10.10.2022
* zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques
Средства, которые поступили на счет резидента (юридического лица) в иностранном банке за экспорт товаров, в том числе за тот, который не подпадает под валютный надзор, подлежат перечислению на счет в банке Украины не позже предельных сроков расчетов
Как вы поняли, это ответ на вопрос, надо ли резиденту (юрлицу) перебрасывать средства с заграничного счета в банк Украины и в какие сроки. Если эти средства поступили за экспорт товаров (услуг), в том числе по операциям, которые вне валютного надзора.
Итак, перейдем к анализу этого фискал-творения. Сначала налоговики, упоминая соответствующие нормы Закона о валюте*, подтверждают законность открытия резидентами счетов в иностранных банках и проведения через них ВЭД-расчетов.
* Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 № 2473-VIII.
Прибавим к этому: то, что средства экспортеры могут законно получать на счета в иностранных банках, подтверждено и п.п. 2 п. 9 Инструкции № 7*. В этом же документе указано, что такие средства необходимо вернуть в Украину в пределах установленных НБУ предельных сроков (180 (365) дней со дня осуществления их экспорта). А также — о необходимости подачи в обслуживающий украинский банк документов иностранного банка, которые подтвердят зачисление средств за экспорт.
Но! Это же все касается только тех операций, которые подпадают под банковский надзор! Однако в этой консультации налоговики требуют возврата средств в Украину, да еще и — в установленные предельные сроки (!) сумм, полученных на счет резидента в инобанке за экспортные операции, которые под банковский надзор вообще не подпадают!
Следовательно, анализируем дальше консультацию, чтобы понять: из какого «пальца» налоговики «высосали» такой вывод?
Напомнив известные истины, что порядок проведения ВЭД-расчетов и предельные их сроки по операциям по экспорту и импорту товаров определяет НБУ, налоговики отметили, что согласно п. 16 Положения № 5* расчеты по ВЭД-операциями осуществляются исключительно через счета в банках.
Они также напомнили, что согласно ч. 2 ст. 13 Закона о валюте в случае установления НБУ предельного срока расчетов за экспорт денежные средства подлежат зачислению на счета резидентов в банках Украины в сроки, указанные в договорах, но не позже срока и в объеме, установленных НБУ.
Потом фискалы привели похожие нормы из п. 23 разд. ІІ Положения № 5, но избирательно. Они, по-видимому, преднамеренно не упомянули там об операциях в незначительной сумме (в экв. 400 тыс. грн), на которые установленный НБУ предельный срок не распространяется (!) и которые не подпадают под валютный надзор. Зато четко процитировали, что
«денежные средства от нерезидента по операциям резидента по экспорту товаров подлежат зачислению на счет резидента в Украине в банке»
И если ч. 2 ст. 13 Закона о валюте, думаем, говорит только о том экспорте, который подпадает под валютный надзор, то эта норма из п. 23 разд. ІІ Положения № 5, похоже, охватывает и неподнадзорные экспортные операции…☹
А вот дальше авторы консультации уже «заигрались». Они, ссылаясь на п. 16 Инструкции № 7, указывают, что банк осуществляет валютный надзор за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операции по экспорту товаров по каждому факту осуществления поставки товара. Потом в который раз отметили, что денежные средства от экспорта товаров должны быть зачислены на открытый в банке текущий счет резидента не позже предельных сроков расчетов, ссылаясь уже на п. 19 Инструкции № 7. И «на основании» этого делают странный вывод, что средства, полученные за экспорт товаров, которые не подпадают под валютный надзор, тоже должны быть возвращены на счет в банке Украины не позже предельных сроков расчетов.
Но! Фискалы при этом почему-то «забыли» об операциях в «незначительной сумме». А также о том, что согласно постановлению правления НБУ от 14.05.2019 № 67
установленные НБУ предельные сроки не распространяются (!) на ряд перечисленных в постановлении № 67 товаров и услуг и, в частности, на услуги, работы (кроме транспортных и страховых), права интеллектуальной собственности и (или) прочие неимущественные права, которые экспортируются
Итак, получается, НБУ здесь что-то напутал? Ведь, по версии фискалов, предельные сроки возврата валютной выручки в Украину распространяются и на экспорт меньше «незначительной суммы», и на все перечисленное в этом постановлении — что не подпадает под валютный надзор?!. Очень интересно.
Мы с таким подходом не согласны. И хотя из нормы п. 23 разд. ІІ Положения № 5 и следует необходимость возврата средств, полученных за неподнадзорный экспорт на счет в банк Украины, но предельный срок для такого возврата не установлен. Об этом прямо свидетельствуют и упомянутое постановление № 67, и нормы пп. 22 и 23 разд. ІІ Положения № 5.
Кстати, даже если и согласиться с этим выводом фискалов, то в случае невозврата сумм в установленные предельные сроки (180 или 365 дней) у них нет никаких оснований начислять за это ВЭД-пеню. Ведь операции неподнадзорны, поэтому и последствие в виде пени невозможно!
Они здесь могут попробовать применить к «нарушителю» санкции «за нарушение требований валютного законодательства». Но законность этого тоже сомнительна.
В то же время если полученные за экспорт средства были за рубежом потрачены, то проблемы не исключаются. Но — это уже другая история, и о ней мы писали в статье «ВЭД и счет за рубежом» // «Налоги & бухучет», 2022, № 62.
Касается ли ФЛП? Акцентируем ваше внимание, что хотя в выводе фискалов и конкретизировано, что речь идет о юридическом лице, но его в определенной степени можно распространить и на физлиц-предпринимателей (ФЛП) -экспортеров. Ведь в вопросе фигурировало именно «юрлицо», поэтому и вывод направлен именно на него. Но каких-то особенностей в ответе фискалов, которые бы помешали распространить этот вывод также и на ФЛП, мы не увидели.