06.06.2024
Речь идет о микрогранте на создание или развитие бизнеса, который предоставляется в соответствии с Порядком № 738*. Распорядителем средств является Государственный центр занятости.
Получателями этого микрогранта могут быть в том числе юрлица, которые относятся к субъектам микропредпринимательства или малого предпринимательства согласно ст. 55 ХКУ (кроме субъектов хозяйствования государственного и коммунального секторов экономики) (п. 3 Порядка № 738). При этом также должны быть соблюдены требования п. 8 Порядка № 738. В частности, заявление на получение микрогранта не может подать субъект, который по состоянию на дату подачи заявления фактически находится или осуществляет хозяйственную деятельность на территориях активных боевых действий, территориях активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы, или временно оккупированных территориях Украины.
С учетом последних изменений в Порядок № 738 в случае с юрлицом размер микрогранта определяется в соответствии с его запросом, но не менее 50000 гривень и не более:
150000 гривень включительно в случае обязательства получателя создать одно рабочее место после получения микрогранта и приема на него работника на условиях, определенных этим Порядком;
250000 гривень включительно в случае обязательства получателя создать не менее двух рабочих мест после получения микрогранта и приема на них работников на условиях, определенных этим Порядком.
При этом максимальный размер микрогранта для получателей, которые зарегистрированы и осуществляют / планируют осуществлять предпринимательскую деятельность в г. Харькове и Харьковской области, увеличивается на 100 %.
Микрогранты предоставляются для покрытия следующих направлений расходов:
— приобретение мебели, оборудования, транспортных средств (которые будут использоваться в коммерческих и производственных целях), необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, которые не подлежат отчуждению до выполнения условий договора о предоставлении микрогранта;
— закупка лицензионного программного обеспечения, домашних животных и птицы, многолетних насаждений, саженцев, посевного материала, сырья, материалов, товаров и услуг, связанных с реализацией бизнес-плана (такие расходы должны представлять суммарно не более 50 процентов размера микрогранта);
— услуги маркетинга и рекламы (такие расходы должны представлять не более 10 процентов размера микрогранта);
— арендная плата за пользование нежилым помещением, земельным участком, которые будут использоваться в коммерческих и производственных целях (такие расходы должны представлять не более 25 процентов размера микрогранта);
— арендная плата за оборудование (такие расходы должны представлять не более 10 процентов размера микрогранта);
— лизинг оборудования, кроме автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств личного пользования (такие расходы должны представлять не более 50 процентов общего размера микрогранта);
— использование в предпринимательской деятельности прав других субъектов хозяйствования (коммерческая концессия).
Отметим, что в соответствии с Порядком № 738 грант зачисляется на специально открытый в отделении уполномоченного банка счет без права его использования на другие цели, кроме тех, которые предусмотрены программой микрогранта (п. 12 Порядка № 738).
Для оплаты расходов, которые оплачиваются за счет гранта, получатель подает уполномоченному банку счет-фактуру (счет, квитанцию, накладную и т. п.) или договор, заключенный между получателем и поставщиком (лизингодателем, продавцом) оборудования, сырья и материалов и т. п. (п. 24 Порядка № 738).
О налоговых последствиях получения такого микрогранта ФЛП мы уже говорили в статье «Микрогрант «Собственное дело» для ФЛП: что с налогообложением» // «Налоги & бухучет», 2024, № 40 (ср. ). А теперь разберемся с тем, какие последствия в учете будут у получателей микрогранта — юрлиц.
В Порядке № 738 сказано, что микрогрант является безвозвратной помощью государства. Но поскольку эта помощь является целевой (может расходоваться только на цели, определенные п. 5 Порядка № 738), то для бухучета полученный микрогрант будет не чем иным, как целевым финансированием (Дт 315 — Кт 482). При этом в соответствии с требованиями НП(С)БУ 15 целевое финансирование признается доходом по мере его использования (расходования). Порядок признания доходов от целевого финансирования зависит от того, на какие цели оно потрачено.
Если микрогрант используется на приобретение необоротных активов. В этом случае доходы от целевого финансирования признаются в течение периода полезного использования приобретенных объектов пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов (п. 18 НП(С)БУ 15). То есть доход возникает не сразу во всей сумме, а постепенно — в течение срока амортизации приобретенного необоротного актива. А потому:
— непосредственно приобретение объекта основных средств (ОС) отражают в учете обычными проводками (Дт 152 — Кт 685);
— в периоде приобретения объекта ОС на сумму целевого финансирования признают доходы будущих периодов (Дт 482 — Кт 69);
— после введения объекта ОС в эксплуатацию, по мере начисления амортизации этого объекта, будут возникать ежемесячно доходы от целевого финансирования (Дт 69 — Кт 745).
В доходы следует относить сумму полученного гранта пропорционально сумме начисленной амортизации
То есть если вы приобрели оборудование и на такое оборудование установили срок полезного использования 60 месяцев, то доход от полученного гранта вы будете признавать в той пропорции, что и начисление амортизации. То есть ежемесячно будете относить в доход 1/60 от суммы гранта.
Стоит обратить внимание: если необоротный актив приобрели у плательщика НДС и есть входящий НДС (зарегистрирована налоговая накладная), то в части целевого финансирования, которое приходится на сумму налогового кредита (НК) по НДС, нужно признать доход (Дт 482 — Кт 745). При этом этот доход (в части НК) возникает сразу — в периоде появления права на НК. Связано это с тем, что отнесение НДС в состав НК, по сути, равнозначно возникновению расходов.
Пример 1. 15.06.2024 предприятие получило на основании Порядка № 738 микрогрант в сумме 240000 грн. На все эти средства 06.07.2024 оно приобрело производственное ОС у поставщика — плательщика НДС и получило зарегистрированную НН с суммой НДС 40000 грн. В этом же месяце ОС было введено в эксплуатацию. Срок полезного использования ОС — 3 года (36 месяцев). Метод амортизации — прямолинейный. Сумма ежемесячной амортизации составляет 5555,55 грн.
№ п/п | Дата | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
дебет | кредит | ||||
1 | 15.06.2024 | Получен микрогрант | 315 | 482 | 240000,00 |
2 | 06.07.2024 | Приобретен объект ОС | 152 | 631 | 200000,00 |
3 | 06.07.2024 | Отражен НК по НДС (получена зарегистрированная налоговая накладная) | 644/1 641/НДС | 631 644/1 | 40000,00 |
4 | 06.07.2024 | Признана доходом отчетного периода сумма использованного гранта в части НК по НДС | 482 | 745 | 40000,00 |
5 | 06.07.2024 | Отнесены в доходы будущих периодов средства израсходованного гранта (в части, которая будет признаваться доходом по мере амортизации ОС) | 482 | 69 | 200000,00 |
6 | 15.07.2024 | Введен объект ОС в эксплуатацию | 10 | 152 | 200000,00 |
7 | 31.08.2024 | Начислена амортизация по объекту | 23 | 131 | 5555,55 |
8 | 31.08.2024 | Одновременно с начислением амортизации признан доход от целевого финансирования (200000 грн : 36 месяцев) | 69 | 745 | 5555,55 |
9 | 30.09.2024 | Начислена амортизация по объекту | 23 | 131 | 5555,55 |
10 | 30.09.2024 | Одновременно с начислением амортизации признан доход от целевого финансирования (200000 грн : 36 месяцев) | 69 | 745 | 5555,55 |
Если микрогрант используется на финансирование расходов. В частности, п. 5 Порядка № 738, например, предусматривает возможность использования микрогранта для покрытия расходов по арендной плате за оборудование (такие расходы должны представлять не более 10 процентов размера микрогранта). В этом случае доход от целевого финансирования будет признаваться в тех периодах, в которых возникли расходы, которые финансируются за счет целевого финансирования (п. 17 НП(С)БУ 15). То есть в таком случае доход по полученному гранту (Кт 718) отражаем только после признания расходов, на покрытие которых получены целевые средства.
Пример 2. 15.06.2024 предприятие получило на основании Порядка № 738 микрогрант в сумме 250000 грн. Часть этого гранта предприятие использует на оплату арендной платы за производственное оборудование. 10.07.2024 арендодателю за счет грантовых средств была уплаченная арендная плата за июнь 2024 года в сумме 18000 грн (в т. ч. НДС — 3000 грн).
№ п/п | Дата | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
дебет | кредит | ||||
1 | 15.06.2024 | Получен микрогрант | 315 | 482 | 250000,00 |
2 | 30.06.2024 | Начислена арендная плата за аренду производственного оборудования за июнь 2024 года | 23 | 685 | 15000,00 |
3 | 30.06.2024 | Отражен НК по НДС с суммы арендной платы (получена зарегистрированная налоговая накладная) | 644/1 641/НДС | 685 644/1 | 3000,00 3000,00 |
4 | 30.06.2024 | Признан доход от использования гранта | 482 | 718 | 18000,00 |
5 | 30.06.2024 | Остаток гранта переведен в состав доходов будущих периодов | 69 | 482 | 232000,00 |
6 | 15.07.2024 | Перечислена арендная плата арендодателю | 685 | 315 | 18000,00 |
НДС. Получение микрогранта не является НДС-облагаемой операцией, поскольку такие средства по своей сути не являются оплатой стоимости товаров/услуг. А следовательно, само получение микрогранта в виде денежных средств к НДС-последствиям не приводит.
А вот
по приобретенным за счет микрогранта активам/услугам получатель гранта имеет полное право на НК по НДС (при условии, что зарегистрирована «входящая» налоговая накладная)
Активы/услуги, приобретенные за счет грантов, считаются приобретенными непосредственно плательщиком. Поэтому суммы НДС, уплаченные при их приобретении, относят в состав НК.
Налоговики тоже с этим соглашаются (см., в частности, письма ГНСУ от 22.12.2023 № 4843/ІПК/99-00-21-03-02 ІПК; от 19.05.2023 № 1235/ІПК/99-00-21-02-02-06).
Но не нужно ли отраженный НК компенсировать начислением налоговых обязательств (НО) по п. 198.5 НКУ? Здесь работают общие правила. Необходимость их начисления возникает, только если приобретенные за счет целевого финансирования активы/услуги предназначаются для использования или начинают использоваться в необлагаемых НДС операциях (льготных и/или необъектных) и/или в нехозяйственной деятельности. Если же приобретенные активы/услуги предназначены для использования в облагаемых НДС операциях, то компенсирующие НО по п. 198.5 НКУ не начисляются.
Налог на прибыль. У малодоходников, которые не корректируют финрезультат на разницы, все будет по правилам бухучета. То есть в меру того, как доходы от гранта будут признаваться в бухучете, так они и будут влиять на объект обложения налогом на прибыль.
А что у тх плательщиков, которые должны применять разницы?
Стоит учесть, что для налоговых целей микрогрант, предоставленный по Порядку № 738, не вписывается в налоговое понятие бюджетного гранта согласно НКУ. В соответствии с п.п. 14.1.2771 НКУ, чтобы грант считался бюджетным, он должен предоставляться предоставителями бюджетных грантов, определенных в утвержденном перечне КМУ. В Перечне предоставителей бюджетных грантов, утвержденном постановлением КМУ от 18.08.2021 № 867, предоставителями бюджетных грантов определены: (1) Украинский культурный фонд (код ЕГРПОУ 41436842) и (2) Фонд развития предпринимательства (код ЕГРПОУ 21662099).
Распорядителем же средств микрогранта, предоставленного в соответствии с Порядком № 738, является Государственный центр занятости. Поскольку он не назван в перечне предоставителей бюджетных грантов, то этот грант не может считаться для налоговых целей бюджетным. А следовательно,
налоговые разницы в отношении бюджетных грантов, определенные пп. 140.4.8 и 140.5.16 НКУ, здесь срабатывать не будут. На это обращают внимание и налоговики (письмо ГНСУ от 19.05.2023 № 1235/ІПК/99-00-21-02-02-06)
То есть и у тех плательщиков, которые должны применять разницы, также все будет по правилам бухучета.
Отметим также, что где-то отдельно в декларации по налогу на прибыль эти гранты отражать не нужно. То есть доходы от гранта (в меру того, как они будут признаваться в бухучете) попадут в общем порядке в финрезультат и в строку 02 декларации.
Также Порядком №738 и положениями НКУ не предусмотрена подача налоговикам отдельной/соответствующей отчетности в разрезе полученного предприятием гранта и целевого его использования (письмо ГНСУ от 19.05.2023 № 1235/ІПК/99-00-21-02-02-06).
Единый налог. В соответствии с п.п. 4 п. 292.11 НКУ в состав ЕН-дохода не включаются:
«суммы средств целевого назначения, которые поступили от Пенсионного фонда и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в пределах государственных или местных программ».
Микрогрант, полученный на основании Порядка № 738 от Государственного центра занятости, полностью подпадает под эту норму. Поэтому
такой микрогрант не включается в ЕН-доход единоналожника-юрлица
Отметим, что как свидетельствуют разъяснения налоговиков в отношении подобных государственных помощей (например, получения предприятием на ЕН помощи от Фонда занятости на переподготовку физических лиц), они соглашаются с тем, что ЕН-дохода из такой помощи у предприятия не возникает (см., в частности, письмо ГНСУ от 01.04.2024 № 1719/ІПК/99-00-04-03-03).