27.10.2022
Сначала напомним два важных изменения, которые состоятся с 01.01.2023. То есть с даты, с которой заработает постановление № 894*, а следовательно будут воплощены в жизнь требования нового Закона о платежных услугах** в части, которая касается торговцев.
** Закон Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX.
Изменение 1. По правилам, которые действуют сейчас, обеспечить покупателю возможность рассчитаться за товар/услугу с помощью электронных платежных средств (ЭПС) обязаны те торговцы (продажа товаров, общественное питание и услуги), для которых является обязательным применение РРО или программных РРО (ПРРО) (постановление № 878*).
А вот с 01.01.2023 (с рядом исключений) обязанность торговца обеспечить покупателю возможность безналичного расчета не будет зависеть от того, должен торговец по закону применять РРО/ПРРО или нет. Детали этого вы можете найти в статье «POS-терминалы. Новые правила → с нового года» // «Налоги & бухучет», 2022, № 61.
Изменение 2. Нынешние правила обязывают торговцев принимать к оплате ЭПС и фактически иметь «физический» (POS) терминал. Ведь в действующем постановлении № 878 речь идет именно о таком терминале. А вот в новом Законе о платежных услугах и постановлении № 894 сказано, что торговцы должны обеспечивать покупателю возможность рассчитаться в безналичной форме.
То есть
торговцы, как мы это понимаем, не будут обязаны иметь именно/исключительно «физический» (POS) терминал для приема к оплате электронных платежных средств покупателя. Возможны будут и другие альтернативные варианты приема безналичной оплаты
Какие именно? Давайте разбираться.
В п. 28 ст. 38 Закона о платежных услугах сказано, что торговцы обязаны обеспечивать возможность осуществления безналичных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги), в том числе с помощью электронных платежных средств, и/или платежных приложений, и/или платежных устройств.
На первый взгляд здесь кажется, что главное — обеспечить покупателю возможность безналично рассчитаться за товар/услугу. А каким именно образом/способом будет осуществляться такой безналичный расчет — это не так уж и важно. Но это не совсем так!
Смотрите. Здесь прежде всего обращает на себя внимание определение торговца, которое приведено в новом Законе о платежных услугах (п.п. 89 ст. 1):
«торговец — субъект хозяйствования... который в соответствии с договором с соответствующим предоставителем платежных услуг (эквайером или другим) принимает к обслуживанию платежные инструменты для осуществления оплаты стоимости товаров или услуг, включая услуги по выдаче средств в наличной форме».
То есть:
1) прием торговцем безналичной оплаты от покупателя должен осуществляться на основании договора с соответствующим предоставителем платежных услуг (эквайером или другим);
2) безналичный расчет должен осуществляется с помощью именно платежных инструментов.
Что это за платежные инструменты? Согласно п. 1 ст. 34 Закона о платежных услугах к платежным инструментам относятся:
1) прямой дебет (п. 76 ст. 1 Закона о платежных услугах). То есть набор процедур, который используется для инициирования платежной операции дебетового перевода (п. 6 ст. 1 Закона о платежных услугах). Как пример, очень упрощенный: заказчик/потребитель каких-то услуг позволил «автоматически» списывать средства со своего счета в счет потребленных услуг. Дальше «отмашку» на списание конкретной суммы средств дает банку получатель этих средств (в этом случае предоставитель услуг);
2) кредитовый трансферт (п. 30 ст. 1 Закона о платежных услугах). То есть набор процедур, который используется для инициирования платежной операции кредитового перевода (п. 29 ст. 1 Закона о платежных услугах). Как пример, очень упрощенный: получателю товаров/услуг поступает электронный счет на уплату и он (плательщик) сам инициирует уплату;
3) электронные платежные средства (п. 30 ст. 1 Закона о платежных услугах). Это персонализированное средство, реализованное на любом носителе, который содержит в электронной форме данные, необходимые для инициирования платежной операции и/или осуществления других операций. Как пример, платежная карта, которой можно рассчитаться в магазине, и т. п.
То есть уже отсюда мы видим, что
торговец не сможет просто ограничиться тем, что он откроет себе текущий счет в банке и будет предлагать покупателям/заказчикам рассчитаться по реквизитам этого счета или по реквизитам карты, эмитированной к этому счету
Потому что здесь не будет собственно приема по договору с эквайером или с другим предоставителем платежных услуг к обслуживанию платежных инструментов.
