11.07.2022

Директор заплатил за предприятие — на кого составляется расходная накладная?

Средства поступили на текущий счет предприятия от директора юридического лица — покупателя (директора перечислил с личной карты на расчетный счет продавца). Правомерно ли выписать расходную накладную на юрлицо? Или все-таки обязательно выписывать на имя директора?

Расходная накладная это документ, который подтверждает факт отгрузки товара покупателю. Она является основанием для списания товара с учета продавца и оприходования товаров в учете покупателя. Поскольку

вы отгружаете товар предприятию (именно оно является товарополучателем) и договорные отношения у вас заключены именно с предприятием (а не с физлицом — директором), то и расходную накладную вы выписываете на предприятие — покупателя, а не на директора

То же касается и составления налоговой накладной.

Директор (как отдельное физическое лицо) не является стороной договора.

Единственное что нужно, — чтобы этот платеж можно было четко идентифицировать (что это именно оплата за товар, который планируется отгрузить предприятию), а не какая-то новая поставка.

Скорее всего, директор покупателя указал в назначении платежа, по крайней мере по какому договору это уплата, а возможно, и указано, что это оплата от такого-то предприятия. В этом случае с идентификацией этого платежа проблем не должно быть. То есть здесь не будет какой-то другой новой поставки (тем более, что договора на поставку именно с директором у вас нет). Нового обязательства перед директором здесь не признаем.

Для вас как для продавца, в принципе, все равно, что оплата получена не из договорного счета предприятия-покупателя. Главное — что она получена. Если вы плательщик НДС, начислить налоговые обязательства и составить налоговую накладную нужно по дате получения оплаты от директора.

Больше проблем может быть у покупателя — как потом «закрывать» расчеты с директором и компенсировать ему выплаты? Компенсировать эти расходы директору можно как подотчетные суммы. Директор принесет авансовый отчет, к которому приложит квитанцию, подтверждающую оплату за товар на счет предприятия-поставщика. Кстати, такая квитанция для покупателя будет подтверждением, что оплата за товар действительно осуществлена. Дальше по утвержденному авансовому отчету возникает обязанность погасить эту задолженность перед директором. Подробнее об этом смотрите статью «Подотчет за свои: вспомним все», «Налоги & бухучет», 2021, № 29.

Обратите внимание:

не исключены в этом случае проблемы с отражением налогового кредита по НДС у покупателя

Ведь налоговую накладную продавец выпишет на дату получения оплаты. А у покупателя, поскольку не произошло списание средств с его банковского счета, не будут выполняться требования из п. 198.2 НКУ. Согласно этому пункту налоговый кредит формируется по дате списания средств с банковского счета налогоплательщика в оплату товаров (первое событие). Но деньги списывались не с его счета (см. «Третий не лишний», «Налоги & бухучет», 2020, № 53).