02.05.2019

Бухгалтер и кадровик в одном лице: оформляем

На бухгалтера дополнительно возложены еще и отдельные функции кадровика. Как оформить такие обязанности?

Для работодателя важно правильно организовать кадровый учет на предприятии. Ведь его халатное ведение может грозить ему существенными штрафами.

Но не секрет, что не каждое предприятие может позвонить себе иметь в штате инспектора по кадрам. Именно поэтому на небольших предприятиях кадровые вопросы директор старается «сгрузить» на бухгалтера.

Вариант узаконивания таких действий будет зависеть от того, есть ли должность инспектора по кадрам в штатном расписании предприятия.

«Кадровика» нет в штатном расписании. В таком случае обязанности по кадровому учету следует прописать в должностной инструкции бухгалтера. То есть по сути расширить бухгалтерские обязанности обязанностями инспектора по кадрам.

Заметим, если вы решили сделать такое «расширение» в процессе работы бухгалтера, то учтите, что для последнего это будет изменением существенных условий труда. А значит, придется предупредить бухгалтера об этом за два месяца (ст. 32 КЗоТ).

Естественно, что если вы сделаете это «задним числом», то мы об этом никому не скажем. ☺

Важно!

При таком способе бухгалтеру не придется доплачивать сверх установленного оклада

за кадровую нагрузку. Ведь он будет заниматься такой нагрузкой в рамках своих должностных обязанностей.

При этом, подписывая кадровые документы, он должен будет указывать свою должность, например, «главный бухгалтер».

«Кадровик» есть в штатном расписании. Если в штатном расписании предусмотрена должность инспектора по кадрам, то выполнять его должностные обязанности бухгалтер может:

— либо в порядке совмещения профессий (должностей) (письмо Минтруда от 06.03.2006 г. № 09-96);

— либо через совместительство.

Начнем с совмещения. Поручать работнику выполнение дополнительных обязанностей в порядке совмещения профессий (должностей) лучше всего по его согласию. Иначе предприятию придется пройти процедуру с уведомлением за 2 месяца, прописанную в ч. 3 ст. 32 КЗоТ.

Дело в том, что установление/снятие совмещения профессий по инициативе работодателя — это изменение существенных условий труда работника. Уйти от необходимости уведомления поможет собственное желание работника.

В таком случае:

— бухгалтер подаст на имя руководителя письменное заявление с просьбой разрешить ему выполнять обязанности по другой должности;

— руководитель на основании такого документа издаст приказ (распоряжение) о возложении на бухгалтера допобязанностей в порядке совмещения профессий.

В приказе указывают должность, по которой устанавливается совмещение, и размер доплаты (ст. 105 КЗоТ),

а также период, на который устанавливается совмещение (при необходимости). С приказом работника ознакомляют под подпись.

Начиная с этого момента, подписывая кадровые документы бухгалтер должен указывать название должности «инспектор по кадрам».

Переходим к совместительству. Его уместно применять, если бухгалтер принят на неполное рабочее время и кадровым вопросам готов посвятить себя только после окончания выполнения бухгалтерских обязанностей.

Ведь совместительство — это работа по другим трудовым договорам в свободное от основной работы время.

Если же четко разделить обязанности не получается, рекомендуем все же задуматься о варианте совмещения профессий (см. выше).

Подробнее о нюансах оформления совместительства и совмещения, а тем более об их отличиях, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 42, с. 26.