Обязанность торговца обеспечивать возможность осуществления безналичных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) законодатель поместил в ст. 38 Закона о платежных услугах под названием «особенности эмиссии электронных платежных средств, эквайринга и расчетов с их использованием».
Это фактически подталкивает нас к выводу, что
новый Закон о платежных услугах, как и ныне действующие правила, тоже говорит о приеме оплаты с использованием электронных платежных средств покупателей/заказчиков. Только расширяются варианты приема такой оплаты
Так, Законом предусмотрено, что продавец должен обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов за проданные товары (предоставленные услуги), в том числе с помощью
— электронных платежных средств,
и/или
— платежных приложений,
и/или
— платежных устройств.
Конструкция «в том числе» в сочетании с «и/или» фактически значит, что торговец должен обязательно обеспечить прием к оплате хотя бы чего-то из перечисленного. Но допустимый один из этих вариантов расчетов. То есть достаточно, чтобы торговец обеспечил хотя бы один из этих вариантов расчетов. При этом понимаем это так, что электронное платежное средство / платежное приложение / платежное устройство — это то, что должно быть именно у покупателя/заказчика, который желает рассчитаться безналично. Потому что было бы довольно странным допустить, что через «и/или» перечислено и то, что должно быть у покупателя/заказчика, и то, что должно быть у продавца/исполнителя.
Но! Не факт, что именно так и будут понимать это те же налоговики. Или защитники прав потребителей. Потому что законодательная формулировка, которую мы анализируем, является не достаточно удачной.
Также в самом постановлении № 894 КМУ взял и несколько переиначил норму п. 28 ст. 38 Закона о платежных услугах. Установил, что «торговцы должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств)...».
То есть нет слов «и/или». А это существенно изменяет трактовку.
Поэтому здесь есть некоторые опасения. Например, базовая ситуация. Пришел покупатель с картой и без смартфона. А мы ему отказали, потому что мы не обеспечиваем оплату именно с помощью электронных платежных средств. Мы, например, обеспечиваем оплату с помощью альтернативного варианта — платежного приложения потребителя. Нормально ли это воспримут проверяющие? Не будут ли они понимать это так, что оплата с помощью физической карты в любом случае должна быть обеспечена? То есть все и в дальнейшем будет вертеться вокруг «физических» (POS) терминалов и программных терминалов («терминал в смартфоне» торговца).
Трудно предугадать. Но «из песни слов не выбросишь». Написаны же в норме из п. 28 ст. 38 Закона о платежных услугах слова «и/или». То есть речь об альтернативных вариантах.
Кстати, то же Минэкономики в анализе регуляторного влияния постановления № 894 упоминало:
— и о терминале в смартфоне: «...такой способ осуществления безналичных расчетов ориентирован на малый и мобильный бизнес. Исключается необходимость приобретать POS-терминал, платить абонплату за его использование»;
— и об оплате с помощью QR-кода: «...услуга будет интересна для начинающих предпринимателей, которые не готовы устанавливать платежный терминал».
То есть Минэкономики как будто адекватно воспринимало норму п. 28 ст. 38 Закона о платежных услугах (ср. ).
Впрочем,
риски того, что налоговики / защитники прав потребителей будут требовать там, где есть личный контакт с покупателем/заказчиком, именно наличия «физических» (POS) терминалов или программных «терминалов в смартфоне» торговца, все же есть
В принципе, еще есть некоторое время для того, чтобы контролеры дали свои разъяснения. Впрочем, не факт, что они растолкуют именно то, что нас интересует. Потому что в тех же разъяснениях налоговиков здесь и здесь вопрос, который нас интересует, растолкован не был.
Дальше давайте посмотрим еще на определение «электронных платежных средств», «платежных приложений» и «платежных устройств».
«Электронное платежное средство — платежный инструмент, реализованный на любом носителе, который содержит в электронной форме данные, необходимые для инициирования платежной операции и/или осуществления других операций, определенных договором с эмитентом.»
Самый простой пример — это классическая платежная карта.
«Платежное приложение — программное обеспечение, которое дает возможность пользователю инициировать платежную операцию со счета плательщика (в том числе с помощью платежных инструментов) и/или осуществлять другие операции, предусмотренные договором с предоставителем платежных услуг.»
Например, «Приват24», «ПУМБ Online», другое программное обеспечение, которое дает собственнику электронного платежного средства дополнительные возможности по его использованию.
«Платежное устройство — техническое устройство (банковский автомат, платежный терминал, программно-технический комплекс самообслуживания, программно-аппаратная среда мобильного телефона, другое устройство), которое дает возможность пользователю инициировать платежную операцию, а также выполнить другие операции согласно функциональным возможностям этого устройства.»
Например, смартфон, смарт-браслет, смарт-часы и т. п. Потому что мы же выше пришли к заключению, что речь именно о том, что должно быть у покупателя/заказчика, а не у торговца. Хотя на самом ли деле именно это имел в виду законодатель?
Дальше тоже пойдем в том же порядке.
Как может торговец обеспечить покупателю возможность рассчитаться безналично с помощью электронного платежного средства? Это может быть привычный «физический» (POS) терминал.
Это может быть «терминал в смартфоне» / программный терминал. С помощью специального приложения (например, OщадPAY), которым можно пользоваться на основании договора эквайринга, продавец может превратить свой смартфон в терминал, который будет принимать бесконтактные электронные платежные средства. Торговец указывает сумму операции в приложении. Клиент прикладывает карту для оплаты к смартфону. Оплата проведена.
Впрочем, если какие-то виды карт такой терминал «обработать» не сможет, то придется, очевидно, обеспечить другой способ безналичного расчета с таким покупателем/заказчиком.
Если же речь об интернет-продаже с оплатой онлайн, то это может быть организация оплаты по реквизитам электронного платежного средства путем заключения торговцем договора интернет-эквайринга.
А как может торговец обеспечить покупателю возможность рассчитаться безналично с помощью платежного приложения?
Это могут быть расчеты с помощью QR-кода. Такой вид расчетов предусматривает, что торговец на основании договора с предоставителем соответствующих услуг получает от последнего определено программное обеспечение, с помощью которого генерируется QR-код для оплаты товара/услуги. Покупатель с помощью своего смартфона сканирует этот код. А дальше с помощью платежного приложения, к которому будет относить покупателя этот QR-код (в зависимости от того, с каким предоставителем платежных услуг вы заключили договор, и того, есть ли какие-то платежные приложения на смартфоне покупателя), осуществляет оплату по этому коду.
Это, очевидно, также может быть технология выставления торговцем онлайн-инвойсов (счетов), что также реализуется по договору с предоставителем соответствующих услуг.
А как может торговец обеспечить покупателю возможность рассчитаться безналично с помощью платежного устройства? Речь, очевидно, о приеме NFC-платежей, что может осуществляться торговцем с помощью терминалов, в том числе программных.
Возможно, предоставители платежных услуг предложат и другие варианты расчетов.
Постановление № 894 предусматривает, что эти же требования (об обеспечении торговцем возможности покупателю рассчитаться за товары/услуги безналично) касаются в т. ч. и товаров (услуг), реализация (предоставление) которых осуществляется дистанционно.
Не все так однозначно с этой нормой. Не идет ли речь именно о случае, когда оплата товара и расчет за него происходят одновременно — то есть когда есть физический контакт с покупателем? Например, если товар доставляется курьером торговца и оплата покупателем осуществляется в момент получения товара от курьера.
В этом случае при оплате товара мы однозначно должны дать возможность покупателю рассчитаться в безналичной форме. То есть курьер должен иметь при себе или POS-терминал, или «терминал в смартфоне», или QR-код, который покупатель может отсканировать для оплаты товара (об этом последнем способе см. также сказанное выше).
А если речь идет о предварительной оплате товара (сначала клиент оплачивает товар, а потом он ему доставляется), то здесь расчет и так будет безналичным. Впрочем, и здесь, как понимаем, никуда не денешься от требований Закона о платежных услугах. Торговец и на этом этапе должен будет организовать прием к обслуживанию платежных инструментов. Будь то классический интернет-эквайринг, QR-код, выставление онлайн-счета и т. п.