Темы статей
Выбрать темы

Перевозки по Украине

Чернышова Наталья, Казанова Марина, Товстопят Юрий

Общие положения

 

Экономику любого государства трудно представить без транспортных услуг. И среди них наиболее распространенными являются услуги по перевозке. Причем самыми «популярными» перевозками в Украине считаются перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом.

Согласно ст. 908 ГК перевозка груза, пассажиров, багажа, почты осуществляется по договору перевозки, заключение которого является обязательным. Перевозка осуществляется согласно общим правилам перевозки и специальным условиям.

Общие правила перевозки установлены ГК, специальными законами, транспортными кодексами (уставами), прочими нормативно-правовыми актами и правилами, которые издаются согласно им. В свою очередь, условия перевозки груза, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон относительно этих перевозок устанавливаются договором, если иное не установлено вышеперечисленными нормативными актами.

Так, правовое регулирование перевозки грузов осуществляется гл. 32 ХК. Перевозкой грузов в ст. 306 ХК признается хозяйственная деятельность, связанная с перемещением продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления по железным дорогам, автомобильным дорогам, водным и воздушным путям, а также транспортировка продукции по трубопроводам.

Традиционно к субъектам отношений перевозки грузов относятся перевозчики, грузоотправители и грузополучатели.

Перевозки грузов осуществляют грузовой железнодорожный транспорт, автомобильный грузовой транспорт, морской грузовой транспорт и грузовой внутренний флот, авиационный грузовой транспорт, трубопроводный транспорт, космический транспорт, другие виды транспорта.

Перевозчиками считаются те транспортные организации, которые имеют права юридического лица и которым предоставлено право заключать договоры перевозки непосредственно или через свои подразделения в соответствии с транспортными уставами (кодексами), а также физические лица, которые являются субъектами предпринимательской деятельности.

Законодатель устанавливает два основных требования к перевозчику:

а) перемещение груза (пассажиров и багажа) должно быть целью его хозяйственной деятельности;

б) обязательное наличие лицензии.

Так, согласно ст. 8 Закона о транспорте лицензии на осуществление видов деятельности в области транспорта выдаются в соответствии с законодательством. Вместе с лицензией на каждое автомобильное транспортное средство выдается лицензионная карточка установленного образца, которая подтверждает право на предоставление услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа, автомобильным транспортным средством на основании полученной лицензии.

Кроме того, законодатель в нормативных актах определяет особенности лицензирования осуществления перевозки для отдельных видов транспорта.

Законом о лицензировании установлено, что оказание услуг по перевозке пассажиров, груза воздушным транспортом подлежит лицензированию в соответствии со специальными законами.

В свою очередь, ст. 9 Закона об автотранспорте установлено, что лицензия выдается на хозяйственную деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и опасных грузов на такие виды работ:

— предоставление услуг по внутренним перевозкам пассажиров автобусами;

— предоставление услуг по внутренним перевозкам пассажиров на такси;

— предоставление услуг по внутренним перевозкам пассажиров легковыми автомобилями на заказ;

— предоставление услуг по внутренним перевозкам опасных грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами;

— предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров автобусами;

— предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров на такси;

— предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров легковыми автомобилями на заказ;

— предоставление услуг по международным перевозкам опасных грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами.

Таким образом, на данный момент лицензия необходима для всех пассажирских перевозок и для перевозок опасных грузов. При этом субъекты хозяйствования, осуществляющие такие перевозки, должны соответствовать Лицензионным условиям № 427. Этими Условиями утверждены перечень организационных, технических и квалификационных требований, обязательных для выполнения субъектами хозяйствования, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом, и субъектами хозяйствования, которые имеют действующие лицензии по предоставлению таких услуг.

Порядок перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине регламентируется Законом об автотранспорте и Правилами перевозки грузов. Ими определены права, обязанности и ответственность владельцев автомобильного транспорта (перевозчиков) и всех других участников автоперевозок (грузоотправителей и грузополучателей).

Среди прочих нормативных актов стоит также обратить внимание на Закон № 1644, которым определены правовые, организационные, социальные и экономические основы деятельности, связанной с перевозкой опасных грузов железнодорожным, морским, речным, автомобильным и авиационным транспортом.

Перевозки с помощью железнодорожного транспорта регламентируются Законом о железнодорожном транспорте, Уставом железных дорог, Правилами № 644 и Правилами № 1196.

 

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

 

Немало об оформлении договорных отношений мы говорили в тематическом номере «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2014, № 12 (84), с. 6. Однако это были общие моменты. Каждый из отдельных видов договоров имеет свои особенности заключения. В настоящий момент вы имеете прекрасную возможность узнать, какие особенности оформления имеют договорные отношения по предоставлению услуг перевозки груза. Предлагаем вам этой возможностью воспользоваться.

Определение договора перевозки нам дают одновременно два нормативных документа: ГК и ХК. Они практически повторяют друг друга, разве что «хозяйственное» определение несколько шире «гражданского». Так, в соответствии с ч. 1 ст. 307 ХК по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (грузоотправителем) груз к пункту назначения в установленный законодательством или договором срок и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить за перевозку груза установленную плату. Форма такого договора может быть только письменная.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением перевозочного документа (транспортной накладной*, коносамента и т. п.) в соответствии с требованиями законодательства. Составляет такие документы грузоотправитель. Причем обеспечивать грузоотправителей бланками перевозочных документов должен перевозчик согласно правилам осуществления соответствующих перевозок (ч. 2 ст. 307 ХК).

* Больше о составлении ТТН вы можете узнать на с. 9 — 12 этого номера.

Если предприятие-перевозчик осуществляет систематическую перевозку груза другого предприятия (грузоотправителя) в течение определенного срока, то есть смысл заключать с таким грузоотправителем долгосрочный договор. На то он имеет право согласно ч. 3 ст. 307 ХК. По такому договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель — подавать к перевозке грузы в согласованном сторонами объеме. Объем, сроки и другие условия подачи транспортных средств и передачи груза, порядок проведения расчетов и т. п. устанавливаются непосредственно в договоре.

Любой договор считается заключенным, если его стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям. Существенными условиями договора о перевозке груза, как определяет ст. 50 Закона об автотранспорте, являются:

— наименование и местонахождение сторон;

— наименование и количество груза, его упаковки;

— условия и срок перевозки. В ГК вместо понятия «срок перевозки» применяется «срок доставки». Считаем, что в этом случае они тождественны и означают одно — период времени с момента отправления с места погрузки до момента прибытия к месту разгрузки груза**. Если срок доставки в договоре не определен, то груз должен быть доставлен к пункту назначения в разумный срок (ч. 1 ст. 919 ГК). Имейте в виду, что груз, не выданный получателю по его требованию в течение 30 дней после истечения срока его доставки (если более продолжительный срок не установлен договором или нормативными документами), считается утраченным (ч. 2 ст. 919 ГК). За утраченный груз перевозчик должен уплатить грузополучателю компенсацию. Но если груз прибыл по истечении 30-дневного срока, грузополучатель должен его принять и вернуть сумму, выплаченную ему перевозчиком за утрату груза, если иное не установлено договором или нормативными документами;

— место и время погрузки и разгрузки;

— стоимость перевозки (провозная плата). Если, игнорируя существенность этого условия, размер провозной платы не определен, перевозчик имеет право получить вознаграждение в размере разумной платы (ч. 1 ст. 916 ГК). Здесь также отметим, что перевозчик имеет право придержать переданный ему для перевозки груз для обеспечения внесения провозной платы и других платежей, если иное не установлено нормативно-правовыми актами или не следует из сути обязательства (ч. 4 ст. 916 ГК);

— другие условия, согласованные сторонами.

** О том, что «срок» в контексте ГК представляет собой период времени (годы, месяцы, недели, дни или часы), говорит непосредственно ч. 1 ст. 252 ГК. В Законе об автотранспорте определения понятия «срок» нет, но учитывая случаи употребления этого слова в указанном Законе (например, «в срок до пяти лет»), очевидно, что под «сроком» также имеется в виду промежуток времени.

Таким образом, все вышеприведенные условия должны быть обязательно согласованы между перевозчиком и грузоотправителем в договоре.

Кроме этого, в договоре перевозки груза следует указать еще некоторые условия. Во-первых, это срок, в который перевозчик должен подать транспортное средство под загрузку, а грузоотправитель должен предъявить груз, подлежащий перевозке. Отметим, что такой груз должен находиться в надлежащей таре и (или) упаковке и быть замаркирован согласно установленным требованиям. В противном случае перевозчик имеет право отказаться от принятия груза (ч. 3 ст. 917 ГК).

Во-вторых, необходимо определить порядок загрузки и выгрузки груза. Так, загрузку/выгрузку груза может осуществлять как перевозчик, так и грузоотправитель/грузополучатель. Если обязательство загрузки/выгрузки груза возлагается на грузоотправителя/грузополучателя, то такие действия должны совершаться в сроки, установленные договором, если такие сроки не установлены соответствующими нормативными документами (ч. 2 ст. 918 ГК).

Обоим сторонам важно понимать, какими правами и обязанностями наделяет их договор перевозки. Основные права и обязанности заказчика и исполнителя по договору о перевозке груза автомобильным транспортом по Украине (внутренняя перевозка) определены в ст. 51 и 52 Закона об автотранспорте. Для вас мы их сгруппировали в нижеприведенной таблице.

 

ПЕРЕВОЗЧИК

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ

— отказываться от принятия груза для перевозки, если грузоотправителем не подготовлен груз или необходимые документы или внесены без предварительного согласования с ним изменения в реквизиты этих документов;

— отказываться от перевозки груза, если грузоотправитель подает к перевозкам груз, не обусловленный договором о перевозке, упаковка груза не отвечает установленным законодательством требованиям, повреждена тара или нечетким является оттиск пломбы и т. п.;

— получать возмещение от грузоотправителя, если транспортное средство было повреждено в ходе погрузочных работ или во время перевозки груза по вине грузоотправителя

— при заключении договора перевозки предусматривать для своего персонала установленные законодательством условия труда и отдыха;

— обеспечивать выполнение условий договора о перевозке груза автомобильным транспортом в пределах, определенных договором и законодательством;

— обеспечивать сохранность груза, принятого к перевозке, до передачи грузополучателю (уполномоченному им лицу) в пункте назначения;

— возмещать грузоотправителю убытки за повреждение или порчу груза, частичную или полную его утрату, а также убытки, нанесенные в результате несвоевременной доставки груза

— получать компенсацию согласно законодательству за повреждение или порчу груза, частичную или полную его утрату или несвоевременность доставки

— обеспечивать своевременное и полное оформление документов на перевозку груза;

— содержать собственные подъездные пути к грузовым пунктам, грузовые площадки, рампы и т. п.-- в состоянии, которое отвечает требованиям законодательства по вопросам охраны труда, техники безопасности и безопасности движения;

— осуществлять грузовые операции, закрепление, накрытие, увязывание и пломбирование груза, снятие креплений и покрытий и очистку транспортного средства от остатков груза;

— обеспечивать требования законодательства по вопросам охраны труда и техники безопасности при погрузочных операциях

 

Стороны также могут определить дополнительные права и обязанности непосредственно в тексте договора. Если же какая-либо из сторон пренебрегает своими обязанностями или нарушает права другой стороны, она несет за это определенную ответственность. Какую? Давайте разбираться вместе.

В целом, ответственность перевозчика и грузоотправителя в каждом конкретном случае определяется непосредственно в договоре перевозки. Вид и характер ответственности устанавливаются по договоренности сторон. Назовем основные виды ответственности, которые определяются в договоре перевозки груза:

1) ответственность перевозчика за неподачу транспортного средства для перевозки груза. Причем перевозчик освобождается от ответственности, если неподача транспортного средства произошла не по его вине, в частности в случае прекращения (ограничения) перевозки груза в определенных направлениях, установленного в случаях и порядке, предусмотренных Уставом автотранспорта;

2) ответственность перевозчика за просрочку доставки груза;

3) ответственность перевозчика за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза. Перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли в результате обстоятельств, которым он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело;

4) ответственность грузоотправителя за неиспользование предоставленного транспортного средства. Грузоотправитель освобождается от ответственности, если неиспользование предоставленного транспортного средства произошло не по его вине, в частности в случае прекращения (ограничения) перевозки груза в определенных направлениях, установленного в случаях и порядке, предусмотренных Уставом автотранспорта.

Однако законодатель перестраховал грузоотправителя и прописал определенные случаи ответственности перевозчика прямо в ГК и ХК. То есть даже если в договоре такие случаи не будут указаны, избежать ответственности за них будет сложно, поскольку попытайтесь поспорить с законом.

Прежде всего, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу и повреждение груза. Ответственность перевозчика за сохранность груза начинается с момента принятия его к перевозке и заканчивается моментом выдачи его получателю. Если в этот период произошли утрата, недостача, порча или повреждение принятого к перевозке груза, перевозчик отвечает за это в размере фактического ущерба, если не докажет, что это произошло не по его вине (ч. 2 ст. 924 ГК). Эту норму более конкретизирует ч. 3 ст. 314 ХК. Так, за ущерб, причиненный при перевозке груза, перевозчик отвечает:

в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза. Но если груз впоследствии будет найден, получатель (отправитель) имеет право требовать выдачи ему этого груза, вернув полученное за его утрату или недостачу возмещение (ч. 5 ст. 314 ХК);

в случае повреждения груза — в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость. Но если в результате повреждения груза его качество изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, грузополучатель имеет право от него отказаться и требовать возмещения за его утрату (ч. 4 ст. 314 ХК);

в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже действительной стоимости груза.

Не избежать ответственности перевозчику и в случае просрочки доставки груза. Напомним, что срок доставки устанавливается непосредственно в договоре перевозки. Если же срок доставки в договоре не определен, то груз должен быть доставлен в пункт назначения в разумный срок. За просрочку перевозчик должен возместить другой стороне убытки, нанесенные таким нарушением, если другие формы ответственности не установлены договором или другими нормативными документами (ч. 1 ст. 923 ГК).

Как видите, преимущественно под ответственность попадают перевозчики. Как же грузоотправитель (грузополучатель) может привлечь их к ответственности? Так вот, дело не всегда доходит до суда, всегда существует возможность все решить полюбовно. Так, до предъявления перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, ч. 1 ст. 315 ХК предоставляет возможность предъявления ему претензии. А ст. 159 Устава автотранспорта вообще говорит, что предъявление грузоотправителем или грузополучателем перевозчику претензии до предъявления ему иска является обязательным. При этом срок предъявления претензии ограничивается 6 месяцами, а в отношении уплаты штрафов и премий — только 45 днями. Перевозчику на рассмотрение такой претензии и уведомления заявителя о ее удовлетворении или отклонении отводится 3 месяца, а в отношении уплаты штрафа или премии — 45 дней. Если претензия отклонена (полностью или частично) или ответ на нее не получен в указанный выше срок, тогда уже заявитель имеет право обратиться с иском в суд. Заметьте, что ГК говорит не о 3-месячном сроке для предоставления ответа на претензию, а только о месячном (ч. 2 ст. 925 ГК). Однако ввиду того, что ХК регулирует отношения именно между субъектами хозяйствования, то в случае, когда предъявителем претензии является СХ, руководствоваться необходимо все же нормами ХК. Об этом свидетельствует и ряд постановлений ВХСУ, в частности постановление по делу № 10-26/166-10-4300 от 29.11.2011 г. и постановление по делу № 17/408 от 05.07.2006 г. К тому же о 3-месячном сроке (а в случае претензий об уплате штрафов — 45-дневном сроке) говорит ст. 166 Устава автотранспорта.

Подать иск в суд заявитель должен в течение 6 месяцев со дня получения ответа или окончания срока, установленного для ответа (ч. 4 ст. 315 ХК). Причем ход срока исковой давности начинается по окончании срока предъявления претензии и срока ее рассмотрения, независимо от того, предъявлялась ли соответствующая претензия перевозчику (абз. 2 п.п. 4.7.1 постановления № 10).

Если же к грузоотправителю или грузополучателю имеет свои претензии перевозчик, то получатель претензии обязан рассмотреть ее и сообщить заявителю об удовлетворении или отклонении ее в течение 2 месяцев (абз. 2 ст. 166 Устава автотранспорта). Для предъявления такого иска перевозчику отведено также 6 месяцев (ч. 5 ст. 315 ХК)

 

Документы, необходимые для перевозки грузов

 

Какие документы должны быть у водителя?

Управление автомобильным транспортом, в том числе перевозка грузов, должны сопровождаться соответствующими документами.

Стандартный перечень документов, которые должен иметь при себе водитель любого транспортного средства, определен ст. 16 Закона о дорожном движении и п. 2.1 Правил дорожного движения.

При перевозке грузов, помимо стандартного набора документов, водитель также должен иметь документы на груз. Список таких документов для перевозок автотранспортом определен в Правилах № 363, Законе об автотранспорте и Перечне № 207. Следует отметить, что перечни, приведенные в этих документах, имеют некоторые отличия.

