24.06.2024
Если ответить коротко на вопрос в заглавии, то не каждый действующий военный имеет право быть директором юрлица. Теперь давайте углубляться в детали. Почему же так?
Будем говорить о нормах Закона Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 № 1700-VII (далее — Закон № 1700). В частности, обращаем внимание на то, что:
— Закон № 1700 распространяется, в частности, на военные должностные лица ВСУ, госспецсвязи и других образованных в соответствии с законами воинских формирований.
Однако обратите внимание! Закон № 1700 одновременно с этим не распространяется на:
а) срочников;
б) курсантов высших военных учебных заведений;
в) курсантов высших учебных заведений, которые имеют в своем составе военные институты;
г) курсантов военных кафедр/факультетов и отделений военной подготовки.
Такие правила установлены в п.п. «г» п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 1700;
— лицам, которые попадают в п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 1700 (в частности, где находятся наши военные должностные лица ВСУ и др.), запрещается (ч. 1 ст. 25 Закона № 1700):
1) заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью, если другое не предусмотрено Конституцией или законами Украины;
2) входить в состав правления, других исполнительных или контрольных органов, наблюдательного совета предприятия или организации, что имеет целью получение прибыли, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины, кроме случая, предусмотренного абз. 1 ч. 2 ст. 25 Закона № 1700*.
* В этой норме речь идет о сроке, в течение которого лицо, которое занимается деятельностью, несовместимой с его должностью, должно прекратить заниматься такой (то есть несовместимой) деятельностью. Об этом расскажем немного позже.
Внимание! Здесь так же есть исключения. Это случаи, когда лица осуществляют функции по управлению акциями (долями, паями), которые принадлежат государству или территориальной громаде, и представляют интересы государства или территориальной громады в совете (наблюдательном совете).
Напомним, что директор или член дирекции ООО, частного предприятия или же акционерного общества — это исполнительный орган юрлица (например, для ООО см. ч. 4, 5 ст. 39 Закона об ООО*, для АО — ч. 3 ст. 81 Закона об АО**).
** Закон Украины «Об акционерных обществах» от 27.07.2022 № 2465-IX.
Отсюда промежуточные выводы:
военным должностным лицам ВСУ и других воинских формирований запрещено быть директорами предпринимательских коммерческих (то есть негосударственных или некоммунальных) юрлиц. Кроме, конечно, исключений, о которых мы указали выше
Однако если такой военнослужащий все-таки занимает должность директора или члена/председателя дирекции, но фактически не осуществляет полномочия по этой должности (то есть за ним просто сохраняется место работы в силу ст. 119 КЗоТ), то это не будет нарушением запрета из ч. 1 ст. 25 Закона № 1700 на совмещение деятельности (см. пример 5 п. 14.5 Методрекомендаций № 2*).
Военными должностными лицами ВСУ и других законных воинских формирований являются не все подряд военные. Так кто это такие?
Военные должностные лица — это военнослужащие, которые занимают штатные должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или которые специально уполномочены на выполнение таких обязанностей согласно законодательству (ч. 12 ст. 6 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 № 2232-XII).
То есть, как отмечает НАПК в п.п. 9.5.1 Методрекомендаций № 2,
речь идет только о военнослужащих, которые по своему служебному положению являются начальниками
Что означает «организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности»?
Ответ находим, в частности, в п. 25 Разъяснения НАПК от 29.12.2021 № 11.
Административно-хозяйственные функции (обязанности) — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коммунальным имуществом (установка порядка его хранения, переработки, реализации обеспечения контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в разном объеме есть у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, их заместителей, руководителей отделов предприятий и т. п.
Организационно-распорядительные функции (обязанности) — это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коммунальных предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений, их заместители, лица, которые руководят участками работ.
Например, военным должностным лицом ВСУ можно назвать командира роты.
Последствия. Если игнорировать нормы о совмещении военной должности и должности директора (председателя/члена дирекции) юрлица, то:
1) риски несет именно такое лицо. В частности, к директору — военному должностному лицу могут применить админштраф по ст. 1724 КУоАП.
В случае одновременного занятия военной должности и должности в исполнительных органах юрлица-прибыльщика грозит штраф от 5100 до 8500 грн с конфискацией полученного дохода от такой деятельности (ч. 2 ст. 1724 КУоАП). Повторное такое нарушение (если в течение года к нарушителю уже применяли этот штраф) повлечет за собой штраф от 8500 до 13600 грн + конфискацию полученного дохода или вознаграждения + лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 1 год (ч. 3 ст. 1724 КУоАП).
Привлекают к ответственности по ст. 1724 КУоАП суды (ст. 221 КУоАП) на основании протоколов, составленных представителями Нацполиции, НАПК и прокурорами (ст. 255 КУоАП).
Здесь помним, что обычное сохранение должности за военнослужащим в силу ст. 119 КЗоТ без фактического выполнения директорских обязанностей не является нарушением (о чем мы уже сказали выше);
2) риски несет юрлицо. В частности, договоры и другие сделки, подписанные директором — военным должностным лицом могут признаваться недействительными в силу ч. 2 ст. 67 Закона № 1700. Однако учтите: недействительность в этом случае будет доказываться через суд согласно ч. 3 ст. 215 ГКУ, поскольку такие сделки все еще являются оспариваемыми.
Что делать? Допустим, что директор исполняет свои обязанности невзирая на то, что он является действующим военнослужащим (например, дистанционно)*. И вот он становится военным должностным лицом.
* Кстати, вам может пригодиться статья «Директора мобилизуют: как подготовиться?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 51.
В этом случае у такого директора есть 15 рабочих дней со дня назначения (избрания) на должность для того, чтобы совершить действия, направленные на прекращение выполнения его полномочий в юрлице. В этот период при этом запрещается участвовать в деятельности и принятии решений, а также получать любые доходы (вознаграждение и т. п.) в связи с пребыванием в должности директора юрлица. Об этом указано в ч. 2 ст. 25 Закона № 1700.
По большому счету, директору не обязательно увольняться. Речь идет лишь о том, что ему нужно фактически прекратить осуществлять свои полномочия (при этом за ним будет сохраняться должность в силу ст. 119 КЗоТ, если между директором и юрлицом есть трудовые отношения). Исходим все из того же примера 5 п. 14.5 Методрекомендаций № 2. Поэтому надо будет передать полномочия директора другому лицу (можно применить алгоритм из статьи «Директор в отпуск, командировку или на больничный: кто за него?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 51).
Заметим: в вопросах о совмещении есть очень много нюансов, о которых НАПК регулярно предоставляет разъяснения. Поэтому если есть какие-то вопросы, то можно обратиться с информационным запросом к НАПК* или почитать их разнообразные рекомендации.
* Запрос можно послать в письменном (контактные данные см. по ссылке: sies.gov.ua/zvernennya-gromadyan) или электронном виде (см. по ссылке: sies.gov.ua/elektronne-zvernennya).