04.07.2019
О нюансах присвоения класса водителю мы с вами говорили в статье «Водитель на предприятии» этого номера. Поэтому сразу переходим к ответу на вопрос.
Размер надбавок за классность хозрасчетные предприятия определяют самостоятельно в коллективном договоре (Положении об оплате труда) исходя из своих финансовых возможностей. Но заметьте: при этом обязательно должны быть соблюдены нормы и гарантии, предусмотренные законодательством, генеральным и отраслевыми соглашениями.
На сегодняшний день минимальные размеры надбавок за классность водителям легковых, грузовых автомобилей и автобусов определены Генеральным соглашением на 2019 — 2021 годы. Приведем их размеры:
— водителям I класса — 25 % тарифной ставки за отработанное водителем время;
— водителям II класса — 10 % тарифной ставки за отработанное водителем время.
Кстати, такие же размеры надбавки за классность предусмотрены и многими отраслевыми соглашениями.
Интересный момент. Согласно ст. 9 Закона о колдоговорах положения генерального, отраслевого (межотраслевого), территориального соглашений являются обязательными для всех субъектов, пребывающих в сфере действия сторон, подписавших соглашение. При этом в указанном Законе не уточняется, что нужно понимать под «сферой действия сторон, подписавших соглашение».
По мнению Минсоцполитики, изложенному в письмах от 21.11.2016 г. № 415/0/15-16/18 и от 18.06.2015 г. № 1002/18/93-15, положения генсоглашения и отраслевых (межотраслевых) соглашений будут обязательными, если и работодатель, и работники предприятия представлены субъектами сторон соглашения через соответствующее членство и на основании учредительных документов (положений, уставов и т. п.). В противном случае нормы этих соглашений для них необязательны (см. также письма Минсоцполитики от 31.07.2013 г. № 8422/0/14-13/18, от 04.07.2008 г. № 435/13/84-08 и от 17.03.2011 г. № 2774/0/14-11/18).
То есть в случае отсутствия соответствующих представителей при заключении генерального (отраслевого, межотраслевого) соглашения предприятия могут (но не обязаны) учитывать нормы и положения генсоглашения или отраслевого соглашения при заключении коллективного договора.
В то же время заметим, что при проведении проверок органы Гоструда далеко не всегда учитывают мнение Минсоцполитики, приведенное в упомянутых письмах. В результате предприятия вынуждены отстаивать свою точку зрения в судах. А судебные инстанции единой позиции на этот счет, к сожалению, не выработали.
Учитывая такую неопределенность, осторожным работодателям рекомендуем соблюдать предписания действующего Генсоглашения и устанавливать водителям надбавки за классность в размерах, определенных этим документом (25 и 10 %).
Важно! Выплату водителям надбавки за классность производят за время, фактически отработанное в качестве водителя.
При этом, по мнению Минсоцполитики (см. письмо от 19.09.2013 г. № 805/13/155-13), под временем, отработанным в качестве водителя, следует понимать время, в течение которого водитель непосредственно управлял транспортным средством. А значит, если водитель весь месяц находился в отпуске (ежегодном и отпуске без сохранения зарплаты), то надбавка за классность ему в этом месяце не начисляется.
Также учтите, что если водитель в рабочее время находился на работе, но не выезжал (не управлял автомобилем), надбавка за классность за эти часы не выплачивается, поскольку при выполнении других видов работ квалификация ІІ или І класса водителя не требуется.