив сертификат ТПП, подтверждающий действие в отношении него форс-мажорных обстоятельств. Вот почему налоговики соблазнились цитированием этого определения ВАСУ... Но!

Но мы обращаем ваше внимание на другой вывод из этого определения ВАСУ — который, собственно, и составляет главную его ценность для плательщиков (поэтому высокоморальные налоговики о нем, видимо, и умолчали ☹). Причем, в отличие от вышеупомянутого «молчаливого согласия», этот вывод прозвучал как конкретное обоснование для освобождения обиженного налоговиками плательщика от ВЭД-санкции. Вот он: законодательство не предусматривает, чтобы плательщик из зоны АТО предоставлял бы сертификат ТПП о действии форс-мажорных обстоятельств на каждую конкретную хозоперацию. Другими словами: если форс-мажорные обстоятельства в отношении хозсубъекта таки действовали, то от него не требуется подтверждать отдельно, что они помешали: а) подать в срок отчетность; б) получить импортную поставку, закрывающую предварительную оплату по импортному ВЭД-контракту, и т. д.

А по вопросу — действует ли это освобождение от ВЭД-пени сегодня — см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 45, с. 22.