02.12.2024
В подобную ситуацию за годы войны попали, к сожалению, многие предприятия разного профиля. Но война войной, а бухгалтеру опускать руки нельзя никогда. Поэтому рассмотрим, как урегулировать такую ситуацию.
Договоримся для определенности, что о новом строительстве на месте разрушенного здания здесь речь не идет. Большинству пострадавших предприятий сейчас не до этого. Их первоочередная задача — демонтировать остальные конструкции, расчистить завалы, навести порядок на прилегающей территории и пристроить куда-то строительные отходы.
Отходы, которые образовались вследствие деятельности по капитальному ремонту, строительству или сносу зданий и сооружений, Закон № 2320* называет отходами строительства и сноса. Очевидно, это определение, как и правила управления такими отходами, которые содержатся в данном Законе, прописаны для мирных времен, когда снос происходит по собственной воле предприятия.
* Закон Украины «Об управлении отходами» от 20.06.2022 № 2320-IX.
Если же речь идет об отходах, которые образовались в связи с повреждением (разрушением) зданий и сооружений вследствие боевых действий (далее — отходы от разрушения), тогда следует ориентироваться на специальный Порядок № 1073*.
И в первую очередь, на что стоит обратить внимание, — п. 4 Порядка № 1073, согласно которому:
управление отходами от разрушений не требует разрешения на осуществление операций по обработке отходов в соответствии с Законом № 2320
То есть справиться таким отходам предприятие может самостоятельно.
В то же время если на поврежденных (разрушенных) объектах и/или во время выполнения работ по демонтажу будут выявлены опасные отходы, управление такими отходами должно осуществляться по правилам разд. IV Закона № 2320, а именно путем заключения договора с субъектом хозяйствования в сфере управления отходами (п. 12 Порядка № 1073).
Существует два варианта, как распорядиться отходами от разрушений. Это:
1) или их восстановление (использование отходов в качестве вторичных материальных или энергетических ресурсов);
2) или их удаление, включая захоронение.
От этого направления зависит порядок отражения тех или иных отходов в учете предприятия.
Если в результате работ по разбору завалов и/или сноса разрушенного здания в распоряжении предприятия остаются
матценности, которые отвечают признакам признания активов, их нужно оприходовать на баланс
Это, как можно понять, будут те отходы, которые подлежат восстановлению. Перечень компонентов отходов от разрушений и возможные пути их повторного использования приведены в приложении 1 к Порядку № 1073. К таким отходам относятся бетон, кирпич, облицовочная плитка и керамика (их части, обломки, бой), древесина, стекло (стеклобой) и т. п. О металлоломе мы здесь не говорим — о нем читайте в статье «Металлолом от уничтоженного войной имущества» // «Налоги & бухучет», 2024, № 97 (ср. ).
В зависимости от целей использования такие ТМЦ оприходуют или по чистой стоимости реализации (если планируется их продажа), или по стоимости возможного использования (п. 2.12 Методических рекомендаций № 2). Обычно в учете это отражается проводкой: Дт 209 — Кт 746 «Прочие доходы».
* Методические рекомендации по бухучету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 № 2.
В то же время на практике, опираясь на нормы п. 34 НП(С)БУ 7 «Основные средства»,
применяют еще один способ оприходования постликвидационных активов, а именно на их стоимость уменьшают остаточную стоимость ликвидированного объекта ОС: Дт 209 — Кт 10, 11
Продажу отходов, которые подлежат восстановлению, показывают как обычную реализацию запасов. Доход отражают по Кт 712 «Доход от реализации прочих оборотных активов». Одновременно с признанием дохода от реализации по Дт 943 «Себестоимость реализованных производственных запасов» показывают расходы в размере стоимости, по которой такие отходы оприходованы (п. 7 НП(С)БУ 16).
Остальные отходы от разрушения пользы предприятию не принесут. Это те отходы, которые подлежат удалению. Их реализация и/или использование любым способом не предусматривается или вообще невозможна. Поэтому такие отходы не признают активами предприятия. Расходы на их утилизацию (удаление в терминах Закона № 2320) в бухучете включают в прочие операционные расходы (п. 2.13 Методрекомендаций № 2) и отражают на одноименном субсчете 949.
Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете все операции с отходами от разрушения отражают по бухгалтерским правилам. Поскольку никаких корректировок финансового результата до налогообложения в отношении них НКУ не предусмотрено.
НДС. Оприходование и дальнейшее использование отходов от разрушения, которые подлежат восстановлению, к НДС-последствиям не приводят. При реализации таких отходов налоговые обязательства по НДС возникают в общем порядке по первому событию, которое произошло раньше (п. 187.1 НКУ).
Плата за услуги утилизации отходов, которые не являются активами, — это хозяйственные расходы предприятия. По ним можно отразить входящий НДС в составе налогового кредита при наличии налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН. Впрочем при обычной ликвидации ОС налоговики придерживаются мнения, что НДС, который сидит в услугах по демонтажу ОС, надо компенсировать согласно п. 198.5 НКУ (см. статью «Ликвидация основных средств: как быть с НДС» // «Налоги & бухучет», 2024, № 97).
Экологический налог. К плательщикам этого налога относятся, в частности, субъекты хозяйствования, которые в процессе своей деятельности осуществляют размещение отходов (п.п. 240.1.3 НКУ).
При этом под размещением отходов понимают постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов (п.п. 14.1.223 НКУ).
Использование отходов от разрушения, которые подлежат восстановлению, предприятием — создателем таких отходов их размещением считать нельзя
Этот вывод справедлив также в том случае, когда, например, бетон, кирпич и т. п. измельчили и вымостили ими дороги на территории предприятия. Потому что здесь речь идет о полезном использовании отходов, а не об их окончательном удалении (захоронении). Поэтому в таком случае уплачивать эконалог за размещение не нужно. А о его уплате за те отходы, которые вы передали другим субъектам для удаления, вообще не может быть и речи. В случае, если размещение таких отходов осуществили эти субъекты, то они и будут плательщиками.
Впрочем фискалы могут настаивать на уплате эконалога по другим основаниям, причем за все отходы, которые временно хранятся на предприятии, кроме тех, которые взяты на учет как вторичное сырье (см. БЗ 107.04). По нашему мнению, такие требования абсолютно незаконны, поэтому не ведитесь на это. Как с ними бороться, читайте в статьях «Эконалог за бытовые отходы, шины/аккумуляторы и т. п.: фискальное дежавю» // «Налоги & бухучет», 2024, № 38 и «Шины, аккумуляторы, люминесцентные лампы: налоговики требуют эконалог!» // «Налоги & бухучет», 2024, № 92.