14.11.2024

Налоговая получит доступ к банковским счетам граждан?

В информационном пространстве все чаще появляется информация о доступе налоговиков к банковской тайне. Этому есть объяснение. Поэтому выясним, что в действительности происходит.

Текущая ситуация

Регулирование, которое нас интересует, сосредоточено, в частности, в НКУ, Законе № 2121*, Правилах № 267 и т. п.

* Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 № 2121-III.

** Правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденные постановлением Правления НБУ от 14.07.2006 № 267.

Что относится к банковской тайне, находим в ст. 60 Закона № 2121*. А кому, в каких объемах и на каком основании банковская тайна может быть раскрыта банком, находим в ст. 62 Закона № 2121.

* Это в том числе: сведения о банковских счетах клиентов; информация об операциях, проведенных в пользу или по поручению клиента, совершенных им сделках и т. п.

Список случаев, когда банк может раскрыть банковскую тайну, в действительности, длиннющий. Но если рассматривать «среднестатистические» условия, то сейчас получается, что информацию о наличии банковских счетов налоговикам получить от банка не так уж и трудно. Для этого им достаточно обратиться к банку с соответствующим запросом (п.п. «а» п. 4 ч. 1 ст. 62 Закона № 2121, п.п. 20.1.5 НКУ).

А вот

чтобы получить от банка более интересную информацию — об объеме и обращении средств на счетах, налоговикам нужно решение суда (пп. 20.1.5, 73.4 НКУ и п. 2 ч. 1 ст. 62 Закона № 2121)

При этом обращение налоговиками в суд за раскрытием банковской тайны — это уже крайняя мера, а не какая-то рутинная процедура.

Интересными по этому поводу являются выводы, содержащиеся в постановлении № 10*, которое актуально и сегодня.

* Постановление Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел «О судебной практике в гражданских делах о раскрытии банками информации, которая содержит банковскую тайну, в отношении юридических и физических лиц» от 30.09.2011 № 10.

Главные из них следующие.

1. Налоговики не могут запросить информацию в отношении какой-то условной выборки лиц. Скажем так, вообще. Могут лишь по конкретному лицу.

2. Судами должно проверяться, действуют ли сами налоговики в правовом поле, когда взаимодействуют с плательщиком. Часто суды отказывают налоговикам в открытии информации на основании того, что налоговики не могут предоставить доказательств того, что сами в полной мере выполнили все требования НКУ, когда проверяли или пытались проверить плательщика.

Налоговики должны получать интересующую их информацию в первую очередь от самого налогоплательщика в рамках тех же документальных проверок в отношении НКУ

Нельзя просто так обратиться в суд за раскрытием банковской тайны из-за какой-то необходимости. Даже в случае наличия «налоговой информации». Сама по себе неподача в установленный срок налоговой декларации или их расчетов, необходимость проверки достоверности, полноты начисления и уплаты всех предусмотренных НКУ налогов и сборов, а также соблюдения валютного и другого законодательства и т. п. является основанием для инициирования налоговыми органами проверок согласно процедуре, определенной НКУ.

В этом случае раскрытие банковской тайны возможно в случае: 1) доказывания органом государственной налоговой службы обстоятельств, при которых проверки являются невозможными, то есть лицо, в отношении которого требуется раскрытие банковской тайны, не находится по месту своей регистрации; подтверждена невозможность вручения уведомления с копией приказа о проведении документальной проверки и т. п., или 2) есть другая объективная потребность в раскрытии такой тайны.

Перед тем как обращаться в суд за раскрытием банковской тайны (в частности, об объеме и обращении средств на счетах плательщика), налоговики сначала должны использовать все свои возможности в рамках НКУ по получению соответствующей информации от самого плательщика

В частности, направить ему письменный запрос о предоставлении информации и ее документального подтверждения в рамках п. 73.3 НКУ, провести внеплановую документальную проверку и т. п.

И только если в рамках этих процедур получить необходимую информацию от самого плательщика невозможно (например, если налоговики докажут в суде, что конкретный плательщик своими умышленными действиями делает невозможным проведение документальной проверки и т. п.), тогда у налоговиков появляется шанс через судебное решение добраться до информации, которая их интересует.

При этом

судебная практика свидетельствует, что очень часто налоговикам в суде по различным причинам не везет

Что хотят изменить

Перечень случаев раскрытия банковской тайны в т. ч. налоговикам (ст. 62 Закона № 2121) со временем постепенно расширяется. Впрочем добавляются, скажем так, не совсем типичные случаи — которые широкой общественности все же прямо не касаются.

Свежий Закон № 3994, о котором было много разговоров, дескать, он открывает широкий доступ к банковской тайне органам Нацполиции, принципиально также ничего не изменил. В окончательной редакции (!) он предусматривает, что банк (другой предоставитель платежных услуг) перед заключением договора должен сообщить пользователю, в частности, «информацию о мероприятиях реагирования предоставителя платежных услуг в случае поступления от органов Национальной полиции Украины письменного (электронного) запроса об осуществленной платежной операции пользователя, если такая операция содержит признаки уголовного правонарушения, предусмотренного статьями 185, 190 — 192, 200, 361, 3612, 362 — 363 Уголовного кодекса Украины».

В частности, банк может раскрыть банковскую тайну органам Нацполиции. Но в этом, очевидно, нет ничего сенсационного. Ведь в п. 3 ст. 62 Закона № 2121 уже давно есть норма, что банк разрывает банковскую тайну, в частности, по запросу Нацполиции (в определенных в п. 3 ст. 62 Закона № 2121 объемах).

* Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении усовершенствования функций Национального банка Украины по государственному регулированию рынков финансовых услуг» от 08.10.2024 № 3994-ІХ.

Именно исключительные случаи раскрытия банковской тайны видим и в имеющихся законопроектах.

Так, например, в законопроекте от 24.04.2023 № 9235 (принят за основу с доработкой 23.05.2024) речь идет о включении в перечень оснований раскрытия банковской тайны случаев применения санкций, указанных в решениях уполномоченных органов госвласти, рассмотрении дел о защите интересов Украины как государства, а также принятия нотариусами мер по установлению опеки над имуществом физического лица, которое признано безвестно отсутствующим, или лица, пропавшего без вести при особых обстоятельствах. То есть, опять же, все это в целом специфические случаи.

Но, собственно, почему мы подняли эту тему. Есть такой интересный документ под названием

Национальная стратегия доходов до 2030 года

Это «дорожная карта реформирования налоговой и таможенной системы, а также усовершенствования процедур налогового и таможенного администрирования, которая необходима для обеспечения потенциала удовлетворения фискальных нужд в среднесрочной перспективе».

Так вот, в этой дорожной карте в разделе «Повышение уровня соблюдения налогового законодательства» видим такой «пункт назначения» на 2025 — 2027 годы, как «Получен доступ ГНС к банковской тайне, тайне предоставителя платежных услуг об объеме и обращении средств / электронных денег на счетах».

То есть

в планах все же есть предоставление налоговикам доступа (без необходимости обращаться в суд) к информации об объеме и обращении средств / электронных денег на счетах налогоплательщиков (в т. ч. обычных граждан)

С когда? Принципиально понимать, что доступ к информации об объеме и обращении средств на счетах плательщиков налоговики получат не сегодня, не завтра и даже не послезавтра. Это план на 2025 — 2027 годы. При этом имеем примечание, что предварительно должны быть реализованы мероприятия «по построению, усовершенствованию системы защиты информации в ГНС, предусмотренных подпунктом подраздела 4.2.3(b) «Безопасность использования данных и доступ к информации об объеме и обращении средств налогоплательщиков на их счетах в банках».

Речь о том, что сначала (в течение 2025 — 2026 лет) должно произойти «создание в единой информационно-коммуникационной системе системы управления государственными финансами отдельного защищенного контура, с кодированием (декодированием) открытых на сегодня персональных идентификаторов налогоплательщиков с целью обеспечения функционирования информационных систем контролирующих органов в режиме обработки деперсонифицированной информации о таких налогоплательщиках».

То есть

реализация, вполне возможно, состоится только в 2026, а, может, даже и в 2027 году. Хотя прогнозировать здесь что-то трудно

Как это будет работать? Пока что мы не говорим о каком-то конкретном законопроекте, каких-то конкретные наработках и т. п. В то же время сама идея Национальной стратегии, как мы ее понимаем, такова, что в будущем налоговикам хотят обеспечить:

— возможность работать/обрабатывать деперсонифицированную информацию о налогоплательщиках (об объеме и обращении средств налогоплательщиков на их счетах в банках). Такую информацию невозможно будет без декодирования связать с конкретным налогоплательщиком;

— возможность персонификации (декодирования) информации в системе налоговых органов по контролируемой процедуре и в четко определенных законом случаях.

То есть

логика, очевидно, такова, что у налоговиков будет доступ к обезличенному массиву данных об объеме и обращении средств налогоплательщиков на их счетах в банках. А в определенных законом случаях налоговики без необходимости обращения к банку (и, конечно, без необходимости обращения в суд) смогут из этого массива «выуживать» данные о конкретном плательщике

А что это будут за определенные законом случаи?

Без сомнения, это будет случай согласия/разрешения самого плательщика. Ведь и сейчас банк может раскрыть информацию, которая представляет банковскую тайну, по письменному запросу собственника или с его письменного разрешения в объеме, определенном в таком письменном запросе или разрешении (п. 1 ч. 1 ст. 62 Закона № 2121).

А вот в отношении иных случаев здесь уже предугадать что-то трудно. Но, судя по тому же европейскому опыту, на первом этапе налоговики будут обращаться к самому плательщику, которого они заподозрят в налоговых злоупотреблениях. Дальше плательщик будет давать свои объяснения. И после оценки этих объяснений, а также в случае отказа от предоставления объяснений налоговики смогут сами получать в своей системе необходимую им банковскую информацию о плательщике.

Также, очевидно, налоговики смогут сами получать в своей системе необходимую им банковскую информацию о налоговых должниках и т. п.

С какой целью? Традиционно, здесь декларируется в том числе цель ввода новых сервисов для добросовестных налогоплательщиков, «в частности, по составлению проектов налоговых деклараций за налогоплательщиков, что позволит свести подачу налоговой отчетности к одному «клику».

Кстати, что-то подобное уже реализовано в НКУ в отношении иностранцевэлектронных резидентов (е-резидентов) (больше деталей найдете в статье «Что изменяет Закон № 2654 (о е-резидентах) в работе на упрощенке?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 30).

Но понятно, что не только ради сервисов для добросовестных плательщиков все это происходит. Общей целью является повышение уровня соблюдения налогового законодательства. То есть это прежде всего борьба с укрывательством доходов от налогообложения, с налоговыми должниками и т. п.

Налоговики получили информацию: что дальше? Больше всего собственников счетов здесь интересуют вопросы наподобие: «Могут ли обложить налогом средства, если неизвестен источник их происхождения?», «Будет ли время на сбор документов о происхождении средств?», «Заблокируют ли счет?», «Какова ставка налога?», «Когда счет разблокируют?» и т. п.

Опять же, пока что все это неизвестно. В Нацстратегии нет об этом ни слова. Но,

очевидно, происходить все это будет согласно логике, которую мы теперь видим в законодательстве

Типичное начало «истории» — в отношении конкретного плательщика, например конкретного физлица, у налоговиков появляются основания направить ему письменный запрос о предоставлении информации и ее документального подтверждения. Теперь такие основания перечислены в п.п. 73.3.1 НКУ. Достаточно ходовое (но далеко не единственное) основание: «по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, которые могут свидетельствовать о нарушении плательщиком налогов налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, с обязательным указанием таких фактов в запросе». То есть не обязательно даже, чтобы налоговики увидели факт нарушения. Им достаточно увидеть факты, которые могут свидетельствовать о нарушении плательщиком законодательства.

После получения письменного запроса мяч уже на поле плательщика налога. Он в установленный срок (в целом согласно п.п. 73.3.3 НКУ этот срок составляет 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса) должен должным образом отреагировать. Ведь, например, те же физлица — плательщики НДФЛ (и ВС) согласно п. 176.1 НКУ обязаны:

«вести учет доходов и расходов в объемах, необходимых для определения суммы общего годового налогооблагаемого дохода, в случае, если такой плательщик налога обязан в соответствии с этим Кодексом подавать декларацию...»;

«получать и хранить в течение срока давности, установленного этим Кодексом, документы первичного учета, в том числе на основании которых определяются расходы при расчете инвестиционной прибыли и формируется налоговая скидка плательщика налога»;

«по требованию контролирующего органа и в пределах его полномочий, определенных законодательством,.. предъявлять документы и сведения, связанные с возникновением дохода или права на получение налоговой скидки, исчислением и уплатой налога, и подтверждать необходимыми документами достоверность сведений, указанных в налоговой декларации по этому налогу».

Если плательщик должным образом не реагирует, то, очевидно, где-то здесь и будет открываться доступ налоговикам к банковской тайне, в том числе к данным об объеме и обращении средств налогоплательщиков на счетах в банках. И

потом эти данные углубленно будут изучаться во время внеплановой документальной проверки плательщика

И если плательщик во время документальной проверки не сможет документально подтвердить то ли отсутствие необходимости уплаты НДФЛ/ВС из соответствующих поступлений на счет, то ли возможность применения какой-то другой ставки НДФЛ, чем 18 %, то налоговики сделают доначисление НДФЛ по ставке 18 % (и ВС по актуальной на время доначисления ставке). Плюс штраф за доначисление по ст. 123 НКУ (10 % / 25 % от доначисленной суммы налогов).

До блокировки счета дело может дойти, если плательщик не уплатит доначисленное налоговиками обязательство и дело дойдет до взыскания налогового долга. Но, опять же,

как оно будет в действительности, предугадать теперь трудно, потому что мы даже не видим соответствующих законопроектов

Выводы

  • Теперь, чтобы получить от банка информацию об объеме и обращении средств на счетах налогоплательщика, налоговикам нужно решение суда. Получить им его вообще не просто.
  • Но Национальная стратегия доходов до 2030 года предусматривает в 2025 — 2027 годах изменения в этом вопросе. Так, налоговикам хотят дать доступ к обезличенному массиву данных об объеме и обращении средств налогоплательщиков на их счетах в банках. А в определенных законом случаях налоговики без необходимости обращения к банку (и, конечно, без необходимости обращения в суд) смогут из этого массива «выуживать» данные о конкретном плательщике.
  • Все это не завтра и не послезавтра. Реализация этой задумки, вполне возможно, состоится лишь в 2026, а, может, даже и в 2027 году. Хотя прогнозировать здесь что-то трудно. Никаких «горячих» законопроектов по этому поводу нет.