25.07.2024
Начнем с того, что инициативы чрезвычайно фискальные, если не сказать экстремальные. Почувствуют на себе эти изменения все плательщики. Потому что фактически из муравьиного военного сбора (ВС) предлагается сделать такого себе налогового великана, в т. ч. с элементами налога «с оборота» и привлечением к уплате не только обычных физлиц, но и прибыльщиков с единоналожниками.
Без сомнения, этот законопроект встретит много критики, его ожидает очень бурное обсуждение в Верховной Раде, и сложно сказать, дойдет ли он до финиша именно в первоначальном виде, и если дойдет, то когда именно. Впрочем делать какие-то прогнозы — дело неблагодарное. Поэтому сконцентрируемся на сути изменений.
Обращаем внимание, что
на сегодня никакого Закона еще нет. Мы имеем дело лишь с законопроектом, который только подан в Верховную Раду
То есть пока он станет Законом, он еще должен пройти долгий путь рассмотрения, принятия, подписания, опубликования.
Планируется увеличить ставку ВС с доходов физлиц и предпринимательской прибыли ФЛП на общей системе с 1,5 % до 5 %. То есть там, где теперь 1,5 %, станет 5 %.
Но это не все! Дополнительно предусматривается:
ввести уплату ВС:
— 1 % «с оборота» (от дохода) юрлиц — плательщиков налога на прибыль;
— 1 % от ЕН-дохода для плательщиков ЕН (как юрлиц, так и ФЛП) группы 3;
— 1 % от ЕН-дохода для плательщиков ЕН — юрлиц группы 4;
— в «фиксированном» размере 5 % от двух минзарплат ежемесячно (то есть для месяцев 2024 года — 710 грн) для ФЛП — единоналожников групп 1, 2 и 4;
— для юрлиц и ФЛП, которые занимаются продажей ювелирных (бытовых) изделий, — по ставке 30 % от дохода/выручки от продажи ювелирных (бытовых) изделий;
— для поставщиков услуг мобильной связи — по ставке 5 % от стоимости услуг мобильной связи, оплаченных конечными пользователями таких услуг.
Кроме того, предлагается ввести уплату ВС при приобретении:
— легковых автомобилей, которые подлежат первой регистрации в Украине, — 15 % от стоимости такого автомобиля;
— банковских металлов, приобретенных в банковских учреждениях, — 5 % от стоимости таких банковских металлов.
Также предлагается установить ВС по ставке 5 % для любой продажи недвижимости физлицами (даже если осуществляется первая продажа недвижимости за год, которая находится в собственности физлица свыше 3 лет).
Более подробную информацию о военном сборе приведем в таблице дальше.
Плательщики | Как сейчас | Как планируют |
Обычные физические лица (не ФЛП) | 1,5 % | 5 % |
ФЛП | ||
ФЛП на общей системе | 1,5 % от суммы чистого дохода | 5 % от суммы чистого дохода |
ФЛП на ЕН: | ||
— групп 1, 2, 4 | Не предусмотрена отдельная уплата ВС с доходов от предпринимательской деятельности | 5 % от 2 минзарплат, установленных по состоянию на 01.01 отчетного года (в 2024 году — это 710 грн ежемесячно) |
— группы 3 | 1 % с ЕН-дохода, то есть «с оборота» (всех поступлений, которые являются ЕН-доходом в понимании ст. 292 НКУ) | |
Юридические лица (ЮЛ) | ||
ЮЛ — плательщик налога на прибыль | Предусматривается только удержание ВС с доходов физлиц. С доходов от деятельности юрлица ВС не уплачивается | 1 % «с оборота» (дохода от любой деятельности, за вычетом непрямых налогов, определенного по правилам бухучета) То есть не от прибыли, а именно от доходов |
ЮЛ на ЕН группы 3 | 1 % от ЕН-дохода (всех поступлений, которые признаются ЕН-доходами) | |
ЮЛ на ЕН группы 4 | 1 % от доходов от осуществления хозяйственной деятельности | |
ЮЛ и ФЛП, которые занимаются продажей ЮВЕЛИРНЫХ (бытовых) изделий | ||
изготовленных из сплава (сплавов) драгоценного (драгоценных) металла (металлов) — золота, серебра, платины, палладия, который используется в качестве украшения или предмета быта, в том числе произведенного из давальческого сырья. | ||
ФЛП на ЕН групп 2 и 3 | С доходов от предпринимательской/хозяйственной деятельности уплата ВС не предусмотрена | 30 % от дохода от продажи (реализации) ювелирных (бытовых) изделий |
ЮЛ на ЕН группы 3 | ||
ЮЛ — плательщик налога на прибыль | ||
ФЛП на общей системе | 1,5 % от суммы чистого дохода | 30 % выручки в денежной форме от продажи (реализации) ювелирных (бытовых) изделий |
Поставщики электронных коммуникационных услуг, которые предоставляют услуги МОБИЛЬНОЙ связи конечным пользователям | ||
Все субъекты хозяйствования, которые относятся к таким поставщикам | Не предусмотрено | 5 % от стоимости любых услуг мобильной связи, оплаченной конечными пользователями таких услуг. При этом ВС с услуг мобильной связи не уплачивается, если ими пользуются речные, морские, воздушные, космические транспортные средства, средства наземного технологического транспорта (в том числе такси), которые имеют стационарно встроенное оборудование радиосвязи, радионавигации и радиоастрономии, которое не может быть отделено от таких средств без потери его технологических или эксплуатационных качеств или характеристик |
Приобретение легкового автомобиля | ||
Физические лица, субъекты хозяйствования, которые приобретают в собственность легковой автомобиль, который подлежит первой государственной регистрации в Украине | Не предусмотрено | 15 % стоимости легкового автомобиля |
Приобретение банковских металлов | ||
Лица, которые приобретают в собственность банковские металлы | Не предусмотрено | 5 % стоимости банковских металлов, приобретенных в банковских учреждениях |
Продажа/обмен физлицом недвижимого имущества | ||
Продажа/обмен физлицом недвижимости | Уплачивается в размере 1,5 %: — если право собственности зарегистрировано в государственном реестре меньше чем 3 года; — при второй продаже недвижимости за календарный год; — при продаже объектов незавершенного строительства | 5 % (независимо от периода пребывания имущества в собственности и от того, первая ли это продажа в отчетном году) |
Предлагается на время военного положения ввести минимальную базу обложения НДФЛ с доходов в форме зарплаты. Такая
минбаза будет устанавливаться решениями сельских, поселковых, городских советов для соответствующей территории, но она не может быть меньше размера минзарплаты
В случае если начисленная (выплаченная) зарплата будет меньше минбазы, налоговый агент должен будет доначислить и уплатить самостоятельно за свой счет разницу между НДФЛ с минбазы и фактически удержанным НДФЛ с зарплаты. При этом эта разница не будет считаться налогооблагаемым доходом физлица.
Как именно (исходя из каких показателей) будет устанавливаться такая минбаза, пока что не понятно. Хотя здесь обращает на себя внимание то, что в соответствии с изменениями, которые предлагается внести этим же законопроектом в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине», органам местного самоуправления лишь предоставляется право (не устанавливается обязанность это делать) принимать решение об установлении минбазы для НДФЛ с зарплаты. То есть, возможно, органы местного самоуправления и не будут устанавливать такую минбазу или она будет на уровне минзарплаты.
При этом предусматривается, что эти нормы не будут распространяться на учреждения, заведения и организации, которые финансируются из государственного бюджета, коммунальные предприятия, а также предприятия и организации всеукраинских общественных организаций лиц с инвалидностью, в частности УТОГ и УТОС, в которых количество лиц с инвалидностью представляет не менее чем 50 процентов общей численности работающих, и при условии, что фонд оплаты труда таких лиц с инвалидностью представляет не менее чем 25 процентов суммы расходов на оплату труда.
Предлагается установить ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль плательщикам, которые осуществляют деятельность по розничной торговле горючим. Уплачивать его нужно будет за каждое место розничной торговли горючим, внесенное в Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего.
Размер авансового взноса — 0,5 минзарплаты, установленной на 1 января отчетного (налогового) года, в расчете на 1 кубический метр резервуаров для хранения бензина, дизельного топлива и сжиженного газа, размещенных на месте розничной торговли горючим, внесенном в Единый реестр лицензиатов и мест обращения горючего.
Планируется:
— ввоз товаров стоимостью до 150 евро — тоже сделать налогооблагаемым (сейчас в соответствии с п.п. 196.1.16 НКУ ввоз товаров на таможенную территорию Украины, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 150 евро, не является объектом обложения НДС);
— международные отправления (посылки) будут освобождаться от НДС, только если они осуществляются на безвозмездной основе (то есть без коммерческой цели) между физическими лицами при условии, что суммарная фактурная стоимость отправления не превышает 45 евро.
Отметим также, что Кабмин раньше собирался увеличить и основную ставку НДС. Но, судя по тексту законопроекта, от этой идеи отказались. Ставка НДС (основная) остается на уровне 20 %.
Планируется ввести акцизный налог на воды, включая минеральные и газированные, с добавлением сахара или других подслащивающих или ароматических веществ (код товара (продукции) согласно УКТ ВЭД 2202 10 00 00). Это в том числе такие напитки, как Coca-Cola, Fanta, разные лимонады и т. п.
Размер акцизного налога — 0,1 евро за 1 литр напитка. При этом плательщиками акцизного налога будут производители и импортеры напитков.
Плательщики единого налога групп 1 — 3 не смогут торговать сладкими напитками
Ведь для них на сегодня запрещенным является производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива, сидра, перри (без добавления спирта) и столовых вин) (п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ). Надеемся, что этот запрет возник неумышленно и это исправят во время проработки текста, поэтому упрощенцы смогут и в дальнейшем торговать сладкой водой.
Напомним, что сейчас законодательство не требует от плательщика налогов допускать налоговиков к участию в инвентаризации, которая проводится по требованию налоговиков во время проверок (исключение — проверки на акцизных складах в соответствии с п.п. «ґ» п. 230.12 НКУ). Фактически сейчас плательщик только обязан по требованию налоговиков провести инвентаризацию и предоставить ее результаты проверяющим подробнее см. статью «Инвентаризация по требованию налоговой» // «Налоги & бухучет», 2023, № 38).
В этом вопросе тоже планируются фискальные изменения. Кабмин желает закрепить в НКУ
норму об обязательном присутствии налоговиков во время проведения инвентаризации, которая проводится по требованию налоговиков во время проверки
В случае отказа налоговикам присутствовать во время инвентаризации, которая проводится по требованию налоговиков, — могут применить админарест имущества плательщика. Также в этом случае будет отказано в бюджетном возмещении НДС.
Для крупных налогоплательщиков, плательщиков НДС, плательщиков акцизного налога планируется ввести переписку с налоговиками исключительно через Электронный кабинет.
Если плательщик не сообщил налоговикам о восстановлении возможностей исполнять налоговые обязанности, то налоговики смогут самостоятельно принять такое решение, если плательщик в течение двух последовательных отчетных периодов исполняет свои налоговые обязанности по подаче отчетности, регистрации НН, уплате налоговых обязательств и осуществлению экспортно-импортных операций.
На этом сегодня все. Следим за развитием событий вокруг законопроекта № 11416.