Все сайты
Для определения порядка учета обнаруженных во время инвентаризации излишков активов — основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА) и товарно-материальных ценностей (ТМЦ) — необходимо выяснить причину их возникновения.
Как правило, таких причин может быть две.
1. Допущенные ошибки в бухучете при оприходовании активов. Например, ОС поступили на предприятие со всеми подтверждающими первичными документами, но ошибочно не были оприходованы на баланс.
2. Реальные излишки объектов ОС, НМА, ТМЦ. Речь идет об активах, которые, по сути, возникли «из ниоткуда», — природа образования их неизвестна и первичные документы отсутствуют.
Отметим, что также во время инвентаризации могут быть обнаружены «нулевые» ОС (с нулевой остаточной стоимостью). В случае выявления пригодных для использования объектов ОС, остаточная стоимость которых равна нулю, инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) передает соответствующие материалы руководителю предприятия (п. 1.4 разд. III Положения № 879*). Должна быть создана специальная комиссия, которая должна определить, пригоден «нулевой» объект ОС для дальнейшей эксплуатации или нет, и рекомендовать, что в дальнейшем с ним делать (подробнее об этом см. в статье «Основное средство самортизировано, но продолжает использоваться» // «Налоги & бухучет», 2025, № 48.
Бухучет. Если ОС не были оприходованы в периоде их поступления, но имеются подтверждающие документы,
такие объекты следует зачислить на баланс в порядке исправления ошибки (письмо Минфина от 13.12.2004 № 31-04200-30-10/22823)
Если объект фактически использовался предприятием (эксплуатировался), то нужно будет доначислить (в порядке исправления ошибок) и амортизацию за весь период «неоприходованного» использования ОС.