ВСТРЕЧНЫЕ СВЕРКИ НАЛОГОВОЙ — не проверки
01.01.11 г. вступил в силу Порядок проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232*. Порядок был принят во исполнение требований Налогового кодекса Украины**, с целью определения механизма проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок.
Яна Брусенцова, консультант
* Далее по тексту — Порядок.
** Далее по тексту — НК.
В соответствии со
ст. 73.5 НК органы государственной налоговой службы с целью получения налоговой информации имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования в отношении плательщика налогов.А теперь обратимся к источникам налогового законодательства.
Итак, органы государственной налоговой службы являются органами контроля и взыскания по налогам, взимаемым в бюджеты и государственные целевые фонды (кроме тех, контроль за которыми осуществляют таможенные органы), а также по законодательству, контроль за соблюдением которого возлагается на органы государственной налоговой службы (
ст. 41 НК). Для выполнения органами государственной налоговой службы возложенных на них функций и задач НК предусматривает информационно-аналитическое обеспечение деятельности государственной налоговой службы — комплекс мероприятий по сбору, проработке и использованию необходимой информации.Встречная сверка является одной из составляющих информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной налоговой службы.
Встречная сверка — сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, осуществляемое органами государственной налоговой службы, с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов.
В свою очередь, информационно-аналитическое обеспечение является одним из способов осуществления налогового контроля (
ст. 62 НК).Встречная сверка у субъекта хозяйствования проводится органами государственной налоговой службы (
п. 2 Порядка):
1 | по осуществлению операций, с которыми при проверке плательщика налогов и сборов возникают сомнения по факту осуществления таких операций |
2 | если существуют расхождения задекларированных в декларациях по налогу на добавленную стоимость показателей налогового кредита и налоговых обязательств |
В случае возникновения необходимости проведения встречной сверки орган государственной налоговой службы (инициатор) направляет органу государственной налоговой службы (исполнителю), на учете в котором находится субъект хозяйствования, запрос о проведении встречной сверки для подтверждения полученных от плательщика налогов и сборов данных.
Орган государственной налоговой службы (инициатор) может проводить встречную сверку самостоятельно:
— когда субъект хозяйствования находится на учете в том же органе государственной налоговой службы, в котором находится плательщик налогов;
— когда субъект хозяйствования находится в пределах одного населенного пункта.
Орган государственной налоговой службы (исполнитель), проводящий встречную сверку, составляет справку при наличии информации, для получения которой направлен запрос органом государственной налоговой службы (инициатором), и ее документального подтверждения. В случае отсутствия запрашиваемой органом государственной налоговой службы (инициатором) информации орган государственной налоговой службы (исполнитель) направляет заверенный печатью запрос о подаче информации и ее документальном подтверждении субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручает субъекту хозяйствования либо его законному или уполномоченному представителю под расписку.
После получения от субъекта хозяйствования информации, определенной в запросе, и ее документального подтверждения (в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления субъекту хозяйствования запроса) орган государственной налоговой службы проводит встречную сверку.
Основаниями для проведения встречной сверки являются:
1 | наличие письменного запроса руководства налогового органа, проверяющего плательщика налогов, с которыми субъект хозяйствования имел хозяйственные отношения |
2 | получение информации, указанной в запросе, и ее документальное подтверждение органом государственной налоговой службы или субъектом хозяйствования |
3 | встречная сверка может проводиться только по месту осуществления деятельности субъекта хозяйствования |
4 | налоговый орган, который дает задание по осуществлению проверки, должен определить перечень вопросов, подлежащих выяснению при проведении встречной сверки. А уже при проверке налоговики, опираясь на этот перечень, пересматривают первичные и другие бухгалтерские документы на предмет их достоверности и соответствия записей о движении средств или товарно-материальных ценностей по количеству, цене и стоимости у плательщика налогов и субъекта хозяйствования |
5 | во время встречной сверки налоговики должны интересоваться не правильностью отражения операций в вашем учете, а их соответствием операциям, отраженным в учете вашего партнера |
То есть при проведении встречной сверки налоговики должны требовать только те документы, идентичность которых необходимо проверить. Таким образом, субъектам хозяйствования перед началом сверки следует «поинтересоваться» у налоговиков, какие именно документы они хотят пересмотреть и какие именно вопросы их будут интересовать.
Органы государственной налоговой службы (как инициаторы, так и исполнители) осуществляют учет запросов на проведение встречных сверок у субъектов хозяйствования.
По результатам проведенной встречной сверки составляется справка, которая подписывается субъектом хозяйствования (законным или уполномоченным представителем) и должностными лицами органа государственной налоговой службы и лично вручается субъекту хозяйствования или его законному либо уполномоченному представителю под расписку или направляется субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении.
Внимание!
В соответствии с абз. 4 п. 73.5 НК справка предоставляется субъекту хозяйствования в десятидневный срок.Справка о проведении встречной сверки подлежит регистрации в органах государственной налоговой службы (как инициатора, так и исполнителя).
Материалы встречной сверки в случае проведения ее органом государственной налоговой службы (исполнителем) должны быть направлены в орган государственной налоговой службы (инициатору).
Внимание!
Встречные сверки не являются проверками (абз. 3 п. 73.5 НК).Как видим, законодатель четко указал, что встречные сверки не относятся к налоговым проверкам.
Основное отличие встречной сверки от налоговых проверок заключается в порядке их проведения и форме документов, составляемых по результатам.
По моему мнению, законодатель оставил вне поля зрения некоторые моменты, касающиеся проведения встречных сверок.
Во-первых.
В НК не определено, какой распорядительный документ должен выдать руководитель органа государственной налоговой службы для начала проведения встречной сверки и должен ли выдать вообще. Как это, например, предусмотрено для документальных проверок — в форме приказов или для камеральных проверок — отсутствие какого-либо распорядительного документа, что четко определено в ст. 76 НК.Во-вторых.
Как уже указывалось, по результатам проведения встречной сверки составляется справка, которая должна быть подписана в том числе и субъектом хозяйствования (уполномоченным представителем). Законодатель не предусматривает возникновения ситуации, когда субъект хозяйствования откажется подписать такую справку. Действия налоговиков в такой ситуации не определены.В-третьих.
Вопрос: будет ли иметь встречная сверка более широкое практическое применение налоговиками, нежели внеплановая выездная документальная проверка? Ведь основания для проведения как одной, так и другой несколько схожи. Сравним:
Встречная сверка | Внеплановая выездная документальная проверка | |
№ | Основание | |
1 | проводятся у субъектов хозяйствования, по осуществлению операций с которыми при проверке плательщика налогов и сборов возникают сомнения по факту осуществления таких операций (п. 2 Порядка) | по результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса (п.п. 78.1.1 НК) |
2 | если существуют расхождения задекларированных в декларациях по налогу на добавленную стоимость показателей налогового кредита и налоговых обязательств (п. 2 Порядка) | выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса (п.п. 78.1.4 НК) |
Учитывая, что норма по проведению встречных сверок является новой, будем надеяться на соответствующие разъяснения Государственной налоговой службы Украины.
Использованные нормативные документы
НК
– Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.Порядок
– Порядок проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232.