02.09.2021

Рекламные листовки и брошюры: НП(С)БУ vs МСФО

У бухгалтеров, которые ведут учет по НП(С)БУ, нет сомнений, что листовки и брошюры, приобретенные для рекламной раздачи, учитываются как стандартные запасы. То есть сначала приобрели, потом оприходовали на баланс, а потом списали на расходы. Но оказывается, что у предприятий, которые работают по МСФО, есть более прогрессивный подход для учета таких активов. Давайте его рассмотрим!

МСФО-креатив

Правовым основанием для прогрессивного учета рекламных листовок, брошюр и другой мелочи, предусмотренной для рекламных раздач, является п.п. «в» п. 69 МСБО 38 «Нематериальные активы». Там сказано, что расходы на деятельность по рекламированию и стимулированию продажи (включая каталоги «товары по почте») относятся к расходам, которые включаются в расходы того периода, в котором они фактически понесены.

То есть имеем вполне конкретный материальный объект (рекламный каталог), но расходы на его изготовление признаем непосредственно в периоде, когда они понесены.

Причиной этого п. 69 МСБУ 38 называет вполне логичное обстоятельство: такие расходы понесены для обеспечения будущих экономических выгод, но при этом не создается и не покупается ни один нематериальный или другой актив, который можно признать. Иначе говоря,

МСФО предлагает рассматривать расходы на изготовление рекламных листовок и буклетов как расходы на рекламные услуги, и никакой материальный объект на баланс не приходовать

А в периоде, когда получен доступ к листовкам (то есть когда рекламные услуги оказаны), стоимость этих услуг просто включается в состав расходов на сбыт.

А какая вообще разница?

Вы, уважаемые читатели, наверняка уже задали себе этот вопрос? Ну если расходы на рекламные листовки все равно попадают в дебет счета 93, то какая разница, как они туда попадают — сразу как расходы на приобретение рекламных услуг или в корреспонденции со счетами запасов при списании листовок и брошюр для раздачи?

Но, во-первых, разница может возникать относительно периода, в котором отражаются расходы. Если объем изготовленных открыток — значительный, то при традиционном НП(С)БУшном подходе часть расходов попадет в расходы отчетного периода позже, чем при прогрессивном МСФОшном. Ведь, возможно, не все изготовленные открытки будут списаны под раздачу сразу.

А во-вторых, возникает отличие при классификации операций для целей НДС-учета. Традиционный подход с оприходованием открыток на баланс означает, что предприятие обрекает себя на минбазный НДС (п. 188.1 НКУ). Ведь налоговики согласны не начислять его, только если стоимость бесплатно розданных активов включается в продажную стоимость вашей продукции (БЗ 101.06).

А если считать расходы на изготовление листовок услугами? Тогда с минбазным НДС должно быть проще. Ведь здесь никакой бесплатной передачи активов конечным потребителям не будет. Предприятие просто приобрело рекламные услуги и никому ничего бесплатно не раздавало. Поэтому прогрессивный МСФО-подход дает дополнительные шансы избежать минбазного НДС при раздаче рекламных листовок.