Темы статей
Выбрать темы

Не пренебрегайте документами на покупку, даже если вы на упрощенке

Костюк Дмитрий, заместитель главного редактора
Не секрет, что упрощенная система построена таким образом, что расходы на приобретение товаров/услуг вообще ни к чему. По крайней мере для ФЛП. Но в некоторых случаях такая беспечность может выйти боком. Давайте разберемся, как не попасть впросак.

Согласно п. 296.1 НКУ ФЛП — плательщики единого налога (гр. 1, 2, 3 без НДС) ведут учет в произвольной форме путем помесячного отражения полученных доходов. ФЛП гр. 3 с НДС ведут учет доходов и расходов по типовой форме и в установленном порядке*.

* Порядок ведения типовой формы, по которой осуществляется учет доходов и расходов физическими лицами — предпринимателями — плательщиками единого налога третьей группы, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 30.11.2022 № 405.

При этом ФЛП гр. 3 ведут учет доходов и расходов от производства и реализации собственной сельхозпродукции отдельно от учета доходов и расходов от осуществления других видов предпринимательской деятельности.

Учет доходов и расходов может вестись в бумажном и/или электронном виде, в том числе через электронный кабинет.

Это свои, специальные правила, установленные для ФЛП-единоналожников. О первичных или каких-либо других документах в них ничего не сказано.

В то же время есть и общие нормы, касающиеся всех плательщиков. Обязанность подтверждать учет доходов и расходов, в частности первичными, а также другими документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, ведение которых предусмотрено законодательством, установлена в п. 44.1 НКУ, а срок их хранения — в п. 44.3 НКУ.

То есть законодательством для единоналожников гр. 1, 2, 3 (без НДС) предусмотрено только ведение учета доходов и предоставление декларации. При этом в декларации расходы вообще не отражаются, да они и не нужны для цели исчисления единого налога. Поэтому многие ФЛП (особенно гр. 1, 2, 3 (без НДС)) хладнокровно относятся к документам, подтверждающим расходы: могут не брать их у поставщиков, или если и взяли, то не сохранять.

Ненужность первички на понесенные расходы подтверждают и госорганы: Комитет ВР и сами налоговики*. Так, в письме от 30.12.2021 № 04-32/10-2021/409504 Комитет ВР указал, что ФЛП гр. 1, 2, 3 (без НДС) не должны подтверждать документами (в том числе первичными документами) расходы по приобретению товаров/услуг, а должны вести только учет доходов с учетом требований п. 44.1 НКУ**.

* Здесь нужно обращать внимание не только на налоговое законодательство, но и на законодательство, регламентирующее качество продукции и правила торговли (подробнее см. «ФЛП торгует «на выезде»: попросят ли у него документы на товар?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 45).

** В то же время такие ФЛП должны подтверждать факт включения или невключения определенных доходов в общий состав дохода (статья 292 НКУ).

Этот же вывод повторили и налоговики (БЗ 107.01.06, а также письмо ГНСУ от 24.04.2024 № 2323/ІПК/99-00-24-03-03 ІПК)*.

* О положительных для плательщиков ИНК см. «ФЛП торгует «на выезде»: попросят ли у него документы на товар?» // «Налоги & бухучет», 2024, № 45.

Казалось бы, зачем ФЛП морочить голову с сохранением первички на покупку?

Ведь и НКУ, и Комитет ВР с налоговиками четко говорят: документы на покупку не нужны.

На самом деле здесь не все так просто. Дело в том, что уже давно налоговики пытаются внедрить в практику такую доктрину. Если у ФЛП нет документов на приобретение товаров/услуг, то фискалы считают, что этот товар/услуги был куплен у физлиц. Ну ведь не мог же этот товар появиться из воздуха?! А доказать, что товар был куплен у субъекта предпринимательства (ФЛП или юрлица) ФЛП не может — у него же нет вообще никаких документов. А раз он купил товар у обычного физлица, — продолжают свою мысль фискалы, — то при выплате дохода ФЛП должен был как налоговый агент удержать с продавца НДФЛ и ВС. Он этого не сделал. Значит, получайте доначисление налога и штраф!

В свое время у фискалов даже была консультация (БЗ 107.05), в которой было указано, что при отсутствии первичных документов на товары (работы, услуги), приобретенные плательщиком единого налога, в случае выявления факта неудержания НДФЛ при выплате дохода гражданам к налогоплательщикам применяются штрафные санкции, как к налоговому агенту, предусмотренные ст. 1251 НКУ, и пеня.

Впрочем, налоговики хоть и пытались применять такую логическую цепочку на практике, доказать ее было не так-то просто. Ведь для начала надо доказать факт приобретения у физлиц. А сделать это практически не реально: за руку ФЛП никто не хватал, а документов на приобретение нет вообще.

Возможно поэтому в последнее время налоговики постепенно отходят от этой доктрины, а упомянутая консультация в БЗ (107.05) переведена в недействующие.

И все же никто не гарантирует, что именно к вам не прицепятся с такими претензиями. Даже если им не удастся взыскать с вас доначисление НДФЛ и ВС, то голову могут поморочить.

С другой стороны, сейчас налоговики на практике идут чуть иным путем. Они направляют ФЛП согласно п. 73.3 НКУ запрос о предоставлении информации. Якобы они выявили факты, которые могут свидетельствовать о том, что ФЛП нарушил правила налогового законодательства (факт — это приобретение ФЛП товаров/услуг, которое может свидетельствовать о неудержании НДФЛ и ВС).

За такими запросами нужно следить очень внимательно, т. к. непредоставление или предоставление не в полном объеме документов или другой информации на такой запрос влечет применение штрафа в размере 1 минЗП, установленной на 1 января, за каждый такой факт. Причем уплата этого штрафа не освобождает от предоставления информации по запросу.

Отсутствие документов на закупку товаров/услуг налоговики могут подвести под непредоставление документов или предоставление не в полном объеме

Отсюда вывод: не пренебрегайте документами на приобретение товаров/услуг. Для составления декларации или налогового учета они единоналожнику не понадобятся, однако налоговики все равно могут заинтересоваться ими. И в случае непредоставления последствия могут быть неприятными.

Что касается тех единоналожников, которые должны вести товарный учет (п. 12 ст. 3 Закона об РРО), то по ним вопросов вообще нет. Для них установлена прямая норма о предоставлении при проверке документов (в бумажной или электронной форме), подтверждающих учет и происхождение товарных запасов. Напомним, что это правило не распространяется на ФЛП-единоналожников, не зарегистрированных плательщиками НДС (кроме тех, которые реализуют технически сложные бытовые товары, лекарственные средства, медизделия, ювелирку).

Выводы

  • Для единоналожников расходы не имеют значения, однако документы на приобретение товаро/услуг все же лучше сохранять.
  • Традиционно налоговики считали, что если у ФЛП нет документов на покупку товаров/услуг, то значит, он купил их у обычного физлица, но не выполнил функции налогового агента.
  • Налоговики могут направить запрос на предоставление документов. Если у ФЛП их нет, то налоговики могут расценить это как непредоставление или неполное предоставление документов с применением штрафа.
  • Если вы обязаны вести товарный учет, то вам в любом случае нужно иметь документы, подтверждающие учет и происхождение товарных запасов.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше