21.11.2024
Становиться на учет или нет? Субъекты первичного финмониторинга (СПФМ) обязаны становиться на учет в специально уполномоченных органах (например, в Госфинмониторинга) (ч. 1 ст. 8 Закона № 361*). И этот статус есть, в частности, у:
— бухгалтеров и хозсубъектов, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету (п.п. «б» п. 7 ч. 2 ст. 6 Закона № 361);
— хозсубъектов, которые осуществляют консультирование по вопросам налогообложения (п.п. «в» п. 7 ч. 2 ст. 6 Закона № 361).
То есть ФЛП-бухгалтер полностью может подпадать под статус СПФМ, а следовательно, должен становиться на учет в Госфинмониторинга. Но здесь есть нюансы
Попутно напоминаем, что СПФМ не являются бухгалтеры / налоговые консультанты — наемные работники (п. 7 ч. 2 ст. 6 Закона № 361). Следовательно, им становиться на учет не нужно, как и исполнять обязанности СПФМ.
Когда становиться на учет? Отвечая на этот вопрос, следует учесть следующие моменты.
1. Наличие/отсутствие определенного спецкода КВЭД. Тот или иной код КВЭД (например, тот же 69.20 «Деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита; консультирование по налогообложению»), считаем, не является однозначным показателем для постановки на учет. Впрочем как и его отсутствие. Все потому, что ключевое в вопросах учета в Госфинмониторинга — фактическое предоставление тех или иных услуг. Конечно, соответствующий «бухучетно-консультативный» КВЭД может привлекать внимание, но его отсутствие — не стопроцентная гарантия права на неучет в Госфинмониторинга.
Подробно о наличии/отсутствии КВЭД можно почитать в «Налоги & бухучет», 2023, № 82.
Аргумента «я не имею доступа к финансовым операциям клиента» может не сработать как защита от постановки на учет (см. постановление Третьего апелляционного админсуда от 28.01.2022 по делу № 160/4751/19; речь идет об аудиторской фирме, но подход в контексте доступа к финоперациям может применяться и к ФЛП-бухгалтерам). Хотя нам удалось найти только один такой случай.
2. Сроки постановки на учет. Они определены в постановлении КМУ от 09.09.2020 № 850 (далее — Порядок № 850). В частности, для ФЛП, которые предоставляют бухуслуги / налоговые консультации, это — не позже дня проведения первой финоперации или даты установления деловых отношений с клиентом (абз. 2 п. 5 Порядка № 850).
Очевидно, что актуальнее для предпринимателей-бухгалтеров является момент установления деловых отношений с клиентом. Например, речь может идти о дате заключения договора о предоставлении услуг. Хотя это лишь один из вариантов, он — наиболее очевидный и такой, который может быть легко проверен.
Как встать на учет? Процедура предусмотрена в Порядке № 850. Становиться на учет по общему правилу нужно в электронном виде (п. 4 Порядка № 850). В частности, через электронный кабинет по ссылке (выбираем «Кабинет СПФМ»). Для этого, конечно, ФЛП понадобится электронная подпись.
Но если невозможно подать документы в электронном виде, то они подаются в Госфинмониторинга в бумажной форме. Направить их можно путем послания по почте с уведомлением о вручении почтового отправления или вручении под расписку (п. 4 Порядка № 850).
Обратите внимание: до вступления в силу приказа Минфина от 04.06.2021 № 322 любая информация, поданная через е-кабинет СПФМ, на учет не берется. А это должно произойти в первый понедельник четвертого месяца после прекращения или отмены военного положения (п. 4 приказа Минфина от 04.06.2021 № 322). Следовательно,
встать на учет как СПФМ в Госфинмониторинга через электронный кабинет теперь невозможно (по крайней мере до конца военного положения). То есть подавать необходимые для этого документы придется в бумажном виде по почте (с уведомлением о вручении) или нарочно
Необходимые бланки нужно брать из приказа Минфина от 29.01.2016 № 24. Загрузить их можно по ссылке («Финансовый мониторинг» — «Формы учета и подачи информации» — «Формы учета и подачи информации, связанной с осуществлением финансового мониторинга»). Проконсультироваться о заполнении заявления о постановке на учет (форма № 1-ФМ) можно по телефону горячей линии Госфинмониторинга — (044) 594-16-20 (расписание работы см. по ссылке). Образец заполнения заявления для ФЛП см. по ссылке.
Что придется делать? Обязанности для ФЛП-бухгалтера почти такие же, как и для остальных СПФМ. Они предусмотрены в первую очередь в ст. 8 Закона № 361 и детализируются в Положении № 282**. Но следует учитывать, что ФЛП-бухгалтер — это специальный СПФМ и к тому же осуществляет свою деятельность единолично. То есть определенные обязанности СПФМ ФЛП-бухгалтер выполнять не обязан (об этом расскажем позже).
Дальше среди обязанностей ФЛП-бухгалтера выделим, на наш взгляд, самые главные. Итак, придется:
1) контролировать подозрительные финансовые операции клиента. То есть сообщать о таких операциях в Госфинмониторинга и регистрировать, хранить документы о них (пп. 2, 7, п.п. «в» пп. 8, 18 ч. 2 ст. 8 Закона № 361).
Подозрительность финопераций значит, что ФЛП-бухгалтер считает их связанными с преступной деятельностью***, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения (ч. 1 ст. 20 Закона № 361). Подчеркиваем — считает сам ФЛП-бухгалтер, при этом сумма значения не имеет. Кроме того, подозрения должны быть обоснованными. А такие обоснования должны базироваться на типологических исследованиях и рекомендациях субъектов государственного финмониторинга. Смотрим информацию об этом, например, по ссылке или по ссылке. Также ориентируемся на критерии, утвержденные приказом Минфина от 28.12.2022 № 465;
*** Не забывайте: уклонение от уплаты налогов — это тоже преступление (ст. 212 УКУ).
Кстати, ФЛП-бухгалтерам и их клиентам стоит обратить внимание еще и на критерии подозрительных финопераций, которыми руководствуются банки. В частности, для понимания рисков и того, каким образом выстраивать свои отношения с этими учреждениями. Например, относительно недавно НБУ привел перечень признаков, по которым определяется «дробление бизнеса», и определил алгоритм действий для банков в таком случае. Детали о этом читайте в «Налоги & бухучет», 2024, № 92 (ср. );
2) сообщать Минюст о расхождении между фактическими данными о бенефициарах и теми, которые содержатся в ЕГР**** у клиента (п. 81 ч. 2 ст. 8 Закона № 361). Напомним: с 01.09.2024 ФЛП-бухгалтеры должны передавать данные в порядке, утвержденном приказом Минюсту от 12.07.2023 № 2542/5, напрямую в Минюст*****. Эта обязанность подкреплена специальной санкцией — штрафом в размере до 340000 грн (п. 61 ч. 5 ст. 32 Закона № 361). Подробнее о санкциях расскажем немного погодя;
**** Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.
***** О рисках для юрлиц с этой даты в «бенефициарной» теме читайте в статье «Проверки и штрафы в отношении бенефициаров отсрочены до 01.09.2024» // «Налоги & бухучет», 2024, № 28.
3) отвечать на запросы от Минфина и Госфинмониторинга и давать доступ к документам о тех или иных операциях или клиентах (пп. 11, 12, 13, 15, 19 ч. 2 ст. 8 Закона № 361);
4) подавать отчет по форме № 2-фінмон (годовая) в Минфин. Порядок заполнения и подачи этого типа отчетности можно найти в приказе Минфина от 09.12.2022 № 422;
5) проводить надлежащую проверку клиентов (ч. 2 ст. 11 Закона № 361). Порядок такой проверки предусмотрен в разд. VIII Положения № 282. Здесь и о проверке данных в отношении бенефициаров есть, и о запросе всевозможной информации о клиенте у того же клиента ☹ (то есть идентификации и верификации клиента) и проч.;
6) уведомлять Госфинмониторинг о прекращении своей деятельности (п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона № 361). Для этого будет подаваться то же заявление, что и для постановки на учет (форма № 1-ФМ).
Еще раз повторим: это не исчерпывающий перечень обязанностей. Мы выделили лишь самые главные.
Чего НЕ придется делать? ФЛП-бухгалтер не обязан:
1) контролировать пороговые финансовые операции клиента (сообщать о таких операциях Госфинмониторинга, регистрировать и хранить документы о них). Напомним: пороговые финоперации — это операции на сумму 400 тыс. грн и больше (для тех, кто проводит лотереи / азартные игры — 55 тыс. грн и больше) плюс при наличии определенных других критериев (см. ст. 20 Закона № 361). Об этом речь идет в ч. 2 ст. 10 Закона № 361;
2) разрабатывать, внедрять и обновлять правила финмониторинга, программы проведения первичного финмониторинга и другие внутренние «финмониторинговые» документы. В том числе определять так называемые рисковые аппетиты, то есть приемлемый и неприемлемый уровень риска в отношении клиентов и их операций (см. п. 7 Положения № 282);
3) назначать работника, ответственного за проведение финмониторинга.
О последних двух пунктах заметим следующее. Освобождение от этих обязанностей для ФЛП-бухгалтеров следует из ч. 1 ст. 8 Закона № 361 (внимание на формулировку «кроме... осуществляющих свою деятельность единолично, без образования юридического лица»). И ФЛП полностью отвечает этому: «осуществляет свою деятельность единолично», без образования юрлица (что также подтверждается п. 5 Положения № 850). И считаем, что ФЛП будет подпадать под освобождение в отношении п. 2 и п. 3 нашего списка даже тогда, когда будет нанимать для себя работников. Потому что от того такой предприниматель юрлицом не станет. А из п. 5 Положения № 850 следует, что есть только два варианта: или субъект — ФЛП или физлицо, или — юрлицо. Хотя вопрос все-таки достаточно спорный.
Ответственность. Суммы штрафов в сфере предотвращения отмывания средств часто очень большие. Поэтому ответственность серьезная. Штрафы предусмотрены в:
1) ст. 1669 КУоАП. Сумма штрафа: от 5100 до 34000 грн. Протоколы должны составляться представителями Минфина;
2) ст. 32 Закона № 361. Суммы штрафов разнообразные и достаточно большие (самый меньший — до 51000 грн). Однако везде установлен только максимальный предел (например, «до 20 тысяч необлагаемых налогом минимумов», «до 3 тысяч необлагаемых налогом минимумов» и т. п.). Налагаются санкции представителями Минфина. Кроме штрафов, предусмотрены также, в частности, письменные предостережения (п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона № 361).
Цитировать всю ст. 32 Закона № 361 не будем. Обратим внимание на некоторые нюансы:
— не ко всем применяют именно максимальную сумму штрафа. Все будет зависеть от конкретных обстоятельств, перечисленных в ч. 7 ст. 32 Закона № 361. Например, будет учитываться финансовое положение СПМФ, наличие сотрудничества с госорганами и наличие/отсутствие убытков для третьих лиц. Теоретически могут ограничиться и письменным предостережением;
— в отношении штрафа за непостановку на учет в Госфинмониторинга. Отдельной санкции именно за то, что ФЛП-бухгалтер не встал на учет, в законодательстве нет. Есть лишь штраф за «нарушение прочих требований...» в размере 51000 грн. Но нам встретилось постановление Третьего апелляционного админсуда от 28.01.2022 по делу № 160/4751/19. Оно свидетельствует о том, что могут «пришить» вместо этой неподачи информации в случаях, предусмотренных законодательством. И там штраф уже составляет до 340000 грн. Однако интересный факт: судебной практики в отношении непостановки на учет в Госфинмониторинга тех, кто предоставляет бухуслуги, ну очень мало.
Есть ли особенности на период военного положения? Достаточно спорная история. Теперь продолжает действовать Закон Украины от 03.03.2022 № 2115-IX. Он предусматривает, что к юрлицам и ФЛП не применяется админ- и/или уголовная ответственность за неподачу или несвоевременную подачу отчетности и документов. Однако в Госфинмониторинга разъясняют, что информацию можно не подавать только при отсутствии физической возможности это сделать.
Кто контролирует? ФЛП-бухгалтеров, которые являются СПФМ, контролирует Госфинмониторинга и Минфин. Порядок надзора установлен в постановлении КМУ от 16.06.2023 № 662.