Темы статей
Выбрать темы

Налоговые проверки: что надо знать?

Амброзяк Наталья, юрист
Закон о переформатировании моратория на налоговые проверки подписан. Увеличится ли количество проверок? На что следует обратить внимание? Об этом расскажем в статье.

Первое прикосновение к Закону Украины от 09.11.2023 № 3453-IX, далее — Закон № 3453 (раньше — законопроект № 10016-д) мы уже делали (см. «Налоги & бухучет», 2023, № 84). Напомним, что тогда нардепы хотели переформатировать мораторий на проверки с 01.11.2023. Однако не случилось, как думалось. Изменения были перенесены на декабрь 2023 года.

Обратите внимание:

нормы Закона вступают в силу с 8 декабря 2023 года, а не с 1 декабря

На дату «1 декабря» в п. 1 разд. ІІ Закона № 3453 внимания не обращаем! Все потому, что этот документ был официально опубликован 07.12.2023, а в норме определено, что Закон вступает в силу «не раньше дня, следующего за днем его опубликования». Отсюда и берется дата 8 декабря.

Разрешенные и запрещенные проверки

Итак, поговорим о том, кого же будут проверять, а кого — нет. Изложим информацию в формате таблицы для более легкого восприятия ☺.

Разрешенные и запрещенные проверки с 08.12.2023

№ п/п

Кого (не)проверяют?

Основание

Разрешенные проверки

1

Камеральные (в отношении всех плательщиков)

п.п. 75.1.1, ст. 76 НКУ

2

Плановые документальные исключительно в отношении:

1) хозсубъектов, которые занимаются (занимались) производством и реализацией подакцизных товаров;

2) хозсубъектов, которые занимаются (занимались) организацией и проведением азартных игр в Украине (игорный бизнес);

3) хозсубъектов, которые предоставляют (предоставляли) финансовые и платежные услуги;

4) нерезидентов, которые осуществляют/осуществляли в Украине деятельность через обособленные подразделения (например, постоянные представительства) и одновременно отвечают хотя бы одному из следующих критериев:

уровень роста налога на прибыль на 50 и больше процентов меньше уровня роста доходов плательщика;

декларирование начисленной зарплаты при отсутствии декларирования объекта обложения налогом на прибыль или дохода, освобожденного от налогообложения в соответствии с международным договором Украины;

5) плательщиков, которые по итогам 2021 года отвечают хотя бы одному из следующих критериев:

— уровень уплаты налога на прибыль на 50 и больше процентов меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли. Критерий не распространяется на плательщиков единого налога;

— уровень уплаты НДС на 50 и больше процентов меньше уровня уплаты налога в соответствующей отрасли;*

дебиторская задолженность превышает кредиторскую больше чем в 2 раза;

— общая сумма расходов, отраженных в декларации об имущественном состоянии и доходах, составляет 75 % или больше суммы общего годового дохода, задекларированного в такой декларации.

Будет работать этот критерий, если сумма общего годового дохода, полученного от предпринимательской деятельности, составляет 10 млн грн и больше;

— налоговый агент-юрлицо начислял и/или выплачивал зарплату в размере меньше средней зарплаты в соответствующей отрасли в соответствующем регионе (по основному месту учета)

ст. 77, п.п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

* Этот критерий не будет работать, если у плательщика операции по вывозу товаров за пределы Украины составляют 25 % и больше общих объемов поставки + уровень уплаты налога на прибыль не меньше 50 % уровня уплаты налога в соответствующей отрасли.

3

Внеплановые документальные исключительно в отношении:

плательщиков, налоговый адрес которых никоим образом не связан ни с временно оккупированной территорией, ни с территорией активных или возможных боевых действий (по состоянию на начало временной оккупации, начало активных или возможных боевых действий соответственно)

любой пункт ст. 78 НКУ

плательщиков, налоговый адрес которых находится на временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации), исключительно:

по обращению плательщика

п. 78.2 НКУ

если плательщик подал отрицание на акт проверки или налоговое уведомление-решение (далее — НУР)

п.п. 78.1.5 НКУ

в случае реорганизации (кроме преобразования) / ликвидации юрлица (его структурного подразделения) или ФЛП

п.п. 78.1.7 НКУ

если плательщиком заявлено бюджетное возмещение НДС или отрицательное значение по этому налогу больше 100 тыс. грн

п.п. 78.1.8 НКУ

если вышестоящие налоговики проверили коллег с более низкого по уровню органа и выявили нарушение при проведении проверок плательщиков

п.п. 78.1.12 НКУ

если налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли

п.п. 78.1.21 НКУ

если налоговики получили информацию о нарушении плательщиком валютного законодательства в части предельных сроков поступления товаров по импортным операциям / расчетов по экспортным операциям

Формально возможен любой пункт из ст. 78 НКУ. Но наиболее соответствующий, по нашему мнению, п.п. 78.1.1 НКУ

плательщиков, налоговый адрес которых находится на территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий) — исключительно на тех же основаниях, что и для тех, кто зарегистрирован на временно оккупированной территории (см. выше)

плательщиков, налоговый адрес которых находится на территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий), исключительно:

по обращению плательщика

п. 78.2 НКУ

если налоговики получили информацию о нарушении, послали запрос плательщику, а плательщик на него не ответил в установленный в НКУ срок. Речь идет о запросах исключительно в отношении:

а) полученной налоговиками информации, которая свидетельствует о нарушении законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами из Украины; по вопросам налогообложения доходов нерезидентов, которые осуществляют/осуществляли свою деятельность через обособленные подразделения (например, постоянные представительства);

б) плательщиков, которые осуществляли/осуществляют деятельность в сфере производства/реализации подакцизки;

в) плательщиков, которые осуществляли/осуществляют деятельность в игорном бизнесе в Украине;

г) налогоплательщиков, которые предоставляют/предоставляли финансовые, платежные услуги

п.п. 78.1.1 НКУ

если не поданы декларации, расчеты, отчетность исключительно в части трансфертного ценообразования

п.п. 78.1.2 НКУ

если плательщик подал уточненку за уже проверенный период

п.п. 78.1.3 НКУ

если плательщик подал отрицание на акт проверки или налоговое уведомление-решение (далее — НУР)

п.п. 78.1.5 НКУ

в случае реорганизации (кроме преобразования) /ликвидации юрлица (его структурного подразделения) или ФЛП

п.п. 78.1.7 НКУ

если плательщиком заявлено бюджетное возмещение НДС или отрицательное значение по этому налогу больше 100 тыс. грн

п.п. 78.1.8 НКУ

если на плательщика покупателем подана жалоба о непредоставлении/ошибках в налоговых или акцизных накладных

п.п. 78.1.9 НКУ

если вышестоящие налоговики проверили коллег с более низкого по уровню органа и выявили нарушение при проведении проверок плательщиков

п.п. 78.1.12 НКУ

в отношении трансфертного ценообразования

пп. 78.1.14, 78.1.15, 78.1.16 НКУ

если плательщик не предоставил информацию для встречной сверки в установленные НКУ сроки

п.п. 78.1.19 НКУ

если налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли

п.п. 78.1.21 НКУ

если нерезидент осуществляет хоздеятельность через постоянное представительство без постановки на налоговый учет в Украине

п.п. 78.1.22 НКУ

если налоговики получили информацию о нарушении плательщиком валютного законодательства в части предельных сроков поступления товаров по импортным операциям / расчетов по экспортным операциям

Формально возможен любой пункт из ст. 78 НКУ. Но наиболее соответствующий, по нашему мнению, п.п. 78.1.1 НКУ

4

Фактические проверки в отношении:

— плательщиков, которые не попадают в исключения (см. п. 8 таблицы);

— плательщиков, налоговый адрес которых находится на территории возможных боевых действий (на дату начала таких действий) и, одновременно, кто осуществляет деятельность:

а) в сфере производства/реализации подакцизки;

б) в сфере игорного бизнеса в Украине;

в) в сфере покупки/продажи инвалюты;

г) без госрегистрации в качестве субъекта хозяйствования

п. 80.2, п. 7 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

5

Документальные ЕСВ-проверки (с учетом особенностей, установленных для других налоговых проверок)

По сути, речь идет об основаниях, при которых разрешены другие налоговые проверки.

Считаем, что ЕСВ могут проверить в рамках разрешенных плановых документальных проверок, а также внеплановых документальных проверок по п.п. 78.1.1 НКУ. Разрешенные фактические и другие внеплановые докпроверки имеют специфические основания, которые ЕСВ не касаются

См. п. 925 разд. VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса...» от 08.07.2010 № 2464-VI

Запрещенные проверки

6

Плановые документальные в отношении:

плательщиков, которые не попали в категории, в отношении которых разрешены плановые проверки

Исходя из п.п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

ФЛП-единоналожников групп 1 и 2

(кроме внеплановых докпроверок в отношении прекращения ФЛП, то есть в рамках прекращения единоналожников групп 1 и 2 могут проверить)

Запрет действует до 01.12.2024

п. 1 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

плательщиков, которых затрагивают разрешенные плановые докпроверки (см. п. 2 таблицы), но у которых налоговый адрес находится на:

временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации).

Запрет будет действовать до последнего календарного дня месяца, в котором завершилась оккупация (например, если оккупация завершилась 18.10.2023, то действие запрета должно завершиться 31.10.2023). Если плательщик изменил свой налоговый адрес — запрет будет действовать до даты госрегистрации изменения своего налогового адреса;

территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий).

Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса;

территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий).

Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса

пп. 2, 3, 4 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

7

Внеплановые документальные в отношении:

ФЛП-единоналожников групп 1 и 2

(кроме внеплановых докпроверок в отношении прекращения ФЛП, то есть в рамках прекращения единоналожников групп 1 и 2 могут проверить)

Запрет действует до 01.12.2024

п. 1 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

плательщиков, которых не затрагивают разрешенные внеплановые докпроверки (см. п. 3 таблицы) и одновременно у которых налоговый адрес находится на:

временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации).

Запрет будет действовать до последнего календарного дня месяца, в котором завершилась оккупация (например, если оккупация завершилась 18.10.2023, то действие запрета должно завершиться 31.10.2023). Если плательщик изменил свой налоговый адрес — запрет будет действовать до даты госрегистрации изменения его налогового адреса;

территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий).

Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса;

территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий).

Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса

пп. 2, 3, 4 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

8

Фактические проверки в отношении плательщиков, у которых объекты налогообложения / объекты, связанные с налогообложением, где должна состояться проверка, находятся на:

временно оккупированной территории (по состоянию на дату начала таких действий).

Запрет действует до даты завершения временной оккупации соответствующих территорий

п. 5 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

территории активных боевых действий (по состоянию на дату начала таких действий).

Запрет действует до даты завершения активных боевых действий на соответствующих территориях

п. 6 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

территории возможных боевых действий (по состоянию на дату начала таких действий).

Запрет действует до даты завершения возможных боевых действий на соответствующих территориях.

Еще раз напомним, что разрешенными в этом случае являются фактические проверки в отношении определенных категорий плательщиков (см. п. 4 этой таблицы)

п. 7 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

9

Проверки в отношении ЕСВ, которые не попали в разрешенные (см. п. 5 таблицы)

п. 925 разд. VIII Закона Украины «О сборе и учете единого взноса...» от 08.07.2010 № 2464-VI

На что еще следует обратить внимание?

Плановые проверки. Во-первых, как и до 08.12.2023, на формирование плана-графика не влияют критерии рисковости плательщиков, которые предусмотренные разд. ІІІ Порядка формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина от 02.06.2015 № 524 (ср. ). То есть даже если у вас этих критериев нет, но проверка в отношении вас разрешена (см. таблицу), то налоговики могут пожаловать. Это прямо предусмотрено теперь п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Во-вторых,

как и до 08.12.2023, обновлять план налоговики могут ежемесячно

При этом учитываются:

— обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);

— наличие/отсутствие безопасных условий для проведения проверок;

— другие обстоятельства, предусмотренные в п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (очевидно, речь идет, например, о наличии приостановки проверки из-за мотивированного заявления плательщика или из-за сообщения о потере первички в порядке п.п. 69.28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

В-третьих, плановые проверки, не завершенные по состоянию на 24.02.2022, возобновляются на неиспользованный срок (конечно, кроме тех проверок, которые теперь под запретом).

В-четвертых, обновленный план обнародуется на сайте ГНСУ (как и всегда) не позже последнего числа месяца, в котором был утвержден такой обновленный план-график. Ищите актуальный план по ссылке.

В-пятых, информацию об уровнях уплаты НДС, налога на прибыль по отраслям и показатели средней зарплаты по предприятиям в соответствующей отрасли в соответствующем регионе за 2021 год можно будет узнать на официальном сайте ГНСУ: tax.gov.ua. Эти данные налоговики должны опубликовать до 17 декабря 2023 года. Внимание! Отрасль определяется по видам деятельности на уровне класса согласно КВЭД 009:2010.

Безопасные условия для почти любой проверки и ее приостановка. Напомним: проверки могут проводиться при наличии безопасного доступа/допуска к помещениям плательщика, его документам и возможности безопасного проведения инвентаризации. Если есть опасность — проверка должна приостанавливаться.

Это правило остается, и оно предусмотрено теперь в п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Отличие между текущей и предыдущей редакцией норм заключается в том, на какие проверки распространяется приостановка, в частности, из-за опасности. Теперь не будут приостанавливаться из-за опасности внеплановые документальные проверки:

— бюджетного возмещения НДС (п.п. 78.1.8 НКУ). Было и до 08.12.2023;

— плательщиков, в отношении которых получена информация о нарушении в отношении налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины (п.п. 78.1.1 НКУ);

— из-за того, что налоговики получили от иностранных госорганов информацию о возможных налоговых, «валютных» и других подконтрольных фискалам нарушениях, на предмет наличия/отсутствия которых плательщика уже проверяли (п.п. 78.1.21 НКУ).

Эти же проверки не будут приостанавливаться на основании письменного мотивированного заявления плательщика и из-за подачи плательщиком сообщения о потере первички / отсутствия к ней доступа в порядке п.п. 69.28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. О чем, опять же, свидетельствует тот же п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Как быстро придут на разрешенную проверку? Все зависит от типа проверки.

1. Плановые проверки. Нерезидентов и плательщиков, которые по итогам 2021 года отвечают определенным критериям (см. пп. 4, 5 п. 2 нашей таблицы) могут проверить не раньше чем через 2 месяца со дня обнародования обновленного плана-графика.

«Подакцизников», игорный бизнес, предоставителей финансовых/платежных услуг (см. пп. 1, 2, 3 п. 2 нашей таблицы) имеют право проверять не раньше чем через 30 календарных дней, следующих за датой обнародования обновленного плана.

Следовательно,

скорее всего, к тем, кого позволили включать в план после 08.12.2023 (пп. 4, 5 п. 2 нашей таблицы), с плановой проверкой в декабре 2023 уже не придут

Также не забывайте, что за 10 календарных дней до дня проведения плановой проверки плательщик должен получить:

— копию приказа о проведении проверки;

— уведомление с указанием дня начала проверки (потому что в плане, напомним, указывается лишь месяц).

2. Внеплановые проверки. В большинстве случаев перед проверкой поступит письменный запрос от налоговиков. И именно в случае непредоставления ответа на запрос налоговики могут пожаловать к плательщику. Речь идет о внеплановых докпроверках на основании пп. 78.1.1, 78.1.4*, 78.1.9 НКУ**.

В иных случаях запросы тоже возможны, но наличие/отсутствие ответа не влияет на право провести проверку. А следовательно, так уже сильно ожидать запроса здесь не стоит.

* Актуально для плательщиков, которые никоим образом не связаны с территорией возможных/активных боевых действий или временно оккупированной территорией.

** Конечно, мы учитываем разрешение или запрет на эту проверку. См. таблицу в этой статье.

3. Фактические проверки. Напомним, что разрешены были все без исключения фактические проверки еще до 08.12.2023. То есть приходить налоговики могут хоть завтра с такой проверкой. Однако теперь они это не смогут сделать в отношении определенной категории плательщиков (см. п. 8 таблицы в этой статье).

Помним, что независимо от типа проверки, перед ней проверяющие должны обязательно предоставить (ст. 81.1 НКУ):

— направление на проверку;

— приказ о проведении проверки;

— свои удостоверения.

Выводы

  • ФЛП-единоналожников групп 1 и 2 проверять в рамках плановых и внеплановых документальных проверок не будут. Кроме случаев, если такой ФЛП закрывается.
  • В целом, плательщиков, у которых налоговый адрес или объекты налогообложения / объекты, связанные с налогообложением, находятся на временно оккупированной территории, территории возможных или активных боевых действий, трогать не будут. Но исключения все-таки и здесь есть.
  • План могут обновлять ежемесячно (как и раньше). Критерии рисковости из разд. ІІІ Порядка формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина от 02.06.2015 № 524, в этом случае не работают.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше