01.07.2024

Налоговые и «трудовые» проверки: текущее положение дел

В этом материале расскажем о том, какие проверки в настоящее время разрешены, а какие — запрещены. Будем рассматривать два наиболее, по нашему мнению, влиятельных органа для большинства хозсубъектов: ГНС и Гоструда.

Налоговые проверки

Камеральные проверки. На сегодня камеральные проверки разрешены без любых ограничений. Сроки для таких мероприятий контроля общие, определенные в п. 76.3 НКУ. Подробнее о камеральных проверках читайте в «Налоги & бухучет», 2023, № 63.

Документальные проверки. Напомним: речь идет о плановых и внеплановых документальных проверках, которые могут быть выездными и невыездными (п.п. 75.1.2 НКУ). Среди таких проверок теперь есть как разрешенные, так и запрещенные. Предоставим их перечень в формате таблицы.

Разрешенные и запрещенные во время войны документальные проверки

№ п/п

Кого (не)проверяют?

Основание

1

Разрешенные проверки

Плановые документальные исключительно в отношении:

1) хозсубъектов, которые занимаются (занимались) производством и реализацией подакцизных товаров;

2) хозсубъектов, которые занимаются (занимались) организацией и проведением азартных игр в Украине (игорный бизнес);

3) хозсубъектов, которые предоставляют (предоставляли) финансовые и платежные услуги;

4) нерезидентов, которые осуществляют/осуществляли в Украине деятельность через обособленные подразделения (например, постоянные представительства) и одновременно отвечают хотя бы одному из следующих критериев:

уровень роста налога на прибыль на 50 и больше процентов < уровня роста доходов плательщика;

декларирование начисленной зарплаты при отсутствии декларирования объекта обложения налогом на прибыль или дохода, освобожденного от налогообложения в соответствии с международным договором Украины;

5) плательщиков, которые по итогам 2021 года отвечают хотя бы одному из следующих критериев**:

— уровень уплаты налога на прибыль на 50 и больше процентов < уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Критерий не распространяется на плательщиков единого налога;

— уровень уплаты НДС на прибыль на 50 и больше процентов < уровня уплаты налога в соответствующей отрасли;*

дебиторская задолженность превышает кредиторскую больше чем в 2 раза;

— общая сумма расходов, отраженных в декларации об имущественном положении и доходах, составляет 75 % или больше суммы общего годового дохода, задекларированного в такой декларации.

Будет работать этот критерий, если сумма общего годового дохода, полученного от предпринимательской деятельности, представляет 10 млн грн и больше;

— налоговый агент — юрлицо начислял и/или выплачивал зарплату в размере меньше средней зарплаты в соответствующей отрасли в соответствующем регионе (по основному месту учета)

ст. 77, п.п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

* Этот критерий не будет работать, если у плательщика операции по вывозу товаров за пределы Украины представляют 25 % и больше общих объемов поставки + уровень уплаты налога на прибыль не меньше 50 % уровня уплаты налога в соответствующей отрасли.

** Также во время включения в план-график учитывается позитивная динамика таких показателей за 2024 год (см. эти критерии в том же п.п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):

— уровня уплаты налога на прибыль и НДС за 2023 год;

— уровней начисления и/или выплаты налоговым агентом — юрлицом зарплаты за четыре квартала 2023 года.

Подробно же об алгоритме расчета в отношении критериев см. в письме ГНСУ от 18.01.2024 № 51/2/99-00-04-03-01-02.

2

Внеплановые документальные исключительно в отношении:

плательщиков, налоговый адрес которых никоим образом не связан ни со временно оккупированной территорией, ни с территорией активных или возможных боевых действий (по состоянию на начало временной оккупации, начало активных или возможных боевых действий соответственно)

любой пункт ст. 78 НКУ

плательщиков, налоговый адрес которых находится на временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации), исключительно:

по обращению плательщика

п. 78.2 НКУ

если плательщик подал отрицание на акт проверки или налоговое уведомление-решение (далее — НУР)

п.п. 78.1.5 НКУ

в случае реорганизации (кроме преобразования) / ликвидации юрлица (его структурного подразделения) или ФЛП

п.п. 78.1.7 НКУ

если плательщиком заявлено бюджетное возмещение НДС или отрицательное значение по этому налогу больше 100 тыс. грн

п.п. 78.1.8 НКУ

если вышестоящие налоговики проверили коллег из более низкого по уровню органа и выявили нарушение при проведении проверок плательщиков

п.п. 78.1.12 НКУ

если налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли

п.п. 78.1.21 НКУ

если налоговики получили информацию о нарушении плательщиком валютного законодательства в части предельных сроков поступления товаров по импортным операциям / расчетов по экспортным операциям

Формально возможен любой пункт из ст. 78 НКУ. Но наиболее соответствующий, по нашему мнению, п.п. 78.1.1 НКУ

плательщики, налоговый адрес которых находится на территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий) — исключительно на тех же основаниях, что и для тех, кто зарегистрирован на временно оккупированной территории (см. выше)

плательщики, налоговый адрес которых находится на территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий), исключительно:

по обращению плательщика

п. 78.2 НКУ

если налоговики получили информацию о нарушении, послали запрос плательщику, а плательщик на него не ответил в установленный в НКУ срок. Речь идет о запросах исключительно в отношении:

а) полученной налоговиками информации, которая свидетельствует о нарушении законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами из Украины; по вопросам налогообложения доходов нерезидентов, которые осуществляют/осуществляли свою деятельность через обособленные подразделения (например, постоянные представительства);

б) плательщиков, которые осуществляли/осуществляют деятельность в сфере производства/реализации подакцизки;

в) плательщиков, которые осуществляли/осуществляют деятельность в игорном бизнесе в Украине;

г) налогоплательщиков, которые предоставляют/предоставляли финансовые, платежные услуги

п.п. 78.1.1 НКУ

если не поданы декларации, расчеты, отчетность исключительно в части трансфертного ценообразования

п.п. 78.1.2 НКУ

если плательщик подал уточненку за уже проверенный период

п.п. 78.1.3 НКУ

если плательщик подал отрицание на акт проверки или налоговое уведомление-решение (далее — НУР)

п.п. 78.1.5 НКУ

в случае реорганизации (кроме преобразования) / ликвидации юрлица (его структурного подразделения) или ФЛП

п.п. 78.1.7 НКУ

если плательщиком заявлено бюджетное возмещение НДС или отрицательное значение по этому налогу больше 100 тыс. грн

п.п. 78.1.8 НКУ

если на плательщика покупателем подана жалоба о непредоставлении/ошибке в налоговых или акцизных накладных

п.п. 78.1.9 НКУ

если вышестоящие налоговики проверили коллег из более низкого по уровню органа и выявили нарушение при проведении проверок плательщиков

п.п. 78.1.12 НКУ

в отношении трансфертного ценообразования

п.п. 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 НКУ

если плательщик не предоставил информацию для встречной сверки в установленные НКУ сроки

п.п. 78.1.19 НКУ

если налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли

п.п. 78.1.21 НКУ

если нерезидент осуществляет хоздеятельность через постоянное представительство без постановки на налоговый учет в Украине

п.п. 78.1.22 НКУ

если налоговики получили информацию о нарушении плательщиком валютного законодательства в части предельных сроков поступления товаров по импортным операциям / расчетов по экспортным операциям

Формально возможен любой пункт из ст. 78 НКУ. Но наиболее соответствующий, по нашему мнению, п.п. 78.1.1 НКУ

3

Документальные ЕСВ-проверки (с учетом особенностей, установленных для других налоговых проверок)

по сути, речь идет об основаниях, по которым разрешены другие налоговые проверки.

Считаем, что ЕСВ могут проверить в рамках разрешенных плановых документальных проверок, а также внеплановых документальных проверок по п.п. 78.1.1 НКУ. Разрешенные фактические и другие внеплановые докпроверки имеют специфические основания, которые ЕСВ не касаются.

См. п. 925 разд. VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса…» от 08.07.2010 № 2464-VI

Запрещенные проверки

4

Плановые документальные в отношении

Плательщиков, которые не попали в категории, в отношении которых разрешены плановые проверки

Исходя из п.п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

ФЛП-единоналожников групп 1 и 2

(кроме внеплановых докпроверок в отношении прекращения ФЛП, то есть в рамках прекращения единоналожников групп 1 и 2 могут проверить).

Запрет действует до 01.12.2024

п. 1 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

плательщиков, которых затрагивают разрешенные плановые докпроверки (см. п. 2 таблицы), но у которых налоговый адрес находится на:

временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации).

Запрет будет действовать до последнего календарного дня месяца, в котором завершилась оккупация (например, если оккупация завершилась 18.10.2023, то действие запрета должно завершиться 31.10.2023). Если плательщик изменил свой налоговый адрес — запрет будет действовать до даты госрегистрации изменения своего налогового адреса;

территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий).

Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса;

территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий).

Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса

пп. 2, 3, 4 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

5

Внеплановые документальные в отношении

ФЛП-единоналожников групп 1 и 2

(кроме внеплановых докпроверок в отношении прекращения ФЛП, то есть в рамках прекращения единоналожников групп 1 и 2 могут проверить).

Запрет действует до 01.12.2024

п. 1 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

плательщики, которых не затрагивают разрешенные внеплановые докпроверки (см. п. 3 таблицы) и одновременно у которых налоговый адрес находится на:

временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации).

Запрет будет действовать до последнего календарного дня месяца, в котором завершилась оккупация (например, если оккупация завершилась 18.10.2023, то действие запрета должно завершиться 31.10.2023). Если плательщик изменил свой налоговый адрес — запрет будет действовать до даты госрегистрации изменения своего налогового адреса;

территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий).

Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса;

территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий).

Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса

пп. 2, 3, 4 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

6

Проверки по ЕСВ, которые не попали в разрешенные (см. п. 5 таблицы)

п. 925 разд. VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса…» от 08.07.2010 № 2464-VI

Фактические проверки. В этом случае принцип разрешенных и запрещенных проверок немного другой. В частности, право на фактическую проверку зависит от того, каким является местонахождение объектов налогообложения / объектов, связанных с налогообложением плательщика.

Выглядит все следующим образом (см. пп. 5, 6, 7 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Разрешенные и запрещенные фактические проверки

Если объекты налогообложения / объекты, связанные с налогообложением, находятся на…

Временно оккупированной территории (ВОТ)

Территории активных боевых действий (ТАБД)

Территории возможных боевых действий (ТВБД)

Другой территории Украины

Фактические проверки на этих объектах запрещены.

Действие запрета: до даты завершения временной оккупации территории

Фактические проверки на этих объектах запрещены.

Действие запрета: до даты завершения активных боевых действий

Фактические проверки на этих объектах разрешены, только если речь идет о плательщиках:

1) из сферы:

— производства и/или реализации подакцизной продукции;

— игорного бизнеса (организация и проведение азартных игр в Украине);

— купли-продажи инвалюты;

2) которые осуществляют хоздеятельность без государственной регистрации.

Фактические проверки на объектах, которые находятся на ТВБД, в отношении других плательщиков запрещены.

Действие запрета: до даты завершения возможных боевых действий

Фактические проверки на этих объектах разрешены по любым основаниям, указанным в п. 80.2 НКУ

Обратите внимание: также на период военного положения налоговики имеют право проводить фактические проверки в отношении соблюдения установленных государством фиксированных цен, предельных цен и предельных уровней торговой надбавки (наценки) (п. 69.27 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). В этом контексте не забываем, что, например, постановлением КМУ от 19.06.2023 № 650 установлена, в частности, предельная торговая надбавка (наценка) на продовольственные товары отечественного производства, кроме определенных исключений.

Нюансы. В отношении всех типов налоговых проверок не забываем о необходимости безопасного доступа (допуска) к территориям и объектам плательщика, а также возможности безопасного проведения инвентаризации (п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Но обратите внимание: даже правило о безопасности работает не для всех типов проверок! В частности, не будут обращать внимание на (не)безопасность в случае с документальными проверками:

— бюджетного возмещения НДС (п.п. 78.1.8 НКУ). Было и до 08.12.2023;

— плательщиков, по которым получена информация о нарушении в отношении налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины (п.п. 78.1.1 НКУ);

— из-за того, что налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли (п.п. 78.1.21 НКУ).

Подробно о нюансах разрешенных и запрещенных во время войны налоговых проверок читайте в «Налоги & бухучет», 2023, № 100.

«Трудовые» проверки

Ориентируемся в вопросах проверок со стороны Гоструда на Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX (далее — Закон № 2136) и постановление КМУ от 13.03.2022 № 303 (далее — постановление № 303). Если же подытожить, то получается следующая картина.

Плановые проверки представителями Гоструда в настоящее время запрещены

Исходим из п. 1 постановления № 303. Действительно, нормативно-правовой акт КМУ не является законом (то есть имеет меньшую юрсилу, чем, например, КЗоТ, который предусматривает возможность проведения проверок). Фактически, об этом запрете свидетельствует и ч. 1 ст. 16 Закона № 2136, где речь идет лишь о праве на проведение внеплановых мероприятий контроля.

А вот внеплановые проверки разрешены. Но основания и предмет таких мероприятий ограничены.

В частности, речь может идти о проверках:

— в части соблюдения требований Закона № 2136;

— по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений;

— по вопросам законности прекращения трудовых договоров.

Основанием может стать:

— обращение физического лица (работника) о нарушении, которое причинило вред его правам, законным интересам, жизни или здоровью. Конечно, эти факты должны быть подтверждены документами (при наличии);

— поручение Премьер-министра Украины;

— наступление аварии, смерти потерпевшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования;

— обращение должностных лиц органов местного самоуправления;

— обращение профсоюза;

— обращение Киевской городской военной администрации или областной военной администрации;

— невыполнение субъектом хозяйствования предписаний об устранении нарушений требований законодательства, выданных после 1 мая 2022 года.

И именно такое толкование норм подтверждается со стороны Минэкономики (см. разъяснение от 01.08.2022).

Выводы

  • В настоящее время все камеральные налоговые проверки разрешены. Документальные плановые и внеплановые проверки ограничены.
  • То, можно ли проводить фактическую проверку в период военного положения, зависит от местонахождения объекта налогообложения или объекта, связанного с налогообложением плательщика.
  • Плановые проверки Гоструда запрещены, но есть возможность проводить внеплановые мероприятия контроля. Предмет таких проверок, как и основания, на период военного положения ограничены.