25.02.2019
** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 47, с. 3.
Сегодняшний разговор посвящен постановлению Правления НБУ от 12.02.2019 г. № 37, которое внесло ряд принципиальных изменений в Положение № 148. Согласно п. 4 этого постановления оно вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования. Такое опубликование состоялось 14.02.2019 г. Соответственно изменения в Положение № 148 действуют с 15 февраля.
Проанализируем главные из них.
Собственно термин «оприходование наличности» из п.п. 18 п. 3 Положения № 148 остался без изменений. Как и раньше, под оприходованием наличности, которая поступила в кассу, понимают ее учет в полной сумме в:
1) кассовой книге;
2) книге учета доходов и расходов (КУДР)/книге учета доходов (КУД);
3) фискальном отчетном чеке (Z-отчете)/расчетной квитанции.
А вот что говорит подкорректированный в который раз п. 11 Положения № 148 (см. таблицу).
Порядок оприходования наличности в кассе
Если наличные расчеты проводят: | Оприходованием является: | Основание для оприходования: | |
предприятия и их обособленные подразделения | — с применением РРО — и с оформлением их кассовыми ордерами — и с ведением кассовой книги | осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге | приходные кассовые ордера (ПКО) |
обособленные подразделения предприятий | — с применением РРО — без ведения кассовой книги | — обеспечение хранения ежедневных Z-отчетов в электронной форме в течение 1095 дней — и внесение информации в соответствующие книги учета (КУРО — в случае ее использования) | ежедневные Z-отчеты |
субъекты хозяйствования* | — с применением КУРО — без применения РРО | внесение данных в КУРО | расчетные квитанции |
* Этот термин объединяет в себе юридических лиц и их обособленные подразделения, а также физических лиц — предпринимателей (см. п. 1 Положения № 148). | |||
физические лица — предприниматели | оприходование и учет полученных доходов осуществляются в КУДР (или КУД) в порядке, определенном НКУ |
Таким образом, с 15 февраля на ниве оприходования имеем вот что:
1. Для юрлиц и их обособленных подразделений с кассовой книгой все осталось, как и раньше. То есть, чтобы оприходовать наличность, надо выписать ПКО и сделать соответствующую запись в кассовой книге.
2. Обособленным подразделениям с РРО, но без кассовой книги Нацбанк наконец разрешил:
— не печатать Z-отчеты (хотя делать это все равно придется, поскольку такое требование и до сих пор прописано в п. 9 ст. 3 Закона об РРО***) и
— не подклеивать их в КУРО.
Вместо этого такие обособленные подразделения должны
обеспечить хранение ежедневных Z-отчетов в электронной форме
Что это значит в практическом плане, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 93, с. 30.
Если такое обособленное подразделение продолжает вести КУРО на РРО (хотя с 01.10.2018 г. можно при определенных условиях отказаться от их ведения // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 85, с. 2), то необходимым условием для оприходования наличности является внесение информации в КУРО.
Здесь стоит вспомнить, что в ней делают записи об учете расчетных квитанций только в случае выхода из строя РРО/отключения электроэнергии. А вот при проведении расчетных операций через РРО уже не нужно ежедневно записывать в КУРО информацию о движении средств и сумме расчетов. Надеемся, что фискалы поймут все правильно и не заставят записывать в КУРО в случае ее использования ежедневную выручку обособленного подразделения…
3. Все субъекты хозяйствования, которые применяют КУРО и не применяют РРО*, должны оприходовать наличность путем внесения данных расчетных квитанций в КУРО.
* Такую возможность предусматривает ст. 10 Закона об РРО, если вид деятельности, которым занимается субъект хозяйствования, прописан в Перечне, утвержденном постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.
4. ФЛП. Для этой категории абзац пятый п. 11 Положения № 148 провозглашает, что
оприходование и учет полученных доходов ФЛП осуществляют в КУДР (или КУД) в порядке, определенном НКУ**
** Подробнее о заполнении этих книг как кассовых регистров читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 87, с. 21.
Похоже на то, что эта норма распространяется на всех ФЛП, как безРРОшников, так и РРОшников, за исключением тех, кто проводит наличные расчеты с применением КУРО без применения РРО (они охвачены пунктом 3 — см. выше).
А теперь — об остальных изменениях.
Обратите внимание: в п.п. 2 п. 3 Положения № 148 появилось обновленное определение этого термина, согласно которому обособленными подразделениями считаются не только филиалы, представительства, отделения, но и другие структурные подразделения (стационарные или передвижные), где реализуются товары, предоставляются услуги и осуществляются расчетные операции.
Новая редакция п. 11 Положения № 148, к счастью, снимает то напряжение, которое возникло после появления письма ГФСУ от 20.07.2018 г. № 24188/6/99-99-14-05-01-15 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 81, с. 4).
Напомним, в нем фискалы заявили: ФЛП — плательщики ЕН, которые не обязаны применять РРО и РК, для оприходования наличности должны выписывать документы (чек/накладную и т. п.) на каждый продаваемый товар (услугу) независимо от того, требует ли такие документы покупатель.
В обоснование таких требований они привели тогдашнюю редакцию п. 11 Положения № 148, согласно которой с 1 июня 2018 года оприходование для ФЛП-безРРОшников — это запись в КУДР/КУД на основании товарных чеков (квитанций). Именно эта конкретизация — «на основании…» — и стала тогда решающей для фискалов.
Теперь для таких искажений в Положении № 148 не осталось никаких намеков. Следовательно, ФЛП могут работать спокойно, выписывая товарный чек лишь тогда, когда он необходим покупателю.
Вы знаете, что п. 12 Положения № 148 требует утверждения предприятием (как для себя, так и для обособленных подразделений) порядка оприходования наличности в кассе. Разработанный порядок должен отвечать требованиям Положения № 148 и не противоречить законодательству Украины.
Поэтому будет лучше, если вы не поленитесь и еще раз перепишете свой внутренний порядок оприходования наличности
Хотя если не хотите, то и не надо — за его неутверждение/непереутверждение никаких санкций не предусмотрено.
Как вариант можно один-единственный раз отделаться строкой в приказе наподобие «оприходовать наличность в кассе согласно законодательству» — и тогда после очередных корректив Положения № 148 вам вообще ничего делать не придется. Выбор, как всегда, за вами.
НБУ дополнил Положение № 148 новым п. 451, согласно которому руководитель предприятия определяет соответствующим внутренним распорядительным актом перечень должностей и количество должностных лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.
Надеемся, после этого фискалы прекратят высказываться против делегирования подписи ПКО другому лицу в случае отсутствия директора, как они это делали раньше (см. письмо ГУ ГФС в Полтавской обл. от 07.08.2018 г. № 3449/ІПК/16-31-14-04-22).
Казалось бы, простой вопрос: можно ли выдать наличными зарплату в сумме свыше 50 тыс. грн.? Однако фискалы отвечали на него по-разному (см., например, письма ГФСУ от 30.08.2018 г. № 3780/ІПК/06-30-14-06-14 и ГУ ГФС в Сумской обл. от 14.08.2018 г. № 3531/ІПК/18-28-14-06-31).
В свою очередь, НБУ отрицал такую возможность (см. письмо от 22.05.2018 г. № 50-0007/28247). А теперь вот взял — и передумал! ☺ Поэтому с 15 февраля наличные ограничения не распространяются на выплаты, связанные с оплатой труда. Будто бы из-за социальной значимости таких вопросов… ☺