Приведем список документов, которые должны быть у водителя при перевозке грузов автомобильным транспортом.

 

Вид документа

Перевозка для собственных нужд

Перевозка на договорных условиях

Комментарий

1

2

3

4

Документы на перевозку «обычных» грузов

Удостоверение водителя соответствующей категории

(п. 1 Перечня № 207, ст. 48 Закона об автотранспорте, ст. 16 Закона о дорожном движении, п. 2.1 Правил дорожного движения)

+

+

Документ, удостоверяющий право водителя на управление транспортным средством

Регистрационный документ на транспортное средство

(п. 1 Перечня № 207, ст. 48 Закона об автотранспорте, п. 2.1 Правил дорожного движения)

+

+

Таким документом является свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт). Если автомобиль арендован у физического лица, то оформляется временный регистрационный талон (п. 16 Порядка государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденного постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388)

Талон на прохождение техосмотра (п. 1 Перечня № 207)

-

-

Хотя в Перечне № 207 содержится упоминание о талоне на прохождение техосмотра, в настоящее время он отменен. Законом от 05.07.2011 г. № 3565-VI были внесены изменения в Закон об автотранспорте и в ст. 35 Закона о дорожном движении, в результате чего понятие «технический осмотр» было заменено понятием «технический контроль». Транспортные средства, осуществляющие перевозку груза, подлежат обязательному техническому контролю. На каждое транспортное средство, прошедшее обязательный технический контроль, составляется протокол проверки его технического состояния. Однако сотрудники ГАИ не вправе требовать этот документ от водителя при проверке на дороге

Страховой полис (сертификат) (п. 1 Перечня № 207, ст. 16 Закона о дорожном движении)

+

+

На территории Украины запрещена эксплуатация транспортных средств без полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (п. 21.1 ст. 21 Закона № 1961)

Фотокопия лицензии, удостоверенная автомобильным перевозчиком, или лицензионная карточка

(п. 1 Перечня № 207, ст. 48 Закона об автотранспорте)

-

+

На сегодняшний день лицензия на перевозки нужна только в случае перевозки пассажиров и опасных грузов (п. 25 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании). На остальные перевозки лицензия не требуется

Товарно-транспортная накладная

(п. 1 Перечня № 207, ст. 48 Закона об автотранспорте)

- /+

+

ТТН является обязательной в случае осуществления грузовых автомобильных перевозок на договорных условиях. Грузовые перевозки — перевозки грузов грузовыми автомобилями (ст. 1 Закона об автотранспорте). Если доставка груза осуществляется для собственных нужд, ТТН не обязательна, но нужна накладная или другой документ, подтверждающий право собственности на груз (п. 2 Перечня № 207).

Типовая форма ТТН (ф. № 1-ТН) приведена в приложении 7 к Правилам № 363.

ТТН выписывается не менее чем в 4 экземплярах:

— первый экземпляр остается у грузоотправителя;

— второй, третий и четвертый — передаются водителю (экспедитору), который после приема груза подписывает все экземпляры ТТН. Доставив товар, водитель передает второй экземпляр ТТН грузополучателю. Третий и четвертый экземпляры ТТН, удостоверенные подписью грузополучателя, остаются у перевозчика.

На некоторые виды грузов утверждены специальные формы ТТН:

— спирт этиловый (ф. №1-ТН (спирт));

— алкогольные напитки (ф. № 1-ТН (алкогольні напої));

— высокооктановые кислородосодержащие добавки (ф. № 1-ТН (вкд));

— нефтепродукты (нефть) (ф. № 1-ТТН (нафтопродукт));

— хлебобулочные изделия (ф. № 1-ТТН (хліб));

— молочное сырье (ф. № 1-ТН (МС));

— древесина (ф. ТТН-ліс).

На вышеуказанные спецгрузы ТТН обязательна независимо от того, осуществляется перевозка груза на договорных условиях или для собственных нужд.

За перевозку грузов без ТТН к предприятию/предпринимателю может быть применен штраф на основании ст. 60 Закона об автотранспорте в размере 100 ннмдг (1700 грн.). Этот штраф вправе налагать органы Укртрансинспекции.

Что касается работников ГАИ, то они вправе проверять наличие ТТН у водителя, но применять штрафные санкции к нему не могут (см. письмо МВД Украины от 24.02.2014 г. № 4/3-2903)

Путевой лист

(п. 1 Перечня № 207)

-/+

-/+

Путевой лист на сегодняшний день — необязательный документ. Ни Закон об автотранспорте, ни Закон о дорожном движении не содержат упоминаний о путевых листах. Не могут оштрафовать водителя за отсутствие путевого листа и работники ГАИ. Отсутствие/непредъявление путевого листа перестало быть самостоятельным правонарушением, о чем свидетельствует ст. 126 КоАП.

С тем, что выписывать путевые листы сейчас не нужно, согласен и Департамент автомобильного транспорта
(письмо от 20.11.2012 г. № 14/3717-12).

Вместе с тем за субъектами хозяйствования осталась обязанность проводить предрейсовый техосмотр автомобиля и медицинский осмотр водителя (ст. 30 Закона об автотранспорте, п. 1.4 Положения о медосмотре водителей).

Поэтому для подтверждения ежесменного медосмотра и контроля технического состояния транспортного средства предприятию целесообразно выписывать путевые листы либо самостоятельно разработанный другой документ. Кроме того, путевой лист понадобится для подтверждения расходов на ГСМ (о чем мы расскажем ниже)

Дополнительные документы на перевозку опасных грузов

Фотокопия лицензии, удостоверенная автомобильным перевозчиком, или лицензионная карточка

(п. 1 Перечня № 207, ст. 48 Закона об автотранспорте)

+

+

Главгосавтоинспекция выступает против возможности использования при перевозках на договорных условиях фотокопии лицензии вместо лицензионной карточки (письмо от 06.05.2010 г. № 41/1-9-К-69)

Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов

(ст. 48 Закона об автотранспорте, п 9 Правил перевозки опасных грузов )

+

+

Свидетельство выдается Госавтоинспекцией по результатам проверки соответствия конструкции и специального оборудования транспортного средства требованиям Правил перевозки опасных грузов. Для получения Свидетельства владелец транспортного средства (или уполномоченное им лицо) подает в Госавтоинспекцию укомплектованное в соответствии с назначением транспортное средство, а также документы, перечень которых приведен в п.п. 6.9.3 Правил перевозки опасных грузов

Свидетельство о подготовке водителей к перевозке опасных грузов (ст. 48 Закона об автотранспорте, п. 9 Правил перевозки опасных грузов)

+

+

Порядок проведения специального обучения работников субъектов перевозки опасных грузов утвержден постановлением КМУ от 31.10.2007 г. № 1285

Согласование маршрута перевозки, выданное ГАИ — при перевозке грузов повышенной опасности ( п. 9 Правил перевозки опасных грузов )

+

+

Порядок выдачи такого согласования маршрута движения транспортного средства во время дорожной перевозки опасных грузов урегулирован п. 10 Правил перевозки опасных грузов. Согласование маршрута выдается на 
3 месяца. Решение о выдаче или отказе в выдаче согласования маршрута принимается подразделениями Госавтоинспекции МВД в 10-дневный срок

Письменные инструкции на случай аварии или чрезвычайных ситуаций (ст. 48 Закона об автотранспорте, п. 9 Правил перевозки опасных грузов )

+

+

Инструкция приведена в приложении 9 к Правилам перевозки опасных грузов и должна находиться в кабине транспортного средства в легкодоступном месте

Дополнительные документы на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Разрешение на движение по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам, выданное ГАИ

(ст. 48 Закона об автотранспорте, п. 3 Перечня № 207)

+

+

Порядок выдачи разрешения ГАИ утвержден приказом Государственной службы автомобильных дорог от 06.03.2003 г. № 92.

В случае, если превышение весовых или габаритных ограничений над законодательно допустимыми составляет менее семи процентов, вместо разрешения допускается также предъявление документа о внесении платы за проезд тяжеловесных (крупногабаритных)* транспортных средств (ст. 48 Закона об автотранспорте)

* Крупногабаритные и тяжеловесные перевозки — это перевозки грузов или проезд транспортных средств, у которых хотя бы один из габаритов (п. 22.5 Правил дорожного движения):

— по ширине больше 2,6 м;

— по высоте от поверхности дороги больше 4 м (для контейнеровозов на установленных маршрутах — 4,35 м);

— по длине больше 22 м (для маршрутных транспортных средств — 25 м);

— фактическая масса свыше 38 т (на установленных маршрутах — до 40 т; для контейнеровозов — свыше 44 т, на установленных для них маршрутах — до 46 т);

— нагрузка на одиночную ось больше 11 т (для автобусов, троллейбусов — 11,5 т), сдвоенные оси — 16 т, строенные — 22 т (для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось — 11 т, сдвоенные оси — 18 т, строенные — 24 т);

— груз выступает за задний габарит транспортного средства более чем на 2 м.

