Что случилось
Итак, налоговики опять начали «закручивать гайки» при применении форс-мажорных правил к имуществу, уничтоженному войной. В частности, речь идет о нормах, которые позволяют не начислять НДС по товарам / основным средствам, уничтоженным (потерянным) вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы в период военного и чрезвычайного положения.
Напомним, что:
— «военный» п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ освобождает плательщиков от начисления «компенсирующих» налоговых обязательств (НО) по п. 198.5 НКУ (как по использованным в нехозяйственной деятельности) по товарам, уничтоженным (потерянным) вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы в период действия военного положения. При этом «широкое» определение понятия «товары» (из п.п. 14.1.244 НКУ) охватывает не только ТМЦ, но также и основные средства, нематериальные активы, МНМА. Правда, если речь идет об уничтоженных основных средствах (причем именно об основных средствах, на МНМА это правило не распространяется), то «компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ по ним вообще не начисляются, а в этом случае применяется «ликвидационный» п. 189.9 НКУ;
— общий (действующий на постоянной основе) п. 189.9 НКУ позволяет не начислять НО при ликвидации основных средств (в общем случае ликвидация ОС = их поставке), в частности, если такие ОС уничтожены вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, или в иных случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия плательщика налога.
Так вот, в свежем письме ГНСУ от 09.07.2024 № 19744/7/99-00-21-03-02-07 (причем адресованном налоговикам «на местах»), а также в новой консультации 101.15 БЗ (действует с 12.07.2024) налоговики говорят, что для применения вышеупомянутых «освобождений» от начисления НДС
недостаточно только документов, которые подтверждают факт уничтожения товаров или основных средств вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. Нужен еще и обязательно сертификат Торгово-промышленной палаты (ТПП), который подтверждает факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). Причем сертификат должен быть индивидуальный
Старая позиция налоговиков
Подобные консультации (об обязательности именно индивидуального сертификата ТПП) уже встречались в начале войны (в частности, в письме ГНСУ от 05.05.2022 № 3781/7/99-00-04-01-03-07). Но потом появилась консультация в категории 101.15 БЗ (действовала до 12.07.2024),
которая не содержала ни слова об индивидуальном сертификате ТПП
В ней налоговики отмечали, что действие обстоятельств непреодолимой силы удостоверяет ТПП, и упоминали лишь «общее» письмо ТПП (от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1). А с целью фиксации уничтожения (потери) товаров вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы в период военного положения плательщикам советовали:
— провести инвентаризацию;
— обратиться к органам ГСЧС, которые должны составить акт повреждения имущества с указанием причины;
— обратиться к местным органам власти, которые могут дополнительно подтвердить факт уничтожения товаров;
— осуществить все возможные мероприятия по фиксации факта повреждения имущества (фото-/видеосъемка).
С 12.07.2024 эта консультация (очевидно, с появлением вышеназванного письма с «7») переведена в разряд недействительных. И ей на смену изложена новая.
Новая позиция налоговиков
В письме ГНСУ от 09.07.2024 № 19744/7/99-00-21-03-02-07 и в новой консультации 101.15 БЗ (действует с 12.07.2024) налоговики говорят, что
как в случае с основными средствами, так и в случае с товарами подтверждение их уничтожения (потери) вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы в период действия военного положения должно осуществляться:
— на основании соответствующих первичных документов и
— при наличии сертификата ТПП, который подтверждает факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора)
При этом здесь налоговики уже не упоминают «общее» письмо ТПП от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1, которым подтверждено, что введение военного положения в Украине с 24.02.2022 до его официального окончания является обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами). А следовательно, нужно понимать, что речь идет именно об индивидуальном сертификате ТПП.
Очевидно, здесь налоговики формально подходят к вопросу. Поскольку нормы п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ и п. 189.9 НКУ говорят о конкретной причине уничтожения имущества — «обстоятельствах непреодолимой силы», то подтверждать факт наступления этих обстоятельств должен именно сертификат ТПП.
Хотя, в большей степени, законодательство не требует наличия сертификата ТПП в этом случае. Ведь в соответствии с Законом № 671* и Регламентом засвидетельствования ТПП форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) ТПП осуществляет засвидетельствование форс-мажорных обстоятельств, если их наступление делает невозможным выполнение договорных/законодательных обязательств в срок, предусмотренный договором, контрактом, соглашением, типовым договором, законодательными и/или другими нормативными актами. Форс-мажорные обстоятельства удостоверяются по обращению субъектов хозяйственной деятельности по каждому отдельному договору, отдельному налоговому и/или другому обязательству/обязанности, выполнение которых наступило согласно условиям договора, контракта, соглашения, законодательных или других нормативных актов и выполнение которых стало невозможным из-за наличия указанных обстоятельств.
* Закон Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.97 № 671/97-ВР.
Следовательно, подтверждение форс-мажора осуществляется в первую очередь для освобождения от ответственности (санкций: штрафов, пени и т. п.). Тогда как от выполнения основного обязательства форс-мажор не освобождает.
Наша ситуация (законодательная норма о неначислении НДС по уничтоженным активам), как видим, вообще не подпадает под случаи, когда возникает необходимость засвидетельствования форс-мажора ТПП.
Обращает на себя и внимание то, что, в отличие от предыдущей консультации в БЗ (которая действовала до 12.07.2024), новая уже не содержит «указаний» от налоговиков о том, как плательщику подтверждать факт уничтожения имущества вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. Налоговики по этому вопросу советуют обращаться к Минфину. Хотя вряд ли в этом вопросе что-то изменилось.
Но учитывая, что налоговики теперь хотят видеть обязательно индивидуальный сертификат ТПП, то в целом должно быть достаточно лишь такого сертификата и акта о списании актива, в котором будет указано о том, что актив уничтожен, и о причине (обстоятельстве непреодолимой силы) его уничтожения (в случае пожара, возможно, еще и понадобится акт, который удостоверяет факт пожара).
ВЫВОДЫ
- Налоговики изменили свою позицию в отношении документального подтверждения уничтожения активов вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы во время военного положения для целей неначисления НДС по этим активам.
- Теперь они говорят, что недостаточно одних только документов, которые подтверждают факт уничтожения товаров или основных средств вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. Нужен еще и обязательно индивидуальный сертификат (ТПП), который подтверждает факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).