08.08.2019

Получили нал — пробили безнал: как исправить

Покупатель рассчитался наличными, а продавец ошибочно провел эту сумму через РРО с формой оплаты «Карткою». Можно ли исправить такую ошибку?

По общему правилу отмена ошибочно проведенной через РРО суммы производится путем регистрации отрицательной суммы. Если алгоритм работы РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов, разрешается регистрировать отмену ошибочной суммы с помощью операции «служебная выдача». При этом запрещается регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «сторно» (п. 7 разд. III Порядка № 547). Кроме того, в любом случае составляется акт, в котором указываются данные об ошибочной сумме и реквизитах расчетного документа (п. 8 разд. III Порядка № 547).

Но есть ли необходимость в рассматриваемом случае исправляться именно таким образом? По нашему мнению, нет, поскольку цель распечатки отрицательного чека выдачи средств или проведения операции «служебная выдача» — привести в соответствие сумму наличных, которая содержится в ящике РРО, с суммой, указанной в Z-отчете, путем уменьшения последней без фактической выдачи денег. А в данном случае такого несоответствия нет, поскольку наличный платеж провели через РРО как безналичный. Поэтому для исправления такой ошибки следовало (см. БЗ 109.02):

— составить акт об отмене ошибочно проведенной суммы с формой оплаты «Карткою»;

— после получения наличных денег от покупателя за проданный товар (предоставленную услугу) провести расчетную операцию на полную сумму покупки через РРО с распечаткой кассового чека на полную сумму проведенной операции.

Надеемся, именно так вы и сделали. Потому что в противном случае вам грозят штрафы, подробнее о которых читайте в ответе на следующий вопрос.

А вот штрафов за неоприходование бояться уже нечего — Указ № 436, к счастью, отменен (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 52, с. 2).