Темы статей
Выбрать темы

О некоторых вопросах упрощенной системы налогообложения

Редакция НК
Письмо от 06.01.2012 г. № 432/6/15-2216

Разъяснения ГНСУ для плательщиков единого налога

Письмо Государственной налоговой службы Украиныот 06.01.2012 г. № 432/6/15-2216є

«О некоторых вопросах упрощенной системы налогообложения»

 

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение Украинского союза промышленников и предпринимателей от 08.12.2011 г. № 02-1-1100 об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности и по изложенным вопросам в рамках компетенции сообщает.

1. В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 раздела II Закона Украины от 4 ноября 2011 года № 4014-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности» (далее — Закон № 4014) субъекты хозяйствования, которые были плательщиками единого налога в соответствии с Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности субъектов малого предпринимательства» или фиксированного налога в соответствии с разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан», а также юридические и физические лица — предприниматели, которые были плательщиками налогов других и сборов, установленных Налоговым кодексом Украины, и приняли решение с 1 января 2012 года перейти на упрощенную систему налогообложения в соответствии с нормами данного Закона и соответствуют требованиям статьи 291 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), подают соответствующее заявление не позднее 25 января 2012 года.

При подаче заявления на применение упрощенной системы налогообложения по утвержденной в соответствии с Законом № 4014 форме за 15 календарных дней до начала в следующем году не нужно повторно подавать заявление.

2. Плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20-го числа (включительно) текущего месяца.

Такие плательщики единого налога могут осуществить уплату единого налога авансовым взносом за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчетного года.

Начисление авансовых взносов для вышеуказанных плательщиков осуществляется органами государственной налоговой службы на основании заявлений таких плательщиков.

Плательщики единого налога третьей группы уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал.

3. Согласно подпункту «г» подпункта 4 пункта 293.8 статьи 293 Кодекса ставка единого налога, определенная для третьей и четвертой групп в размере 3 процентов, может быть избрана плательщиком единого налога, применяющим ставку единого налога в размере 5 процентов, при поставке им услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и если объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 раздела V этого Кодекса, и регистрации такого плательщика единого налога плательщиком НДС в порядке, установленном разделом V этого Кодекса, путем подачи заявления об изменении ставки единого налога не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала, в котором осуществлена регистрация плательщиком налога на добавленную стоимость. То есть плательщики единого налога, применяющие ставку 5 процентов, при превышении совокупных объемов поставки услуг (работ) за последние 12 календарных месяцев — 300 тыс. грн. обязательной регистрации плательщиком НДС не подлежат.

Пунктом 183.4 статьи 183 Кодекса определено, что в случае изменения ставки единого налога в соответствии с подпунктом «г» подпункта 4 пункта 293.8 статьи 293 регистрационное заявление подается в срок, определенный пунктом 183.2 статьи 183 Кодекса.

Плательщики единого налога третьей и четвертой групп, применяющие ставку 5 процентов и осуществляющие исключительно поставку услуг плательщикам налога на добавленную стоимость, объемы которых за последние 12 календарных месяцев совокупно превышают 300 тыс. грн., могут по собственному желанию зарегистрироваться плательщиками НДС и осуществить переход на ставку единого налога в размере 3 процентов с календарного квартала, следующего за кварталом, в котором объемы поставки услуг плательщикам НДС превысили 300 тыс. гривень.

В соответствии с пунктом 183.1 статьи 183 Кодекса любое лицо, подлежащее обязательной регистрации или принявшее решение о добровольной регистрации как плательщика налога, подает в орган государственной налоговой службы по своему местонахождению (местожительству) регистрационное заявление.

Подпунктом 14.1.139 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса определено, что для целей обложения налогом на добавленную стоимость, в соответствии с разделом V Кодекса, под определение «лицо» подпадают, в частности:

— субъект хозяйствования — юридическое лицо, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения таких инвестиций (кроме юридических лиц, применяющих ставку единого налога в размере 5 процентов, за исключением юридических лиц — плательщиков единого налога, осуществляющих поставку услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 Кодекса;

— физическое лицо (гражданин Украины, иностранец и лицо без гражданства), осуществляющее деятельность, которая относится согласно законодательству к предпринимательской (кроме физических лиц — предпринимателей, определенных в подпунктах 1 и 2 пункта 291.4 статьи 291 Кодекса, и физических лиц — предпринимателей, определенных в подпункте 3 пункта 291.4 статьи 291 Кодекса, которыми применяется ставка единого налога в размере 5 процентов, за исключением физических лиц — предпринимателей, определенных в подпункте 3 пункта 291.4 статьи 291 Кодекса, осуществляющих поставку услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и объем такой поставки за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает объем, определенный пунктом 181.1 статьи 181 Кодекса), и/или ввозит товары на таможенную территорию Украины.

Таким образом, плательщики единого налога третьей или четвертой группы могут быть плательщиками НДС при условии, что они соответсвуют требованиям, определенным пунктом 181.1 статьи 181 или пунктом 182.1 статьи 182 Кодекса, и применяют ставку единого налога в размере 3 процентов.

4. В соответствии с подпунктом 291.5.2 пункта 291.5 статьи 291 Кодекса не могут быть плательщиками единого налога физические лица — предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере аудита.

Согласно статье 3 Закона Украины от 22 апреля 1993 года № 3125-XII «Об аудиторской деятельности», с изменениями и дополнениями, аудит — это проверка данных бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности субъекта хозяйствования с целью изложения независимого мнения аудитора о ее достоверности во всех существенных аспектах и соответствии требованиям законов Украины, положений (стандартов) бухгалтерского учета или других правил (внутренних положений субъектов хозяйствования) согласно требованиям пользователей.

При этом статьей 1 Закона Украины от 16 июля 1999 года № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», с изменениями и дополнениями, определено, что бухгалтерский учет — это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.

Учитывая то, что деятельность в сфере бухгалтерского учета и деятельность в сфере аудита по своей сути являются разными видами деятельности, то физические лица — предприниматели, предоставляющие исключительно бухгалтерские услуги, имеют право находиться на упрощенной системе налогообложения и быть плательщиками единого налога.

5. В соответствии с пунктом 1 приказа Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11 октября 2010 года № 457 «Об утверждении и отмене национальных классификаторов»
с 1 января 2012 года вступает в силу национальный классификатор Украины ДК 009:2010 «Классификация экономических видов деятельности» (далее — ДК 009:2010). С целью постепенного перехода к ДК 009:2010 в течение 2012 года будет действовать ДК 009:2005.

Государственной службой статистики Украины 29 ноября 2011 года было проведено общее совещание, участниками которого были Государственная регистрационная служба Украины, Государственная налоговая служба Украины и другие центральные органы исполнительной власти. Целью совещания была выработка плана общих действий по обеспечению постепенного в течение всего 2012 года введения в действие ДК 009:2010.

6. Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по отдельным налогам и сборам, в частности земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 287.7 статьи 287 Кодекса в случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями, в том числе указанными в пунктах 276.1, 276.4 статьи 276 Кодекса, налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется с даты заключения договора аренды земельного участка или с даты заключения договора аренды зданий (их частей).

Собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном обитаемом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной части придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (пункт 287.8 статьи 287 Кодекса).

7. В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» (далее — Закон) определено, что субъектами малого предпринимательства являются физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности.

Для субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном законодательством Украины, может применяться:

— упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;

— упрощенная форма бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности устанавливается Кодексом.

Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства определяется Министерством финансов Украины.

Согласно пункту 292.1 статьи 292 главы 1 раздела XIV Кодекса, в редакции Закона № 4014, указано, что доходом плательщика единого налога является:

для физического лица — предпринимателя — доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной пунктом 292.3 статьи 292 Кодекса. При этом в доход не включаются полученные таким физическим лицом пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховые выплаты и возмещения, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности физическому лицу и используемого в его хозяйственной деятельности.

В соответствии с подпунктом 296.1 статьи 296 Кодекса плательщики единого налога, избравшие I, II и III группу, ведут учет в порядке, определенном подпунктами 296.1.1 — 296.1.3 статьи 296 Кодекса путем ежедневного отражения полученных доходов по итогам рабочего дня в книге учета доходов. Форма книги учета доходов и порядок ведения утверждены приказом Министерства финансов Украины от 15.12.2011 г. № 1637 «Об утверждении форм книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядке их ведения» (далее — Порядок), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины от 27.12.2011 г. под № 1534/20272.

Плательщики единого налога третьей группы, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, ведут учет доходов и расходов.

В соответствии с пунктом 44.1 статьи 44 Кодекса плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Плательщики налогов обязаны обеспечить хранение документов , определенных в пункте 44.1 статьи 44 Кодекса, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности , для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного Кодексом предельного срока подачи такой отчетности.

8. Позиция ГНС Украины по аннулированию регистрации лица как плательщика НДС в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса изложена в письме ГНА Украины от 14.02.2011 г. № 4021/7/16-1417.

Так, при аннулировании регистрации лица как плательщика НДС на основании, определенном подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, следует учитывать, что такое лицо должно быть зарегистрировано субъектом хозяйствования не менее 12 полных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором осуществляется аннулирование регистрации плательщика НДС.

Например, если аннулирование регистрации лица как плательщика НДС в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса, зарегистрированной в январе 2011 года, происходят в июле 2011 года, то исчисление соответствующих объемов поставки товаров/услуг такого плательщика налога на добавленную стоимость для целей аннулирования регистрации лица как плательщика налога на добавленную стоимость должно осуществляться за предыдущие 12 календарных месяцев, то есть с июля 2010 года по июнь 2011 года.

Позиция ГНС Украины в отношении затронутого вопроса является таковой, что аннулирование регистрации лица как плательщика НДС в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса должно осуществляться с учетом требований, определенных в пункте 181.1 статьи 181 раздела V Кодекса.

То есть аннулирование регистрации лица как плательщика НДС (зарегистрированного по своему добровольному решению) в соответствии с подпунктом «и» пункта 184.1 статьи 184 раздела V Кодекса происходят в случае, если объем поставки товаров/услуг такого лица за последние 12 календарных месяцев не превышает 300 тыс. грн. и другим плательщикам НДС за указанный период совокупно составляет менее 50 процентов общего объема поставки товаров/услуг.

 

Заместитель Председателя
А. Игнатов

 

Комментарий редакции

 

В письме ГНСУ затронула ряд вопросов, касающихся деятельности плательщиков единого налога. Рассмотрим их подробнее.

 

Единоналожники, избравшие ставку 5 % при превышении объема поставок в 300 тыс. грн., обязательной регистрации в качестве плательщиков НДС не подлежат

Налоговики подтвердили, что плательщики единого налога, работающие на ставке 5 %, в случае превышения совокупных объемов поставок услуг (работ) за последние 12 календарных месяцев в 300 тыс. грн. обязательной НДС-ре-гистрации не подлежат. Соответственно если НДС-регистрация такому плательщику не нужна, то он и дальше может продолжать беспрепятственно работать на ставке 5 % без НДС.

В то же время при желании плательщики единого налога на ставке 5 %, которые осуществляют исключительно поставки услуг (работ) плательщикам налога на добавленную стоимость и у которых объем таких поставок за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает 300 тыс. грн., могут зарегистрироваться плательщиками НДС и перейти на ставку единого налога 3 %. Такой переход возможен с календарного квартала, следующего за кварталом, в котором произошло превышение.

 

Предприниматели-единоналожники имеют право предоставлять бухгалтерские
услуги

Согласно п.п. 291.5.2 НК предпринимателям-единоналожникам запрещено осуществлять деятельность в сфере аудита. В связи с тем, что деятельность в сфере аудита и деятельность в сфере бухучета отнесены к одному коду КВЭД — 74.12.0, возникал вопрос: можно ли предпринимателям на едином налоге предоставлять бухгалтерские услуги?

В письме ГНАУ справедливо указала на то, что деятельность в сфере бухгалтерского учета и деятельность в сфере аудита по своей сути являются разными видами деятельности, поэтому те физлица-предприниматели, которые предоставляют исключительно бухгалтерские услуги, имеют право работать на упрощенной системе и быть плательщиками единого налога.

 

Доходы и расходы предпринимателя-единоналожника должны быть подтверждены первичными документами

Налоговики в письме отметили, что единоналожники 1, 2 и 3 групп, которые не являются плательщиками НДС, обязаны вести только учет доходов в Книге учета доходов по форме, утвержденной приказом Минфина от 15.12.2011 г. № 1637. Предприниматели-единоналожники группы 3, которые являются плательщиками НДС, помимо учета доходов, также должны вести и учет расходов. Для них предназначена Книга учета доходов и расходов, форма которой утверждена тем же приказом Минфина № 1637.

При этом ссылаясь на требования ст. 44 НК, налоговики в письме указывают, что предприниматели-единоналожники должны иметь документальное подтверждение своих доходов и расходов и хранить их «не менее 1095 дней со дня предоставления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы». Несмотря на то что предприниматели — единоналожники — неплательщики НДС обязаны вести только учет доходов, советуем таким предпринимателям все же иметь первичные документы, подтверждающие и расходы. Их наличие поможет избежать многих спорных ситуаций. К примеру, налоговики могут заявить, что бездокументный товар был получен бесплатно (а значит, его стоимость дважды должна попасть в доходы: при получении товара и при его продаже) либо был куплен у гражданина (а значит, с его стоимости должен был быть удержан НДФЛ и перечислен в бюджет) и т. п.

Аннулирование регистрации плательщиков НДС, зарегистрированных добровольно

В письме ГНАУ также уделила внимание вопросам аннулирования НДС-регистрации на основании п.п. «и» п. 184.1 НК. Этот подпункт касается плательщиков НДС, зарегистрированных добровольно. Отметим, что согласно п.п. «и» п. 184.1 НК, если объем поставок товаров/услуг плательщиков-добровольцев другим плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев будет составлять менее 50 % общего объема поставок, то это является основанием для аннулирования НДС-регистрации такого плательщика.

В письме ГНАУ указала на то, что аннулирование регистрации плательщика НДС на этом основании осуществляется при одновременном выполнении двух условий:

— объем поставок товаров/услуг такого плательщика за последние 12 календарных месяцев не превышает 300 тыс. грн.;

— поставки другим плательщикам НДС составляют менее 50 % общего объема поставок.

Если же плательщик, к примеру, превысил объем поставок в 300 тыс., но при этом нарушил соотношение в 50 %, то в этом случае аннулирование НДС-регистрации на основании п.п. «и» п. 184.1 НК не проводится. Это совершенно справедливо, ведь после превышения 300-тысячного предела плательщик уже подлежит обязательной НДС-регистрации, и если бы регистрацию аннулировали, ему бы сразу пришлось заново регистрироваться плательщиком НДС.

 

Марина Казанова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше