Вывод документа
Временно, с 1 января 2022 года и в течение действия военного положения и шести месяцев после его окончания, не применяются штрафные санкции за большинство КИК-нарушений (штрафы из абз. 1 — 8 п. 120.7 НКУ), а также не применяется административная и уголовная ответственность за КИК-нарушения
Закон вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования. На дату подготовки материала официально не обнародован. Скорее всего, это случится на днях, поэтому, вероятнее всего, Закон вступит в силу с 1 июля. О его наиболее интересных не КИК-изменениях читайте в статье «Новые реквизиты НН и изменения в экспортном обеспечении НДС с/х продукции: обзор изменений» // «Налоги & бухучет», 2024, № 50.
Конечно, главная КИК-новость — это неприменение штрафов до конца военного положения (плюс шесть месяцев) за большинство КИК-нарушений. Речь идет о штрафах, предусмотренных в абз. 1— 8 п. 120.7 НКУ. Среди них:
— неподача и несвоевременная подача Отчета по КИК;
— неотражение в Отчете по КИК сведений обо всех имеются КИК или неотражение существенной информации (например, информации об операциях КИК с оффшорными юрисдикциями);
— неподача уведомления по КИК (о приобретении или потере контроля).
В то же время новый Закон не касается огромного штрафа за неподачу документации по трансфертному ценообразованию, других копий первичных документов в отношении КИК на запрос контролирующего органа.
Понятно, что обязанности, связанные с владением (контролем) КИК, никуда не исчезли. Нужно подавать уведомления, отчеты (в т. ч. полный отчет до конца года, если подавали сокращенный), уплачивать налог с прибыли КИК.
Главный вопрос Закона — как его в действительности будут применять налоговики и в дальнейшем суды.
С учетом формулировок Закона вполне можно допустить, что налоговая и дальше будет настаивать, что речь не идет о полном амнистировании КИК-нарушений, совершенных в период с 2022 до конца военного положения (плюс шесть месяцев). То есть вполне возможно оформление письменной официальной позиции, что штрафы за КИК-нарушения, совершенные в этот период, будут применяться после окончания военного положения (плюс шесть месяцев).
Даже при условии более четких формулировок (когда закон освобождение от штрафа прямо привязывал именно к дате совершения нарушений, а не к моменту выявления нарушения или наложения штрафа), налоговики часто пытались протянуть фискальный подход. Скорее всего, официальная позиция будет сводиться именно к этому. Формулировки Закона подталкивают к такому негативному для собственников КИК прочтению. То есть к наложению штрафов за нарушения, осуществленные во временный «льготный» период. Соответственно споры по этому поводу уже будут решаться в суде.
Поэтому наша осторожная позиция сводится к тому, что сейчас все же не нужно излишне уповать на отмену штрафов, а следует максимально четко соблюдать КИК-положения НКУ и рассматривать эти освобождения как временную отсрочку от начисления и уплаты штрафов.
Закон, безусловно, будет полезным для ситуаций, связанных с несвоевременной подачей уведомлений о КИК. Позиция ГНСУ уже давно сводится к невозможности штрафование за несвоевременную подачу уведомления (см. консультацию ГНСУ в категории 103.29 ЗІР). То есть налоговая, применяя штрафы только за неподачу такого уведомления, фактически и сейчас освобождает от штрафов за несвоевременную самостоятельную его подачу. С учетом того, что до окончания военного положения (плюс шесть месяцев) такие штрафы применить будет невозможно в силу нового Закона, расширяется окно возможностей для несвоевременной подачи таких уведомлений без штрафов. Но эта логика не срабатывает в отношении нарушений, например, сроков подачи Отчета о КИК (за его несвоевременную подачу есть отдельный штраф).
Кроме временного неприменения штрафов по НКУ, Закон предусматривает и временное неприменение административной и уголовной ответственности за КИК-нарушения. Конечно, неплохо было бы уголовно-правовые нормы вносить непосредственно в Уголовный кодекс.
Кроме вопроса штрафов, внесены незначительные уточнения в КИК-правила. В частности, в части возможности подачи документации по трансфертному ценообразованию в отношении операций КИК, составленной в соответствии с требованиями законодательства государства КИК (с переводом такой документации на украинский язык).