15.12.2022
Программа частичной компенсации стоимости генераторов для многоэтажных домов — не общегосударственная. То есть о стопроцентном покрытии такими выплатами каждого населенного пункта речь теперь не идет.
Решение о выплате такой компенсации — в руках местной власти. Источником этих выплат является местный бюджет
Поэтому перед тем как погружаться в нюансы получения бюджетного возмещения, есть смысл убедиться в том, что ваш местный совет принял соответствующее решение.
На сегодня частичная компенсация стоимости генераторов уже реализована в Сумах, Полтаве, Киеве, Ровно, Львове, Луцке, Черновцах, Борисполе (Киевская обл.), Смеле и Умани (Черкасская обл.), Кременчуге (Полтавская обл.), Береговом (Закарпатская обл.). И с каждым днем количество населенных пунктов, которые подхватывают эту программу, увеличивается. Поэтому держите руку на пульсе!
Условия ее получения, как вы уже поняли, зависят от конкретного населенного пункта. Вместе с тем существуют и общие черты. Так, местные программы частичного возмещения стоимости генераторов распространяются на многоквартирные жилые дома, в которых:
— функционируют объединение совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК);
— совладельцами избран (назначен) управитель любой формы собственности, отличающейся от коммунальной.
Обратите внимание: если жильцы дома просто скинулись и купили генератор, то программа компенсации работать не будет.
Компенсацию могут получить ОСМД, ЖК, ЖСК и управители многоквартирных домов
При этом управителем многоквартирного дома может быть как ФЛП, так и юридическое лицо, которое по договору с совладельцами обеспечивает надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории и надлежащие условия проживания и удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 № 417-VIII). Между тем во многих решениях местных советов среди претендентов на частичную компенсацию названы только юридические лица. Из-за этого у ФЛП-управителей могут возникнуть определенные трудности с получением такой компенсации.
В подавляющем большинстве решений местных советов речь идет о частичном возмещении стоимости независимых (альтернативных) источников электрической энергии. Какие именно источники охватываются указанной формулировкой? Ответ на этот вопрос ищите в соответствующей местной нормативке.
Например, столичная власть решила (решение Киевского городского совета от 10.11.2022 № 5586/5627), что
к независимым источникам электрической энергии, стоимость которых можно компенсировать, относятся не только бензиновые, дизельные, газовые генераторы, а еще и солнечные зарядные станции, инверторы и т. п.
Причем словосочетание «и т. п.» наводит на мысль, что киевлянам будут компенсировать стоимость любых независимых приборов альтернативного питания для обеспечения нужд совладельцев многоквартирных домов.
А вот лучанам в этом смысле не повезло — решение Луцкого городского совета от 30.11.2022 № 37/88 вообще не конкретизирует перечень оборудования, стоимость которого подлежит частичной компенсации.
Посредине между этими двумя крайностями — решение Сумского городского совета от 23.11.2022 № 3206-МР и решение Львовского городского совета от 04.11.2022 № 1035. Ими предусмотрена частичная компенсация стоимости только электрогенераторов.
При этом ни в Киеве, ни в Луцке никаких требований к техническим характеристикам энергетического оборудования не выдвигается. Зато для сумчан и львовян требования к электрогенератору есть — его номинальная мощность должна быть от 3 кВт включительно. В остальных городах, где утверждена местная программа частичной компенсации, эта цифра варьируется от 2 до 5 кВт.
Еще одно требование, которое часто повторяется в решениях местных советов:
генератор должен быть закуплен после 24 февраля 2022 года и не позже окончания военного положения
Здесь тоже все передано на усмотрение местным советам. Для примера приведем информацию о нескольких городах.
Ровно. Субъекты, которые содержат, эксплуатируют многоквартирный жилищный фонд или управляют им, смогут получить из городского бюджета частичную компенсацию за приобретенные генераторы в размере 70 % суммы, но не больше 45 тыс. грн.
Львов. Сумма возмещения составляет 50 % цены, однако максимум — 30 тыс. грн.
Полтава. Сумма возмещения не может превышать 50 % стоимость электрогенератора, но не больше 80 тыс. грн.
Борисполь. Размер компенсации зависит от стоимости генератора. Для генераторов стоимостью до 80 тыс. грн она составляет 50 % цены, для более дорогих сумма возмещения будет составлять 40 тыс. грн.
Сумы. Размер компенсации не может превышать 50 % стоимости электрогенератора, но не больше 50 тыс. грн на дом.
Смела. Из городского бюджета будет выделяться софинансирование на приобретение генератора, но не больше 50 % его стоимости. Максимальная сумма компенсации — 30 тыс. грн.
Умань. ОСМД, обслуживающие кооперативы и управители могут получить 50 % средств, израсходованных на приобретение генератора, но не больше 20 тыс. грн.
Черновцы. Из городского бюджета будут возвращать 80 % стоимости приобретенных генераторов для многоквартирных домов, но не больше 60 тыс. грн. Будут компенсировать из расчета один генератор на 36 квартир.
Шаг 1. Чтобы стать участником программы частичной компенсации,
субъекты, которые обеспечивают содержание дома (ОСМД, обслуживающие кооперативы, управляющие компании), сначала должны оплатить покупку электрогенератора через банк за свой счет
Шаг 2. Для получения компенсации указанные субъекты подают через ЦПАУ или сервис электронных обращений на рассмотрение комиссии местного совета пакет документов (для каждого города — свой), который обычно включает:
— заявление установленного образца;
— копии платежных документов (первичные документы, которые подтверждают факт получения электрогенератора и осуществления оплаты за предоставленный товар);
— копии документов с указанием технических характеристик и серийного номера электрогенератора (или другой заводской маркировки);
— копию протокола совладельцев многоквартирного дома о принятии решения о закупке оборудования;
— копию извлечения из ЕГР субъекта, который обеспечивает содержание дома;
— документ, который подтверждает полномочия указанного субъекта на управление совместным имуществом (копия договора или извлечение из протокола).
Шаг 3. После рассмотрения поданного пакета документов
возмещение осуществляется путем перечисления средств на банковский счет ОСМД, ЖК/ЖСК, управителя, указанный в заявлении
На этом технические подробности получения компенсации заканчиваются. Дальше — об учетных нюансах на примере ОСМД.
Юридический аспект. Целью создания ОСМД является содействие в управлении, надлежащем содержании и использовании многоквартирного дома. Для выполнения поставленных целей общество имеет право приобретать разное имущество. Имущество, приобретенное ОСМД за счет взносов и платежей совладельцев, является их совместной собственностью (ст. 4 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 № 2866-III). То есть, строго говоря, ОСМД оно не принадлежит.
За счет каких поступлений от совладельцев ОСМД может приобрести электрогенератор?
Для ответа на этот вопрос вспомним (см. статью «Взносы и платежи совладельцев» // «Налоги & бухучет», 2021, № 80), что к таким поступлениям в ОСМД относят:
— членские взносы на покрытие текущих уставных расходов объединения;
— целевые поступления под конкретные цели в рамках уставной деятельности, с установлением условий их расходования;
— отчисление в ремонтный и резервный фонды, причем за счет последнего осуществляются расходы, в частности, на внедрение энергосберегающих мероприятий.
Таким образом,
приобрести генератор ОСМД может или за счет резервного фонда (если его имеющийся остаток это позволяет), или за счет целевых поступлений от совладельцев
Бухгалтерский учет. Для учета основных средств (ОС) или других необоротных материальных активов ОСМД применяют общие правила бухучета. А именно согласно НП(С)БУ 7 «Основные средства» и НП(С)БУ 16 «Расходы» сначала все расходы, связанные с первоначальной стоимостью (п. 8 НП(С)БУ 7), аккумулируют по дебету счета 15, а после введения ОС в эксплуатацию делают проводку Дт 10, 11 — Кт 15.
Вместе с тем ОСМД как неприбыльная организация (НПО) учитывает имущество на балансе, опираясь на общую неприбыльную специфику. Поскольку все поступления средств рассматриваются в четком соответствии с утвержденной сметой (то есть все средства ОСМД имеют целевое назначение), то:
— в момент поступления целевых средств от совладельцев на приобретение генератора доход не признается (п. 16 НП(С)БУ 15 «Доход»);
— доход признается в течение тех периодов, в которых были признаны расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования (п. 17 НП(С)БУ 15);
— целевое финансирование капитальных инвестиций признается доходом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования (в частности, ОС) пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов (п. 18 НП(С)БУ 15).
Учитывая это, при введении в эксплуатацию генератора ОСМД делает проводку: Дт 4841 — Кт 69 «Доходы будущих периодов». А впоследствии, по мере начисления амортизации, отражает доход от целевого финансирования проводкой Дт 69 — Кт 745.
Если бы генератор приобретался исключительно за средства совладельцев, на этом можно было бы ставить точку. Однако в нашей ситуации часть стоимости генератора будет, вероятно, профинансирована бюджетными (то есть тоже целевыми) средствами. Это отразится в бухучете проводкой Дт 311 — Кт 482. Поскольку генератор приобретен на условиях софинансирования (часть стоимости — за счет совладельцев, часть — за счет бюджета), эти средства должны быть направлены на пополнение взносов совладельцев.
Систематизируем вышесказанное в таблице.
Учет генератора, приобретенного ОСМД частично за счет бюджетных средств
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
дебет | кредит | |||
Поступление целевых взносов от совладельцев | ||||
1 | Начислены взносы совладельцев на приобретение генератора | 377 | 4841 | 30000 |
2 | Получены взносы от владельцев квартир | 301, 311 | 377 | 30000 |
Приобретение генератора | ||||
3 | Перечислена поставщику предоплата за генератор | 371 | 311 | 30000 |
4 | Оприходован генератор | 152 | 631 | 30000 |
5 | Осуществлен зачет задолженности | 631 | 371 | 30000 |
6 | Генератор введен в эксплуатацию | 104 | 152 | 30000 |
7 | Признано доходами будущих периодов целевое финансирование, полученное от совладельцев | 4841 | 69 | 30000 |
8 | Начислена амортизация (ежемесячно), срок амортизации — 5 лет | 949 | 131 | 500 |
9 | Признан доход от полученного целевого финансирования (ежемесячно) | 69 | 745 | 500 |
Получение частичной компенсации | ||||
10 | Получена частичная компенсация из местного бюджета за приобретенный генератор в размере 30 % стоимости | 311 | 482 | 9000 |
11 | Направлена компенсация из бюджета за приобретенный генератор на пополнение взносов совладельцев | 482 | 685 | 9000 |
12 | Начислены будущие взносы совладельцев | 377 | 4841 | 9000 |
13 | Проведен взаимозачет | 685 | 377 | 9000 |
На сегодня — это львовяне. Город будет возвращать определенным субъектам хозяйствования 50 % стоимости электрогенераторов, зарядных станций, аккумуляторных систем. Постановление горсовета по этому вопросу принято 06.12.2022. Из него видим, что частичная компенсация будет предоставляться отдельно на каждое заведение
субъектам хозяйствования — юрлицам и ФЛП, которые фактически осуществляют деятельность в сфере ресторанного хозяйства, розничной торговли продуктами питания, кроме реализации алкогольных напитков и табачных изделий
Кроме того, на компенсацию могут претендовать мини-пекарни, частные заведения образования и здравоохранения, аптеки, парикмахерские и салоны красоты.
Приобретенное оборудование должно обеспечивать работу указанных субъектов, которые, в свою очередь, обязаны предоставлять доступ посетителей к услугам по энергообеспечению в случае чрезвычайной ситуации. Компенсацию планируется выплачивать в сумме, которая не превышает 50 % стоимости оборудования, но не больше 80 тыс. грн. Требования к оборудованию — номинальная мощность от 3 кВт включительно.
Приобретение энергетического оборудования на таких условиях обычным субъектом хозяйствования (не НПО, а прибыльщиком/единоналожником/ФЛП и, возможно, еще и плательщиком НДС) имеет свою специфику. Но о ней — уже в следующей статье. Если вам, конечно, это будет интересно.