16.05.2019

Исправляем ошибку после ухода с ЕН

Наше предприятие с 1 января 2019 года перешло с упрощенной системы на общую. В апреле 2019 года мы обнаружили ошибку в декларации плательщика единого налога за девять месяцев 2018 года. Можно ли сейчас ее исправить?

Если налогоплательщик выявил ошибку в предоставленной за прошлые периоды декларации, он может исправить ее одним из двух способов: (1) подать уточняющую декларацию (УД) или (2) исправить ошибку в текущей декларации.

Само собой, последний вариант в нашем случае отпадает. А может ли неплательщик единого налога предоставить уточненку? Давайте разбираться.

Уточняющая декларация (УД) подается по той форме, которая действует на момент подачи уточняющего расчета. Отдельной формы УД по единому налогу (ЕН) не существует. А ее функции выполняет сама ЕН-декларация, в которой достаточно просто поставить отметку «Х» в поле «Уточнююча».

Как известно, заполняют и подают в контролирующий орган ЕН-декларацию утвержденной формы именно плательщики единого налога (ст. 296 НКУ). Поэтому, на первый взгляд, плательщик, лишившийся единоналожного статуса, исправить единоналожную ошибку не может. Ведь инструментом для исправления ошибки является ЕН-декларация. Такого подхода фискалы придерживаются, например, в отношении плательщика НДС, регистрация НДС которого аннулирована (см. 101.03 БЗ).

Но этот фискальный подход не работает для единого налога! Основания для оптимизма находим в письме ГФСУ от 18.01.2019 г. № 209/6/99-99-15-02-02-15/ІПК. В нем сказано: если плательщик налога на прибыль выявит ошибку в налоговой отчетности в период его пребывания на упрощенке, то он обязан подать уточняющий расчет к такой декларации. То есть фискалы позволяют бывшему единоналожнику исправлять ошибки, допущенные в периоде работы на едином налоге.