13.06.2024

Кредиты «5-7-9»: использовать ли «грантовые» налоговые разницы?

По материалам БЗ 102.12

zir.tax.gov.ua/main/bz/view/?src=ques&id=41668

Вывод документа

Компенсация Фондом развития предпринимательства процентов по Государственной программе «Доступные кредиты 5-7-9» не является бюджетным грантом, поскольку эта государственная поддержка не связана с реализацией проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах.

НКУ не предусмотрено налоговых разниц для операций получения компенсации на уплату процентов по кредиту «5-7-9». Поэтому такая компенсация отражается по правилам бухучета

В разъяснении налоговики ответили на вопрос, является ли компенсация Фондом развития предпринимательства процентов по Государственной программе «Доступные кредиты 5-7-9» бюджетным грантом и, соответственно, нужно ли по полученной компенсации плательщикам, которые применяют налоговые разницы, применять «грантовые» налоговые разницы из пп. 140.4.8 и 140.5.16 НКУ.

Отметим, что с 18.01.2024* Фонд развития предпринимательства (который является предоставителем государственной поддержки по кредиту «5-7-9») был включен в Перечень предоставителей бюджетных грантов**.

* В соответствии с постановлением КМУ от 16.01.2024 № 42.

** Перечень предоставителей бюджетных грантов, утвержденный постановлением КМУ от 18.08.2021 № 867.

Впрочем, все равно компенсация Фондом развития предпринимательства процентов по кредиту «5-7-9», как объясняют налоговики, не является бюджетным грантом в понимании п.п. 14.1.2771 НКУ.

Объяснения кроются в самом налоговом определении бюджетного гранта. Так, в соответствии с п.п. 14.1.2771 НКУ:

«бюджетный грант — целевая помощь в виде средств или имущества, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи для реализации проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах в порядке, установленном законом. Перечень предоставителей бюджетных грантов определяет Кабинет Министров Украины».

Следовательно, для того, чтобы грант для налоговых целей признался бюджетным, должны выполняться одновременно следующие условия:

1) это должна быть целевая помощь в виде средств или имущества, которая предоставляются на безвозмездной или безвозвратной основе;

2) такая помощь должна предоставляться за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи;

3) предоставитель средств должен быть включен в Перечень предоставителей бюджетных грантов;

4) целые предоставления помощи — для реализации проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах в порядке, установленном законом.

Как раз с невыполнением последнего условия налоговики и связывают то, что компенсация процентов по кредиту «5-7-9» не является бюджетным грантом. Ведь эта программа не связана с реализацией проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах. Налоговики ссылаются на то, что в соответствии с п. 9 Порядка № 28* и информацией, размещенной на веб-сайте Фонда, кредиты «5-7-9» предоставляются по таким приоритетным направлениям, как:

* Постановление КМУ «О предоставлении финансовой государственной поддержки» от 24.01.2020 № 28.

1) финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления сельскохозяйственной деятельности;

2) финансирование субъектов предпринимательства, которые осуществляют деятельность в сфере перерабатывающей промышленности по всем видам экономической деятельности (основной КВЭД) секции С Национального классификатора Украины;

3) восстановление разрушенных вследствие военной агрессии основных средств;

4) поддержка субъектов хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность и/или производственные мощности которых размещены (были размещены) на территориях, включенных в перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированных РФ;

5) финансирование субъектов предпринимательства, которые осуществляют энергосервис для повышения энергетической эффективности объектов государственной и коммунальной собственности, эксплуатацию генерирующих установок, которые производят электрическую энергию из возобновляемых источников энергии без применения «зеленого» тарифа и механизма рыночной премии, установок хранения энергии, электрозарядной инфраструктуры и малых систем распределения индустриальных парков.

Исходя из этого, налоговики приходят к выводам, что Государственная программа «Доступные кредиты 5-7-9» не направлена на реализацию проектов или программ в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах.

А следовательно, это не бюджетный грант, а

поэтому «грантовые разницы» из пп. 140.4.8 и 140.5.16 НКУ в этом случае не применяются. Специальных отдельных налоговых разниц на полученную компенсацию процентов по кредитам «5-7-9» тоже не предусмотрено

Следовательно, все будет по правилам бухучета.

Подробнее о порядке отражения в бухучете кредитов «5-7-9» см. в статье «Доступные кредиты по программе «5-7-9»: что в учете?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 6.