24.06.2024
Логично допустить, что если директора мобилизовали, то есть два варианта:
1) он исполняет одновременно свои обязанности в двух ролях: и служит, и руководит предприятием;
2) он приостанавливает свою деятельность как директор (способы отличаются: от передачи права подписи до замены на нового руководителя по инициативе мобилизованного (об этом мы еще поговорим).
Но с первым пунктом в действительности не все так просто. Поэтому разберемся, можно ли вообще быть одновременно директором юрлица и воевать.
Сразу отметим, что если руководитель предприятия станет военным должностным лицом, то выполнять свои директорские полномочия он не сможет. Подробно об этом читайте в статье «Может ли военнослужащий быть директором юрлица?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 51.
Что же касается мобилизованных, которые не получат такую должность, то ситуация спорная.
С одной стороны, Закон о воинской обязанности*, как и Закон о мобилизации**, не содержит ограничений в отношении параллельного выполнения трудовых обязанностей на текущем месте работы. Например, директор мог бы работать дистанционно. В частности, если на предприятии настроен документооборот в электронном виде. С бумажными документами, конечно, все сложнее.
* Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 № 2232-XII.
** Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII.
Кто-то даже вспоминает положения ч. 3 ст. 39 Закона о воинской обязанности, где речь идет о том, что даже госрегистрация ФЛП в случае военной службы не прекращается.
С другой стороны, норму ч. 3 ст. 39 Закона о воинской обязанности не очень то и можно применить к должности директора. Это же совсем разные вещи.
Также заметьте:
исходя из положений ст. 10 Закона № 2011* для мобилизованного лица военная служба — это полноценная работа с таким же полноценным рабочим днем
Конечно, всегда можно сказать, что директор (как и любой работник) может исполнять свои трудовые обязанности в свободное от другой работы время. Однако на практике это может быть совсем не так.
Кроме того, надо помнить, что к директору не всегда будет доступ, может элементарно отсутствовать связь (не только Интернет). А использовать директорскую электронную подпись при отсутствии такого должностного лица — это, формально, компрометация ключа (если не сказать больше — подделка документов). Так же как и проставление каракули вместо руководителя в бумажных документах. Хотя чего скрывать, кто-то даже в мирные времена ставил подпись за директора. Однако так действовать мы не советуем.
На то, что мобилизованный работник (в том числе директор) не может исполнять свои обязанности, намекает, считаем, и трудовая гарантия, предусмотренная ст. 119 КЗоТ. Напомним: речь идет о сохранении места работы и должности в юрлице или у ФЛП, у которых такой работник работал на время призыва.
Если подытожить, то
невзирая на отсутствие прямого запрета в отношении совмещения деятельности военного и руководителя юрлица, проще все же освободить мобилизованного от выполнения директорских обязанностей
Конечно, повторимся: для военных должностных лиц такие ограничения существуют!
Способы решения проблемы. У нас есть следующие способы:
1) передать директорские обязанности третьему лицу: заместителю, другому работнику, стороннему для юрлица лицу исключительно на основании доверенности (хотя в последнем случае есть свои проблемы и нюансы);
2) перевести обязанности по управлению юрлицом на одного из участников/собственников (не во всех случаях справедливый вариант, чаще в этой ситуации придется приостанавливать деятельность юрлица, подробнее об этом читайте в статье «Учредитель вместо директора: можно или нет?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 51);
Подробнее расскажем о способе 1.
Передача обязанностей. Есть разнообразные вариации. Все зависит от устава юрлица, данных в ЕГР* и ваших возможностей (доступа к директору, участникам (собственникам) юрлица (и их наличия), наличия других работников у юрлица, наличия заместителя у директора):
1) уставом предусмотрено лицо (кроме директора), которое может действовать от имени юрлица без доверенности. В этом случае вместо директора будет действовать именно такое лицо. Это может быть, например, заместитель. Обратите внимание на следующие моменты.
Во-первых, сведения о таком лице желательно внести в ЕГР (п. 13 ч. 2 ст. 9 Закона № 755*).
Во-вторых, как правило, у такого лица уже при приеме на работу обусловлено включение в перечень его трудовых обязанностей выполнение функций руководителя предприятия на период временного отсутствия последнего. Если нет, то издаем отдельный приказ о возложении выполнения обязанностей директора на другого работника с выплатой разницы в окладах (по его согласию).
Для внесения в ЕГР данных о лице, которое может действовать от имени юрлица без доверенности, обращаемся к госрегистратору (как правило, через ЦПАУ) или нотариусу (который уполномочен осуществлять госрегистрационные действия в отношении юрлиц). Необходимо предоставить:
— заявление по форме 2 (утверждена приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5, можно загрузить по ссылке: minjust.gov.ua/m/formi-zayav-u-sferi-derjavnoi-reestratsii-yuridichnih-osib-fizichnih-osib-pidpriemtsiv-ta-gromadskih-formuvan-9981). Заметьте: заявление подписывает директор;
— решение общего собрания, в котором указано о назначении лица, которое может действовать без доверенности (оригинал или копия). Подписи на решении удостоверяются нотариально (п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона № 755);
— нотариально удостоверенную доверенность (если документы будет подавать не директор) (оригинал или копия). Требование о нотариальном удостоверении предусмотрено в ч. 7 ст. 6, ч. 2 ст. 14 Закона № 755;
— квитанцию об уплате админсбора (0,3 прожитминимума для трудоспособных лиц (прожитминимум по состоянию на 1 января текущего года округляется до ближайших 10 грн), в 2024 году — 910 грн). Внимание! Если запись в ЕГР будет вносить нотариус, то к админсбору добавится еще и его вознаграждение.
Также пакет документов можно послать по почте. В таком случае на заявлении подписи должны быть удостоверены нотариально (п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона № 755);
2) в уставе не предусмотрено лицо, которое может действовать без доверенности, однако у директора есть право передавать свои полномочия другим. Тогда оформление происходит через:
— приказ о возложении выполнения обязанностей директора на другого работника с выплатой разницы в окладах. Внимание! Должно быть согласие работника-заместителя. Действие приказа (что очевидно) распространяется только на работников. В отношении представителей-неработников (к ним в большинстве случаев относятся и участники/собственники юрлица) этот документ работать не будет;
— доверенность от имени юрлица на выполнение отдельных действий, которые входят в круг полномочий директора.
Доверенным лицом можно указать как работника юрлица, так и неработника
Однако заметьте:
а) по доверенности можно только представлять интересы юрлица перед третьими лицами. Но этот документ не подойдет, если, например, речь идет о трудовых отношениях с работниками или о других внутренних вопросах предприятия;
б) если юрлицу необходимо будет заключить договор, который подлежит нотариальному удостоверению, то и доверенность должна быть нотариально удостоверенной (ч. 1 ст. 245 ГКУ);
в) если выдается доверенность стороннему лицу — неработнику, то на практике могут возникать проблемы с оформлением электронной подписи. Иногда представители предоставителей электронных доверительных услуг требуют, чтобы стороннее лицо было внесено в ЕГР, хотя это не обязательно. К тому же согласно п. 19.2 НКУ представителем плательщика является, в частности, тот, кто действует на основании доверенности.
И в первом случае (лицо, которое может действовать без доверенности, наряду с директором), и во втором (директор передает свои полномочия другому лицу) не забываем об оформлении электронной подписи. Следует совершить следующие действия:
— обратиться к предоставителю электронных доверительных услуг (раньше назывались АЦСК);
— подать в налоговую «Уведомление о предоставлении информации в отношении квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи, которая базируется на квалифицированном сертификате электронной подписи» (форма J1391104). В уведомлении указывают тип делегированной подписи — «Директор» (см. БЗ 129.03);
— дать право входа в кабинет страхователя на портале ПФУ. Для этого выбираем в этом кабинете пункт меню «Пользователи кабинета страхователя». Дальше, при подписании заявления-расчета специалисты ПФУ рекомендуют приложить к нему копию приказа на «заменителя»;
3) в уставе не предусмотрено право директора передавать полномочия. В таком случае вопрос регулируется общим собранием. Это может быть внесение в ЕГР данных о лице, которое может представлять юрлицо без доверенности (см. выше, п. 1) или оформление всего так, как мы указали в п. 2. С точки зрения трудового законодательства, это может быть временный исполняющий обязанности — работник (не забываем, с соответствующим приказом знакомим заместителя под подпись, также стоит получить от него согласие). Также можно взять нового работника, оформив с ним срочный трудовой договор на период отсутствия основного работника (то есть директора).