19.02.2024

Переплаты по госдивидендам

Вопрос возврата из бюджета переплат части чистой прибыли и дивидендов на государственную долю в зависимости от периода переплаты может решаться неоднозначно. И практика не для всех плательщиков этих платежей, кто пожелал вернуть переплаты по ним из бюджета, складывалась слишком радостно. Поэтому давайте поговорим об этих вопросах.

Напомним, что государственные и коммунальные унитарные предприятия должны уплачивать в бюджет часть своей чистой прибыли, а хозяйственные общества с государственной долей в уставном капитале — дивиденды на эту государственную долю. Эти обязательные платежи мы обобщенно именуем госдивиденды. Подробно об этих платежах (исчислении, уплате, отчетности) читайте «Госдивиденды за 2023 год» // «Налоги & бухучет», 2024, № 12.

Общее о возврате переплат госдивидендов. Здесь фактически нужно выделить два основных периода.

1. До 23.05.2020. Сначала напомним, что до июня 2020 года излишне/ошибочно уплаченные госдивиденды вернуть из бюджета (зачесть в счет других платежей в бюджет) было практически невозможно. Ведь налоговики тогда становились в формальную позу и не рассматривали заявления о возврате (зачете), ссылаясь на то, что в перечне налогов и сборов, определенном ст. 9 и ст. 10 НКУ, отсутствует такой платеж, как часть чистой прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их объединений, которая направляется в госбюджет. На базе этого делался вывод: поскольку НКУ регулирует отношения, которые возникают в сфере взимания налогов и сборов, то порядок возврата плательщику излишне уплаченной суммы денежного обязательства, предусмотренный ст. 43 НКУ, на часть чистой прибыли (дохода), которая уплачивается в Госбюджет государственными унитарными предприятиями и их объединениями, не распространяется*. Такое разъяснение ГФС почти до июня 2020 года «торчало» в БЗ 102.09.

* Аналогичный подход фискалы применяли и к переплатам госдивидендов обществами с госдолей.

2. Начиная с 23.05.2020. С этой даты ситуация с госдивидендами коренным образом изменилась. Ведь Законом от 16.01.2020 № 466-IX был внесен в НКУ ряд изменений, которые касались именно уплаты/взимания госдивидендов.

23.05.2020 такие платежи в терминах НКУ уже стали «денежными обязательствами», контроль за взиманием которых возложен на налоговые органы. Поэтому после этого переплаченные в бюджет госдивиденды уже точно стали подпадать (в том числе и) под действие «возвращающей» ст. 43 НКУ

В то же время возвращать из бюджета излишне уплаченные суммы госдивидендов и после этих законодательных изменений не всегда бывает просто. Особенно это касается «старых» переплат, которые были осуществлены до этих законодательных изменений, то есть до 23.05.2020.

Правда, налоговики иногда продолжают тянуть и даже отказывать в приеме заявлений на возврат (зачет) сумм госдивидендов, переплаченных и после этой даты. Однако теперь для таких их действий законодательная почва уже совсем отсутствует, и переплаты, которые возникли после этой даты, они уже четко обязаны возвращать.

Теперь немного из судебной практики в отношении «старых» переплат.

Суды и переплаты до 23.05.2020. Как мы отметили, переплаты, которые возникли до этой даты, вернуть слишком сложно, хотя у судов в отношении этого и нет унифицированного (однозначного) подхода. Например, в постановлении Второго апелляционного админсуда от 09.02.2022 по делу № 520/9688/21 суд поддержал плательщика в вопросе возврата госдивидендов, переплата по которым была осуществлена до упомянутой даты, и даже не ставил под сомнение тот факт, что ст. 43 НКУ должен применяться и к таким случаям.

В то же время по делам о возврате (зачете) таких «старых» переплат госдивидендов судьи становятся также и на сторону фискалов, отказывая предприятиям в таких требованиях. В частности, здесь негативным примером может быть решение Одесского окружного админсуда от 29.11.2022 по делу № 420/1317/20. Используя те же аргументы, что и налоговики, суд утверждает, что

отчисление части чистой прибыли на момент осуществления переплат (до 23.05.2020), хотя и считалось платежом, который в обязательном порядке подлежит уплате в бюджет, однако не было в понимании норм НКУ налоговым (денежным) обязательством, а потому на него не распространяются нормы ст. 43 НКУ

По этому делу была даже осуществлена экономическая экспертиза Киевского НИИ судебных экспертиз, выводы которой тоже были не в пользу плательщика. А ГУ ГНС в Одесской области даже похвасталось этим своим судебным достижением на собственной странице

Поэтому возвращать из бюджета переплаты госдивидендов, осуществленные до 23.05.2020, даже через суд может быть слишком сложно, ведь невзирая на изменение законодательства, даже суды считают, что к этим «старым» переплатам должны применяться и «старые» законодательные нормы, которые действовали на дату их возникновения.

Тот факт, что «водораздел» в подходах судей к этим вопросам проходит именно по дате 23.05.2020, четко подтверждается в постановлении Седьмого апелляционного админсуда от 23.01.2023 по делу № 560/8369/22. Там, в частности, указано: применение положения НКУ, которое вступило в силу 23.05.2020, к обязательствам, которые возникли в предыдущие периоды, является нарушением ст. 58 Конституции Украины

Поэтому имейте этот момент в виду. И — не только в отношении «старых» переплат, но и в отношении «старых» (возникших до этой даты) долгов перед бюджетом по госдивидендам.

Потому что во втором случае такой подход плательщикам как раз на пользу. Здесь мы, немного отвлекшись от темы отметим, что такой же подход к сущности госдивидендов в периодах, которые предшествовали 23.05.2020, позволяет плательщикам выигрывать в судах дела о правомерности взыскания с них фискалами неуплаченных сумм «старых» госдивидендов, поскольку такие суммы не считаются «налоговым долгом»! (Кроме вышеупомянутого постановления Седьмого апелляционного админсуда, такой подход см., например, еще в таких судебных решениях: reyestr.court.gov.ua/Review/112489785, reyestr.court.gov.ua/Review/101686170.)