Темы статей
Выбрать темы

Обобщающая налоговая консультация по вопросу формирования расходов по операциям с физическими лицами — предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения

Редакция НК
Приказ от 15.02.2012 г. № 121

«Зеленый свет» расходам от единоналожников

Утверждена приказом Государственной налоговой службы Украины от 15.02.2012 г. №121

Обобщающая налоговая консультация по вопросу формирования расходов по операциям с физическими лицами — предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения

 

Перечень плательщиков налога на прибыль предприятий определен ст. 133 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс). В пункте 133.6 этой статьи Кодекса указано, что особенности взимания налога субъектами хозяйствования, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются гл. 1 разд. XIV Кодекса.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности — особый механизм взимания налогов и сборов, который устанавливает замену уплаты отдельных налогов и сборов, определенных п. 297.1 ст. 297 Кодекса, уплатой единого налога в порядке и на условиях, определенных гл. 1 разд. XIV Кодекса, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности (п. 291.2 ст. 291 Кодекса).

В соответствии с п. 291.4 ст. 291 разд. XIV Кодекса физические лица — предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, делятся, в частности, на следующие группы:

первая группа — физические лица — предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках
и/или осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению и объем дохода которых в течение календарного года не превышает 150000 гривень;

вторая группа — физические лица — предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек; объем дохода не превышает 1000000 грн. (за исключением физических лиц — предпринимателей, предоставляющих посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005). Такие физические лица — предприниматели относятся исключительно к третьей группе плательщиков единого налога, если отвечают требованиям, установленным для третьей группы);

третья группа — физические лица — предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или количество лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек; объем дохода не превышает 3000000 гривень.

Согласно п.п. 14.1.27 п. 14.1 ст. 14 Кодекса расходами являются сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, производимых для осуществления хозяйственной деятельности плательщика налога, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличение обязательств, в результате чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его изъятия или распределения собственником).

Пунктом 138.2 ст. 138 Кодекса определено, что расходы, учитываемые для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II Кодекса.

Расходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения согласно п. 138.1 ст. 138 Кодекса, состоят из расходов операционной деятельности, определяемых согласно пп. 138.4, 138.6 — 138.9, пп. 138.10.2 — 138.10.4 п. 138.10, п. 138.11 этой статьи, и других расходов, определенных согласно п. 138.5, пп. 138.10.5, 138.10.6 п. 138.10, пп. 138.11, 138.12 этой статьи, п. 140.1 ст. 140 и ст. 141 Кодекса, кроме расходов, определенных в п. 138.3 этой статьи и ст. 139 Кодекса.

В соответствии с п. 5 ст. 1 разд. I Закона Украины от 04.11.2011 № 4014-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» с 1 января 2012 года исключен п.п. 139.1.12 п. 139.1 ст. 139 Кодекса, согласно которому в состав расходов не относились расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у физического лица — плательщика единого налога, осуществляющего деятельность в сфере информатизации).

Вопрос: существует ли ограничение для включения расходов по приобретению товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физических лиц — предпринимателей, уплачивающих единый налог, в состав расходов при определении объекта обложения налогом на прибыль?

Ответ: начиная с 1 января 2012 года юридические лица — плательщики налога на прибыль при определении объекта налогообложения могут включать в состав расходов расходы по приобретению товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физических лиц — предпринимателей, уплачивающих единый налог независимо от группы, к которой отнесено физическое лицо — предприниматель, при условии, что такие расходы связаны с хозяйственной деятельностью плательщика.

 

Заместитель начальника управления администрирования налога
на прибыль и налоговых платежей Департамента
 налогообложения юридических лиц

 А. Задорожный

 

Комментарий редакции

Не случайно данная консультация появилась одной из первых среди нескольких десятков обобщающих налоговых консультаций, утвержденных ГНСУ в феврале 2012 года. Вопрос о расходах плательщиков по закупленным у физлиц-упрощенцев товарам, работам и услугам как нельзя более актуален, особенно в случаях, когда контрагентами предприятия выступают плательщики единого налога 1 и 2 групп.

ГНСУ, ко всеобщему удивлению, разъяснила этот вопрос более чем либерально, разрешив плательщикам налога на прибыль относить на расходы товары (работы, услуги) и другие материальные и нематериальные активы, приобретенные у физлиц-единоналожников независимо от группы плательщика единого налога. Таким образом, даже в случае приобретения активов у единоналожников групп 1 и 2 предприятие-покупатель вправе увеличить свои расходы.

В то же время следует обратить внимание на последствия данной операции для самого плательщика единого налога, о которых авторы консультации умолчали. В настоящее время ГНСУ придерживается такого мнения, что подобный плательщик должен применить к своему доходу 15 % ставку единого налога и перейти на общую систему со следующего месяца. И то и другое, на наш взгляд, крайне сомнительно.

Кроме того, нельзя исключить вероятность того, что кое-где на местах налоговики могут попытаться признать такую сделку недействительной, следствием чего станет, в частности, исключение понесенных по ней затрат из расходов предприятия. Вот для противодействия таким попыткам и поможет приведенная консультация. Но лучше все-таки не рисковать и по возможности избегать закупок у единоналожников 1 и 2 групп.

 

Алексей Кузнецов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше