zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=41553
Вывод документа
Микрогрант «Собственное дело» для ФЛП не включается:
— ни в предпринимательский доход;
— ни в гражданский доход.
Декларировать его самостоятельно (путем подачи декларации об имущественном положении и доходах) тоже потребности нет
Микрогрант «Собственное дело»
Речь в разъяснении идет о микрогранте на создание или развитие собственного бизнеса, который предоставляется в соответствии с Порядком № 738*.
Фактически
это безвозвратная (!) государственная помощь
Получателями могут быть в т. ч. ФЛП.
Размер микрогранта определяется в соответствии с запросом получателя, но не может быть менее 50 тыс. грн и более:
— 150 тыс. грн — в случае обязательства получателя создать 1 рабочее место после получения микрогранта и приема на него работника (на условиях, определенных Порядком № 738);
— 250 тыс. грн — в случае обязательства получателя создать не менее 2 рабочих мест после получения микрогранта и приема на них работников (на условиях, определенных Порядком № 738).
Микрогранты предоставляются для покрытия расходов по направлениям, перечисленным в п. 5 Порядка № 738. Источниками финансирования предоставления микрогрантов являются средства:
— Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Распорядителем средств является Государственный центр занятости;
— государственного бюджета. Главным распорядителем бюджетных средств является Минэкономики.
Собственно, все остальные нюансы (требования к кандидатам, документальное сопровождение и т. п.) также расписаны в Порядке № 738. Сайт программы находится по адресу. Дополнительную информацию также можно найти здесь.
Налоговый аспект
Программа реально работает. Судить об этом можем, в частности, из большого количества запросов ФЛП о порядке налогообложения выплат. ФЛП при этом интересует:
1) считаются ли полученные средства предпринимательским доходом ФЛП;
2) считаются ли полученные средства доходом ФЛП как обычного физлица;
3) необходимо ли включать полученные средства в декларацию об имущественном положении и доходах и уплачивать с них НДФЛ 18 % и военный сбор (ВС) 1,5 %.
В принципе, налоговики отвечают на эти вопросы в одинаковом ключе (см., в частности, письмо ГУ ГНС в Черновицкой обл. от 16.04.2024 № 2043/ІПК/24-13-24-03, письмо ГНСУ от 15.03.2024 № 1362/ІПК/99-00-24-03-03 ІПК, письмо ГНСУ от 08.03.2024 № 1226/ІПК/99-00-24-03-03 ІПК, письмо ГУ ГНС в г. Киеве от 05.03.2024 № 1132/ІПК/26-15-24-01-13-08 и т. п.). Причем обычно указывают, что такая их позиция согласована с Министерством финансов.
Кстати, фактически все то же видим и в консультации из категории 103.02 БЗ, которую сейчас комментируем, но с одним нюансом в отношении налогового агентства (об этом мы также скажем позже).
Но давайте обо всем по порядку.
Не все гранты одинаковы. Прежде всего важно обратить внимание, что микрогранты, о которых мы говорим (выданы согласно Порядку № 738), не являются бюджетными грантами в понимании п.п. 14.1.2771 НКУ.*
* 14.1.2771. Бюджетный грант — целевая помощь в виде средств или имущества, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи для реализации проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах в порядке, установленном законом. Перечень предоставителей бюджетных грантов определяет Кабинет Министров Украины.
В отношении налогообложения государственных грантов в НКУ есть свое регулирование, в т. ч. для ФЛП (см., в частности, п. 170.71, п.п. 177.3.2, п.п. 1 п. 292.1 НКУ). Но получается, что оно в нашем случае как раз таки и не работает. И непосредственно не работает. И по аналогии тоже, получается, не работает. Потому что налоговики в своих разъяснениях ссылаются на совсем другие нормы НКУ.
Оно так как будто даже и проще. Но проще все, лишь если ФЛП выполняет все требования предоставления микрогранта. То есть нет нецелевого использования и других причин для возврата средств. Иначе уже возникают дополнительные вопросы.
Впрочем давайте разберем именно случай, когда все с освоением микрогранта, условно говоря, хорошо.
Предпринимательский ли доход. Нет, налоговики считают, что
это не предпринимательский доход ФЛП
То есть ни в предпринимательских учетных регистрах, ни в предпринимательской отчетности такие полученные средства отражать не следует.
В случае с ФЛП на ЕН налоговики как аргумент обычно ссылаются на п.п. 4 п. 292.11 ст. 292 НКУ. В соответствии с ним не включаются в ЕН-доход «суммы средств целевого назначения, которые поступили от Пенсионного фонда и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в пределах государственных или местных программ».
В случае с ФЛП на общей системе работает универсальный аргумент, который упоминают налоговики в комментируемой консультации. Это не предпринимательский доход — поскольку «доход в виде микрогранта не связан с результатом от осуществления хозяйственной деятельности физического лица — предпринимателя».
Хорошо. Впрочем тогда возникает вопрос, не гражданский ли это доход того же ФЛП. Ведь важно понимать: если какие-то поступления ФЛП не являются предпринимательским доходом, то о них нельзя просто забыть. Потому что если доход не подпадает под предпринимательское налогообложение, следовательно, он облагается налогом по правилам для обычных физлиц. Мы об этом еще будем подробно говорить позже. А теперь еще такой момент, который касается ФЛП на общей системе.
Как насчет расходов, которые ФЛП осуществляет за счет такого гранта? Может ли их ФЛП на общей системе учесть в составе расходов (то ли непосредственно, то ли через амортизационные отчисления) при учете чистого дохода?
Вопрос очень неоднозначный.
Если для сравнения взять ситуацию с юрлицами и налогообложением целевых грантов, то логика такова, что условно получение и расходование гранта не должно в конечном итоге оказывать влияния на финрезультат. Что реализуется то ли через бухучетные правила (доходы от гранта признаем одновременно с расходами), то ли через налоговые разницы. См. по этому поводу, в частности, статью «Грант для перерабатывающих предприятий: правила учета и налогообложения» // «Налоги & бухучет», 2024, № 16.
По ФЛП на общей системе в НКУ никаких нюансов в отношении этого не прописано. Впрочем ввиду того, что налоговики не видят грантовые средства в предпринимательских доходах ФЛП,
имеем очень большие сомнения, что налоговики согласятся с тем, что ФЛП будет относить приобретение за счет грантовых средств на расходы
Даже несмотря на то, что в несколько похожем случае с компенсацией расходов ФЛП на трудоустройство ВПЛ налоговики говорят, что расходы можно сохранить (см. статью «ФЛП трудоустроил ВПЛ: полученная компенсация — не доход» // «Налоги & бухучет», 2024, № 32).
Если для вас этот вопрос (с расходами) является актуальным, то рекомендуем действовать только согласно полученной в свою пользу индивидуальной налоговой консультацией (ИНК) от налоговиков.
Гражданский ли доход. Налоговики отмечают, что и гражданский доход полученный микрогрант не увеличивает — поскольку он отвечает условиям п.п. 165.1.1 НКУ.
Налоговики говорят: «...если микрогрант предоставляется на условиях, определенных актами Кабинета Министров Украины, исключительно из бюджетов и/или Фонда общеобязательного государственного социального страхования, то такие суммы не включаются в общий (месячный) годовой налогооблагаемый доход физического лица». Как мы выяснили выше, согласно Порядку № 738 источниками финансирования предоставления микрогрантов являются средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и государственного бюджета. То есть все сходится. Поэтому
НДФЛ и военный сбор (ВС) с этих средств также уплачивать не нужно
Тогда еще остается вопрос: не следует ли все равно полученные средства (пусть даже они и не облагаются налогом) показывать в отчетности? И получается, не только в декларации об имущественном положении и доходах, но и в приложении 4ДФ к Объединенному НДФЛ/ВС/ЕСВ-отчету. Ведь вы, по-видимому, обратили внимание на ноу-хау налоговиков, что по тех же больничных самого ФЛП — по их мнению, ФЛП сам и является налоговым агентом в отношении самого себя. То есть, получается, должен еще отчитаться о выплате больничных самому себе (см. статью «ФЛП сам себе налоговый агент: ГНСУ изменяет позицию в отношении больничных!» // «Налоги & бухучет», 2024, № 34).
В комментируемой консультации налоговики вообще не говорят, кого они здесь считают налоговым агентом. Говорят лишь, что признак дохода для отражения налоговым агентом дохода в приложении 4ДФ — «157». В вышеупомянутых письмах речь также не идет о том, что ФЛП здесь является налоговым агентом в отношении самого себя. Если провести аналогию с бюджетными грантами, то налоговым агентом согласно п. 170.71 НКУ является предоставитель бюджетного гранта, а не сам ФЛП. В прошлогоднем письме ГНСУ 23.03.2023 № 638/ІПК/99-00-24-03-03-06 по похожему вопросу налоговым агентом налоговики также признавали распорядителя грантовых средств.
Поэтому,
думаем, что именно ФЛП налоговики здесь не будут считать налоговым агентом
Соответственно будут считать кого-то другого (то ли Фонд, то ли Минэкономики).
Тогда здесь срабатывает и норма из п. 179.2 НКУ, что если плательщик налога получал доходы исключительно от налоговых агентов, то обязанность плательщика налога по подаче декларации об имущественном положении и доходах считается выполненной.
Поэтому
только из-за получения микрогранта обязанность подавать декларацию об имущественном положении и доходах также не возникает
И только если речь о ФЛП на общей системе, который обязан в силу правил общей системы подавать декларацию об имущественном положении и доходах, то ему следует будет сумму полученного гранта отразить как необлагаемый налогом доход в строке 11.3 «Інші доходи, що не підлягають оподаткуванню» разд. III декларации.