03.07.2025
* См., в частности, статью «Не пренебрегайте документами на покупку, даже если вы на упрощенке» // «Налоги & бухучет», 2024, № 77.
Когда налоговики требуют первичные документы от ФЛП, они заходят с разных сторон. Поэтому давайте пойдем по их стопам и разберемся, есть ли у них шансы придраться к работам/услугам.
Когда налоговики узнают, что на какие-то операции нет первички, то первое, что попадет под удар, — расходы по таким операциям и налоговый кредит (НК) по НДС.
ФЛП-общесистемщики (ФЛП на ОС). Для них это действительно важно. Потому что их НДФЛ, ВС и ЕСВ = 18 % + 5 % + 22 % от чистого дохода, то есть от разницы между доходом и расходами. А учесть они могут только документально подтвержденные расходы, связанные с хозяйственной деятельностью ФЛП (п. 177.2 НКУ).
Формально, здесь под документальным подтверждением расходов подразумевается документальное подтверждение именно уплаты средств. Ведь согласно Порядку № 261* документами, подтверждающими расходы, могут быть, в частности, платежное поручение, приходный кассовый ордер, квитанция, фискальный чек, акт закупки (выполненных работ, предоставленных услуг) и другие первичные документы.
То есть речь именно о документах на оплату. Но если
документы на оплату будут, но не будет первичного документа собственно на получение работ/услуг, то налоговики могут утверждать, что вообще хозяйственной операции не было и не предвидится, а значит, расходы не связаны с хозяйственной деятельностью / их нельзя учесть
ФЛП на ЕН без НДС. А вот у ФЛП на едином налоге такой проблемы нет. Им не нужно подтверждать расходы документально, потому что независимо от того, будут составлять те расходы 1 грн или миллион — сумма ЕН, ВС и ЕСВ от того не изменится (см. рисунок)!