Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Февраль, 2011/№ 3
Приказ от 24.12.2010 г. № 1025

форма и порядок ведения Книги учета доходов и расходов ФЛ-П

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 г. № 1025

«Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения»

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 30.12.2010 г. под № 1425/18720

 

В соответствии с пунктом 177.10 статьи 177 и пунктом 178.6 статьи 178 раздела IV Налогового кодекса Украины, руководствуясь статьей 8 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить форму Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (прилагаются).

<...>

 

Председатель А. Папаика

 

 

Утвержден приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 г. № 1025

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 30.12.2010 г. под № 1425/18720

Порядок

 

Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность

 

1. В соответствии с пунктом 177.10 статьи 177 и пунктом 178.6 статьи 178 раздела IV Налогового кодекса Украины физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (далее — самозанятые лица), обязаны вести Книгу учета доходов и расходов (далее — Книга), в которой ежедневно на основании первичных документов осуществляются записи об операциях, произошедших в отчетном (налоговом) периоде.

2. Самозанятые лица должны приобретать и оформлять Книгу самостоятельно. Книга имеет вид тетради или блокнота. Прошнурованная с пронумерованными страницами Книга бесплатно регистрируется в органе государственной налоговой службы по основному месту учета самозанятого лица.

Каждый работник — физическое лицо (далее — наемное лицо), осуществляющее операции за наличные, ведет их учет в Книге, регистрируемой самозанятым лицом в таком же порядке. В Книге для наемных лиц указываются адрес места осуществления деятельности, фамилия, имя, отчество наемного лица и самозанятого лица (работодателя) и их регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов, а в случае его отсутствия — серия и номер паспорта (для физических лиц — плательщиков налогов, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте). Записи в Книге выполняются шариковой или чернильной ручкой (исправления допускаются только с заверением их самозанятым лицом).

3. Ведение Книги осуществляется в следующем порядке:

3.1. В графе 1 указывается дата заполнения.

3.2. В графах 2 и 11 отражается сумма нереализованных товарных запасов, сырья, материалов и т. п. на начало и на конец отчетного налогового периода (года), которая выводится в денежной форме, исходя из цены их приобретения.

3.3. В графе 3 ежедневно отражается фактически полученная сумма дохода от осуществления деятельности с суммарным итогом за месяц, квартал, год. В случае необходимости регистрации новой Книги в течение отчетного года записи в ней продолжаются нарастающим итогом, а предыдущая Книга остается у самозанятого лица.

3.4. В графу 4 записываются реквизиты документа, подтверждающего понесенные расходы, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей, выполнением работ и предоставлением услуг (номер, дата и название документа). Документами, подтверждающими расходы, могут быть, в частности, товарно-транспортная и/или налоговая накладная, платежное поручение, фискальный чек, акт закупки (выполненных работ, предоставленных услуг) и другие расчетные документы.

3.5. В графе 5 отражается общая стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей.

3.6. В графе 6 отражается сумма расходов, непосредственно связанная с получением дохода.

3.7. Самозанятые лица, использующие наемный труд, заполняют графы 7 и 8:

в графу 7 записываются сведения о внутреннем перемещении товара (отпуск под реализацию наемному лицу) с указанием адреса места осуществления деятельности, фамилии, имени, отчества наемного лица и его регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, а в случае его отсутствия — серии и номера паспорта (для физических лиц — плательщиков налогов, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте);

в графе 8 отражается стоимость товара, переданного на реализацию по ценам приобретения.

Наемные лица заполняют данные Книги в соответствии с графами 1, 3, 8. Графа 3 заполняется по каждому факту осуществления операции. В графе 8 наемное лицо отражает стоимость полученного товара по ценам реализации. Данные из Книг наемных лиц включаются в Книгу самозанятых лиц в последний день месяца.

Физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, графы 7 и 8 не заполняют.

3.8. В графе 9 отражаются расходы на оплату труда и начисления на заработную плату, понесенные в отчетном месяце.

3.9. В графе 10 отражаются фактически понесенные другие расходы, непосредственно связанные с получением дохода, которые не указаны в графах 6 и 9, включая стоимость оплаченных выполненных работ и предоставленных услуг.

3.10. Графа 12 рассчитывается как разница между доходом от осуществления деятельности и документально подтвержденными расходами, связанными с получением дохода.

4. Физические лица — предприниматели, зарегистрированные как плательщики налога на добавленную стоимость, не включают в расходы и доход суммы налога на добавленную стоимость, которые входят в цену приобретенных или проданных товаров, предоставленных работ и выполненных услуг.

5. Данные Книги используются самозанятым лицом для заполнения налоговой декларации за отчетный налоговый период (год).

 

Директор Департамента налогообложения
физических лиц С. Дусяк

 

 

ЗАТВЕРДЖЕНО

Наказ Державної податкової адміністрації України

24.12.2010 № 1025

Книга обліку доходів і витрат, яку ведуть фізичні особи — підприємці,
 крім осіб, що обрали спрощену систему оподаткування,
 і фізичні особи, які провадять незалежну професійну діяльність

Період обліку (день, місяць, квартал, рік)

Залишок товарних запасів, матеріалів, сировини на початок звітного періоду (грн.)

Розмір отриманих доходів від

здійснення діяльності (за день, місяць, квартал, рік)

Витрати виробництва та обігу

Залишок товарних запасів, матеріалів, сировини на кінець звітного періоду (грн.)

Чистий дохід (грн.) гр. 3 - гр. 6 -
- гр. 9 - гр. 10

реквізити документа, що підтверджує понесені витрати

загальна вартість придбаних товарно-матеріальних цінностей (грн.)

у тому числі товарів, що реалізовані, товарно-матеріальних цінностей, що використані у виробництві продукції (грн.)

Внутрішнє переміщення товару (відпущено/отримано)

понесені витрати на оплату праці та нарахування на заробітну плату (грн.)

понесені інші витрати, пов'язані з одержанням доходу, включаючи вартість виконаних робіт, наданих послуг (грн.)

адреса місця здійснення діяльності, прізвище, ім'я, по батькові та реєстраційний номер облікової картки найманого працівника або серія та номер паспорта*

вартість товару, що переміщено (грн.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Серія та номер паспорта зазначаються лише для фізичних осіб — платників податків, які через свої релігійні переконання відмовились від прийняття реєстраційного номера облікової картки платника податків та повідомили про це відповідний орган державної податкової служби та мають відмітку у паспорті.

 

Комментарий редакции

 

Комментируемый

приказ важен для предпринимателей, поскольку полностью меняет форму Книги учета доходов и расходов (которую мы привыкли называть Книга ф. № 10), и соответственно меняется Порядок ее заполнения.

Новая форма Книги учета доходов и расходов будет предназначаться

только для предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения. Единоналожникам, по-видимому, пока что разрешат пользоваться прежней формой (т. е. Книгой ф. № 10). А предпринимателям, работающим на фикспатенте, Книгу учета доходов и расходов вообще вести не нужно: ни по старой, ни по новой форме (хотя первичные документы на товар им желательно иметь).

Новая Книга учета доходов и расходов будет состоять из 12 граф и способствовать тому, чтобы предприниматели все-таки начали вести учет товаров и сырья (в денежном выражении). Дело в том, что в Книге нужно будет указывать стоимость товарных запасов, материалов, сырья на начало и конец отчетного периода, стоимость приобретенных и проданных товаров, и даже внутреннее их перемещение (со склада на торговую точку).

Кроме того, в Книге придется указывать реквизиты документов, подтверждающих каждую расходную операцию, а также суммы расходов и дохода. Кстати,

подтверждающими документами налоговики соглашаются считать: ТТН, налоговые накладные, платежные поручения, фискальные чеки, акты закупки, выполненных работ/предоставленных услуг и другие платежные документы. При этом каких-то особенных бухгалтерских документов они от предпринимателей не требуют (т. е. опасения по поводу необходимости иметь накладные на оприходование товаров, на отпуск товаров или их внутреннее перемещение, к счастью, не оправдались).

Что касается заполнения

графы 3 «Размер полученных доходов» в новой Книге, то интересно отметить такой момент: в пункте 3.3 Порядка № 1025 четко не сказано о том, что выручка должна отражаться после каждой операции по продаже товаров (работ, услуг). Более того, формулировка пункта 3.3 комментируемого Порядка наталкивает на мысль о том, что выручку достаточно отразить одной суммой — общим итогом за день (а по прошествии месяца, квартала или года — подводить итоги). При этом о ежедневных итогах по выручке не сказано ничего. Не потому ли, что выручка действительно будет указываться в новой Книге общей суммой за день? Вполне возможно, что именно поэтому, но с такими выводами лучше пока не торопиться, а дождаться разъяснений от ГНАУ на этот счет.

Что касается расходов, то для них в новой Книге предусмотрены четыре (!) графы: графа 5

предназначена для того, чтобы вносить в нее суммы, уплаченные в течение дня за товары, графа 6 — для того, чтобы указывать в ней стоимость проданных в течение дня товаров, а графы 9 и 10 — для прочих расходов.

Таким образом, налоговики попытались реализовать на практике принцип соответствия доходов и расходов. Ведь сейчас в графе «Расходы на производство продукции» Книги ф. № 10 все свалено в одну кучу: так, в течение квартала предприниматели указывают в ней все потраченные средства, но по окончании квартала в итог расходов включают только те из них, по которым получен доход. Разумеется, это весьма неудобно. И на самом деле

многие предприниматели (особенно те, у кого большой оборот) это правило нарушают и включают в итог расходов все суммы, записанные в графу «Расходы на производство продукции» Книги ф. № 10 (не обращая внимания на то, получен ли связанный с ними доход или нет).

Однако

теперь так поступать не удастся. Ведь в новой Книге учета доходов и расходов придется заполнять графу 6, а кроме того, именно ее значение (а не значение графы 5) будет уменьшать доход, подлежащий налогообложению.

Очевидно, заполнение графы 6 составит наибольшую сложность для тех предпринимателей, которые в течение дня осуществляют несколько десятков операций купли-продажи. Как же быть? Скорее всего, им

имеет смысл обзавестись программой учета товаров, которая бы автоматически вела подсчет стоимости товаров, имеющихся на начало дня, проданных в течение дня и оставшихся на конец дня. Для этого можно воспользоваться хотя бы программой 1С 8.0.

Обычно такие программы используют один из двух самых распространенных

методов оценки выбытия товарных запасов — ФИФО (первый пришел — первый ушел) или средневзвешенной себестоимости. Выбрать конкретный метод можно в настройках программы (Порядок № 1025 данный вопрос не регламентирует, а значит, предприниматель вправе самостоятельно выбрать удобный для него метод).

Для того чтобы понять, в чем заключается суть указанных методов, представим себе, что проданная партия товаров формируется из товаров, купленных предпринимателем в разное время, поэтому цены их закупки могли быть различными. Как же посчитать себестоимость проданной партии?

Метод ФИФО

предлагает считать, что проданная партия содержала в себе товары, поступившие на склад (купленные) ранее всех по времени. Например, предприниматель сначала купил 10 единиц товара по 5 грн., а затем еще 10 единиц того же товара, но по цене 6 грн. В таком случае, продав 15 единиц товара, он рассчитает их себестоимость по методу ФИФО так: 10 ед. х 5 грн./ед. + 5 ед. х 6 грн./ед. = 80 грн.

Метод средневзвешенной себестоимости

предлагает умножать количество проданного товара на среднюю цену закупки. Средняя цена рассчитывается путем деления общей стоимости товаров, имеющихся на складе на момент продажи, на их количество. Если обратиться к предыдущему примеру, то себестоимость партии из 15 единиц товара по методу средневзвешенной стоимости будет равна: 15 ед. х ((10 ед. х 5 грн./ед. + 10 ед. х 6 грн./ ед.) : (10 ед. +  10 ед.)) = 82,50 грн.

Существуют и другие методы оценки выбытия товаров, в частности метод

идентифицированной себестоимости, при котором стоимость закупки проданного товара точно известна. Но данный метод годится только для тех предпринимателей, которые торгуют штучным товаром (к примеру, торговля ювелирными украшениями, антиквариатом, одеждой и т. п.). Такой продавец всегда точно знает, за сколько он купил тот или иной товар и за сколько он его продал.

Итак, теперь предпринимателям на общей системе налогообложения придется гораздо серьезнее относиться к заполнению Книги учета доходов и расходов и четко соблюдать принцип соответствия расходов полученным доходам.

Что же касается

граф 9 и 10, то записанные в них суммы тоже будут уменьшать доход предпринимателя, подлежащий налогообложению. В данные графы будут записываться зарплата работников, ЕСВ, начисленный на нее, арендная плата за офис или склад, плата за коммунальные услуги и другие расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

И в заключение еще несколько технических моментов:

1)

Книгу обязаны будут вести не только сами предприниматели, но и их наемные работники (если они занимаются продажей товара за наличные или выполняют работы/предоставляют услуги, получая за это наличную оплату от заказчиков). Данные из книг наемных работников предприниматель должен будет переносить в свою Книгу в последний день месяца;

2) если предприниматель зарегистрирован как плательщик НДС, то суммы доходов и расходов он должен будет записывать в Книгу без учета НДС (как и прежде);

3) форма Книги будет одинаковой для всех налогоплательщиков и для всех видов деятельности, поскольку

Порядок № 1025 не содержит никаких оговорок, разрешающих налоговикам вносить какие-либо изменения в утвержденную Книгу;

4) записи в Книге необходимо производить шариковой или чернильной ручкой.

Никакого упоминания о том, что Книгу можно вести на компьютере, в Порядке № 1025 нет. Поэтому велика вероятность, что налоговики этого, как и раньше, не разрешат;

5) полностью заполненная Книга учета доходов и расходов теперь будет храниться у предпринимателя, в налоговую ее сдавать не придется.

Кстати, что касается периода с 01.01.2011 г. до даты вступления в силу

приказа № 1025, то записи за этот период из нынешней Книги ф. № 10 в новую Книгу учета доходов и расходов предприниматели переносить не будут. После того как приказ № 1025 вступит в силу и новую Книгу налогоплательщик зарегистрирует в налоговой, все записи он будет вносить в новую Книгу (нарастающим итогом). При этом старая Книга ф. № 10 останется у самого предпринимателя — сдавать ее налоговикам необходимости нет (пункт 3.3 Порядка № 1025).

 

Виталина Мирошниченко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить