С чем имеем дело?
Во-первых, речь идет о законопроекте — проекте Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения соответствия актам права Европейского Союза и соответствующим критериям, установленным Европейским платежным советом, с целью присоединения Украины к Единой зоне платежей в евро (SEPA)».
По информации, размещенной на сайте Минфина, этот законопроект одобрен правительством.
Отметим, что:
текста законопроекта на официальных государственных ресурсах пока нет. В Верховной Раде он еще не зарегистрирован
Следовательно, пока это нужно воспринимать только как определенные инициативы, которые могут быть.
Во-вторых, принципиально понять, о чем именно речь. Потому что за громкими заголовками иногда идет далеко не кричащее содержание.
Так вот, законопроектом правительство инициирует создание Реестра счетов и индивидуальных банковских сейфов физических лиц. Речь идет именно о физических лицах. Предусматривается, что держателем этого Реестра будет государственная налоговая служба. Но действительно ли это так страшно?
Что с банковской тайной?
Сразу отметим, что даже если законопроект будет принят:
ни о каких кардинальных изменениях по раскрытию банковской тайны речь не идет!
Как сказано в тексте законопроекта, объектами Реестра является информация об открытых/закрытых:
— банковских счетах;
— счетах в ценных бумагах;
— платежных и других счетах;
— электронных кошельках;
— договорах о предоставлении индивидуальных банковских сейфов физических лиц.
Следовательно, речь идет о том, что
налоговая служба может (в случае принятия законопроекта) получить доступ к информации о том, сколько счетов (и/или электронных кошельков, банковских сейфов) имеет физическое лицо, в какой валюте и в каком финучреждении они открыты*
* Хотя и сейчас доступ налоговиков к определенной части этой информации не такой уж и сложный (достаточно запроса, судебное решение не нужно — п.п. «а» п. 4 ч. 1 ст. 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 № 2121-III).
При этом четко указано, что
информация о движении средств по этим счетам, информация об остатках средств на этих счетах, содержимом банковских сейфов вноситься в Реестр не будет!
Процитируем соответствующую норму из законопроекта:
«Национальный банк Украины, банки, другие финансовые учреждения, небанковские предоставители платежных услуг, эмитенты электронных денег не передают в Реестр счетов и сейфов сведения об операциях списания со счетов / электронных кошельков и/или зачисления на счета / электронные кошельки, остатках по таким счетами / электронным кошелькам, содержимом сейфа».
Следовательно, налоговая получит информацию лишь о наличии счетов / электронных кошельков / индивидуальных сейфов у физлица. А вот предоставление налоговикам свободного доступа к информации о движении и остатках средств по этим счетам не предусматривается!
Отметим, что здесь аналогию можно провести со счетами / электронными кошельками субъектов хозяйствования — юридических лиц и ФЛП. Уже давно действует норма п. 69.2 НКУ, которая обязывает банки, другие финансовые учреждения, небанковских предоставителей платежных услуг, эмитентов электронных денег уведомлять налоговую, в которой учитывается налогоплательщик, об открытии или закрытии счета / электронного кошелька юридического лица или самозанятого физического лица.
Теперь подобное вводится и для физических лиц — налоговая будет знать, сколько счетов и в каких финучреждениях имеют физические лица. А вот свободный доступ к информации о движении и остатках средств на этих счетах, повторим, налоговая не будет иметь, поскольку такие данные не будут вноситься в Реестр.
Какие сведения будут в Реестре?
Как предполагается текстом законопроекта, в Реестр будут включаться следующие данные о физлице:
1) фамилия, имя и отчество владельца (собственника) счета (банковского счета / счета в ценных бумагах, платежного, другого счета / электронного кошелька), арендатора (поклажедателя) индивидуального банковского сейфа;
2) фамилия, имя и отчество конечных бенефициарных собственников (при наличии) владельца (собственника) счета, арендатора (поклажедателя) индивидуального банковского сейфа и лиц (при наличии), которые действуют от имени владельца (собственника) счета и/или арендатора (поклажедателя) индивидуального банковского сейфа;
3) налоговый номер или серия (при наличии) и номер паспорта (для физлиц, которые отказались от РНУКПН) физлица — владельца счета и/или арендатора (поклажедателя) банковского сейфа и лиц (при наличии), которые действуют от имени владельца (собственника) счета и/или арендатора (поклажедателя) индивидуального банковского сейфа;
4) информация об открытых/закрытых банковских счетах, счетах в ценных бумагах, платежных и других счетах / электронных кошельках. А именно:
— виде и номере банковского платежного счета, содержащего номер IBAN, счета в ценных бумагах, платежного, другого счета / электронного кошелька;
— коде валюты;
— данных о депозитарном, банковском, другом финансовом учреждении, небанковском предоставителе платежных услуг, эмитенте электронных денег;
5) информация об индивидуальных банковских сейфах. А именно:
— дате договора о предоставлении индивидуального банковского сейфа;
— начале и сроке действия;
— дате прекращения договора;
— данных о лицах, имеющих доступ к индивидуальному банковскому сейфу согласно договору;
— идентификаторе индивидуального банковского сейфа;
— данных о банке (филиале/отделении банка, предоставляющем сейфы для хранения ценностей).
Отметим, что законопроект предусматривает, что банки / предоставители платежных финансовых услуг / другие финансовые учреждения / эмитенты электронных денег обязаны будут сообщить налоговикам обо всех открытых счетах / электронных кошельках / договорах индивидуального банковского сейфа физлица, которые были открыты/заключены по состоянию на 00 часов 01 минуту дня начала функционирования Реестра.
Когда предполагается, что должен заработать этот Реестр?
Законопроект предусматривает, что КМУ должен обеспечить создание и функционирование Реестра счетов и индивидуальных банковских сейфов физлиц не позднее 1 июля 2027 года.
Но акцентируем внимание на том, что
это только законопроект, который даже не зарегистрирован в Верховной Раде. Поэтому пока эту информацию следует воспринимать только как ознакомительную
Другие инициативы, предусмотренные законопроектом
Также отметим, что законопроект содержит и другие инициативы. В частности,
— усиление норм по представлению сведений о конечных бенефициарных собственниках и структуре собственности юридических лиц;
— создание Реестра бенефициарных собственников трастов или других подобных правовых образований;
— усиление норм, касающихся субъектов первичного финмониторинга и специально определенных субъектов первичного финмониторинга.
Но на этих инициативах пока останавливаться не будем.
Выводы
- Правительство разработало законопроект, который предусматривает введение Реестра счетов и индивидуальных банковских сейфов физических лиц. Предполагается, что держателем Реестра будет ГНСУ.
- При этом законопроект предусматривает, что налоговая служба получает доступ к информации о том, сколько счетов (и/или электронных кошельков, индивидуальных банковских сейфов) имеет физическое лицо, в какой валюте и в каком финучреждении они открыты, кто является бенефициарными собственниками этих счетов и какие лица могут действовать от имени владельца (собственника) счетов.
- Впрочем, свободного доступа к информации о движении и остатках средств на этих счетах налоговая не будет иметь. Итак, о каком-то кардинальном изменении подходов к раскрытию банковской тайны пока речь не идет.