14.01.2019

Киевские фискалы: LiqPay и ЕН несовместимы!

Письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 20.12.2018 г. № 5313/ІПК/26-15-13-06-09

вывод документа

Расчеты через электронные платежные системы, в частности LiqPay, не относятся к денежным расчетам, т. е. являются нарушением условий пребывания на упрощенной системе налогообложения

В этом письме киевские фискалы, ничтоже сумняшеся, обозвали LiqPay электронной платежной системой, а проведение расчетов через нее — неденежными расчетами. И заявили, что плательщик ЕН, использовавший LiqPay при расчетах за свои товары (работы, услуги), должен перейти на общую систему налогообложения и обложить доходы, полученные на ЕН с расчетами при помощи LiqPay, по ставке 15 %.

На наш взгляд, эти выводы неправомерны и киевские фискалы здесь (умышленно?) искажают действительность.

Фактически, порожденная ПриватБанком система LiqPay являет собой информационно-технологический интерфейс этого банка, который предоставляет возможность пользователям распоряжаться своими денежными средствами в сети Интернет. На сайтах Приватбанка и LiqPay* эта фишка определена как платежный сервис ПриватБанка, предназначенный для упрощения проведения расчетов между физлицами, юрлицами и/или ФЛП в сети Интернет с помощью персональных компьютеров и/или других мобильных устройств.

* https://www.liqpay.ua/ (это — не реклама!).

А расчеты, производимые «при посредстве» LiqPay и упомянутых устройств, являются безналичными. Этот вывод мы сделали на том основании, что LiqPay привязан к конкретной платежной карточке Приватбанка. То есть корректнее было бы вести речь о расчетах не «через», а «при участии» LiqPay. Его функции в какой-то мере напоминают электронный терминал, только платежные карты через этот «терминал» проводятся не «вручную», а виртуально — при помощи телефонных/интернетных кликов.

И результатом оплаты, совершенной «при участии» LiqPay, является поступление к получателю (в том числе единщику) безналичных денежных средств, так как платежи идут с платежных карт покупателей на счета продавцов. Поэтому считаем, что вести речь о неденежной форме расчетов «через» LiqPay (когда в оплату единщику явно поступает «безнал»!) и ссылаться при этом на п. 291.6 НКУ со стороны фискалов, мягко выражаясь, не корректно.

То есть LiqPay, являясь специальным программным продуктом (эдаким виртуальным терминалом), не может считаться формой расчетов. Естественно, что этот продукт (интерфейс) ПриватБанка не может считаться и электронной платежной системой. Кроме того, исходя из п. 9.3 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-ІІІ электронная платежная система не может функционировать без внесения ее в соответствующий Реестр платежных систем, который ведет НБУ. Никакой системы LiqPay вы там, естественно, не найдете**.

** См. здесь: https://www.bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=8436153

Но поскольку LiqPay использует для расчетов немало интернет-магазинов, открытых единщиками, то фискальная суть данного письма может (надеемся, пока косвенно) их затронуть.

Думаем, если на практике фискалы начнут на этот счет перегибать палки, то единщики смогут легко отбиться от таких наездов даже путем административного обжалования (без обращения в суд). Ведь, помимо прочего, это — всего лишь индивидуальная налоговая консультация (и даже — не ГФСУ!), т. е. ее использует только запросивший плательщик (см. п. 52.2 НКУ), и она не обязательна к применению остальными плательщиками. Кроме того, ГФСУ ранее не подвергала сомнению правомерность получения единщиками оплаты за их товары, работы, услуги «при посредничестве» приватовского LiqРау — см. письмо ГФСУ от 23.05.2016 г. № 5295/К/99-99-22-07-03-14 (в нем речь шла о необходимости применения единщиками РРО при расчетах с помощью LiqРау).