29.02.2024

Военный сбор: наша песня хороша, начинай сначала?

Сегодня опять приглашаем вас к разговору о военном сборе и определении его базы налогообложения. Недавно налоговики, казалось, определились-таки с применением, в частности, натурального коэффициента для военного сбора, но вдруг поставили эти свои свежие разъяснения на паузу.

Немножко истории для понимания ситуации.

О возможном изменении позиции налоговой по определению базы обложения ВС мы рассказывали в статье «Натуральный коэффициент для военного сбора?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 14. Тогда, комментируя ИНК, предоставленные налогоплательщикам, мы отмечали: отдельные из них (не все) содержат вывод, что с 03.09.2022 в случае начисления (предоставления) налоговым агентом доходов в любой неденежной форме такие доходы облагаются НДФЛ и ВС с учетом натурального коэффициента.

Однако если говорить, что база обложения ВС определяется по правилам, установленным для НДФЛ, то логичным является не только применение натурального коэффициента, но и уменьшение базы обложения ВС на сумму налоговой социальной льготы (НСЛ).

И действительно, спустя некоторое время разъяснения в Базе знаний на сайте ГНСУ (см. zir.tax.gov.ua) о неприменении натурального коэффициента при определении базы обложения ВС и о неуменьшении базы обложения ВС на сумму НСЛ были переведены в недействительные.

С 16.02.2024 появилось новое разъяснение с заключением, что натуральный коэффициент к доходам, выплаченным в неденежной форме, для расчета ВС применяется с 03.09.2022.

Но продержалось это разъяснение недолго — до 22.02.2024. Именно этой датой оно отправлено в недействительные (см. 126.08 БЗ). Объяснение следующее:

ГНСУ необходимо согласовать позицию с Минфином

Что здесь сказать? Учитывая, что налоговики настаивали на применении изменений в определении базы обложения ВС начиная с 03.09.2022, а также тот факт, что на дворе 2024 год, самое время согласовать позицию...

Но отставим эмоции в сторону. Что делать налоговым агентам?

Во-первых, не спешите что-то изменять в предыдущих периодах. То есть с реализацией рекомендаций о перерасчете ВС, предоставленных в статье «Неденежный доход, военный сбор и натуральный коэффициент» // «Налоги & бухучет», 2024, № 16, лучше пока что подождать. Почему? Раньше мы отмечали, что ситуация с ВС является неоднозначной. В изменениях, внесенных в п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, речь идет о порядке удержания, начисления и уплаты ВС, а не об определении базы налогообложения. Поэтому допускаем, что результатом переговоров ГНСУ с Минфином может быть возвращение к предыдущей позиции о неприменении натурального коэффициента при определении базы обложения ВС. Вместе с тем возможна ситуация, при которой Минфин поддержит ГНСУ. Следовательно, лучше все поставить на паузу.

Во-вторых, рекомендуем пока что воздержаться от предоставления неденежных доходов физлицам. Причины — те же, которые приведены выше: отсутствие согласованной позиции контролирующих органов в отношении определения базы обложения ВС.

Если же не предоставить неденежный доход — это для вас не вариант, то для избежания возможной недоплаты есть смысл определить и уплатить ВС от базы налогообложения, исчисленной с учетом натурального коэффициента.

Хотим верить, что до завершения этого квартала ГНСУ согласует все вопросы с Минфином и предоставит соответствующие разъяснения о базе обложения ВС. Поэтому в 4ДФ сможем указать все правильно.