04.10.2018

Обеспечение под льготные пенсии: кто создает и в чем плюс

Отдельным категориям работников по Спискам № 1 и № 2, в зависимости от условий труда, по результатам аттестации рабочих мест могут назначаться пенсии за счет средств предприятий. И предприятие, с такими вредными рабочими местами, должно быть готово в будущем нести расходы на выплату и доставку льготных пенсий. Нужно ли создавать обеспечение под такие расходы?

Если на предприятии имеются рабочие места с особо вредными или тяжелыми условиями труда, входящие в перечень вредных работ, утвержденный постановлением КМУ от 24.06.2016 г. № 461 (Список № 1 и Список № 2), то предприятие должно быть готово в будущем нести расходы на выплату и доставку льготных пенсий работникам, занятым на таких работах (п. 2 разд. ХV Закона № 1058). Делать это придется с момента оформления работником льготной пенсии и до тех пор, пока работник не достигнет общеустановленного пенсионного возврата.

Здесь, как и по резерву отпусков, следует отталкиваться от того, что в процессе осуществления трудовых функций работники ежемесячно зарабатывают стаж, дающий им право на льготную пенсию, после чего у предприятия и возникает обязательство перед работниками при любых обстоятельствах в будущем возмещать их льготную пенсию с учетом расходов на ее доставку.

Так что если вы готовы рассчитать это обеспечение с учетом выплат под каждого работника, то необходимо создать обеспечение в том числе и для возмещения предстоящих расходов на выплату и доставку льготных пенсий (пп. 13 и 14 П(С)БУ 11).

Согласно методу прогнозируемой условной единицы каждый период работы рассматривается как основание для получения права на дополнительную условную единицу выплаты. То есть обеспечение признается только в части, «заработанной» сотрудником. Кроме того, учитывая долгосрочность такого обязательства, его сумма определяется с учетом дисконтирования (пп. 4 и 16 П(С)БУ 11).

Такие суммы, как поясняет Минфин*, включают (Кт 472 «Дополнительное пенсионное обеспечение») в:

* См. письмо Минфина от 24.11.2009 г. № 31-34000-20-10/31814 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 39, с. 5.

производственную себестоимость (Дт 23, 91);

административно-сбытовые расходы, если такие работники выполняют функции по обслуживанию и управлению предприятием и сбыту продукции (Дт 92, 93).

А суммы выплат отражают корреспонденцией: Дт 472 — Кт 651.

К тому же есть смысл создавать такой резерв не только малодоходным предприятиям, но и высокодоходникам. Налоговики, ссылаясь на п. 3.11 Инструкции № 5, соглашаются, что

обеспечения под льготные пенсии по Списку № 1 и Списку № 2 являются не чем иным, как обеспечением по выплатам, связанным с оплатой труда

Соответственно, разницы, описанные в пп. 139.1.1 и 139.1.2 НКУ, к обеспечениям под выплату пенсий не применяются (см. письма ГФСУ от 15.11.2016 г. № 24551/6/99-99-15-02-02-15, от 08.09.2017 г. № 1869/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, БЗ 102.13). Так что суммы обеспечений под льготные пенсии, отраженные в бухучете, напрямую будут влиять на размер налогооблагаемой прибыли. Поэтому бухрасходы на формирование обеспечений для компенсации выплат льготных пенсий при расчете налога на прибыль снимать не нужно. В свою очередь, использование этих обеспечений пройдет мимо налоговоприбыльного учета.

Исключение: выплаты за счет «пенсионных» обеспечений, сформированных до 01.01.2015 г. Налоговики разрешают на их суммы уменьшить финрезультат согласно п. 24 подразд. 4 разд. ХХ НКУ (см. письмо ГФСУ от 04.04.2018 г. № 1371/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). Причем как высокодоходникам, так и малодоходникам.

Если рассчитать обеспечение под выплату льготных пенсий предприятие не в силах, то оно не создается. В таком случае расходы на выплату и доставку льготных пенсий учитывают в составе прочих расходов периода (Дт 949 — Кт 651).