Бюджетный учет. Возражаем ревизору, или Как противостоять неправомерным действиям органов ГКРС

Печать

Возражаем ревизору, или Как противостоять неправомерным действиям органов ГКРС

 

Тема проверок и ревизоров была и будет актуальной. Сегодня под особо пристальным вниманием ревизоров находятся бюджетные средства. Это, в свою очередь, требует от распорядителей бюджетных средств умелого применения норм законодательства на практике. Также нужно уметь доказать свою правоту проверяющим.

О том, как обжаловать неправомерные решения и действия должностных лиц органов ГКРС в ходе или по итогам ревизий, и пойдет речь в этой статье.

Елена ПАВЛЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о ГКРС — Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII, с изменениями и дополнениями.

Порядок № 550 — Порядок проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 г. № 550.

Положение № 15 — Положение о порядке рассмотрения обращений и организации личного приема граждан в органах контрольно-ревизионной службы, утвержденное приказом ГлавКРУ Украины от 25.02.2000 г. № 15.

 

Полномочия и обязанности органов ГКРС при проведении ревизий

Чтобы классифицировать решения и действия должностных лиц органов ГКРС как «неправомерные», следует разобраться, что входит в круг прав и обязанностей этих лиц.

Статья 2 Закона о ГКРС определяет, что контроль органов ГКРС реализуется путем проведения:

— государственного финансового аудита;

— проверок государственных закупок;

— инспектирования.

Наиболее распространенной формой проведения проверок является инспектирование, или так называемая ревизия. Об инспектировании подробнее.

Правовые основы инспектирования ГКРС регулирует Порядок № 550. Инспектирование выражается в документальной и фактической проверке определенного комплекса или отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений и организаций, предприятий государственного сектора экономики, получателей бюджетных средств (субсидий, дотаций, субвенций, целевого финансирования под государственные и бюджетные программы). Как уже было отмечено, инспектирование проводится в форме традиционного фискального метода — ревизии, которая должна обеспечивать выявление фактов нарушения законодательства, установление виновных должностных и материально ответственных лиц.

Ревизия бывает:

плановой выездной (предусмотрена в планах органа ГКРС). Проводится не чаще одного раза в календарный год. Начинается не ранее чем через 10 календарных дней после письменного уведомления об этом организации или учреждения. Согласно ст. 11 Закона о ГКРС в уведомлении в обязательном порядке должны быть указаны даты начала и окончания проведения ревизии.

По общему правилу продолжительность плановой выездной ревизии не должна превышать 30 рабочих дней;

внеплановой выездной (не предусмотрена в планах органа ГКРС). Проводится при наличии обстоятельств, определенных ст. 11 Закона о ГКРС. О проведении такой проверки не сообщается. Продолжительность ревизии не должна превышать 15 рабочих дней.

Обращаем внимание, на то, что продление сроков проведения проверок возможно только по решению суда и на срок, не превышающий: для плановой выездной ревизии — не более 15 дней; для внеплановой выездной ревизии — не более 5 рабочих дней. В отдельных случаях допускается продление сроков проведения плановой выездной ревизии по решению органа ГКРС, в частности, в случае проведения встречных сверок срок может быть продлен до 60 календарных дней.

Проведение ревизий с нарушением вышеуказанных сроков является неправомерным.

Перед началом проверки проверяющие обязаны:

— предоставить под роспись направление (на каждое должностное лицо, участвующее в проверке, и каждого привлеченного специалиста со стороны) и копию решения суда (в случае проведения внеплановой выездной ревизии по решению суда);

— расписаться в журнале проверок при его наличии (факт непредоставления журнала фиксируется в акте ревизии).

В направлении на ревизию должны быть указаны следующие реквизиты: дата его выдачи, название органа ГКРС, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания ревизии, должности и фамилии ревизоров, подпись руководителя и печать органа ГКРС.

В копии решения суда должны быть указаны основания для проведения ревизии, даты ее начала и окончания, а в случае проведения ревизии неподконтрольных учреждений — также номер, дата, основания возбуждения уголовного дела и орган, возбудивший такое дело.

Акцентируем внимание: если проверяющие не предоставили направления на проведение ревизии (копию решения суда) или предоставили их с нарушением правил, это дает полное право объекту контроля не допустить их к проведению ревизии. Об этом прямо указано в ст. 11 Закона о ГКРС. Такие действия должностных лиц можно классифицировать как неправомерные. Отказ от подписи в журнале проверок также может послужить основанием для недопуска ревизоров к проверке.

Согласно п. 16 Порядка № 550 в ходе проведения ревизии проверяющие имеют право:

— проверять учредительные, финансовые, бухгалтерские документы, статистическую отчетность, хозяйственные договоры, другие документы, связанные с планированием и проведением финансово-хозяйственной деятельности, ведением бухучета, составлением финансовой отчетности. В случае ведения бухучета электронными средствами проверяющих необходимо обеспечить распечатками соответствующих документов на бумажных носителях;

— при отсутствии надлежащего бухгалтерского учета требовать приведения его в соответствие с нормами действующих нормативно-правовых актов (согласно п. 25 Порядка № 550 на исполнение отводится не более двух месяцев);

— требовать от руководителей ревизуемого объекта проведения инвентаризации денежных сумм, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, оборотных и необоротных активов, других материальных и нематериальных ценностей*;

* На эту тему см. материал, подготовленный специалистом ГКРС, на с. 61. — Примеч. ред.

— проводить контрольные обмеры выполненных работ, проверять правильность применения норм расходов сырья и материалов, выхода готовой продукции, проводить контрольные анализы готовой продукции и другие аналогичные действия с участием соответствующих специалистов.

В то же время принятие решений и применение финансовых санкций в части выявленных нарушений в сферах налогового законодательства, валютного регулирования, наличного обращения, ценообразования и прочих сферах не входят в компетенцию органов ГКРС. О таких нарушениях должностные лица службы обязаны информировать соответствующие органы, в компетенцию которых входят эти вопросы.

В целом проведение ревизии не должно нарушать нормальный режим работы учреждения, организации (ст. 11 Закона о ГКРС).

 

Оформление результатов ревизии

Результаты ревизии оформляются актом ревизии. Требования, предъявляемые к акту ревизии, определены пунктами 35 — 44 Порядка № 550. Остановимся на основных требованиях.

Акт ревизии состоит из вступительной части и констатирующей части. Во вступительной части отражаются: основание для проведения ревизии, тема ревизии, основные сведения об объекте контроля, период ревизии, лица, проводившие ревизию и прочее.

Констатирующая часть — самая важная часть акта. В ней отражается информация о результатах ревизии по каждому вопросу ее программы, делаются выводы о наличии или отсутствии нарушений законодательства. Выявленные нарушения должны фиксироваться в акте с обязательными ссылками на нормы законодательных и нормативно-правовых актов, которые нарушены, а также с указанием виновных лиц, допустивших нарушение. В акте ревизии не должно быть субъективных заключений и допущений.

Следует иметь в виду, что по поводу нарушений ревизоры имеют право требовать от работников, причастных к ним, письменные объяснения. Однако работники могут отказаться от предоставления письменных объяснений. Такой факт отказа фиксируется в акте ревизии.

Для подтверждения изложенных в акте нарушений проверяющие могут потребовать заверенные копии документов, свидетельствующие о таких фактах, для приобщения их к материалам ревизии. Отказ предоставить такие документы также фиксируется в акте ревизии. Нужно помнить, что решение об изъятии оригиналов финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов принимается исключительно судом (ст. 11 Закона о ГКРС).

После составления акта ревизии следует этап его подписания. Вначале все экземпляры акта подписывает должностное лицо органа ГКРС. После этого в срок не позже чем 5 рабочих дней после окончания ревизии акт передается на объект контроля для ознакомления и подписания. Передача экземпляров акта осуществляется лично под роспись руководителю или главному бухгалтеру, через канцелярию или по почте. От подконтрольного учреждения (организации) акт ревизии подписывается руководителем и главным бухгалтером (лицом, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета), а при необходимости — и другими работниками.

Не следует подписывать акт ревизии, если подпись ревизора отсутствует.

На подписание акта ревизии подконтрольному учреждению (организации) отводится 3 рабочих дня.

 

«С возражениями»

Зачастую выводы ревизоров, изложенные в акте, вызывают несогласие. В этом случае можно воспользоваться возможностью, предусмотренной в п. 40 Порядка № 550, и подписать акт ревизии с возражениями. При этом нужно уложиться все в те же 3 дня. Возражения как таковые в акте указывать не следует. Достаточно перед подписями руководителя, главного бухгалтера (других лиц) сделать запись: «С возражениями» и возвратить акт проверяющим.

Не рекомендуем отказаться от подписи акта вообще, поскольку в этом случае должностными лицами ГКРС будет составлен акт отказа от подписи, а относительно результатов ревизии все равно будут приняты меры по их реализации. Более того, об этом прецеденте будет проинформирован орган управления бюджетной организации (учреждения), а при необходимости — и соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления.

На процедуру обоснования возражений и замечаний учреждению (организации) отводится 5 рабочих дней после возврата акта ревизии органу ГКРС «с возражениями» (п. 42 Порядка № 550). Обоснование необходимо предоставить контролирующему органу в этот срок в письменном виде. В нем рекомендуем указать, по каким фактам, изложенным в акте ревизии, выражается несогласие, отразить причины такого несогласия. Все доводы должны быть подкреплены ссылками на законодательные и нормативно-правовые акты.

Если на протяжении 5 рабочих дней орган ГКРС не получит возражения (замечания), он вправе принять соответствующие меры для реализации результатов ревизии. Решение о рассмотрении возражений (замечаний), поданных с нарушением сроков, принимает руководитель органа службы.

Получив возражения (замечания), контролирующий орган анализирует правильность их обоснования. Согласно п. 43 Порядка № 550 на эту процедуру ему отводится 15 рабочих дней. В этот срок орган ГКРС готовит письменное заключение, которое утверждается руководителем службы или его заместителем. В ходе рассмотрения возражений (замечаний) контролирующий орган может затребовать у подконтрольного учреждения (организации) необходимые документы, а у работников — дополнительные пояснения.

В случае несогласия с письменным заключением органа ГКРС, руководство подконтрольного учреждения (организации) имеет право обжаловать его в вышестоящем органе ГКРС.

 

Какие решения и действия должностных лиц органов ГКРС подлежат обжалованию

Как уже отмечалось, выразить несогласие с актом ревизии можно еще на этапе его подписания. Такое первичное обжалование акта ревизии определяет Порядок № 550. В случае обжалования других действий должностных лиц следует обратиться к Положению № 15.

Информацию о том, какие же именно действия и решения должностных лиц могут быть обжалованы в органах ГКРС, представим в виде таблицы.

 

Решения и действия, подлежащие обжалованию в органах ГКРС

Примеры возможных неправомерных решений и действий должностных лиц органов ГКРС

Проведение ревизии без установленных законом оснований и/или с нарушением действующего законодательства

Плановая выездная ревизия проводится без соответствующего уведомления подконтрольного учреждения (организации). Учреждение (организация) получила уведомление позднее чем за 10 дней до начала проведения ревизии. В уведомлении отсутствуют сроки проведения ревизии

Перед началом проведения плановой выездной ревизии ревизорами не предоставлены направления

Проведение внеплановой выездной ревизии без решения суда

Продление общих сроков проведения ревизий, предусмотренных законодательством, без решения суда

Проведение ревизии предприятия, не являющегося подконтрольным органам ГКРС (проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности не входит в компетенцию органов ГКРС)

Действия (бездействие) должностных лиц органов ГКРС при проведении ревизии

Нарушение нормального режима работы учреждения (организации) из-за отвлечения ее работников от выполнения своих функций в процессе ревизии

Изъятие оригиналов бухгалтерских документов без соответствующего решения суда

Опечатывание кассового помещения и склада сроком более 24 часа*

Выводы, изложенные в акте ревизии, не подтверждены документально и/или противоречат (не отвечают) действующему законодательству

В акте ревизии отражены нарушения без ссылок на законодательные и нормативно-правовые акты

Ссылки на законодательные и нормативно-правовые акты не соответствуют сути выявленного нарушения

В акте ревизии присутствуют субъективные допущения, не подкрепленные документально (в акте не должны употребляться выражения «хищения», «бесхозяйственность» и прочие)

Ненадлежаще рассмотрена предыдущая жалоба (заявление, возражение) на решение (бездействие) должностных лиц органов ГКРС

Аргументы в первичной жалобе в пользу правоты подконтрольной организации, подкрепленные законодательно и документально, не приняты во внимание

 

* На эту тему см. материал, подготовленный специалистом ГКРС, на с. 61. — Примеч. ред.

 

Действия должностных лиц в ходе проведения ревизии, выводы, изложенные в акте ревизии, а также решения, принятые по итогам ревизии, могут быть обжалованы и в судебном порядке. При этом обжалование в судебных органах может производиться независимо от того, были ли обжалованы действия (решения) в органах ГКРС.

Как видим, законодательство предоставляет широкие права по обжалованию неправомерных действий должностных лиц органов ГКРС. В случае необходимости — воспользуйтесь ими!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше