Темы статей
Выбрать темы

Новый алко-табачно-горючий Закон! (ч. ІІ. Лицензирование, реестры, отчетность, штрафы)

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Продолжаем комментировать самые важные изменения, которые содержит Закон № 3817 (начало см. в статье «Новый алко-табачно-горючий Закон! (ч. І. Судьба Закона № 481, изменения по основным товарам)» // «Налоги & бухучет», 2024, № 62). В этой части обсудим изменения в лицензировании, но преимущественно те, которые заработают уже в этом году. Поговорим также об изменениях, которые ожидают действующие электронные реестры, и о новых их видах, об изменениях в вопросах отчетности и штрафов за нарушение алко-табачно-горючих норм.

Лицензии: переходное и новые основания для аннулирования!

Новые основания для прекращения действия. Хотя «обильные» нормы Закона № 3817, которые касаются лицензий и лицензирования, почти все отсрочены до 2025 года, но есть и исключения.

В этих новых нормах значительно увеличилось (до 45!) количество пунктов-оснований для принятия фискалами решения о прекращении действия лицензии. К сожалению, не все из этих оснований отсрочены, ведь с 27 июля этого года со вступлением в силу Закона № 3817 сразу добавились такие основания, как (пп. 22, 23 и 25 ч. 2 ст. 46 Закона № 3817 соответственно):

— факт реализации лицензиатом алко-напитков, табачных изделий или ЖЭС без наклеенных марок акцизного налога (кроме случаев, предусмотренных законодательством, ВЭД-контрактом), установленный ГНС во время проверки и зафиксированный в акте такой проверки;

— факт реализации лицензиатом алко-напитков, табачных изделий или ЖЭС без наклеенных марок акцизного налога или без нанесенных графических элементов электронных марок акцизного налога, установленный ГНС во время проверки и зафиксированный в акте такой проверки;

— факт производства/ввоза алко-напитков, табачных изделий или ЖЭС с дальнейшей или без дальнейшей реализации таких товаров (продукции) с подделанными электронными марками акцизного налога, удостоверенный заключением экспертизы, — применяется к субъектам хозяйствования, которые получили лицензию на право производства алкогольных напитков, табачных изделий, ЖЭС.

Зачем два последние из этих оснований сразу вступили в силу (почему они также не отсрочены?), нам не понятно, ведь электронных акцизных марок еще нет...

Кроме того, не отсрочено также вступление в силу норм ст. 49 Закона № 3817, согласно которой до 1 января отчетного года ГНС размещает на своем официальном веб-сайте информацию о стоимости лицензий на право осуществления соответствующих видов хоздеятельности на отчетный год/квартал, рассчитанную с учетом МЗП, установленной законом на 1 января отчетного года.

А вот это как раз понятно, ведь новые виды лицензий и размеры платы за них с 2025 года уже должны действовать.

Внимание! Расплата по старым лицензионным долгам. Пунктом 6 разд. ХІІІ «Переходные положения» Закона № 3817 установлены следующие фискально-переходные правила «лицензионной» игры!

1. Хозсубъект, который начиная со дня введения военного положения в Украине до дня вступления в силу Закона № 3817 (до 27.07.2024) осуществлял хоздеятельность на основании лицензии на право осуществления соответствующего вида хоздеятельности, срок действия которой закончился в этот период, и который не получил новую лицензию, обязан в течение трех месяцев, следующих за месяцем, в котором данный Закон вступил в силу:

подать заявление о получении новой лицензии на право осуществления соответствующего вида хоздеятельности в порядке, определенном Законом № 481;

уплатить не уплаченные в течение указанного периода очередные платежи за лицензию на право осуществления соответствующего вида хоздеятельности, в том числе за период со дня окончания срока действия ранее выданной лицензии до последнего дня третьего месяца, следующего за месяцем, в котором вступил в силу Закон № 3817 (то есть до 31.10.2024), или до дня получения новой лицензии!

2. Если срок действия лицензии не закончился в такой период, но по ней не уплачены очередные платежи, лицензиат обязан в течение трех месяцев, следующих за месяцем, в котором вступил в силу Закон № 3817 (то есть в течение августаоктября), уплатить не уплаченные в течение указанного периода очередные платежи.

3. Если хозсубъект в указанном периоде прекратил лицензированную деятельность, он не позднее 30 сентября этого года обязан:

подать в орган лицензирования заявление* о прекращении действия лицензии в связи с прекращением осуществления хоздеятельности, которая подлежит лицензированию;

уплатить не уплаченные за период до дня прекращения лицензированной хоздеятельности очередные платежи за лицензию на право осуществления такого вида деятельности.

* Подробно о том, как оформить такое заявление, см. в упомянутой норме (п. 6 разд. ХІІІ «Переходные положения») Закона № 3817.

Внимание: как правильно рассчитать сумму неуплаченных лицензионных платежей, см. в упомянутой норме п. 6 разд. ХІІІ «Переходные положения» Закона № 3817

В случае невыполнения хозсубъектом в течение определенного этим пунктом периода требования об уплате очередных платежей:

— лицензия, срок действия которой закончился в указанный период, признается недействительной с даты окончания срока ее действия, а хоздеятельность после окончания срока действия лицензии признается такой, которая осуществлялась без лицензии, с применением к хозсубъекту финсанкций, определенных Законом № 481;

— действие лицензии, срок действия которой не закончился в период, определенный абзацем первым этого пункта, прекращается ГНС в порядке, определенном Законом № 481, со дня неуплаты первого очередного платежа!

Поэтому и во втором случае можно подвергнуться аналогичным финсанкциям (хоть об этом отдельно не указали)!

Следовательно, будьте с этим внимательны и осторожны. И почти никаких «военных» послаблений для таких случаев не предусмотрено! Исключение — лишь для тех, у кого по лицензиям на право оптовой (с местом), розничной торговли горючим или хранения горючего учитываются остатки горючего в местах осуществления деятельности, расположенных на территориях активных боевых действий или на временно оккупированных территориях. ☹

Переходное. Лицензии на право осуществления соответствующего вида хоздеятельности, выданные до 1 января 2025 года в соответствии с Законом № 481, считаются действующими и подтверждают право на осуществление соответствующего вида (видов) хоздеятельности до завершения срока, на который они были выданы (для лицензий, выданных на определенный срок), или до дня прекращения их действия в порядке, определенном Законом № 3817 (ср. ).

Контроль за уплатой. В соответствии с ч. 7 ст. 72 Закона № 3817 контроль за уплатой годовой платы или ежеквартальной ее части за лицензию осуществляется органом лицензирования (ГНС). Для осуществления контроля

лицензиат подает в соответствующий орган лицензирования заявление о внесении очередного платежа за лицензию в бумажной или электронной форме в порядке, установленном ст. 42 НКУ, в котором указывает код классификации доходов бюджета, сумму внесенного платежа, номер и дату платежной инструкции, которая подтверждает внесение годовой платы или ежеквартальной ее части за соответствующую лицензию

Новые/обновленные реестры

Отметим, что с 2025 года должны заработать обновленные электронные реестры, для большинства из которых правила ведения теперь установлены прямо в Законе. В частности, это:

— Единый реестр лицензиатов по производству и обращению спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах (см. ст. 34 Закона № 3817);

— Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего (ст. 35);

— Единый реестр оборудования* (ст. 38);

— Единый реестр мест хранения (ст. 39);

— Электронный реестр субъектов хозяйствования, которые используют спирт этиловый для производства продукции химического и технического назначения, парфюмерно-косметической продукции, уксуса из пищевого сырья (ст. 40).

* Для табачного производства.

Все эти статьи Закона № 3817 (а также обновленные электронные реестры по новым правилам) должны заработать с 01.01.2025. До этой даты фискалы должны перенести (разделить/объединить) данные из старых аналогичных реестров в новые (см., в частности, пп. 3 и 31 разд. ХІІІ «Переходные положения» Закона № 3817).

А сразу (с 27 июля) заработали только нормы ст. 36 (Единый государственный реестр расходомеров-счетчиков объема произведенного спирта этилового) и ст. 37 (Единый государственный реестр расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре). Поэтому с этими Реестрами, порядки ведения которых утверждены КМУ (как того и требует Закон), вроде бы ничего не должно произойти.

Отчетность

Часть 3 ст. 72 Закона № 3817 устанавливает требования о специальной отчетности. Отчетность должна подаваться в ГНС ежемесячно, не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Поэтому вместо «функционирующих» теперь отчетов по формам № 1-РС «Отчет об объемах производства и реализации спирта», 2-РС «Отчет об объемах производства и реализации алкогольных напитков», 3-РС «Отчет об объемах производства и реализации табачных изделий», 1-ОА «Отчет об объемах приобретения и реализации алкогольных напитков в оптовой сети» и 1-ОТ «Отчет об объемах приобретения и реализации табачных изделий в оптовой сети» теперь должны подаваться следующие отчеты (см. табл. 1).

Таблица 1. Отчетность, которая должна заменить действующую

Наименование отчета

Кто должен подавать

Отчет об остатках и объемах производства и обращения (в том числе ввоза на таможенную территорию Украины, вывоза за пределы таможенной территории Украины) спирта этилового, биоэтанола, спиртового дистиллята, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах

Производители спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алко-напитков, табачных изделий, ЖЭС, которые осуществляют производство и/или ввоз в Украину, вывоз из Украины указанных товаров (продукции)

Отчет об остатках и объемах приобретения и использования табачного сырья

Производители, табачных изделий, ЖЭС, которые осуществляют производство и/или ввоз в Украину, вывоз из Украины указанных товаров (продукции)

Отчет об остатках и объемах обращения (в том числе ввоза на таможенную территорию Украины, вывоза за пределы таможенной территории Украины) спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах

Хозсубъекты, которые торгуют оптом спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, биоэтанолом, алко-напитками, табачными изделиями, табачным сырьем, табаком, промышленными заменителями табака, ЖЭС и/или ввозят в Украину, вывозят за пределы Украины указанные товары (продукцию)

Отчет об объеме (весе) приобретенного неферментированного табачного сырья, объеме (весе) произведенного ферментированного табачного сырья, объеме (весе) реализованного ферментированного сырья, объем (весе) остатков неферментированного и ферментированного табачного сырья на конец отчетного периода

Хозсубъекты, которые осуществляют ферментацию табачного сырья

Примечание. Лицензиаты, которые имеют одновременно лицензии на право производства и на право оптовой торговли спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, алкогольными напитками, табачными изделиями, ЖЭС, подают только отчеты, предусмотренные для производителей таких товаров (продукции).

Когда появятся эти новые формы отчетности, пока не совсем понятно. Однако ч. 3 ст. 72 вступила в силу с 27.07.2024, и после этого по старым формам/правилам вроде бы отчитываться уже незаконно. Пока нам известно лишь о размещенном на сайте Минфина проекте приказа, которым вводятся новые формы отчетов № 1-ВП и № 1-ОП, но, наверное, должны быть разработаны и другие формы. То есть как отчитываться за июль этого года и в дальнейшем, пока что неизвестно — ожидаем разъяснений...

Кроме того, раз в году — не позже 1 февраля года, следующего за отчетным, хозсубъекты, которые получили лицензию на право выращивания табака, должны подавать Отчет об остатках и объемах выращивания табака и реализации табачного сырья, посевной площади (поскольку такие лицензии станут выдавать только с 2025 года, то за 2024 год этот отчет еще не должен подаваться).

Малые производства дистиллятов / винодельной продукции / пива не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным годом, подают в ГНС (каждое свой) ежегодный отчет об объемах производства и/или обращения своей продукции и т. п.. (об этих отчетах см. соответственно в ч. 4 — 6 ст. 72 Закона № 3817).

Новые штрафы

Штрафы за нарушение норм Закона № 3817, приведенные в ст. 73, дополнительно подтверждают фискальную направленность этого «алко-табачно-горючего монстра» законотворения. Ведь по сравнению с 29 видами штрафов, которые предусматривала ст. 17 Закона № 481, в новом Законе их уже стало 46!

Учет сумм некоторых штрафов, в частности нижних их порогов, привязали к размеру МЗП, установленной на 1 января отчетного года, в котором выявлено нарушение

Поэтому размеры ряда штрафов (которые установлены в процентах к стоимости продукции) остались такими же, а вот нижние пороги их подросли. Например, штраф за разлив алко-напитков в тару, не предусмотренную законом, представлял 200 % стоимости произведенной (реализованной) продукции (по оптово-отпускным ценам), но не менее 85 тыс. грн, а по Закону № 3817 он представляет те же 200 %, но не менее 15 МЗП на 1 января, то есть в 2024 году его нижний порог уже будет 106,5 тыс. грн!

Конечно, теперь ежегодно будут расти размеры тех штрафов, которые привязаны к МЗП... ☹

Увеличились и размеры «горючих» (и других, привязанных теперь исключительно к размеру МЗП) штрафов по сравнению со старыми — даже если отталкиваться от размера МЗП на 1 января 2024 года!

Для примера давайте сравним старые и новые штрафы за нарушения, связанные с горючим (см. табл. 2).

Таблица 2. Сравнение размеров старых и новых «горючих» штрафов в 2024 году*

Старые штрафы по ст. 17 Закона № 481

Новые штрафы по ч. 2 ст. 73 Закона № 3817

Нарушение

Размер санкции, грн

Нарушение

Размер санкции, грн (МЗП)

Пункт ч. 2 ст. 73

производство горючего без наличия лицензии

1000000

производство горючего без наличия лицензии

1171500

(165 МЗП)

5

оптовая торговля горючим или хранение горючего без наличия лицензии

500000

оптовая торговля горючим или хранение горючего (кроме хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки) без наличия соответствующей лицензии

603500

(85 МЗП)

15

розничная торговля горючим без наличия лицензии

250000

розничная торговля горючим без наличия лицензии

319500

(45 МЗП)

22

хранение горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки без наличия лицензии на право хранения горючего (такой отдельной санкции не было — штрафовали всех хранителей «под одну гребенку» по общей санкции — см. выше вторую из санкций)

500000

хранение горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки без наличия лицензии на право хранения горючего:

36

за первое нарушение

28400

(4 МЗП);

за второе нарушение

56800

(8 МЗП);

за третье и следующие нарушения

603500

(85 МЗП)

предоставление услуг по хранению горючего другим субъектам хозяйствования и/или реализация горючего другим лицам на основании лицензии на право хранения горючего, полученной на основании заявления исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки в соответствии со ст. 15 данного Закона

500000

предоставление услуг по хранению горючего другим субъектам хозяйствования на основании лицензии на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки*

603500

(85 МЗП)

37

* Из этого вида санкции убрали нарушение в виде реализации горючего другим хозсубъектам, думаем, потому, что такие нарушения подпадают под санкции за реализацию горючего без соответствующих лицензий...

* Исходя из размера МЗП на 01.01.2024 — 7100 грн.

Поэтому среди «горючих» штрафов стал мягче только новый (теперь выделенный) штраф за хранение без лицензии горючего для собственных нужд, но — только за первое и второе выявленное нарушение.

Как мы отметили, общее количество штрафов выросло, добавились и новые. Пока из новых упомянем еще этот (а в будущем проанализируем новые штрафные нормы подробнее): п. 40 ч. 2 ст. 73 Закона № 3817 предусматривает за нарушение требований данного Закона в отношении формы расчетов при осуществлении операций по оптовой торговле спиртом этиловым, спиртовыми дистиллятами, биоэтанолом, алкогольными напитками, табачными изделиями, табачным сырьем, ЖЭС, горючим — штраф в размере 200 % стоимости реализованных товаров (продукции), но не менее 25 размеров МЗП, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года (в 2024 году — 177500 грн!).

Поэтому будьте осторожны с соблюдением норм этого нового Закона, потому что новые штрафы слишком жесткие!

Выводы

  • Новые нормы Закона № 3817 в отношении лицензирования заработают с 2025 года. И тогда значительно увеличится (до 45!) количество пунктов-оснований для принятия фискалами решения о прекращении действия лицензии. Но некоторые из оснований заработали уже в этом году, в частности — факт реализации лицензиатом алко-напитков, табачных изделий или ЖЭС без наклеенных акцизных марок, установленный и зафиксированный в акте ГНС во время проверки.
  • До 1 января 2025 года ГНС должна разместить на своем веб-сайте информацию о новой стоимости лицензий для соответствующих видов хоздеятельности на отчетный год/квартал, которая уже будет «танцевать» от размера МЗП, установленного на 1 января 2025 года.
  • Тем, кто вовремя не платил во время военного положения платежи по лицензиям, необходимо погасить все долги в течение трех месяцев, следующих за месяцем вступления Закона № 3817 в силу (не позже октября-2024)!.. А если срок действия старой лицензии истек — в тот же срок надо подать заявление на получение новой лицензии. Иначе можно будет получить штрафы за деятельность без лицензии в соответствующих периодах. Подробнее — см. в статье.
  • С 2025 года должны заработать обновленные/новые электронные реестры (лицензиатов, оборудования, мест хранения и т. п.), для большинства из которых правила ведения теперь установлены прямо в Законе № 3817.
  • Вводятся новые формы алко- и табачной отчетности как на замену действующих, так и совсем новые. Как отчитываться за июль, пока не понятно...
  • Увеличилось количество штрафов: по сравнению с 29 видами штрафов из ст. 17 Закона № 481, в новом Законе их уже стало 46! Добавился и достаточно большой штраф за нарушение безналичной формы расчетов за опт! Размеры ряда старых штрафов тоже выросли, в частности, из-за привязки их расчета к размеру МЗП.
  • В частности, выросли все штрафы, связанные с «горючими» нарушениями, стал мягче лишь новый, теперь выделенный, штраф за хранение без лицензии горючего для собственных нужд (подробнее — в статье).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше