Встречные сверки налоговой — не проверки

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Февраль, 2011/№ 4
Статья

ВСТРЕЧНЫЕ СВЕРКИ НАЛОГОВОЙ — не проверки

01.01.11 г. вступил в силу Порядок проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232*. Порядок был принят во исполнение требований Налогового кодекса Украины**, с целью определения механизма проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок.

Яна Брусенцова, консультант

 

* Далее по тексту — Порядок.

** Далее по тексту — НК.

 

В соответствии со

ст. 73.5 НК органы государственной налоговой службы с целью получения налоговой информации имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования в отношении плательщика налогов.

А теперь обратимся к источникам налогового законодательства.

Итак, органы государственной налоговой службы являются органами контроля и взыскания по налогам, взимаемым в бюджеты и государственные целевые фонды (кроме тех, контроль за которыми осуществляют таможенные органы), а также по законодательству, контроль за соблюдением которого возлагается на органы государственной налоговой службы (

ст. 41 НК). Для выполнения органами государственной налоговой службы возложенных на них функций и задач НК предусматривает информационно-аналитическое обеспечение деятельности государственной налоговой службы — комплекс мероприятий по сбору, проработке и использованию необходимой информации.

Встречная сверка является одной из составляющих информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной налоговой службы.

Встречная сверка — сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, осуществляемое органами государственной налоговой службы, с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов.

В свою очередь, информационно-аналитическое обеспечение является одним из способов осуществления налогового контроля (

ст. 62 НК).

Встречная сверка у субъекта хозяйствования проводится органами государственной налоговой службы (

п. 2 Порядка):

 

1

по осуществлению операций, с которыми при проверке плательщика налогов и сборов возникают сомнения по факту осуществления таких операций

2

если существуют расхождения задекларированных в декларациях по налогу на добавленную стоимость показателей налогового кредита и налоговых обязательств

 

В случае возникновения необходимости проведения встречной сверки орган государственной налоговой службы (инициатор) направляет органу государственной налоговой службы (исполнителю), на учете в котором находится субъект хозяйствования, запрос о проведении встречной сверки для подтверждения полученных от плательщика налогов и сборов данных.

Орган государственной налоговой службы (инициатор) может проводить встречную сверку самостоятельно:

— когда субъект хозяйствования находится на учете в том же органе государственной налоговой службы, в котором находится плательщик налогов;

— когда субъект хозяйствования находится в пределах одного населенного пункта.

Орган государственной налоговой службы (исполнитель), проводящий встречную сверку, составляет справку при наличии информации, для получения которой направлен запрос органом государственной налоговой службы (инициатором), и ее документального подтверждения. В случае отсутствия запрашиваемой органом государственной налоговой службы (инициатором) информации орган государственной налоговой службы (исполнитель) направляет заверенный печатью запрос о подаче информации и ее документальном подтверждении субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручает субъекту хозяйствования либо его законному или уполномоченному представителю под расписку.

После получения от субъекта хозяйствования информации, определенной в запросе, и ее документального подтверждения (в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления субъекту хозяйствования запроса) орган государственной налоговой службы проводит встречную сверку.

Основаниями для проведения встречной сверки являются:

 

1

наличие письменного запроса руководства налогового органа, проверяющего плательщика налогов, с которыми субъект хозяйствования имел хозяйственные отношения

2

получение информации, указанной в запросе, и ее документальное подтверждение органом государственной налоговой службы или субъектом хозяйствования

3

встречная сверка может проводиться только по месту осуществления деятельности субъекта хозяйствования

4

налоговый орган, который дает задание по осуществлению проверки, должен определить перечень вопросов, подлежащих выяснению при проведении встречной сверки. А уже при проверке налоговики, опираясь на этот перечень, пересматривают первичные и другие бухгалтерские документы на предмет их достоверности и соответствия записей о движении средств или товарно-материальных ценностей по количеству, цене и стоимости у плательщика налогов и субъекта хозяйствования

5

во время встречной сверки налоговики должны интересоваться не правильностью отражения операций в вашем учете, а их соответствием операциям, отраженным в учете вашего партнера

 

То есть при проведении встречной сверки налоговики должны требовать только те документы, идентичность которых необходимо проверить. Таким образом, субъектам хозяйствования перед началом сверки следует «поинтересоваться» у налоговиков, какие именно документы они хотят пересмотреть и какие именно вопросы их будут интересовать.

Органы государственной налоговой службы (как инициаторы, так и исполнители) осуществляют учет запросов на проведение встречных сверок у субъектов хозяйствования.

По результатам проведенной встречной сверки составляется справка, которая подписывается субъектом хозяйствования (законным или уполномоченным представителем) и должностными лицами органа государственной налоговой службы и лично вручается субъекту хозяйствования или его законному либо уполномоченному представителю под расписку или направляется субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении.

Внимание!

В соответствии с абз. 4 п. 73.5 НК справка предоставляется субъекту хозяйствования в десятидневный срок.

Справка о проведении встречной сверки подлежит регистрации в органах государственной налоговой службы (как инициатора, так и исполнителя).

Материалы встречной сверки в случае проведения ее органом государственной налоговой службы (исполнителем) должны быть направлены в орган государственной налоговой службы (инициатору).

Внимание!

Встречные сверки не являются проверками (абз. 3 п. 73.5 НК).

Как видим, законодатель четко указал, что встречные сверки не относятся к налоговым проверкам.

Основное отличие встречной сверки от налоговых проверок заключается в порядке их проведения и форме документов, составляемых по результатам.

По моему мнению, законодатель оставил вне поля зрения некоторые моменты, касающиеся проведения встречных сверок.

Во-первых.

В НК не определено, какой распорядительный документ должен выдать руководитель органа государственной налоговой службы для начала проведения встречной сверки и должен ли выдать вообще. Как это, например, предусмотрено для документальных проверок — в форме приказов или для камеральных проверок — отсутствие какого-либо распорядительного документа, что четко определено в ст. 76 НК.

Во-вторых.

Как уже указывалось, по результатам проведения встречной сверки составляется справка, которая должна быть подписана в том числе и субъектом хозяйствования (уполномоченным представителем). Законодатель не предусматривает возникновения ситуации, когда субъект хозяйствования откажется подписать такую справку. Действия налоговиков в такой ситуации не определены.

В-третьих.

Вопрос: будет ли иметь встречная сверка более широкое практическое применение налоговиками, нежели внеплановая выездная документальная проверка? Ведь основания для проведения как одной, так и другой несколько схожи. Сравним:

 

Встречная сверка

Внеплановая выездная документальная проверка

Основание

1

проводятся у субъектов хозяйствования, по осуществлению операций с которыми при проверке плательщика налогов и сборов возникают сомнения по факту осуществления таких операций (п. 2 Порядка)

по результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (п.п. 78.1.1 НК)

2

если существуют расхождения задекларированных в декларациях по налогу на добавленную стоимость показателей налогового кредита и налоговых обязательств (п. 2 Порядка)

выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса (п.п. 78.1.4 НК)

 

Учитывая, что норма по проведению встречных сверок является новой, будем надеяться на соответствующие разъяснения Государственной налоговой службы Украины.

 

Использованные нормативные документы

НК

– Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Порядок

– Порядок проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить