Заполняем Реестр налоговых накладных

В избранном В избранное
Печать
Редакция НК
Налоговый кодекс Март, 2011/№ 5
Статья

заполняем Реестр налоговых накладных

С 1 января 2011 года плательщики НДС должны вести Реестр выданных и полученных налоговых накладных по новой форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002. О порядке заполнения обновленной формы мы и поговорим в предлагаемой статье.

Марина Казанова, экономист-аналитик

 

Прежде всего отметим, что обязанность плательщика НДС вести Реестр выданных и полученных налоговых накладных (далее — Реестр) предусмотрена

п. 201.15 НК. В нем указано, что плательщик налога ведет Реестр выданных и полученных налоговых накладных, в котором указываются порядковый номер налоговой накладной, дата ее выписки (получения), общая сумма поставки и сумма начисленного налога, а также регистрационный номер плательщика налога — продавца.

Форма и порядок заполнения Реестра утверждены

приказом ГНАУ № 1002.

Вести Реестр с 1 января 2011 года плательщики должны обязательно

в электронном виде в формате, утвержденном ГНАУ. А вот бумажный вариант Реестра можно делать только по своему желанию (п. 201.15 НК, п. 3 Порядка № 1002).

ГНАУ осуществляет

бесплатное распространение программного обеспечения для ведения Реестра (абз. 3 п. 201.15 НК). На сегодняшний день такой программой является программа ОPZ «Податкова звітність», размещенная на официальном сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua), которую можно как скачать через Интернет, так и получить в ГНИ путем записи на магнитный носитель информации.

Ежемесячно

в сроки, предусмотренные для подачи месячной декларации по НДС, плательщики (в том числе и те, для которых установлен отчетный налоговый период — квартал*) обязаны подавать в налоговый орган электронные копии Реестра (абз. 2 п. 201.15 НК).

* Квартальный отчетный период по НДС могут избрать (ст. 202 НК, письмо ГНАУ от 24.01.2011 г. № 1705/7/16-1517):

— с 01.01.2011 г. — единоналожники — юридические лица на ставке 6 %.;

— с 01.01.2012 г. — плательщики, которые согласно п.п. «б» п. 154.16 НК имеют право на применение нулевой ставки налога на прибыль.

Подавать электронные копии Реестра в налоговый орган можно (

п. 3 Порядка № 1002):

— с помощью телекоммуникационных сетей общего пользования (через Интернет) с использованием электронной цифровой подписи;

— либо на электронных носителях (флешках, дисках и т. п.). В этом случае электронная цифровая подпись не нужна.

 

Реестры плательщиков, имеющих филиалы (структурные подразделения)

 

Плательщики НДС, которые имеют филиалы и/или другие структурные подразделения, самостоятельно осуществляющие приобретение/поставку товаров/услуг и производящие расчеты с поставщиками/потребителями, могут делегировать таким подразделениям право ведения

части Реестра в рамках их деятельности (п. 2 Порядка № 1002). Для этого плательщик каждому филиалу и структурному подразделению должен присвоить отдельный числовой код (номер, шифр), о чем необходимо проинформировать налоговый орган по месту своей регистрации.

При этом важно обратить внимание: в случае если плательщик делегировал филиалам или структурным подразделениям ведение

части Реестра, то в конце месяца такое предприятие должно сформировать общий единый Реестр с учетом показателей реестров филиалов (п. 2 Порядка № 1002, письмо ГНАУ от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117).

Отметим, что по информации налоговиков (консультация директора департамента налога на добавленную стоимость Ю. Лапшина), плательщик налога, имеющий филиалы, должен подавать

один Реестр, в который будут включены показатели филиала/структурного подразделения, который был уполномочен вести часть Реестра. Данные Реестра филиала должны вливаться в общий Реестр.

 

Что нужно отражать в Реестре

 

Несмотря на свое название в Реестре выданных и полученных налоговых накладных отражаются не только налоговые накладные, но и другие документы, которые подтверждают право на налоговый кредит при покупке либо свидетельствуют о безНДСном приобретении или корректировочных операциях. Дело в том, что согласно

п. 6 Порядка № 1002 в Реестре должны быть отражены все операции по поставке товаров/услуг:

— облагаемые налогом на добавленную стоимость

по ставке 20 % или 0 %;

освобожденные от налогообложения;

— операции,

не являющиеся объектом налогообложения.

Как видим, в Реестре подлежат отражению именно операции, а не налоговые накладные. В общем-то, так было и ранее. Поэтому, к примеру, поставку/получение консультационных, инжиниринговых, юридических и других услуг, указанных в

п.п. «в» п. 186.3 НК, которые с 1 января 2011 года не являются объектом налогообложения, в Реестре все равно отражать нужно, несмотря на то что налоговая накладная на них не выписывается (это следует из п. 8.4, п. 10.4 Порядка № 1002). Отражаются такие операции в Реестре на основании первичных документов бухгалтерского учета.

Отметим, что если плательщик осуществляет регулярные «необъектные» поставки, ГНАУ разрешает отражать такие операции в Реестре одной строкой

общим итогом за месяц. По крайней мере, такая позиция высказывалась в письме ГНАУ от 13.03.2010 г. № 5119/7/16-1617. Подробнее об отражении этих операций мы расскажем далее.

При этом важно обратить внимание, что в Реестре нужно отражать только те «необъектные» операции, которые являются

поставкой. Что касается операций, которые не являются поставкой, то они не должны регистрироваться в Реестре. К таким операциям относятся, в частности, выплата в денежной форме заработной платы, пенсий, эмиссия ценных бумаг.

 

Как заполнять Реестр

 

Реестр налоговых накладных состоит из заглавной части и двух разделов. В

I разделе теперь отражаются выданные, а во IIполученные налоговые накладные.

 

Заглавная часть Реестра

Заглавная часть (шапка) Реестра теперь напоминает заглавную часть декларации по НДС. Так, в Реестре предусмотрены

поля 011 и 012, в которых проставляется отметка «Х» напротив типа декларации: «отчетная» или «отчетная новая»; в полях 021 — 024 проставляется отметка «Х» напротив формы налоговой декларации (общая, сокращенная, специальная, декларация перерабатывающего предприятия), к которой подается Реестр.

В

поле 013 «Номер порції реєстру» согласно п. 5 Порядка № 1002 должен проставляться номер порции Реестра от 01 до 99. По разъяснениям налоговиков, приведенным в письме ГНАУ от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117, Реестры, которые имеют достаточно большое количество записей, рекомендуется подавать порциями не более 20 тысяч записей. Именно для деления Реестра на такие части и предназначено это служебное поле, в котором указывается числовое значение от 01 до 99. Важно отметить, что служебное поле 013 заполняется в обязательном порядке независимо от количества порций (в том числе и в случае, если Реестр имеет менее 20 тыс. записей. В таком случае в поле 013 ставится 01).

В

поле 03 «Звітний (податковий) період» указывается отчетный налоговый период, за который подается Реестр. Еще раз напомним, что согласно требованиям п. 200.15 НК Реестр должен подаваться всеми без исключения плательщиками (в том числе и теми, которые имеют право на применение квартального отчетного периода) ежемесячно. Поэтому в этой строке должен быть указан месяц, за который подается копия Реестра.

В

поле 04 «Платник» указывается наименование плательщика. Если часть Реестра ведется филиалами (структурными подразделениями), то в поле 04 указываются наименование плательщика и через дробь наименование и числовой код, установленный для филиала (структурного подразделения).

В служебных

полях 05 «Індивідуальний податковий номер платника ПДВ» и 06 «Номер свідоцтва про реєстрацію платника ПДВ» указываются индивидуальный налоговый номер плательщика НДС и номер свидетельства о регистрации плательщика НДС соответственно.

 

Особенности заполнения раздела I «Выданные налоговые накладные»

Прежде всего отметим, что основанием для осуществления записей в

разделе I Реестра являются (п. 8 Порядка № 1002):

— налоговые накладные, выписанные плательщиком НДС при продаже им товаров/услуг;

— налоговые накладные, выписанные в случаях, определенных

п. 8 Порядка № 969 (в нем указаны случаи, когда оба экземпляра налоговой накладной остаются у плательщика);

— расчеты-корректировки к налоговым накладным;

— грузовые таможенные декларации;

— документы бухгалтерского учета — для операций по поставке товаров/услуг, не являющихся объектом налогообложения.

Графа 1

«№ з/п». В ней указывается порядковый номер записи в Реестре. При этом по разъяснениям налоговых органов (материалы Единой базы налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНАУ*), нумерацию налоговых накладных в Реестре каждый месяц нужно начинать заново, т. е. каждый месяц Реестр должен начинаться с 1. Объясняют это налоговики тем, что п. 201.15 НК предусмотрен ежемесячный период составления Реестра.

* www.sta.gov.ua

Графа 2 «дата виписки».

В этой графе указывается дата выписки налоговой накладной (п. 9.2 Порядка № 1002). При этом напомним, что согласно п. 201.4 НК налоговая накладная должна выписываться в день возникновения налоговых обязательств. Так, например, в случае осуществления экспорта товаров дата выписки налоговой накладной должна соответствовать дате вывоза товаров, фактически подтвержденной ГТД.

Графа 3 «Порядковий номер».

Согласно п. 9.3 Порядка № 1002 в этой графе указывается порядковый номер налоговой накладной, номер расчета корректировки, который должен соответствовать номеру из графы 1. Таким образом, номер выписанной налоговой накладной (расчета корректировки) должен соответствовать порядковому номеру записи в Реестре (т. е. графа 3 должна соответствовать графе 1). Подтверждение этому находим и в п. 3, п. 26 Порядка № 969, в которых указано, что порядковый номер налоговой накладной и расчета корректировки должен соответствовать номеру записи в Реестре.

Так, например, если первыми с начала периода документами будут 2 налоговые накладные, а потом расчет корректировки, то их нумерация будет такая: налоговая накладная

№ 1, налоговая накладная № 2, расчет корректировки — номер № 3 без дроби, затем идет налоговая накладная № 4.

Обратите внимание: если ранее согласно требованиям

Порядка № 165 расчет корректировки выписывался через дробь (в числителе указывался номер корректировки, а в знаменателе — номер налоговой накладной, которая корректируется), то теперь номер расчета корректировки должен соответствовать номеру записи в Реестре без указания какой-либо дроби.

Значение после дроби в расчете корректировки, как и в налоговой накладной, проставляется только в том случае, если она составляется:

— по видам деятельности, предусматривающим специальный режим налогообложения;

— филиалом**.

** Подробнее как проставлять порядковый номер в таком случае см. в статье «Налоговая накладная в примерах» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», № 4/2011, с. 49.

Не совпадать значения графы 1 и графы 3 раздела I Реестра будут в следующих случаях:

1) при

отражении экспортных операций. В п. 9.3 Порядка № 1002 указано, что в случае осуществления плательщиком экспортных операций в графе 3 проставляется номер ГТД (по разъяснениям, приведенным в письме ГНАУ от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117, в графе 3 нужно проставлять последние 6 знаков порядкового номера ГТД);

2) при отражении «необъектных» операций, которые согласно

п. 8.4 Порядка № 1002 отражаются на основании документов бухгалтерского учета. В таком случае в графе 3 нужно проставлять номер бухгалтерского документа.

Подробные рекомендации ГНАУ относительно порядка заполнения Реестра при отражении экспортных и «необъектных» операций рассмотрим далее.

Графа 4 «вид документа».

В этой графе указывается вид документа согласно условным обозначениям, приведенным в п. 9.4 Порядка № 1002:

ПН*** — для налоговой накладной.

*** Обозначения приведены на украинском языке, как указано в Порядке № 1002.

В случае выписки налоговой накладной по отдельным операциям, определенным в

п. 8 Порядка № 969, при которых два экземпляра налоговой накладной остаются у выписавшего их лица, к виду документа («ПН» — налоговая накладная) добавляется код операции. Например, для налоговой накладной, выписанной на сумму превышения обычной цены над фактической (код операции 01), в гр. 4 будет указано «ПН01»;

РК — для расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной;

ВМД — для грузовой таможенной декларации;

БО — для документа бухгалтерского учета — при поставке «необъектных» операций.

Если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква

«У» (например, «ПН» — налоговая накладная, «ПНУ» — налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты).

Графа 5

. Указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) покупателя.

Графа 6.

Указывается индивидуальный номер плательщика налога — покупателя. Если в налоговой накладной в строке «Індивідуальний податковий номер покупця» проставляется ноль («0»), то и в Реестре также следует ставить ноль («0*»).

* Следует обратить внимание, что на практике, при проставлении в графе 6 «Індивідуальний податковий номер покупця» значения «0» программа выдает ошибку. Тем не менее Реестры с указанием в графе 6 «0» налоговики принимают.

Так, ноль («0») в

графе 6 будет проставляться в тех случаях, при которых налогоплательщик оставляет все экземпляры НН при себе, — они приведены в п. 8 Порядка № 969.

В случае отражения экспортных поставок налоговики рекомендуют (разъяснения в Единой базе налоговых знаний) проставлять в графе 6 отметку

«Х» (подробнее рекомендации ГНАУ по заполнению Реестра в случае осуществления экспортных операций рассмотрим далее).

Графы 7 — 12.

В этих графах отражается информация о поставке товаров/услуг.

Так, например, при осуществлении поставок на таможенной территории Украины, облагаемых по ставке 0 %, объемы продажи отражаются в графе 7 и в графе 10. При осуществлении льготных поставок — объемы поставок отражаются в графе 7 и в специальной графе 11.

В случае осуществления записей на основании расчета корректировки записи осуществляются с соответствующим знаком (+) или (-).

 

Отдельные ситуации по заполнению раздела «Выданные налоговые накладные»

Экспорт товаров.

Прежде всего отметим, что экспортные операции облагаются НДС по ставке 0 % (п.п. 195.1.1 НК). То есть на такие операции в обязательном порядке должна выписываться налоговая накладная в двух экземплярах, оба из которых остаются у экспортера (с указанием типа причины — 07 «Экспортные поставки»). В то же время в п. 9.3 Порядка № 1002 указано, что в случае осуществления экспортных операций в Реестре нужно проставлять номер ГТД. То есть в Реестре должна проставляться не налоговая накладная с отметкой «ПН07», а ГТД. Таким образом, в графе 3 Реестра проставляется номер ГТД (по разъяснениям налоговиков, приведенным в письме от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117, нужно проставлять последние шесть знаков порядкового номера ГТД). А в графе 4 указывается обозначение «ВМД».

Исходя из разъяснений налоговиков (материалы Единой базы налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНАУ) заполнять Реестр в случае осуществления экспортных операций необходимо следующим образом:

— в графе 1 записывается порядковый номер налоговой накладной (порядковый номер налоговой накладной соответствует записи в Реестре);

— в графе 2 — дата выписки налоговой накладной, соответствующая дате вывоза, фактически подтвержденной оригиналом ГТД;

— в графе 3 — номер ГТД (последние 6 знаков);

— в графе 4 — обозначение «ВМД»;

— в графе 5 — наименование (фамилия, имя, отчество /при наличии/ — для физического лица) покупателя-нерезидента;

— в графе 6 — отметка «Х»;

— в графах 7, 12 отображается таможенная стоимость экспортируемых товаров в гривнях, исчисленная по курсу НБУ, установленному на дату составления ГТД.

«Необъектные» операции.

Как уже отмечалось выше, в Реестре подлежат отражению и операции по поставке товаров/услуг, которые согласно ст. 196 НК не являются объектом налогообложения (п. 6 Порядка № 1002). Еще раз обратим внимание: в Реестре нужно отражать только те «необъектные» операции, которые являются поставкой. В частности, это услуги по расчетно-кассовому обслуживанию, консультационные, инжиниринговые, юридические и другие услуги, указанные в п.п. «в» п. 186.3 НК. Что касается операций, которые не являются поставкой, то они не должны регистрироваться в Реестре. Налоговые накладные на операции, которые не являются объектом налогообложения, не выписываются, а их учет в Реестре согласно требованиям п. 8.4 Порядка № 1002 ведется на основании документов бухгалтерского учета. Приведем рекомендации налоговиков, размещенные в Единой базе налоговых знаний по заполнению раздела I Реестра при отражении таких операций:

— в графе 1 записывается порядковый номер, который соответствует порядковому номере записи в Реестре;

— в графах 2, 3 — соответствующие реквизиты документа;

— в графе 4 — отметка «БО»;

— в графе 5 — наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица) покупателя;

— в графе 6 — отметка «0»;

— в графах 7, 11 — общая сумма поставки товаров (услуг), которые не являются объектом налогообложения;

— в графах 8, 9, 10, 12 — отметка «0».

Регулярные «необъектные» поставки можно отразить в Реестре одной записью

общим итогом за месяц (в частности, об этом ранее говорила ГНАУ в письме от 13.03.2010 г. № 5119/7/16-1617).

В таком случае Реестр необходимо заполнять следующим образом:

— в графе 1 записывается порядковый номер, который соответствует порядковому номеру записи в Реестре;

— в графе 2 ставится дата осуществления записи в Реестре, но не позднее последнего календарного дня месяца осуществления операций;

— в графе 3 — прочерк;

— в графе 4 — отметка «БО»;

— графа 5 заполняется словами «Загальний обсяг поставки, що не є об’єктом оподаткування»;

— в графе 6 — отметка «0»;

— в графах 7,11 — общая сумма поставки товаров (услуг), которые не являются объектом налогообложения;

— в графах 8, 9, 10, 12 — отметка «0».

Отражение в Реестре итоговых налоговых накладных.

Случаи, когда может выписываться одна итоговая накладная по итогам дня, приведены в п. 8.4 Порядка № 969. Такая налоговая накладная составляется в двух экземплярах, оба из которых плательщик оставляет у себя (п. 8 Порядка № 1002). При этом в «шапке» налоговой накладной указывается идентифицирующий ее тип причины — 11 «Выписана по ежедневным итогам операций».

Каких-либо указаний относительно отражения итоговых накладных в Реестре

Порядок № 1002 не содержит. По нашему мнению, отражать такие налоговые накладные необходимо так:

— в графе 1 записывается порядковый номер, который соответствует порядковому номеру записи в Реестре;

— в графе 2 ставится дата выписки налоговой накладной;

— в графу 3 переносится номер из графы 1;

— в графе 4 ставится отметка «ПН11»;

— в графе 5 — прочерк;

— в графе 6 — отметка «0»;

— в графах 7 — 12 — стоимостные показатели по поставке товаров.

А теперь на конкретном примере рассмотрим порядок заполнения раздела I «Выданные налоговые накладные».

 

Пример 1

02.02.2011 г.

отгружены товары ООО «Веста» на сумму 36000,00 грн. (в том числе НДС — 6000,00 грн.).

07.02.2011 г.

подписан акт выполненных работ № 25 о предоставлении консультационных услуг ООО «АБВ» на сумму 1200,00 грн.

11.02.2011 г.

оформлена ГТД № 00251823657, подтверждающая факт экспорта товаров стоимостью 8000 грн. польской фирме «Познань».

15.02.2011 г.

отгружены лекарственные препараты ООО «Старт» (неплательщику НДС) на сумму 15000,00 грн.

17.02.2011 г.

в связи с возвратом товаров ООО «Веста» поставленного товара произведена корректировка налоговых обязательств. Товар возвращен на сумму 420 грн. (в том числе НДС — 70 грн.).

22.02.2011 г.

— получена предоплата от ФЛП Иванова И. И. (плательщик НДС) на сумму 24000,00 грн. (в том числе НДС — 4000,00 грн.).

 

Реєстр виданих та отриманих податкових накладних

<...>

Розділ I. Видані податкові накладні

№ з/п

Податкова накладна, розрахунок коригування кількісних та вартісних показників до податкової накладної, ВМД тощо

Загальна сума постачання, включаючи ПДВ

Постачання товарів/послуг та послуги, надані нерезидентом на митній території України, які:

Експорт товарів та супутніх такому експорту послуг (база оподаткування)

дата виписки

порядковий номер

вид документа

платник податку — покупець

підлягають оподаткуванню за ставкою

звільнені від оподаткування, не є об’єктами оподаткування (сума постачання)

найменування (П. І. Б. — для фізичної особи — підприємця)

індивідуальний податковий номер

20 %

0 %

база оподаткування

сума ПДВ

база оподаткування

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

02.02.2011

1

ПН

ТОВ «Веста»

125483671242

36000,00

30000,00

6000,00

0*

0

0

2

07.02.2011

25

БО

ТОВ «АБВ»

0**

1200,00

0

0

0

1200,00

0

3

11.02.2011

823657

ВМД

Польша «Познань»

Х

8000,00

0

0

0

0

8000,00

4

15.02.2011

4

ПН02

ТОВ «Старт»

0

15000,00

0

0

0

15000,00

0

5

17.02.2011

5

РК

ТОВ «Веста»

125483671242

-420,00

-350,00

-70,00

0

0

0

6

22.02.2011

6

ПН

ФОП Іванов І. І.

12854678

24000,00

20000,00

4000,00

0

0

0

Усього за місяць

83780,00

49650,00

9930,00

0

16200,00

8000,00

З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період

0

0

0

0

0

0

<...>

* По разъяснениям, приведенным в материалах Единой базы налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНАУ, в случае отсутствия показателей или оснований для заполнения граф разделов І и ІІ Реестра выданных и налоговых накладных в графах Реестра

следует проставлять отметку «0» (ноль).

** На практике при проставлении в графе 6 значения «0» программа выдает ошибку. Тем не менее налоговики Реестры с указанием в графе 6 значения «0» принимают.

 

Особенности заполнения раздела II «Полученные налоговые накладные»

Основанием для осуществления записей

в разделе II Реестра являются (п. 10 Порядка № 1002):

— полученные

налоговые накладные, если приобретение товаров (услуг) сопровождалось выпиской этого документа;

расчеты корректировки к налоговым накладным. При таких обстоятельствах данные в Реестр заносятся с соответствующим знаком «+» или «-»;

грузовая таможенная декларация при импорте товаров;

транспортный билет, гостиничный счет или счет, который выставляется плательщику налога за услуги связи, другие услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета, содержащие общую сумму платежа, сумму налога и налоговый номер продавца, за исключением тех, форма которых установлена международными стандартами;

кассовый чек, содержащий сумму поставленных товаров (услуг), общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и индивидуального налогового номера поставщика), при условии, что общая сумма поставленных товаров (услуг) не превышает 200 грн. в день (без учета НДС);

— заявление плательщика

с жалобой на поставщика и копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом о бухучете, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг.

Графа 1 «№ з/п».

Графа 1 раздела II Реестра заполняется по тому же принципу, что и графа 1 раздела I Реестра. То есть здесь указывается порядковый номер записи в Реестре. Проставленный номер записи согласно п. 11.1 Порядка № 1002 необходимо перенести на сам документ, на основании которого делается запись в Реестре. То есть на полученной налоговой накладной необходимо вручную проставить номер, под которым она зарегистрирована в Реестре.

Графа 2 «Дата отримання».

В этой графе нужно указать фактическую дату получения налоговой накладной или другого подобного документа. Обратите внимание: в том случае, если в полученной плательщиком НДС налоговой накладной дата выписки (проставляемая в налоговой накладной) не совпадает с датой получения, т. е. налоговая накладная получена на несколько дней (недель, месяцев) позже, чем выписана, то в графе 2 нужно указывать именно дату получения.

Графа 3 «Дата виписки».

В нее следует перенести дату выписки из полученных налоговой накладной, расчета корректировки, ГТД, кассового чека, транспортного билета, гостиничного счета, счета за услуги, заявления с жалобой на поставщика.

Графа 4 «Порядковый номер документа».

В эту графу переносится номер, который проставлен в налоговой накладной, расчете/корректировке и/или в других подобных документах. При этом важно обратить внимание на то, что:

— в случае импорта товаров — в порядковом номере проставляется 6 последних знаков порядкового номера ГТД (

письмо ГНАУ от 26.01.2011 г. № 2049/7/16-1117);

— в случае отражения необлагаемых операций — номер документа, подтверждающий факт покупки. При этом налоговики считают (материалы Единой базы налоговых знаний), что в гр. 4 нужно переносить порядковый номер из графы 1. Однако

п. 11.3 Порядка № 1002 говорит о перенесении в эту графу реквизита из подтверждающего документа.

Детально о том, как налоговики рекомендуют отражать в Реестре такие операции, рассмотрим далее.

Графа 5

«вид документа». В этой графе нужно указать вид документа согласно следующим условным обозначениям:

ПН — налоговая накладная.

При этом к сокращению ПН

добавляется буква «Р», например, ПНР — в случае распределения в последний день отчетного месяца налогового кредита по НДС по правилам ст. 199; п. 11.10 Порядка № 1002;

РК — расчет корректировки (приложение 2 к налоговой накладной);

ВМД — грузовая таможенная декларация;

ЧК — кассовый чек;

ТК — транспортный билет;

ГР — гостиничный счет;

ПЗ — счет за услуги связи;

ПО — услуги, стоимость которых определяется по показаниям приборов учета;

ЗП — заявление плательщика и копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом о бухучете, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг (п. 201.10);

НП — документ, удостоверяющий приобретение товаров/услуг на территории Украины у лиц — неплательщиков НДС.

Если данные документа включаются в уточняющие расчеты за отчетный период, к виду документа добавляется буква

«У» (например, «ПН» — налоговая накладная, «ПНУ» — налоговая накладная, включенная в уточняющие расчеты).

В графе 6

указывается наименование (фамилия, имя, отчество — для физического лица — предпринимателя) поставщика. В случае приобретения товаров за пределами таможенной территории Украины и получения услуг от нерезидента на таможенной территории Украины в графе 6 проставляется страна нерезидента и наименование нерезидента.

В

графе 7 «индивидуальный налоговый номер поставщика» указывается ИНН поставщика — плательщика НДС. Если товар/услуги приобретаются у неплательщиков НДС, то в этой графе указываются следующие условные ИНН:

 

Условный ИНН

Основания для указания условного ИНН

200000000000

Товары/услуги, приобретенные у нерезидента, не предназначаются для использования в хозяйственной деятельности или приобретаются с целью использования для поставок услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 ст. 186 разд. V НК

300000000000

Товары/услуги приобретены у нерезидента

400000000000

Товары/услуги приобретены у лица, не зарегистрированного плательщиком НДС

 

В

графе 8 указывается общая сумма, включая НДС.

Остальные

графы (9 — 16) заполняются в зависимости от направления дальнейшего использования приобретаемых товаров, услуг, основных средств. Так, если приобретенные товары (услуги) облагаются НДС и предназначены для использования в хозяйственной деятельности покупателя, их стоимость отражается в графах 9 (указывается сумма без НДС) и 10 (указывается сумма НДС). Если же использование результатов операций связано с нехозяйственной деятельностью, то их стоимость отражается в графе 13, 14. Стоимость товаров (работ, услуг), которые приобретены для дальнейшей поставки услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 ст. 186 разд. V НК, отражается в графах 15, 16.

В случае приобретения у плательщика НДС товаров/услуг и основных средств, освобожденных от налогообложения, и тех, которые не являются объектом налогообложения, а также приобретения у лица, не зарегистрированного плательщиком НДС, в графах 10, 12, 14 и 16 делается отметка «

Æ» (налоговики разрешают ставить вместо этой отметки просто ноль «0»).

 

Отдельные ситуации по заполнению раздела «Полученные налоговые накладные»

Импорт товаров.

По аналогии с экспортом, импортные операции отражаются в Реестре на основании ГТД, но у же импортных.

При регистрации ГТД в разделе II Реестра сложностей возникнуть не должно. Заполнять эту строку нужно следующим образом:

— в графе 1 номер записи, который переносится на ГТД;

— в графе 2 указывается дата получения ГТД;

— в графе 3 — дата выписки ГТД;

— в графе 4 — номер ГТД, в частности последние 6 знаков порядкового номера ГТД;

— в графе 5 — отметка «ГТД»;

— в графе 6 — проставляются страна нерезидента и наименование (фамилия, имя, отчество/при наличии — для физического лица) нерезидента;

— в графе 7 указывается условный индивидуальный налоговый номер

«30000000000» («200000000000» — если приобретенные товары/услуги не предназначены для использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 ст. 186 разд. V НК);

— в графе 8 — указывается общая сумма, включая НДС;

— в графах 9, 11, 13 и 15 — указывается стоимость товаров/услуг и основных средств без НДС;

— в графах 10, 12, 14 и 16 — указывается уплаченная (начисленная) сумма НДС по това-рам/услугам и основным фондам, определенная исходя из их стоимости, указанной в графах 9, 11, 13 и 15 (соответственно).

«Необъектные» операции

. «Необъектные» операции в разделе II Реестра ГНАУ рекомендует заполнять следующим образом (материалы Единой базы налоговых знаний):

— в графе 4 — номер документа, подтверждающий факт покупки (налоговики считают, что в гр. 4 нужно переносить порядковый номер из

гр. 1, но п. 11.3 Порядка № 1002 говорит о перенесении в этот документа реквизита из подтверждающего документа);

— в графе 5 — вид документа «БО». При этом следует отметить, что такой вид документа не указан в перечне обозначений из

п. 11.4 Порядка № 1002;

— в графах 7, 10, 12, 14 и 16 — отметка «0/» (ноль).

Услуги, полученные от нерезидента.

Прежде всего, отметим, что согласно п. 2 Порядка № 969 при предоставлении нерезидентом услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, налоговая накладная выписывается покупателем (получателем), зарегистрированным на территории Украины плательщиком НДС.

Такая налоговая накладная

составляется в день возникновения налоговых обязательств (ст. 201 НКУ, п. 6 Порядка № 969) в одном экземпляре, который остается у получателя услуг (п. 208.2 НКУ).

На основании налоговой накладной, налоговые обязательства по которой включены в декларацию по НДС предыдущего периода, отражаются

операции по получению услуг от нерезидента на таможенной территории Украины (п. 10.3 Порядка № 1002).

То есть в

следующем за отражением налоговых обязательств по НДС налоговом периоде налоговая накладная записывается в раздел II Реестра выданных и полученных налоговых накладных с учетом следующих особенностей (см. п. 11 Порядка № 1002):

— в графе 1 проставляется номер записи налоговой накладной, который переносится на эту налоговую накладную;

— в графе 2 указывается дата получения налоговой накладной;

— в графы 3 и 4 переносятся соответствующие реквизиты налоговой накладной;

— в графе 5 указывается вид документа —

ПН (налоговая накладная);

— в графе 6 проставляются страна нерезидента и наименование (фамилия, имя, отчество /при наличии/ — для физического лица) нерезидента;

— в графе 7 отражается условный ИНН

«300000000000». Если услуги, приобретенные у нерезидента, не предназначаются для использования в хоздеятельности или приобретены для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины либо для поставки услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 НКУ, в данной графе отражается условный ИНН «200000000000»;

— в графе 8 указывается общая сумма, включая НДС;

— в графах 9, 11, 13 и 15 указывается стоимость услуг без НДС;

— в графах 10, 12, 14 и 16 проставляется сумма НДС по услугам, определенная исходя из их стоимости, указанной в графах 9, 11, 13 и 15 (соответственно). Сумма НДС, указанная в графах 12, 14 и 16, в налоговый кредит не включается.

НН с распределяемым входным НДС

(если одни и те же приобретенные товары одновременно используются и в налогооблагаемых, и в необлагаемых операциях). В таком случае согласно требованиям п. 11.10 Порядка № 1002 «распределяемые» налоговые накладные необходимо отразить сначала как обычные налоговые накладные, а в конце месяца после осуществления распределения «входного» НДС сделать одну корректирующую запись с целью уточнения (уменьшения) отраженного ранее налогового кредита. При этом «распределяемые» налоговые накладные обозначаются в графе 5 обозначением «ПНР». Сумма корректировки отражается со знаком «-» минус в графах 9,10 и одновременным увеличением со знаком «+» в графах 11, 12 Реестра.

 

Реєстр виданих та отриманих податкових накладних

<...>

Розділ II. Отримані податкові накладні

№ з/п

Податкова накладна, розрахунок коригування кількісних та вартісних показників до податкової накладної, ВМД, касовий чек, транспортний квиток, готельний рахунок, рахунок за послуги зв’язку, рахунок за послуги, вартість яких визначається за показниками приладів обліку, заява та копії товарних чеків або інших розрахункових документів, що засвідчують факт сплати податку у зв’язку з придбанням таких товарів/послуг або копії первинних документів, складених відповідно до Закону України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні», що підтверджують факт отримання таких товарів/послуг, відповідно до пункту 201.10 статті 201 розділу V Кодексу тощо

Загальна сума, включаючи ПДВ

Придбання (виготовлення, будівництво, спорудження), імпорт товарів/ послуг, включаючи одержання від нерезидента:

дата отримання

дата виписки

порядковий номер

вид документа

постачальник

з метою їх використання у межах господарської діяльності для здійснення операцій, які:

які не призначаються для їх використання у господарській діяльності

для постачання послуг за межами митної території України або послуг, місце постачання яких визначається відповідно до пункту 186.3 статті 186 розділу VКодексу за межами митної території України

найменування (П. І. Б. — для фізичної особи — підприємця)

індивідуальний податковий номер

підлягають оподаткуванню за ставкою 20 %, 0 %

звільнені від оподаткування, не є об’єктами оподаткування

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

вартість без ПДВ

сума ПДВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

02.02.2011

02.02.2011

2

ПН

ТОВ «Спарта»

1285794581012

18000,00

15000,00

3000,00

0*

0

0

0

0

0

2

04.02.2011

04.02.2011

34

НП

ФОП Петров І.П.

400000000000

5000,00

5000,00

0

0

0

0

0

0

0

3

08.02.2011

04.02.2011

574

ЧК

ТОВ «Ліра»

126458239710

120,00

100,00

20,00

0

0

0

0

0

0

4

14.02.2011

14.02.2011

4**

БО

ТОВ «Мега»

0

1000,00

0

0

1000,00

0

0

0

0

0

5

16.02.2011

15.02.2011

781264

ВМД

Росія ТОВ «Вега»

300000000000

36000,00

30000,00

6000,00

0

0

0

0

0

0

6

16.02.2011

09.07.2010

15

ПНУ

ТОВ «Лія»

128955647123

7200,00

6000,00

1200,00

0

0

0

0

0

0

7

21.02.2011

18.02.2011

15

РК

ТОВ «Багіра»

128567482310

-600,00

-500,00

-100,00

0

0

0

0

0

0

Усього за місяць

66720,00

55600,00

10120,00

0

0

0

0

0

0

З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період

7200,00

6000,00

1200,00

0

0

0

0

0

0

* По разъяснениям, приведенным в материалах Единой базы налоговых знаний, размещенной на официальном сайте ГНАУ, в случае отсутствия показателей или оснований для заполнения граф разделов І и ІІ Реестра выданных и налоговых накладных в графах Реестра следует

проставлять отметку «0» (ноль).

** По разъяснения налоговиков (материалы Единой базы налоговых знаний, размещенной на сайте ГНАУ) в графе 4 при отражении приобретения товаров/услуг, которые не являются объектом налогообложения, в графу 4 раздела II Реестра нужно переносить порядковый номер из графы 1. Однако, согласно п. 11.3 Порядка № 1002, в этой графе должен проставляться реквизит из подтверждающего документа.

 

Пример 2

02.02.2011 г.

— получены товары от ООО «Спарта» на сумму 18000 грн. (в том числе НДС — 3000 грн.) с целью их использования в хозяйственной деятельности предприятия. Получена налоговая накладная № 2.

04.02.2011 г.

— ФОП Петрову И. П. (неплательщик НДС) перечислена предоплата за товары в сумме 5000 грн. Перечисление предоплаты подтверждено банковским документом № 34.

08.02.2011 г.

— утвержден Авансовый отчет, по которому у ООО «Лира» приобретены материалы на сумму 120 грн., в том числе НДС — 20 грн. (кассовый чек от 04.02.2011 г. с фискальным номером), которые будут использоваться в хозяйственной деятельности.

14.02.2011 г.

— приобретены консультационные услуги у ООО «Мега» на сумму 1000,00 грн. Подписан акт выполненных работ № 70.

15.02.2011 г.

— импортирован товар у ООО «Вега» (Россия) по ГТД № 15781264 на сумму 36000 грн. Сумма НДС по данному товару — 6000 грн. уплачена таможенному органу в полном объеме.

16.02.2011 г.

— сумма НДС — 1200 грн. по налоговой накладной № 15 от 09.07.2010 г. от ООО «Лия» ошибочно не включена в налоговый кредит в декларации за июль. В Реестре за июль она тоже не отражена. Ошибка исправлена в феврале 2011 года через уточняющий расчет, который предоставлен в налоговый орган 16.02.2011 г.

18.02.2011 г.

— возвращен товар ООО «Багира» на сумму 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.). 21.02.2011 г. получен расчет-корректировка № 15.

Пример заполнения см. на с. 54.

 

Ответственность

 

Чем может грозить неправильное ведение Реестра?

За несоблюдение требований относительно ведения Реестра выданных и полученных налоговых накладных руководителям и другим

должностным лицам предприятия грозит административный штраф за нарушение порядка ведения налогового учета (ст. 1631 КоАП). Размер этого штрафа составляет 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.). При повторном нарушении в течение года — 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.).

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НК —

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Порядок № 1002

— Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002.

Порядок № 969 —

Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969.

Порядок № 165

— Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить