13.02.2023
Прежде всего следует учесть: объектом обложения НДС являются операции по поставке товаров и услуг на таможенной территории Украины (п. 185.1 НКУ). Поэтому
неприбыльные организации могут стать плательщиками НДС в случае, если они осуществляют операции по поставке товаров или услуг
Правила вхождения в ряды плательщиков НДС для неприбыльных организаций ничем не отличаются от правил, установленных для остальных субъектов хозяйствования. Поэтому неприбыльные организации могут регистрироваться плательщиками НДС как в обязательном, так и в добровольном порядке — если нужен статус НДС-плательщика (письмо ГНСУ от 18.08.2021 № 3079/ІПК/99-00-21-02-02-06). Напомним, что это за правила:
Таблица 1. НПО и НДС-регистрация
НДС-регистрация | Пункт НКУ | Условия НДС-регистрации | Срок подачи заявления на НДС-регистрацию |
Обязательная регистрация плательщиком НДС | если общий объем облагаемых* операций по поставке за последние 12 календарных месяцев совокупно превысил 1 млн гривень | не позже 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором превышен 1 млн грн (п. 183.2 НКУ) | |
Добровольная регистрация плательщиком НДС | если объем облагаемых операций по поставке за последние 12 месяцев не достиг 1-миллионного порога, однако НПО хочет зарегистрироваться плательщиком НДС по желанию | не позже чем за 10 календарных дней до начала налогового периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС (п. 183.3 НКУ) | |
* Важно! При подсчете 1 млн грн учитывают операции поставки, которые являются налогооблагаемыми. Причем, по мнению налоговиков, к налогооблагаемым операциям в целях НДС-регистрации относятся операции: — облагаемые НДС (по ставкам 20, 0, 7, 14 %) и — освобожденные от обложения НДС (льготные). Таким образом, при подсчете 1-миллионного порога налоговики требуют учитывать не только облагаемые операции, но и операции, освобожденные от НДС. Поэтому зарегистрироваться плательщиком НДС придется, даже если осуществляются только льготные поставки и их объем за последние 12 месяцев превысит «миллион» (письмо ГНСУ от 02.12.2020 № 4950/ІПК/99-00-05-06-02-06, письмо ГУ ГНС во Львовской обл. от 04.10.2021 № 3669/ІПК/13-01-18-04-09). А вот операции, не являющиеся объектом обложения по ст. 196 НКУ, в подсчете регистрационных объемов не учитываются (БЗ 101.02; письмо ГНСУ от 04.05.2022 № 465/ІПК/99-00-21-03-02-06) |
Если объемы облагаемых операций у НПО невелики и не превышают «миллион», то НПО может плательщиком НДС не регистрироваться (разве что может сделать это по желанию).
А вот на НПО, зарегистрировавшуюся плательщиком НДС, распространяются все обязанности обычного НДС-плательщика — по:
— начислению налоговых обязательств по НДС (с учетом общего правила первого события, п. 187.1 НКУ);
— выписке и регистрации налоговых накладных (в том числе регистрации льготных налоговых накладных — если НПО осуществляет льготные, освобожденные от НДС, поставки);
— подаче налоговой отчетности (деклараций) по НДС,
— а также права по отражению налогового кредита и получению бюджетного возмещения по НДС (если условия для возмещения соблюдаются).
Впрочем, отдельно следует остановиться на сроке подачи заявления на обязательную регистрацию плательщиком НДС.
Подача НДС-заявления. После Закона Украины от 03.11.2022 № 2719-IX (подкорректировавшего п.п. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и отменившего военную приостановку сроков, в том числе для документов (уведомлений)), напрашивался вывод, что и для подачи заявлений возобновлено течение сроков (т. е. сроки побежали). А следовательно, с подачей НДС-заявления на обязательную НДС-регистрацию лучше не затягивать (и больше не рассчитывать на военное продление), а соблюдать отведенный для его подачи 10-дневный срок.
Однако похоже, что налоговики возобновление течения сроков на заявления/уведомления не распространяют (см., например, консультацию БЗ 116.12 и наш комментарий к ней «Действует ли еще военное продление сроков для ф. № 20-ОПП и ф. № 1-ОПП: разъяснение налоговиков» // «Налоги & бухучет», 2022, № 99). Поэтому из разъяснений контролеров получается, что и после Закона № 2719 для заявлений (в том числе и заявления на регистрацию плательщиком НДС) продолжает действовать военная приостановка сроков и такие сроки продлеваются в связи с военным положением (ВП). А при таком подходе пока последствия нерегистрации плательщиком НДС из п. 183.10 НКУ не грозят.
В процессе деятельности неприбыльные организации могут осуществлять разные операции и получать разные доходы. Рассмотрим подробнее, какие из операций могут привести к необходимости регистрации плательщиком НДС.
Таблица 2. С каких операций НПО может возникнуть НДС
Операции НПО | Пояснения |
Основные доходы: — членские взносы; — благотворительные взносы; — добровольные пожертвования; — целевая и нецелевая финансовая помощь; — другие поступления | Такие поступления не являются поставкой товаров/услуг. Поэтому они не учитываются в подсчете 1 млн грн и никак не влияют на обязанность НПО зарегистрироваться плательщиком НДС. А если НПО уже зарегистрирована плательщиком НДС, то такие поступления НДС не облагаются (поскольку не являются объектом обложения — поставкой, письмо ГНСУ от 20.12.2021 № 4759/ІПК/99-00-21-03-02-06) |
Доходы от хозяйственной деятельности: — доходы от аренды; — доходы от продажи имущества; — доходы от консультационных и образовательных услуг и пр. | Такие операции являются поставкой товаров/услуг. Поэтому они учитываются в подсчете 1 млн грн (а у НПО уже зарегистрированной плательщиком НДС — облагаются НДС в общеустановленном порядке). К необходимости НДС-регистрации, к примеру, может привести продажа объектов основных средств. Правда, учтите: важны именно фактически осуществленные поставки. А вот одно лишь намерение осуществить поставку (к примеру, подписание «дорогого» договора на продажу объекта основных средств, поставка по которому только намечается и только после которой будет превышен «миллион») — еще не повод заранее в обязательном порядке регистрироваться плательщиком НДС. А зарегистрироваться плательщиком НДС нужно будет только после фактического осуществления такой поставки и превышения 1-миллионного порога (хотя до превышения «миллиона» зарегистрироваться плательщиком НДС можно добровольно по желанию, п. 182.1 НКУ) |
Пассивные доходы: — проценты на средства на счетах; — дивиденды; — роялти | Такие доходы не являются объектом обложения НДС (пп. 196.1.5, 196.1.6 НКУ). Поэтому не учитываются в подсчете 1 млн грн (а у НПО, уже зарегистрированной плательщиком НДС, они не облагаются НДС) |
Прочие доходы: — санкции (штрафы) в пользу НПО за нарушение договора; — курсовые разницы | Такие поступления не являются поставкой товаров/услуг. Поэтому не учитываются в подсчете 1 млн грн (а у НПО, уже зарегистрированной плательщиком НДС, такие поступления НДС не облагаются) |
Бесплатные поставки | Такие операции — зачастую основные у неприбыльщиков. В связи с этим учтите: бесплатные передачи товаров/услуг являются поставкой (попадают под определение поставки из п.п. 14.1.191, п.п. «в» п.п. 14.1.185 НКУ, письма ГНСУ от 02.12.2022 № 2119/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 12.07.2021 № 2723/ІПК/99-00-21-03-02-06). Поэтому в общем случае у НПО бесплатные поставки товаров/услуг (в том числе освобожденных от НДС) учитываются в подсчете 1 млн грн для целей НДС-регистрации (БЗ 101.02; письмо ГНСУ от 25.03.2020 № 1236/6/99-00-07-03-02-06/ІПК), а у НПО, уже зарегистрированных плательщиками НДС, по правилам НДС-учета подлежат обложению НДС. Важно! Для некоторых бесплатных передач НКУ установлены «военно-карантинные» исключения из правил и предусмотрено, что не учитываются при подсчете 1 млн грн для целей НДС-регистрации: (1) у общественных объединений и благотворительных организаций: — операции по предоставлению во время военного положения благотворительной помощи (п.п. 197.1.15 НКУ) такими НПО (п.п. 69.12 подразд. 10 разд. ХХ НКУ); — операции по предоставлению до конца карантина благотворительной помощи (п.п. 197.1.15 НКУ) и/или осуществлению льготных поставок антикоронавирусных товаров (в том числе генераторов и прочих электротоваров по Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 20.03.2020 № 224) такими НПО (п. 72 подразд. 2 разд. ХХ НКУ); (2) у любых НПО — бесплатная передача во время военного положения любых товаров/предоставление любых услуг на нужды ВСУ, правоохранительных органов и других силовых структур, включая подразделения теробороны, а также заведениям здравоохранения государственной и коммунальной собственности и структурным подразделениям по вопросам здравоохранения — поскольку такие операции не являются поставкой (п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Поэтому осуществление таких операций НДС-регистрации не потребует (БЗ 101.02). А также их осуществление во время военного положения для НПО не считается нарушением НПО-условий (п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ) |
Импорт товаров | Операции по импорту (ввозу товаров на таможенную территорию Украины) не учитываются в подсчете 1 млн грн, так как хотя и попадают в облагаемые (п.п. «в» п. 185.1 НКУ), однако являются не поставкой, а приобретением. Важно! На период действия военного положения освобождается от импортного НДС ввоз товаров общественными объединениями и/или благотворительными организациями для дальнейшей их безвозмездной передачи ВСУ или другим силовым структурам (п. 69.51 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) |
Услуги, полученные от нерезидентов | Хотя услуги от нерезидентов (с местом поставки в Украине) попадают в облагаемые, они, однако, не учитываются в подсчете 1 млн грн, так как относятся не к операциям по поставке услуг, а к операциям по их приобретению. Впрочем, учтите: с услуг, полученных от нерезидентов (с местом поставки в Украине) НПО должна начислить НДС по правилам ст. 208 НКУ, т. е.: 1) если НПО зарегистрирована плательщиком НДС, то: — зарегистрировать с услуг нерезидента налоговую накладную — НН (с типом причины «14», подробнее о ней см. «НН на услуги от нерезидента» // «Налоги & бухучет», 2022, № 48) и — отразить такие операции в декларации по НДС: налоговые обязательства — НО (в стр. 6) и налоговый кредит — НК (в стр. 13, при условии, что налоговая накладная зарегистрирована), а 2) если НПО не зарегистрирована плательщиком НДС, то: — подать Расчет налоговых обязательств по НДС с услуг нерезидента (по форме, утвержденной приказом Минфина от 28.01.2016 № 21, в редакции приказа Минфина от 01.03.2021 № 131) в течение 20 календарных дней, следующих за месяцем получения услуг от нерезидента, и — уплатить задекларированную сумму НДС с услуг нерезидента в течение 10 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи Расчета (БЗ 101.20) |