Темы статей
Выбрать темы

Камеральные проверки в военное время

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Во время военного положения разрешено проводить также камеральные проверки, то есть тот вид проверок, когда налоговики не идут к субъекту хозяйствования в гости, а осуществляют проверку удаленно — в помещении налоговой. О том, что это за проверки и как они проводятся в военное время, поговорим дальше.

Суть камеральных проверок

Камеральной проверкой является проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов и данных системы электронного администрирования (СЭА) НДС (данных казначейства, в котором открываются счета плательщиков в СЭА НДС), данных Единого реестра налоговых накладных (ЕРНН) и данных таможенных деклараций), а также данных Единого реестра акцизных накладных (ЕРАН) и данных системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (СЭАРГ), данных СУД РРО (п.п. 75.1.1 НКУ).

Не стоит путать камеральные проверки с проверкой налоговой отчетности во время ее принятия на наличие/корректность в ней обязательных реквизитов. Ведь следствием такой проверки является обычно просто принятие или непринятие налоговиками подаваемой отчетности. А следствием камеральной проверки может оказаться наложение штрафа.

Предметом камеральной проверки могут быть:

своевременность подачи налоговых деклараций;

своевременность регистрации НН и/или РК в ЕРНН, АН и/или РК в ЕРАН, исправление ошибок в НН;

своевременность уплаты согласованной суммы налогового обязательства на основании данных, которые хранятся в соответствующих информационных базах;

своевременность подачи уведомления о структуре собственности и конечных бенефициарных собственниках;

полнота начисления и своевременность уплаты НДФЛ и ЕСВ резидентом Дія Сіті для установления факта соответствия его требованиям спецрежиму;

своевременность предоставления информации по запросу контролирующего органа и т. п.

Камеральные проверки должны осуществлять только контролирующие органы областного и центрального уровней ГНС (БЗ 130.01).

Военное время и проверки

А как только началось полномасштабное вторжение рашистов в Украину, то проведение всех видов проверок, в том числе и камеральных, было приостановлено. Ведь начал действовать военный мораторий на все виды проверок. Такая тотальная приостановка продолжалась всего 10 дней (с 07.03.2022 до 17.03.2022).

И уже с 17.03.2022 законодатели решили возобновить проведение значительного количества проверок. Под это возобновление попали и камеральные проверки.

Причем с 17.03.2022 законодатели позволили проводить не все без исключения камеральные проверки, а только избранные. А именно проверки:

НДС-деклараций или уточняющих расчетов, в которых заявлено бюджетное возмещение по НДС на основе НН/РК, которые зарегистрированы в ЕРНН, и таможенных деклараций. И то под проверку не попадали некоторые операции;

— налоговых деклараций плательщиков сельхозЕН.

Такой ограниченный перечень камеральных проверок продержался только два месяца. И уже с 27.05.2022 законодатели развязали руки фискалам: они с этой даты сняли мораторий на камеральные проверки и тем самым позволили их проводить в полном объеме (см. «Нововведение в проверках во время военного положения» // «Налоги & бухучет», 2022, № 39).

Такое разрешение на камеральные проверки существует и на сегодня.

Порядок проведения

Основы проведения. Порядок проведения камеральной проверки изложен в ст. 76 НКУ. В соответствии с ним:

камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления на ее проведение.

Кроме того, согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательны.

То есть п. 76.1 НКУ не требует от налоговиков принимать решения в отношении камеральной проверки и сообщать плательщикам о ее начале и окончании. Не требует он и получать согласие налогоплательщика на ее проведение.

Срок проведения. В НКУ есть два вида сроков проведения камеральной проверки (п. 76.3 НКУ).

1. Сроки проверки деклараций и уточняющих расчетов (включая вопрос своевременности их подачи). По общему правилу,

проводить камеральные проверки налоговой декларации или уточняющего расчета можно только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи, а если такие документы были предоставлены позже, — за днем их фактической подачи (п. 76.3 НКУ)

В такой же срок проводят камеральную проверку данных декларации по НДС или УР (в случае их подачи), которая отдельно предусмотрена п. 200.10 НКУ (в т. ч. для целей проверки заявленного плательщиком возмещения НДС).

В военный 2022 год согласно п.п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ камеральные проверки некоторой отчетности проводились в спецсрок. А именно камеральные проверки отчетности, поданной за

февраль, март, апрель, май 2022 года, — начинаются на следующий день после 20.07.2022 и завершаются не позже 20.09.2022;

июнь, июль 2022 года, — начинаются на следующий день после 20.08.2022 и завершаются не позже 20.10.2022.

Обращаем внимание! В п.п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ определены также спецсроки для камеральных проверок уточняющих расчетов по НДС, которые были поданы за отчетные периоды до февраля 2022 года (например, за январь 2022 или за любой период 2021 года или более ранние периоды), фактическая подача которых произошла в течение февраля — июля 2022 года. Так вот, срок проведения камералок таких уточняющих расчетов определялся по правилам, прописанным в отношении подачи отчетности за период февраль — июль 2022.

В дальнейшем начали снова действовать стандартные сроки. Следовательно, в 2023 году срок проведения камеральной проверки отчетности составляет стандартные 30 дней.

2. Сроки проверки по другим вопросам (например, своевременности уплаты налогов, регистрации НН/РК и т. п.). В этом случае срок для проведения проверки определяется исходя из ст. 102 НКУ.

То есть опять же по общему правилу — 1095 дней с соответствующей даты — в зависимости от того, что является предметом проверки.

В то же время на период военного положения эти сроки вообще были приостановлены (см. статью «Военная приостановка сроков исковой давности» // «Налоги & бухучет», 2023, № 29). Но с 01.08.2023 отсчет этих сроков таки начался (см. «Законопроект № 8401 принят: что изменили в последний момент» // «Налоги & бухучет», 2023, № 54). Поэтому на сегодня по другим вопросам камеральную проверку можно проводить в сроки, больше чем сроки, установленные в ст. 102 НКУ.

Методика проведения проверки. Вообще-то, камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком (п. 76.1 НКУ). Приблизительный алгоритм проведения проверки можно почерпнуть из Методрекомендаций № 165*. Но эти Методрекомендации очень сильно устарели.

* Методические рекомендации по организации и проведению камеральных проверок налоговой отчетности налогоплательщиков, кроме проверок налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и налоговой декларации плательщика единого налога — физического лица — предпринимателя, утвержденные приказом Миндоходов от 14.06.2013 № 165.

Поэтому опираясь на их, можно понять только общий подход к осуществлению камеральных проверок.

Так, исходя из этих Методрекомендаций камеральные проверки могут проводиться двумя способами:

— в электронном виде;

— подразделениями налогового и таможенного аудита / доходов и сборов с физических лиц путем сопоставления данных программных продуктов, результатов автоматизированного контроля налоговой отчетности, информации из других источников.

Осуществляя камеральную проверку, налоговики будут подвергать налоговую отчетность, поданную плательщиком налога, арифметическому и логическому контролю, составляющими которого являются:

— проверка правильности определения налогового периода, своевременности предоставления отчетности (соблюдения сроков), правильности выбора формы декларации;

— проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями

— проверка обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления базы налогообложения, и т. п.

Уточнение во время/после проверки. Многих плательщиков интересует вопрос: имеет ли право плательщик подать уточняющую декларацию во время или после проведения камеральной проверки?

Возникает этот вопрос из-за положения п. 50.2 НКУ, который лишает плательщика права подавать уточняющие декларации только во время проведения документальных плановых и внеплановых проверок. О камеральных проверках он ничего не говорит.

Поэтому мы считаем, что плательщик имеет право подать уточняющую декларацию, пока налоговики не вручили ему НУР по результатам камеральной проверки, которой уже выявлена ошибка, в отношении которой плательщик желает исправиться.

В то же время фискалы часто просто не желают принимать уточняющую декларацию за проверенный камералкой период. Хотя суды в этой ситуации на стороне плательщиков (см. «Уточниться после проверки (не)возможно?» // «Налоги & бухучет», 2021, № 46).

Оформление результатов

Порядок оформления результатов камеральной проверки описан в ст. 86 НКУ. В п. 86.2 НКУ четко указано:

по результатам камеральной проверки плательщик налога может получить только акт. Его предоставляют налоговики в случае установления во время проверки нарушений. Если нарушений не выявили, то об этом не сообщают

Акт камеральной проверки составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами налогового органа, который проводил проверку.

Вообще-то, акт камеральной проверки (кроме проверки декларации об имущественном состоянии и доходах, а также декларации ФЛП-единоналожника) составляется в форме акта, утвержденного приказом Миндоходов от 14.06.2013 № 165. В то же время, по мнению фискалов, поскольку такой «форменный» акт является документом рекомендованного, разъяснительного, информационного характера, то результаты проверки могут быть оформлены в другой форме, что на действительность проверки не влияет.

После составления и подписания акта проведенной камеральной проверки его регистрируют в контролирующем органе (срок регистрации не установлен) и посылают или вручают для подписания в течение трех рабочих дней налогоплательщику (ст. 42 НКУ).

Не забывайте, если плательщик не согласен с выводами проверки, он имеет право в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта, подать свои отрицания и/или дополнительные документы.

Отрицание можно предоставить фискалам по почте (письмом с уведомлением о вручении), лично или в электронном виде через Электронный кабинет, используя меню «Переписка с ГНС» частной части Электронного кабинета.

Их будет рассматривать соответствующая комиссия в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения отрицаний и/или дополнительных документов и объяснений. По результатам такого рассмотрения могут быть пересмотрены выводы акта.

Если плательщик желает участвовать в рассмотрении отрицаний к акту камеральной проверки, то он должен указать об этом в отрицании. В таком случае контролеры обязаны послать плательщику сообщение о месте и времени проведения рассмотрения в течение двух рабочих дней со дня получения отрицаний, но не позже чем за четыре рабочих дня до дня их рассмотрения (п.п. 86.7.2 НКУ).

Налогоплательщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя. Непосредственно во время рассмотрения материалов проверки плательщик налога имеет право предоставлять письменные и/или устные объяснения по поводу предмета рассмотрения.

В то же время отсутствие плательщика налога или его представителя, поставленного в известность о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки.

После подписания акта и рассмотрения отрицаний (если такие имеются) фискалы могут выносить налоговое уведомление-решение (НУР). Его можно обжаловать в административном порядке (написав жалобу в ГНСУ) или путем обращения с иском в суд. Сроки для обжалования НУР теперь не приостановлены.

Выводы

  • Во время действия военного положения камеральные проверки проводятся в полном объеме.
  • На сегодня сроки проведения камеральных проверок отчетности составляют 30 календарных дней.
  • Сроки проведения камеральных проверок по другим вопросам составляют 1095 дней, но на время действия ВП течение этих сроков приостановлено.
  • По результатам проверки субъект хозяйствования может получить только акт проверки. При этом он составляется исключительно в случае выявления во время проверки нарушений.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше