07.06.2018

Пустят ли на ЕН, если нарушен срок ВЭД-расчетов?

Нерезидент не платит предприятию за поставленный по экспортному договору товар более 180 дней. Не помешает ли это переходу на ЕН?

Поскольку вам наверняка известно, что соответствующего запрета в разд. XIV НКУ не существует, попробуем «на вопросы смотреть ширше»...☺

Под таким углом в поле нашего зрения попадает запрет перехода на упрощенку субъекту-плательщику, который имеет

налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие форс-мажорных обстоятельств

соответственно на дату:

— подачи заявления о переходе на ЕН — если вашим предприятием избрана третья группа (п.п. 291.5.8 НКУ);

— 1 января базового (отчетного) года — если избрана четвертая группа (п.п. 291.51.3 НКУ).

Это выглядит так, что не уплаченная вами пеня за нарушение 180-дневного срока расчетов, приобретя статус налогового долга (114.10 БЗ) и оказавшись приуроченной к указанной дате, может включить «красный свет» вашему движению на ЕН... ☹ Внимание! — речь именно о факте неуплаты вами пени, а не о самом факте непоступления в установленный срок валютной выручки от нерезидента за товар по вашей экспортной поставке. Фактом, который собственно и навлек на вас применение налоговиками санкции (пусть и по чужой вине).

Но давайте посмотрим на ситуацию правильно.

Одна из функций налоговиков — это контроль за сроками расчетов в инвалюте (п.п. 191.1.4 НКУ), и именно налоговики вправе по результатам документальных проверок взимать с резидентов соответствующую пеню (ч. шестая ст. 4 Закона № 185).

Налоговый долг — это сумма согласованного денежного обязательства плательщика, не уплаченного им в срок, установленный НКУ (п.п. 14.1.175 НКУ); денежное обязательство — это, в частности, «санкции за нарушение законодательства в сфере ВЭД» (п.п. 14.1.39 НКУ) — т. е. та же пеня за нарушение ВЭД-срока расчетов; начислять такую пеню уполномочен налоговый орган (п.п. 54.3.3 НКУ); начисленное налоговиками по таким основаниям денежное обязательство плательщика в виде пени подлежит уплате (п. 57.3 НКУ) в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения НУР по форме «С», установленной Порядком № 1204* (при обжаловании — в те же 10 календарных, но за днем согласования), а при просрочке уплаты — оно превращается в налоговый долг (почему? — читайте этот абзац с начала)... ☹

* Порядок направления контролирующими органами налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденный приказом Минфина от 28.12.2015 г. № 1204.

Определимся с временными рамками «окна возможностей» для запрета: (1) по истечении установленных 180 дней банк сообщает вашей налоговой о непоступлении в установленный срок на ваши текущие счета валютной выручки по экспортному контракту (п. 5.9 Инструкции № 136); (2) налоговики проводят внеплановую документальную проверку, по результатам которой начисляют пеню и направляют вам НУР по форме «С»; (3) если вы не уплачиваете пеню в течение 10 календарных дней, такая сумма становится вашим налоговым долгом.

Как видите, основание отказать предприятию в переходе на ЕН будет у налоговиков не раньше, чем истечет срок (3). А поскольку предприятие, как юрлицо, видимо, нацелилось на третью группу — сработать это основание может при подаче вами заявления о переходе на ЕН именно в это время... ☹

Наконец, мы обязаны напомнить вам о возможности отсрочить применение к вам санкции (пени) — ведь фактически в непоступлении выручки виноват нерезидент. Для этого нужно обратиться с иском о взыскании долга в один из компетентных органов — суд/Международный коммерческий арбитражный суд/Морскую арбитражную комиссию при ТПП/ Экспортно-кредитное агентство (ст. 4 Закона № 185). Варианты ухода от ВЭД-пени см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 28, с. 45.