Темы статей
Выбрать темы

Учет излишков после инвентаризации

Казанова Марина, налоговый эксперт
По результатам инвентаризации могут быть обнаружены не только недостачи определенных активов, но и их излишки. Порядок оприходования таких «находок» непосредственно зависит от причин их возникновения. О том, как субъекту хозяйствования, который обнаружил после инвентаризации лишние активы, отразить такую операцию в учете и обложить налогом, поговорим дальше.

Для определения порядка учета обнаруженных во время инвентаризации излишков активов — основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА) и товарно-материальных ценностей (ТМЦ) — необходимо выяснить причину их возникновения.

Как правило, таких причин может быть две.

1. Допущенные ошибки в бухучете при оприходовании активов. Например, ОС поступили на предприятие со всеми подтверждающими первичными документами, но ошибочно не были оприходованы на баланс.

2. Реальные излишки объектов ОС, НМА, ТМЦ. Речь идет об активах, которые, по сути, возникли «из ниоткуда», — природа образования их неизвестна и первичные документы отсутствуют.

Отметим, что также во время инвентаризации могут быть обнаружены «нулевые» ОС (с нулевой остаточной стоимостью). В случае выявления пригодных для использования объектов ОС, остаточная стоимость которых равна нулю, инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) передает соответствующие материалы руководителю предприятия (п. 1.4 разд. III Положения № 879*). Должна быть создана специальная комиссия, которая должна определить, пригоден «нулевой» объект ОС для дальнейшей эксплуатации или нет, и рекомендовать, что в дальнейшем с ним делать (подробнее об этом см. в статье «Основное средство самортизировано, но продолжает использоваться» // «Налоги & бухучет», 2025, № 48.

* Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

ОС/МНМА не оприходовано из-за ошибки в бухучете

Бухучет. Если ОС не были оприходованы в периоде их поступления, но имеются подтверждающие документы,

такие объекты следует зачислить на баланс в порядке исправления ошибки (письмо Минфина от 13.12.2004 № 31-04200-30-10/22823)

Если объект фактически использовался предприятием (эксплуатировался), то нужно будет доначислить (в порядке исправления ошибок) и амортизацию за весь период «неоприходованного» использования ОС.

Эксклюзивный материал
Войдите, чтобы продолжить чтение Чтобы прочитать эту статью полностью, войдите в свой аккаунт или зарегистрируйтесь, если вы еще не с нами.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше