Первое прикосновение к Закону Украины от 09.11.2023 № 3453-IX, далее — Закон № 3453 (раньше — законопроект № 10016-д) мы уже делали (см. «Налоги & бухучет», 2023, № 84). Напомним, что тогда нардепы хотели переформатировать мораторий на проверки с 01.11.2023. Однако не случилось, как думалось. Изменения были перенесены на декабрь 2023 года.
Обратите внимание:
нормы Закона вступают в силу с 8 декабря 2023 года, а не с 1 декабря
На дату «1 декабря» в п. 1 разд. ІІ Закона № 3453 внимания не обращаем! Все потому, что этот документ был официально опубликован 07.12.2023, а в норме определено, что Закон вступает в силу «не раньше дня, следующего за днем его опубликования». Отсюда и берется дата 8 декабря.
Разрешенные и запрещенные проверки
Итак, поговорим о том, кого же будут проверять, а кого — нет. Изложим информацию в формате таблицы для более легкого восприятия ☺.
Разрешенные и запрещенные проверки с 08.12.2023
№ п/п | Кого (не)проверяют? | Основание |
Разрешенные проверки | ||
1 | Камеральные (в отношении всех плательщиков) | |
2 | Плановые документальные исключительно в отношении: 1) хозсубъектов, которые занимаются (занимались) производством и реализацией подакцизных товаров; 2) хозсубъектов, которые занимаются (занимались) организацией и проведением азартных игр в Украине (игорный бизнес); 3) хозсубъектов, которые предоставляют (предоставляли) финансовые и платежные услуги; 4) нерезидентов, которые осуществляют/осуществляли в Украине деятельность через обособленные подразделения (например, постоянные представительства) и одновременно отвечают хотя бы одному из следующих критериев: — уровень роста налога на прибыль на 50 и больше процентов меньше уровня роста доходов плательщика; — декларирование начисленной зарплаты при отсутствии декларирования объекта обложения налогом на прибыль или дохода, освобожденного от налогообложения в соответствии с международным договором Украины; 5) плательщиков, которые по итогам 2021 года отвечают хотя бы одному из следующих критериев: — уровень уплаты налога на прибыль на 50 и больше процентов меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Критерий не распространяется на плательщиков единого налога; — уровень уплаты НДС на 50 и больше процентов меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли;* — дебиторская задолженность превышает кредиторскую больше чем в 2 раза; — общая сумма расходов, отраженных в декларации об имущественном состоянии и доходах, составляет 75 % или больше суммы общего годового дохода, задекларированного в такой декларации. Будет работать этот критерий, если сумма общего годового дохода, полученного от предпринимательской деятельности, составляет 10 млн грн и больше; — налоговый агент-юрлицо начислял и/или выплачивал зарплату в размере меньше средней зарплаты в соответствующей отрасли в соответствующем регионе (по основному месту учета) | |
* Этот критерий не будет работать, если у плательщика операции по вывозу товаров за пределы Украины составляют 25 % и больше общих объемов поставки + уровень уплаты налога на прибыль не меньше 50 % уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. | ||
3 | Внеплановые документальные исключительно в отношении: | |
плательщиков, налоговый адрес которых никоим образом не связан ни с временно оккупированной территорией, ни с территорией активных или возможных боевых действий (по состоянию на начало временной оккупации, начало активных или возможных боевых действий соответственно) | любой пункт ст. 78 НКУ | |
плательщиков, налоговый адрес которых находится на временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации), исключительно: | ||
по обращению плательщика | ||
если плательщик подал отрицание на акт проверки или налоговое уведомление-решение (далее — НУР) | ||
в случае реорганизации (кроме преобразования) / ликвидации юрлица (его структурного подразделения) или ФЛП | ||
если плательщиком заявлено бюджетное возмещение НДС или отрицательное значение по этому налогу больше 100 тыс. грн | ||
если вышестоящие налоговики проверили коллег с более низкого по уровню органа и выявили нарушение при проведении проверок плательщиков | ||
если налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли | ||
если налоговики получили информацию о нарушении плательщиком валютного законодательства в части предельных сроков поступления товаров по импортным операциям / расчетов по экспортным операциям | Формально возможен любой пункт из ст. 78 НКУ. Но наиболее соответствующий, по нашему мнению, п.п. 78.1.1 НКУ | |
плательщиков, налоговый адрес которых находится на территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий) — исключительно на тех же основаниях, что и для тех, кто зарегистрирован на временно оккупированной территории (см. выше) | ||
плательщиков, налоговый адрес которых находится на территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий), исключительно: | ||
по обращению плательщика | ||
если налоговики получили информацию о нарушении, послали запрос плательщику, а плательщик на него не ответил в установленный в НКУ срок. Речь идет о запросах исключительно в отношении: а) полученной налоговиками информации, которая свидетельствует о нарушении законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами из Украины; по вопросам налогообложения доходов нерезидентов, которые осуществляют/осуществляли свою деятельность через обособленные подразделения (например, постоянные представительства); б) плательщиков, которые осуществляли/осуществляют деятельность в сфере производства/реализации подакцизки; в) плательщиков, которые осуществляли/осуществляют деятельность в игорном бизнесе в Украине; г) налогоплательщиков, которые предоставляют/предоставляли финансовые, платежные услуги | ||
если не поданы декларации, расчеты, отчетность исключительно в части трансфертного ценообразования | ||
если плательщик подал уточненку за уже проверенный период | ||
если плательщик подал отрицание на акт проверки или налоговое уведомление-решение (далее — НУР) | ||
в случае реорганизации (кроме преобразования) /ликвидации юрлица (его структурного подразделения) или ФЛП | ||
если плательщиком заявлено бюджетное возмещение НДС или отрицательное значение по этому налогу больше 100 тыс. грн | ||
если на плательщика покупателем подана жалоба о непредоставлении/ошибках в налоговых или акцизных накладных | ||
если вышестоящие налоговики проверили коллег с более низкого по уровню органа и выявили нарушение при проведении проверок плательщиков | ||
в отношении трансфертного ценообразования | ||
если плательщик не предоставил информацию для встречной сверки в установленные НКУ сроки | ||
если налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли | ||
если нерезидент осуществляет хоздеятельность через постоянное представительство без постановки на налоговый учет в Украине | ||
если налоговики получили информацию о нарушении плательщиком валютного законодательства в части предельных сроков поступления товаров по импортным операциям / расчетов по экспортным операциям | Формально возможен любой пункт из ст. 78 НКУ. Но наиболее соответствующий, по нашему мнению, п.п. 78.1.1 НКУ | |
4 | Фактические проверки в отношении: — плательщиков, которые не попадают в исключения (см. п. 8 таблицы); — плательщиков, налоговый адрес которых находится на территории возможных боевых действий (на дату начала таких действий) и, одновременно, кто осуществляет деятельность: а) в сфере производства/реализации подакцизки; б) в сфере игорного бизнеса в Украине; в) в сфере покупки/продажи инвалюты; г) без госрегистрации в качестве субъекта хозяйствования | |
5 | Документальные ЕСВ-проверки (с учетом особенностей, установленных для других налоговых проверок) | По сути, речь идет об основаниях, при которых разрешены другие налоговые проверки. Считаем, что ЕСВ могут проверить в рамках разрешенных плановых документальных проверок, а также внеплановых документальных проверок по п.п. 78.1.1 НКУ. Разрешенные фактические и другие внеплановые докпроверки имеют специфические основания, которые ЕСВ не касаются См. п. 925 разд. VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса...» от 08.07.2010 № 2464-VI |
Запрещенные проверки | ||
6 | Плановые документальные в отношении: | |
плательщиков, которые не попали в категории, в отношении которых разрешены плановые проверки | Исходя из п.п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ | |
ФЛП-единоналожников групп 1 и 2 (кроме внеплановых докпроверок в отношении прекращения ФЛП, то есть в рамках прекращения единоналожников групп 1 и 2 могут проверить) Запрет действует до 01.12.2024 | ||
плательщиков, которых затрагивают разрешенные плановые докпроверки (см. п. 2 таблицы), но у которых налоговый адрес находится на: — временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации). Запрет будет действовать до последнего календарного дня месяца, в котором завершилась оккупация (например, если оккупация завершилась 18.10.2023, то действие запрета должно завершиться 31.10.2023). Если плательщик изменил свой налоговый адрес — запрет будет действовать до даты госрегистрации изменения своего налогового адреса; — территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса; — территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса | ||
7 | Внеплановые документальные в отношении: | |
ФЛП-единоналожников групп 1 и 2 (кроме внеплановых докпроверок в отношении прекращения ФЛП, то есть в рамках прекращения единоналожников групп 1 и 2 могут проверить) Запрет действует до 01.12.2024 | ||
плательщиков, которых не затрагивают разрешенные внеплановые докпроверки (см. п. 3 таблицы) и одновременно у которых налоговый адрес находится на: — временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации). Запрет будет действовать до последнего календарного дня месяца, в котором завершилась оккупация (например, если оккупация завершилась 18.10.2023, то действие запрета должно завершиться 31.10.2023). Если плательщик изменил свой налоговый адрес — запрет будет действовать до даты госрегистрации изменения его налогового адреса; — территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса; — территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса | ||
8 | Фактические проверки в отношении плательщиков, у которых объекты налогообложения / объекты, связанные с налогообложением, где должна состояться проверка, находятся на: | |
временно оккупированной территории (по состоянию на дату начала таких действий). Запрет действует до даты завершения временной оккупации соответствующих территорий | ||
территории активных боевых действий (по состоянию на дату начала таких действий). Запрет действует до даты завершения активных боевых действий на соответствующих территориях | ||
территории возможных боевых действий (по состоянию на дату начала таких действий). Запрет действует до даты завершения возможных боевых действий на соответствующих территориях. Еще раз напомним, что разрешенными в этом случае являются фактические проверки в отношении определенных категорий плательщиков (см. п. 4 этой таблицы) | ||
9 | Проверки в отношении ЕСВ, которые не попали в разрешенные (см. п. 5 таблицы) | п. 925 разд. VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса...» от 08.07.2010 № 2464-VI |
На что еще следует обратить внимание?
Плановые проверки. Во-первых, как и до 08.12.2023, на формирование плана-графика не влияют критерии рисковости плательщиков, которые предусмотренные разд. ІІІ Порядка формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина от 02.06.2015 № 524 (ср. ). То есть даже если у вас этих критериев нет, но проверка в отношении вас разрешена (см. таблицу), то налоговики могут пожаловать. Это прямо предусмотрено теперь п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Во-вторых,
как и до 08.12.2023, обновлять план налоговики могут ежемесячно
При этом учитываются:
— обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);
— наличие/отсутствие безопасных условий для проведения проверок;
— другие обстоятельства, предусмотренные в п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (очевидно, речь идет, например, о наличии приостановки проверки из-за мотивированного заявления плательщика или из-за сообщения о потере первички в порядке п.п. 69.28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
В-третьих, плановые проверки, не завершенные по состоянию на 24.02.2022, возобновляются на неиспользованный срок (конечно, кроме тех проверок, которые теперь под запретом).
В-четвертых, обновленный план обнародуется на сайте ГНСУ (как и всегда) не позже последнего числа месяца, в котором был утвержден такой обновленный план-график. Ищите актуальный план по ссылке.
В-пятых, информацию об уровнях уплаты НДС, налога на прибыль по отраслям и показатели средней зарплаты по предприятиям в соответствующей отрасли в соответствующем регионе за 2021 год можно будет узнать на официальном сайте ГНСУ: tax.gov.ua. Эти данные налоговики должны опубликовать до 17 декабря 2023 года. Внимание! Отрасль определяется по видам деятельности на уровне класса согласно КВЭД 009:2010.
Безопасные условия для почти любой проверки и ее приостановка. Напомним: проверки могут проводиться при наличии безопасного доступа/допуска к помещениям плательщика, его документам и возможности безопасного проведения инвентаризации. Если есть опасность — проверка должна приостанавливаться.
Это правило остается, и оно предусмотрено теперь в п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Отличие между текущей и предыдущей редакцией норм заключается в том, на какие проверки распространяется приостановка, в частности, из-за опасности. Теперь не будут приостанавливаться из-за опасности внеплановые документальные проверки:
— бюджетного возмещения НДС (п.п. 78.1.8 НКУ). Было и до 08.12.2023;
— плательщиков, в отношении которых получена информация о нарушении в отношении налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины (п.п. 78.1.1 НКУ);
— из-за того, что налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли (п.п. 78.1.21 НКУ).
Эти же проверки не будут приостанавливаться на основании письменного мотивированного заявления плательщика и из-за подачи плательщиком сообщения о потере первички / отсутствия к ней доступа в порядке п.п. 69.28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. О чем, опять же, свидетельствует тот же п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Как быстро придут на разрешенную проверку? Все зависит от типа проверки.
1. Плановые проверки. Нерезидентов и плательщиков, которые по итогам 2021 года отвечают определенным критериям (см. пп. 4, 5 п. 2 нашей таблицы) могут проверить не раньше чем через 2 месяца со дня обнародования обновленного плана-графика.
«Подакцизников», игорный бизнес, предоставителей финансовых/платежных услуг (см. пп. 1, 2, 3 п. 2 нашей таблицы) имеют право проверять не раньше чем через 30 календарных дней, следующих за датой обнародования обновленного плана.
Следовательно,
скорее всего, к тем, кого позволили включать в план после 08.12.2023 (пп. 4, 5 п. 2 нашей таблицы), с плановой проверкой в декабре 2023 уже не придут
Также не забывайте, что за 10 календарных дней до дня проведения плановой проверки плательщик должен получить:
— копию приказа о проведении проверки;
— уведомление с указанием дня начала проверки (потому что в плане, напомним, указывается лишь месяц).
2. Внеплановые проверки. В большинстве случаев перед проверкой поступит письменный запрос от налоговиков. И именно в случае непредоставления ответа на запрос налоговики могут пожаловать к плательщику. Речь идет о внеплановых докпроверках на основании пп. 78.1.1, 78.1.4*, 78.1.9 НКУ**.
В иных случаях запросы тоже возможны, но наличие/отсутствие ответа не влияет на право провести проверку. А следовательно, так уже сильно ожидать запроса здесь не стоит.
* Актуально для плательщиков, которые никоим образом не связаны с территорией возможных/активных боевых действий или временно оккупированной территорией.
** Конечно, мы учитываем разрешение или запрет на эту проверку. См. таблицу в этой статье.
3. Фактические проверки. Напомним, что разрешены были все без исключения фактические проверки еще до 08.12.2023. То есть приходить налоговики могут хоть завтра с такой проверкой. Однако теперь они это не смогут сделать в отношении определенной категории плательщиков (см. п. 8 таблицы в этой статье).
Помним, что независимо от типа проверки, перед ней проверяющие должны обязательно предоставить (ст. 81.1 НКУ):
— направление на проверку;
— приказ о проведении проверки;
— свои удостоверения.
Выводы
- ФЛП-единоналожников групп 1 и 2 проверять в рамках плановых и внеплановых документальных проверок не будут. Кроме случаев, если такой ФЛП закрывается.
- В целом, плательщиков, у которых налоговый адрес или объекты налогообложения / объекты, связанные с налогообложением, находятся на временно оккупированной территории, территории возможных или активных боевых действий, трогать не будут. Но исключения все-таки и здесь есть.
- План могут обновлять ежемесячно (как и раньше). Критерии рисковости из разд. ІІІ Порядка формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина от 02.06.2015 № 524, в этом случае не работают.