 

Ответственность за управление транспортным средством без необходимых документов

К водителю транспортного средства может быть применен штраф по ст. 126 КоАП в размере от 25 до 50 ннмдг (от 425 до 850 грн.), если у него нет или он не предъявил для проверки:

—  удостоверение водителя соответствующей категории;

—  регистрационный документ на транспортное средство;

—  полис (договор) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страховой сертификат «Зеленая карта»);

— лицензионную карточку на транспортное средство (в случаях, предусмотренных законодательством).

К должностным лицам предприятий, а также к гражданину — субъекту хозяйствования могут быть применены штрафные санкции по ст. 128 КоАП в размере от 40 до 50 ннмдг (от 680 до 850 грн.) за выпуск на линию транспортных средств:

— техническое состояние, оборудование или комплектность которых не соответствуют требованиям правил и стандартов, касающихся безопасности дорожного движения, технической эксплуатации, переоборудованных без соответствующего согласования, не зарегистрированных в установленном порядке, не прошедших обязательный технический контроль;

— без полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата «Зеленая карта»);

— без лицензионной карточки на транспортные средства (в случае ее необходимости);

— без прохождения ежесменного медицинского осмотра и контроля технического состояния;

— направление в рейс одного водителя при осуществлении пассажирских перевозок на автобусном маршруте протяженностью более пятисот километров.

Дела о нарушениях, предусмотренных ст. 126, 128 КоАП, рассматриваются органами внутренних дел (милицией).

 

Учетные документы

ТТН. Выше мы отмечали, что ТТН является обязательным «транспортным» документом в случае осуществления грузовых автомобильных перевозок. А можно ли обойтись без этого документа в бухгалтерском и налоговом учете?

По мнению налоговиков, без ТТН налогоплательщик-заказчик не вправе включить расходы по перевозке в состав налоговых расходов (письмо Миндоходов от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128, далее — письмо № 11569):

«в случае отсутствия товарно-транспортной документации, подтверждающей получение услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, в том числе товарно-транспортной накладной, при исчислении объекта налогообложения плательщик налога не имеет оснований учитывать стоимость таких услуг при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг».

Основывается такая позиция налоговиков на том, что ТТН в Правилах № 363 названа в качестве единого для всех участников транспортного процесса документом, предназначенным в том числе и для «бухгалтерского учета».

Конечно же, с таким мнением налоговиков можно поспорить. Ведь если у налогоплательщика нет ТТН, но имеются другие первичные документы, подтверждающие факт осуществления расходов (платежные поручения на перечисление средств за транспортные услуги, акты приема-передачи предоставленных услуг по перевозке грузов), оформленные в соответствии с требованиями ст. 9 Закона о бухучете, то он, на наш взгляд, имеет право на налоговые расходы. Ведь НК запрещает включать в налоговые расходы только те из них, которые вообще не подтверждены документально.

Также важно обратить внимание на то, что согласно п. 138.2 и п.п. 139.1.9 НК налоговые расходы должны подтверждаться теми первичными документами, обязательность ведения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского и налогового учета. ТТН выполняет только одну важную функцию — подтверждает нахождение груза в пути. Для целей налогового учета ведение ее не предусмотрено.

Поддерживают такую позицию и суды, констатируя, что обязательность наличия ТТН для целей налогового учета действующим законодательством не предусмотрена и не может рассматриваться как единственно возможное средство доказывания обоснованности отнесения затрат на транспортировку груза к налоговым расходам (определение ВАСУ от 19.03.2012 г. по делу № К-12207/09).

Вместе с тем, чтобы впоследствии у заказчика не было проблем с налоговыми расходами, ТТН лучше все-таки иметь.

Важен еще один вопрос: вправе ли плательщик отразить расходы по товарам, перевозка которых осуществлялась без ТТН? Сразу отметим, проблем с расходами по товарам в этом случае не будет.

В том же письме № 11569 налоговики отметили, что:

«поскольку транспортной документацией подтверждается операция по предоставлению услуг по перевозке грузов, а не факт приобретения товара, то при наличии документов, подтверждающих фактическое получение товара и его использование в собственной хозяйственной деятельности, непредставление такого документа, как товарно-транспортная накладная, не может быть единственным основанием для непризнания расходов по приобретению товарно-материальных ценностей».

Еще один немаловажный вопрос: сохранит ли заказчик право на налоговый кредит, если перевозка грузов будет осуществляться без ТТН? Налоговики говорят, что ТТН не содержится в перечне документов, определяющих право на формирование налогового кредита. Поэтому, если у заказчика будет налоговая накладная, то он вправе отразить налоговый кредит (письмо № 11569).

Теперь остановимся на порядке заполнения ТТН. Типовая ее форма, повторим, приведена в приложении 7 к Правилам № 363. Как таковой, инструкции по заполнению формы ТТН нет. Поэтому ничего не остается, как пользоваться старой Инструкцией № 228/253.

ТТН выписывается грузоотправителем (заказчиком) в количестве не менее 4 экземпляров на каждого грузополучателя.

Все экземпляры ТТН грузоотправитель должен заверить подписью и при необходимости — печатью (штампом).

Первый экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для списания ТМЦ.

Второй, третий и четвертый экземпляры ТТН передают водителю (экспедитору), который подписывает все экземпляры ТТН после приема груза и после осуществления перевозки передает:

второй экземпляр — грузополучателю (ему ТТН нужна для оприходования ТМЦ);

третий и четвертый — грузоперевозчику. При этом на основании третьего экземпляра ТТН перевозчик выписывает грузоотправителю (заказчику) счет на оплату автотранспортных услуг.

Для удобства приведем алгоритм заполнения ТТН в табличной форме.

Алгоритм заполнения ТТН

РЕКВИЗИТ ЗАПОЛНЯЕТ

РАЗДЕЛ (ГРАФЫ)

ОПИСАНИЕ

1

2

3

I. До прибытия автомобиля под загрузку

Грузоотправитель

Шапка ТТН

Указывает номер и дату выписки ТТН; наименование либо Ф.И.О. заказчика, грузоотправителя и грузополучателя; адреса пунктов погрузки и разгрузки.

Графы 1— 6
Раздела «Відомості про вантаж»

В графах 1 — 6 указывает:

1) наименование груза (гр. 2);

2) единицу измерения груза (гр. 3);

3)количество мест (гр. 4);

4) цену за единицу без НДС (гр. 5);

5) общую стоимость с НДС.

Вопрос может возникнуть с тем, как заполнить графу 4 «Кількість місць». Возможно, разработчики новой формы ТТН ошиблись и в графе 4 раздела «Відомості про вантаж» на самом деле нужно указывать количество отгруженного товара. К такому выводу подталкивает сам бланк ТТН, где после единицы измерения и количества мест следует цена за единицу и общая сумма. К тому же указанию количества мест груза посвящен отдельный реквизит в заголовочной части ТТН.

Но есть и другой вариант заполнения раздела «Відомості про вантаж»:

— в графе «Единица измерения» товара указывать упаковку (мешок, контейнер, бочка и т. п.),

— в графе «Количество мест» — количество упаковок (т. е. количество мест),

— соответственно, в графе «Цена за единицу» нужно поставить цену за одну упаковку товара.

Важно! Если в ТТН невозможно перечислить все наименования груза, то к ней прилагается документ произвольной формы с обязательным указанием сведений о грузе. В этом случае в ТТН делается отметка, что к ней прилагается упомянутый документ (п. 11.7 Правил № 363, письмо Мининфраструктуры от 11.03.2014 г. № 2455/25/10-14).

II. После прибытия автомобиля на склад и погрузки на него товаров

Грузоотправитель

Шапка ТТН

Указывает:

— сведения о марке, модели, типе и регистрационном номере автомобиля;

— наименование перевозчика;

— фамилию и инициалы водителя, номер его водительского удостоверения;

— сведения о марке, модели, типе и регистрационном номере прицепов.

Если в приеме груза к перевозке принимает участие доверенное лицо грузополучателя, то в поле «відпуск за довіреністю вантажоодержувача» проставляются реквизиты доверенности.

В поле «Бухгалтер (відповідальна особа вантажовідправника)» проставляются фамилия, инициалы и подпись бухгалтера грузополучателя.

В поле «Відпуск дозволив» проставляются фамилия, инициалы и подпись лица, ответственного за огрузку.

Также проставляет прописью общую стоимость отгруженного товара и отдельно (прописью) сумму НДС.

В поле «Супровідні документи на вантаж» перечисляются ветеринарные, санитарные и качественные документы на груз, которые прилагаются к ТТН (сертификаты, удостоверения, свидетельства, справки, паспорта и др.). Сюда же можно внести и налоговую накладную

Раздел «Відомості про вантаж»

В графах 7 — 9 указывает:

— вид упаковки груза (гр. 7) — сокращенно «ящ.», «корз.», «боч.» и т.п. При предъявлении к перевозке неупакованного груза указывается сокращенно «н/у»;

— документы с грузом (гр. 8) — наименование и номера документов, прилагаемых к ТТН (товарных накладных, сертификатов, удостоверений, свидетельств и т.п.);

— массу груза в тоннах с точностью до 0,01 (гр. 9).

В поле «Здав (відповідальна особа вантажовідправника)» представитель грузоотправителя, ответственный за отпуск товара, проставляет свои инициалы, подпись и печать

Раздел «Вантажно-розвантажувальні операції»

Заполняет графы 11—15 строки «Навантаження» , в которых указывает:

— массу груза в тоннах с точностью до 0,01 (гр. 11);

— время (часы, минуты) прибытия автомобиля для погрузки (гр. 12);

— время (часы, минуты) отбытия после окончания погрузки (гр. 13);

— время (часы, минуты) простоя под погрузкой (гр. 14).

Представитель грузоотправителя, ответственный за проведение погрузочных работ, подтверждает своей подписью достоверность указанных реквизитов в графе 15

Водитель

Шапка ТТН

Заполняет поле «отримав водій/експедитор», в котором указывает фамилию, инициалы и собственной подписью на всех экземплярах ТТН подтверждает соответствие/несоответствие предоставленного груза правилам перевозки грузов, номер пломбы, количество мест и массу груза

Раздел «Відомості про вантаж»

Заполняет поле «прийняв водій/експедитор»
______________________ ,
(П. І. Б., посада, підпис)

в которой своей подписью удостоверяет принятие груза

III. По прибытии автомобиля в пункт разгрузки

Грузополучатель

Раздел «Відомості про вантаж»

Доверенное лицо грузополучателя, подтверждает факт получения груза подписью и печатью, о чем делает отметку в поле «Прийняв (відповідальна особа вантажоодержувача)
______________________»
(П. І. Б., посада, підпис, печатка)

Шапка ТТН

В случае необходимости изменения адреса назначения груза заполняет поле «Переадресування вантажу». В нем указывает реквизиты нового грузополучателя, которому будут доставлены грузы

Раздел «Вантажно-розвантажувальні операції»

Заполняет графы 11—15 строки «Розвантаження» , в которых указывает:

— массу груза в тоннах с точностью до 0,01 (гр. 11);

— время (часы, минуты) прибытия автомобиля для разгрузки (гр. 12);

— время (часы, минуты) отбытия после окончания разгрузки (гр. 13);

— время (часы, минуты) простоя под разгрузкой (гр. 14).

Представитель грузополучателя, ответственный за проведение разгрузочных работ, подтверждает своей подписью достоверность указанных реквизитов в графе 15

Водитель

Раздел «Відомості про вантаж

Водитель заполняет поле «Здав водій/експедитор
__________________________»,
(П. І. Б., посада, підпис)

в котором своей подписью подтверждает передачу груза грузополучателю

IV. Окончательное оформление документации перевозчиком

Перевозчик

Шапка ТТН

Заполняет реквизит:

— «Вид перевезення». Как сказано в письме Мининфраструктуры от 11.03.2014 г. № 2455/25/
10-14,
сюда записывается наименование вида работы перевозчика (по сдельному тарифу, по почасовому тарифу, по покилометровому тарифу, централизованные перевозки и т. п.);

— «Транспортні послуги, які надаються автомобільним перевізником» — сюда перевозчик вписывает дополнительные услуги, которые он предоставляет при перевозке грузов (упаковывание, связывание груза, укрывание брезентом и т. п.)

 

Путевые листы. Выше мы отметили, что на сегодняшний день путевые листы формально отменены, однако их выписка целесообразна для проставления отметок ежесменного медосмотра и контроля технического состояния транспортного средства. К тому же путевой лист или его аналог понадобится и в учетных целях, в первую очередь для подтверждения расходов на ГСМ, израсходованных во время перевозки.

Ведь ТТН подтверждает только факт перевозки, а для списания ГСМ нужен свой первичный документ. На сегодняшний день аналога путевому листу действующее законодательство не содержит.

И на это указывают, например, миндоходовцы Сумской области в письме от 19.06.2013 г. № 1244/10/11-009. В нем говорится, что форма путевого листа действительно отменена, однако его по прежнему можно использовать как первичный документ для списания фактически использованных ГСМ.

Поэтому предприятию по-прежнему следует выписывать путевые листы. В качеcтве формы для путевых листов можно выбрать либо отмененную типовую форму, либо форму, разработанную самостоятельно.

Путевой лист также понадобится для подтверждения права на налоговый кредит, отраженный при приобретении ГСМ. Ведь без такого документа невозможно доказать, что ГСМ были использованы в хоздеятельности плательщика налога.

 

УЧЕТ ПЕРЕВОЗОК (у перевозчика и заказчика)

 

Налог на прибыль.

Нас интересует порядок обложения налогом как у заказчика, так и у перевозчика.

 

Налоговый учет у заказчика. Заказчиком услуг перевозки может быть как отправитель, так и грузополучатель. Закономерно, что в зависимости от этого будет отличаться и порядок налогового учета перевозок. Поэтому рассмотрим оба случая по порядку.

 

Заказчиком является грузоотправитель. Расходы на транспортировку продукции (товаров*) от предприятия-продавца к покупателю относятся к расходам на сбыт. Об этом свидетельствует п.п. «е» п.п. 138.10.3 НК, который разрешает включать в состав налоговых расходы на транспортировку, перевалку и страхование товаров, транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки. Понятно, что расходы на перевозку имеют прямую связь с транспортировкой продукции.

* Товары в соответствии с п.п. 14.1.244 НК — это материальные и нематериальные активы, в том числе земельные участки, земельные доли (паи), а также ценные бумаги и деривативы, используемые в любых операциях, кроме операций по их выпуску (эмиссии) и погашению.

Такие расходы в соответствии с п. 138.5 НК признают расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены, согласно правилам ведения бухгалтерского учета.

Где в налоговом учете расходы, там и о документальном подтверждении нужно позаботиться. Что здесь пригодится? Если перевозки осуществляют в пределах страны — не обойтись без товарно-транспортной документации, ведущее место среди которой занимает ТТН. Если же идет речь о международных автомобильных перевозках, то понадобится накладная CMR.

Как отразить такие расходы в Налоговой декларации по налогу на прибыль? Никаких проблем: такие расходы рядом с другими сбытовыми расходами попадут в строку 06.2 «Расходы на сбыт». Конечно, если отправитель не забудет о выполнении основных требований, необходимых для возможности отражения расходов в налоговом учете.

Как видите, ничего чрезвычайного в порядке учета перевозок грузоотправителем нет. А у получателя? Предлагаем вам дальше это и выяснить.

 

Заказчиком является грузополучатель. Здесь уже немного интереснее. Дело в том, что грузы-то бывают разные. Понятно, если вам «подвозят» приобретенные товары или запасы — это одно, а когда вы принимаете объект (или объекты) основных средств — несколько иное. Будет отличаться при этом и порядок учета.

Поэтому предположим, что ваш груз «малокалиберный»: производственные запасы, топливо, стройматериалы, запчасти, товары… При желании этот ряд можно продолжать еще и еще. Как же правильно разобраться с их перевозкой? В этом помогут нормы П(С)БУ 9. Вторят им и положения НК. Так, согласно п. 138.6 НК себестоимость приобретенных и реализованных товаров формируется в соответствии с ценой их приобретения с учетом ввозной пошлины и расходов на доставку и доведение до состояния, пригодного для продажи. То есть сумму вознаграждения перевозчику можно смело включать в состав себестоимости товаров.

В составе прямых материальных расходов в себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг может попасть стоимость сырья и основных материалов, образующих основу такого товара, приобретенных полуфабрикатов и комплектующих изделий, вспомогательных и других материалов. В их стоимости, в свою очередь, уже может быть «заложена» сумма расходов на доставку.

Если же перевозчик доставляет вам основные средства, то расходы на их транспортировку следует включать в первоначальную стоимость соответствующего объекта. Это прямо следует из п. 146.5 НК. В дальнейшем такие расходы будут попадать в налоговые по мере начисления амортизации соответствующего объекта.

Таким образом, расходы на доставку запасов и товаров удастся включить в состав налоговых за один раз, в то время как доставка объектов основных средств будет «аукаться» в течение срока их полезного использования (эксплуатации).

Так ли все просто с отнесением расходов к налоговым? Конечно, два главных требования никто не отменял (спасибо, хоть специальных условий НК не устанавливает!).

Поэтому придется позаботиться о хозяйственном направлении соответствующих расходов. Да, скажем, доставка непроизводственных основных средств в налоговом учете не будет иметь желаемых результатов.

Другим требованием, как помните, является надлежащее документальное подтверждение понесенных расходов. При этом состав документации аналогичен тому, который должен иметь в запасе заказчик перевозок — грузоотправитель. То есть:

— для перевозок в пределах страны — товарно-транспортная документация, а именно ТТН;

для международных автомобильных перевозок — накладная CMR.

Обратите, пожалуйста, внимание на исключительное значение ТТН. Когда казалось, что от этого документа окончательно откажутся, на свет появилась его новая «версия». На нерядовом его значении акцентировали внимание и налоговики (письмо от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128). При этом в разъяснении нашлось место очень важному и правильному выводу: ТТН нужна для подтверждения расходов на доставку (транспортировку). А вот расходы на приобретение самих товарно-материальных ценностей могут подтвердить и другие документы. Здесь наличие ТТН не является обязательным!

Перейдем же к декларации. Где же получателю отразить расходы на перевозку грузов? В зависимости от того, каким образом в дальнейшем распоряжаются доставленными ценностями, это могут быть следующие строки декларации:

05.1 «Собівартість придбаних (виготовлених) та реалізованих товарів (робіт, послуг)»;

06.1 «Адміністративні витрати»;

06.2 «Витрати на збут»;

06.4 «Інші витрати звичайної діяльності та інші операційні витрати».

С учетом у заказчиков, надеемся, разобрались. Тогда рассмотрите, пожалуйста, учетные нюансы перевозчика.

Налоговый учет у перевозчика. С ним все проще. Не важно, выполняет он перевозку в пользу отправителя груза или получателя, порядок налогового учета от этого не меняется.

В отличие от заказчика, для перевозчика в контексте данной темы интересными являются не только налоговые расходы, но и доходы. Последние он отражает в составе дохода от операционной деятельности. Его в соответствии с п. 135.4 НК признают в размере договорной (контрактной) стоимости, но не менее суммы компенсации, полученной в любой форме, в том числе при уменьшении обязательств.

 Вы, наверное, поняли: вознаграждение за перевозку груза — это доход от предоставления услуг. А такой доход признают по дате составления акта или другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, подтверждающего предоставление услуг.

Все без исключения доходы определяют на основании первичных документов, подтверждающих получение плательщиком налога доходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разд. II НК.

В Налоговой декларации по налогу на прибыль такие доходы отражают в строке 02 «Дохід від операційної діятльности (дохід від реализації товарів (робіт, послуг)), з нього:».

Теперь о расходах. Понятно, что «спутником» дохода от реализации услуг является себестоимость их реализации. Ее показывают в учете одновременно с признанием дохода (согласно п. 138.4 НК). В отчетности же эти расходы попадут в строку 05.1 «собівартість придбаних (виготовлених) та реалізованих товарів (робіт, послуг)».

Но разве только себестоимостью ограничиваются расходы перевозчика? Никак нет. Хотите вы того или нет, от других расходов также никуда не деться. В отношении их момент признания несколько иной: он приходится на тот отчетный период, в котором осуществили такие расходы согласно правилам ведения бухгалтерского учета.

Особого внимания заслуживает тот случай, когда перевозчиком является нерезидент*. Понятно, что последнего наши правила налогообложения могут заинтересовать только в исключительных случаях, потому предлагаем рассмотреть, что это будет значить для заказчиков.

* Нерезиденты в соответствии с п.п. 14.1.122 НК — это:
а) иностранные компании, организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализуемые) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины;
б) дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине;
в)
физические лица, не являющиеся резидентами Украины.

Перевозчик-нерезидент. Вознаграждение, которое он получает, в целях налогообложения величают фрахтом. Это — вознаграждение (компенсация), уплачиваемое по договорам перевозки, найма или поднайма судна или транспортного средства (их частей) для:

— перевозки грузов и пассажиров морскими или воздушными судами;

— перевозки грузов железнодорожным или автомобильным транспортом.

Любые доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагают налогом в порядке, определенном ст. 160 НК. Что касается фрахта, то ему посвящен п. 160.5 НК. Сумму фрахта, которую резидент уплачивает нерезиденту по соответствующим договорам, облагают налогом по ставке 6 % у источника выплаты таких доходов. И что не менее важно: за счет таких доходов.

При этом:

а) базой для налогообложения является базовая ставка такого фрахта;

б) лицом, уполномоченным взимать налог и вносить его в бюджет, является резидент, выплачивающий такие доходы. Кстати, независимо от того, является он плательщиком налога на прибыль или нет, а также является он субъектом упрощенного налогообложения или нет.

Налог уплачивают в бюджет при выплате фрахта нерезиденту. Однако положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты, вступивших в силу, может быть предусмотрено иное. Да и вообще, такие договоры могут существенно изменить порядок налогообложения. Они могут предусматривать как освобождение таких доходов от налогообложения, так и снижение ставки налогообложения.

Но есть одно весомое «но» (постойте, или даже не одно!). Для того, чтобы воспользоваться особыми условиями, нужно, чтобы такой нерезидент был:

во-первых, бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода. В соответствии с п. 103.3 НК бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода считают лицо, имеющее право на получение таких доходов.

При этом бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода не может быть юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но является агентом, номинальным держателем (номинальным собственником) или является только посредником по такому доходу;

во-вторых, резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины. Такой статус придется подтвердить:

— справкой (или ее нотариально удостоверенной копией), которая подтверждает, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины;

— другими документами, если это предусмотрено международным договором Украины.

Далее перейдем к рассмотрению бухгалтерского учета перевозок.

НДС

Услуги по перевозке согласно п. 185.1 НК являются объектом обложения НДС, если место их поставки находится на таможенной территории Украины.

Упоминание о перевозках содержит п.п. «в» п.п. 186.2.1 НК, в котором cказано, что местом поставки «услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов, в том числе с поставкой продовольственных продуктов и напитков, предназначенных для потребления» является место фактической поставки услуг.

Из этой формулировки не совсем понятно, попадают ли сюда только услуги, связанные с перевозкой (к числу которых, судя по формулировке п.п. «в» п.п. 186.2.1 НК, можно, к примеру, отнести, в частности, услуги по питанию пассажиров в поездах, самолетах, связанные с поставкой продуктов и напитков, предназначенных для потребления, и т. п.) или сюда также попадает и сама перевозка.

В ОНК № 610 налоговики разъяснили, что непосредственно услуги перевозки не подпадают под нормы п.п. «в» п.п. 186.2.1 НК, а место их поставки определяется по общему правилу (согласно нормам п. 186.4 НК) — по месту регистрации поставщика.

Так, если перевозку осуществляет резидент, перевозка облагается НДС (независимо от того, на территории Украины она осуществляется или за ее пределами). Если перевозку осуществляет нерезидент, перевозка — не объект обложения НДС.

Правила НДС-учета услуг по перевозке

ПЕРЕВОЗЧИК

Заказчик

нА КАКОЙ ТЕРРИТОРИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕВОЗКА

Что считается местом поставки

Порядок обложения НДС

Резидент

Резидент/Нерезидент

На территории Украины

Территория Украины

Услуги по перевозке облагаются НДС по ставке 20 %

За пределами территории Украины

Нерезидент

Резидент

На территории Украины

За пределами территории Украины

Услуги — не объект обложения НДС

За пределами территории Украины

 

При этом особые правила налогообложения установлены НК для:

— транзитных перевозок через территорию Украины (а также услуг, связанных с транзитными перевозками), которые освобождаются от обложения НДС (подробнее о транзитных перевозках см. на с. 40);

— международных перевозок грузов. При международной перевозке грузов действуют свои правила обложения НДС, с которыми вы можете ознакомиться на с. 23.

 

Учет у перевозчика (резидента). На дату первого события (получения оплаты от покупателя или оформления документа, подтверждающего факт перевозки) он отражает налоговые обязательства по НДС по ставке 20 %. В подтверждение возникновения налоговых обязательств выписывает на имя заказчика налоговую накладную.

Если услуги по перевозке оказываются заказчику — неплательщику НДС, в верхней левой части в поле «Усі примірники залишаються у продавця (тип причини)» проставляется отметка «Х» и тип причины «02» (поставка неплательщику налога, п. 10 Порядка № 10).

Налоговая накладная заполняется в обычном порядке (в графе 3, в частности, приводят сведения об услуге «Послуги з перевезення вантажу»).

Если услуги по перевозке измеряются только в стоимостном выражении (грн.), то в графе 5 проставляют «послуга»; в графе 6 проставлют «1» (если налоговая накладная выписывается на полную поставку) либо соответствующую часть предоставленной (оплаченной) услуги в виде десятичной дроби (если налоговая накладная составляется на частичную оплату). В графах 7, 8 и 12 отражают стоимость услуг перевозки (без НДС) (графы 9 — 11 не заполняются). В графах 8 и 12 (по строке III) указывают сумму НДС; в графах 8 и 12 (по строке IV) приводят общую сумму «с НДС» к уплате.

 

Если же стоимость перевозки привязана к цене за 1 км, то в налоговой накладной:

— в графе 5 указывают «км»;

— в графе 6 проставляют километраж;

— в графе 7 приводят цену за 1 км, а в графах 8 и 12 выводят общую стоимость перевозки без НДС.

В раздел I Реестра данные составленной налоговой накладной вносятся в обычном порядке:

— в графах 1 и 3 приводится порядковый номер налоговой накладной;

— в графе 2 — дата составления налоговой накладной;

— в графе 4 — сокращенное обозначение вида документа — «ПНП», «ПНЕ» (или «ПНП02» — в случае выписки налоговой накладной на услуги, оказанные заказчику — неплательщику НДС, в том числе нерезиденту);

— в графах 5 и 6 — сведения о покупателе (если покупатель — неплательщик НДС, в графе 5 записывается «Неплатник податку», а в графе 6 проставляется условный ИНН «400000000000»);

— в графе 7 — стоимость услуги с НДС;

— в графах 8 и 9 — соответственно стоимость услуги без НДС и сумма НДС.

Графы 10 — 13 раздела I Реестра не заполняются.

В декларации по НДС внутренние перевозки, облагаемые по ставке НДС 20 %, отражаются в строке 1.

 

Учет у получателя.Перевозчик-резидент. На основании полученной налоговой накладной отражает налоговый кредит (при условии, что перевозка предназначалась для использования в налогооблагаемых операциях в пределах хоздеятельности).

Перевозчик-нерезидент. Объект обложения не возникает (в НДС-учете получателя такая операция не отражается).

Бухгалтерский учет

Учет у перевозчика. Осуществляя перевозку груза на заказ, перевозчик фактически предоставляет заказчику услуги. Следовательно, и учитывать операции перевозки необходимо как предоставление услуг.

Предприятия, осуществляющие перевозку груза на заказ, должны отражать доходы, полученные от предоставления таких услуг, на субсчете 703 «Доход от реализации работ и услуг». Одновременно с признанием дохода в бухгалтерском учете отражаются и расходы на предоставление услуг перевозки на субсчете 903 «Себестоимость реализованных работ и услуг». В себестоимость реализованных услуг перевозки обычно входят такие расходы, как оплата труда водителя и начисленный на нее ЕСВ, стоимость использованных ГСМ и т. п. Но сначала такие расходы группируются на счете 23 «Производство» (Инструкция № 291).

В случае, если перевозчику предъявляется претензия в виде штрафов, пени или неустойки (как это происходит, вы можете увидеть на с. 5), которую он удовлетворяет, то в бухгалтерском учете это отражается таким образом. Прежде всего, предприятие понесет расходы на удовлетворение выдвинутой ему претензии. Для учета таких расходов предназначен субсчет 948 «Признанные штрафы, пеня, неустойки». На сумму штрафа (пени, неустойки) увеличится дебет этого субсчета. Если же дело касается компенсации фактически нанесенных убытков (например, компенсация утраченных сверх норм естественной убыли запасов, которые перевозились перевозчиком), то для учета расходов, по нашему мнению, целесообразно использовать субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности». Вместе с этим возникнет соответствующая кредиторская задолженность (увеличится кредит субсчета 685 «Расчеты с прочими кредиторами»). Уплата претензии приведет к уменьшению денежных средств на текущем счете предприятия (возможно, в некоторых случаях — наличности в кассе), т. е. на сумму штрафа (пени, неустойки) «обмелеет» субсчет 311 «Текущие счета в национальной валюте» (субсчет 301 «Наличность в национальной валюте»). Одновременно с этим произойдет погашение кредиторской задолженности. Этим все может и ограничиться, если предприятию-перевозчику не заблагорассудится взыскать возмещение с виновного лица, например, водителя транспортного средства, что весьма возможно. При начислении такого возмещения увеличатся дебет субсчета 375 «Расчеты по возмещению нанесенных убытков» и кредит субсчета доходов 716 «Возмещение ранее списанных активов». Поступление средств в качестве возмещения в кассу предприятия или на его текущий счет отражается уменьшением на эту сумму субсчета 375 и увеличением субсчета 301 (311).

Отметим, что аналогичным способом происходит удовлетворение претензии, предъявленной перевозчиком заказчику услуг.

Пример учета вышеприведенных операций вы можете увидеть на с. 18.

Учет у заказчика. Заказчиком в этом случае мы будем называть предприятие, оплачивающее услуги по перевозке. Им может быть как предприятие-грузоотправитель, так и предприятие-грузополучатель. Это уже они сами согласовывают между собой в соответствующем договоре.

Если перевозка груза не связана с продажей активов (например, грузом являются ОС, которые передаются одним СХ другому в оперативную аренду, или товары, которые доставляются со склада предприятия в его магазин), то у заказчика одновременно с возникновением кредиторской задолженности перед перевозчиком, которая отражается по кредиту субсчета 631 «Расчеты с отечественными поставщиками» (субсчета 685 «Расчеты с прочими кредиторами»), возникают расходы, которые необходимо отразить на соответствующем «расходном» счете (23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт» или 949 «Прочие расходы операционной деятельности»)*. Причем это справедливо и для случаев, когда заказчиком является грузоотправитель, и для случаев, когда услуги перевозки оплачивает грузополучатель. Кредиторская задолженность по такой операции погашается при ее оплате проводкой: Дт 631 (685) — Кт 301 (311).

* Какой «расходный» счет применить, определяется в каждом отдельном случае в зависимости от причины передачи груза и его назначения.

Другое дело, когда грузом являются запасы или ОС, которые грузоотправитель реализует грузополучателю. Здесь уже учет услуг перевозки у заказчика-продавца и заказчика-покупателя запасов/ОС имеет определенные отличия.

У продавца такой учет несколько проще. Так, стоимость перевозки груза он должен включить в расходы на сбыт, т. е. отразить на счете 93 «Расходы на сбыт» (абз. 9 п. 19 П(С)БУ 16).

А вот если за перевозку груза рассчитывается его получатель, он же покупатель, то нужно идти несколько иным путем.

Если груз представляет собой ОС, то на стоимость транспортировки увеличится первоначальная стоимость полученных ОС (абз. 7 п. 8 П(С)БУ 7). Напомним, что сначала мы собираем расходы на приобретение ОС на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а уже затем списываем их на счет 10 «Основные средства». То же происходит и с другими необоротными материальными активами с использованием соответствующих им счетов и субсчетов.

Если же грузом являются запасы, то учет транспортных расходов несколько усложняется. Такие расходы будут считаться ни чем иным, как транспортно-заготовительными расходами (см. абз. 6 п. 9 П(С)БУ 9, письмо Минфина от 27.02.2003 г. № 053-2920). ТЗР, как нам говорит тот же абз. 6 п. 9 П(С)БУ 9, в этом случае включаются в себестоимость запасов, однако в первую очередь ТЗР попадут в состав запасов. Причем существует два варианта их учета:

1) прямое включение в состав первоначальной стоимости конкретных наименований, групп, видов запасов при их оприходовании (дебет соответствующих субсчетов счетов 20 «Производственные запасы» и 28 «Товары» и счета 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»;

2) обобщение на отдельном субсчете запасов с последующим их распределением по завершении месяца (предприятие открывает для них отдельный субсчет).

Какой из вариантов применять, необходимо решать в каждом конкретном случае. Конечно, первый вариант более простой, но подходит он не для всех случаев. Так, Минфин рекомендует его применить в том случае, когда можно достоверно определить суммы ТЗР, которые непосредственно относятся к приобретенным запасам (абз. 1 п. 5.5 Методрекомендаций № 2). Если же ТЗР связаны с доставкой нескольких наименований, групп, видов запасов, то их сумма может обобщаться по отдельным группам запасов на отдельном субсчете (например, 200 «Транспортно-заготовительные расходы на запасы») или на отдельном дополнительном субсчете (например, 2011 «Транспортно-заготовительные расходы на сырье и материалы») (абз. 2 п. 5.5 Методрекомендаций № 2).

Второй вариант усложняется тем, что ТЗР, которые обобщаются на отдельном субсчете, необходимо ежемесячно распределять между суммой остатка запасов состоянием на конец отчетного месяца и суммой запасов, выбывших (использованных в производстве, реализованных, бесплатно переданных и т. п.) в отчетном месяце. Распределение осуществляется по среднему проценту, который определяется следующим образом:

img 1

где Ср % ТЗР  средний процент ТЗР;

ТЗРнач — остаток ТЗР на начало отчетного месяца;

ТЗРпос — сумма ТЗР за отчетный месяц;

Знач — остаток запасов на начало отчетного месяца;

Зпос — стоимость запасов, которые поступили за отчетный месяц.

 

Собственно саму сумму ТЗР, приходящуюся на выбывшие запасы, рассчитываем по следующей формуле:

ТЗРвыб = Звыб х Ср % ТЗР : 100 %,

где ТЗРвыб — сумма ТЗР, относящаяся к выбывшим запасам;

Звыб  стоимость выбывших запасов.

 

Отметьте, что стоимость запасов, принимающих участие в вышеприведенных расчетах, берется без учета ТЗР.

Распределенная часть ТЗР, которая относится к стоимости выбывших запасов, отражается на тех счетах бухгалтерского учета, в корреспонденции с которыми отражено выбытие соответствующих запасов.

Пример расчета ТЗР и отражения таких расходов в учете см. в номере «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2014, № 6 (78),
с. 8 — 11.

Несколько слов скажем об учете претензий у их предъявителя, которым чаще является именно заказчик услуг перевозки. Так, начисление претензии перевозчику отразится увеличением дебета субсчета 374 «Расчеты по претензиям» и кредита субсчета 715 «Полученные штрафы, пени, неустойки». А получение средств по такой претензии уменьшит субсчет 374 и увеличит наличность в кассе (субсчет 301) или текущий счет (субсчет 311) предприятия. Аналогично удовлетворение претензии происходит и в случае, когда ее предъявителем является перевозчик.

 

Пример 1. Предприятие «Кристалл» приобрело у предприятия «Нимерия» товары одной номенклатурной группы на сумму 12 тыс. грн. (в том числе НДС — 2 тыс. грн.). За собственный счет оно осуществляет доставку товаров со склада предприятия «Кристалл» на свой склад с помощью предприятия-перевозчика. Стоимость перевозки составила 420 грн. (в том числе НДС — 70 грн.), включая расходы на погрузку-разгрузку груза.

Расходы на перевозку предприятие сразу включило в первоначальную стоимость товаров.

Расходы предприятия-перевозчика на перевозку этого груза составили:

— заработная плата водителя и грузчика —100 грн.;

— начисление ЕСВ на заработную плату водителя и грузчика — 36,85 грн.;

— горюче-смазочные материалы — 125 грн.

Перевозчик просрочил доставку груза, на основании чего в соответствии с договором заказчик выставил ему претензию относительно уплаты неустойки в размере 50 грн. Перевозчик согласился с претензией и уплатил неустойку в полном объеме на текущий счет предприятия «Кристалл». Виновным лицом в просрочке доставки признан водитель, и с него взыскана сумма претензии. Необходимая сумма внесена водителем в кассу перевозчика.

 

Покажем, как приведенные в примере хозяйственные операции отразить в учете перевозчика и заказчика, который является покупателем товаров.

 

№ П/П

СОДЕРЖАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

СУММА, Грн.

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

СТРОКА ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ И ПРИЛОЖЕНИЙ К НЕЙ

1

2

3

4

5

6

7

8

Учет у перевозчика

1

Получена от заказчика предоплата за услуги перевозки

311

681

420,00

2

Начислено НО по НДС

643

641

70,00

3

Предоставлены услуги перевозки

361

703

420,00

350,00

02 Декларации

4

Списаны НО по НДС

703

643

70,00

5

Отражен зачет задолженностей

681

361

420,00

6

Начислена заработная плата водителю и грузчику*

23

661

100,00

7

Начислен ЕСВ на заработную плату водителя и грузчика

23

651

36,85

8

Списаны на расходы использованные ГСМ

23

203

125,00

9

Расходы списаны на себестоимость реализованных услуг

903

23

261,85

261,85

05.1 Декларации

10

Удовлетворена претензия, полученная от заказчика

948

685

50,00

—**

11

Оплачена неустойка заказчику

685

311

50,00

12

Отнесена сумма претензии на виновное лицо

375

716

50,00

—***

13

Взыскана сумма претензии с виновного лица

301

375

50,00

* Операции по осуществлению удержаний из заработной платы работников мы для упрощения примера не будем приводить, поскольку они никак не влияют на финансовый результат предприятия.

** Сумма удовлетворенной претензии не попадет в состав налоговых расходов на основании п.п. 139.1.11 НК.

*** Сумма средств, полученных от виновного лица, в налоговом учете не попадет в доходы предприятия на основании п.п. 136.1.5 НК. Об этом также свидетельствует соответствующее разъяснение миндоходовцев, приведенное в подкатегории 102.06.06 ЗІР.

Учет у заказчика

1

Осуществлена предоплата продавцу за товары

371

311

12000,00

2

Отражен НК по НДС

641

644

2000,00

3

Улачена предоплата перевозчику

371

311

420,00

4

Отражен НК по НДС

641

644

70,00

5

Получены товары от продавца

281

631

10000,00

6

Списан НК по НДС

644

631

2000,00

7

Отражен зачет задолженностей с продавцом

631

371

12000,00

8

Получены услуги по перевозке

281

631

350,00

9

Списан НК по НДС

644

631

70,00

10

Отражен зачет задолженностей с перевозчиком

631

371

420,00

11

Отражена задолженность перевозчика по неустойке

374

715

50,00

50,00*

12

Получены средства от уплаты перевозчиком неустойки

311

374

50,00

*Доходы от получения неустойки признаются в налоговом учете на основании п.п. 135.5.3 НК.

 

Пример 2. Предприятие-перевозчик осуществляет перевозку станка со склада предприятия-продавца на склад предприятия-покупателя. Стоимость станка, уплаченная покупателем продавцу, составила 300 тыс. грн. (в том числе НДС — 50 тыс. грн.). Балансовая стоимость станка, по которой он учитывается у продавца в составе необоротных активов, содержащихся для продажи, — 200 тыс. грн. Стоимость услуг перевозки — 960 грн. (в том числе НДС — 160 грн.). Услуги перевозки оплачивает:

— вариант А — предприятие-продавец;

— вариант Б — предприятие-покупатель.

 

Как операции по перевозке станка повлияют на учет заказчика услуг в обоих вариантах, покажем в таблице на с. 20.

 

№ П/П

СОДЕРЖАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

СУММА, Грн.

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

СТРОКА ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ И приложениЙ К НЕЙ

Учет у предприятия-продавца (вариант А)

1

Получена предоплата от покупателя станка

311

681

300000,00

2

Отражено НО по НДС

643

641

50000,00

3

Уплачен аванс перевозчику за перевозку станку

371

311

960,00

4

Отражен НК по НДС

641

644

160,00

5

Станок реализован покупателю

377

712

300000,00

50000,00*

03 Декларации, 03.17 приложения ІД

6

Списано НО по НДС

712

643

50000,00

7

Списана балансовая стоимость станка

943

286**

200000,00

8

Отражен зачет задолженностей с покупателем

681

377

300000,00

9

Получены услуги по перевозке

93

631

800,00

800,00

06.2 Декларации

10

Списан НК по НДС

644

631

160,00

11

Отражен зачет задолженностей с перевозчиком

631

371

960,00

* В доход включается сумма превышения продажной стоимости объекта над его балансовой (остаточной) стоимостью (п. 146.13 НК) (300 тыс. - 50 тыс. - 200 тыс.).

** Напомним, что необоротные активы, содержащиеся для продажи, переводятся в состав оборотных активов на субсчет 286.

Учет у предприятия- покупателя (вариант Б)

1

Уплачен продавцу аванс за станок

371

311

300000,00

2

Отражен НК по НДС

641

644

50000,00

3

Уплачен аванс перевозчику

371

311

960,00

4

Отражен НК по НДС

641

644

160,00

5

Получен станок от продавца

152

631

250000,00

6

Списан НК по НДС

644

631

50000,00

7

Отражен зачет задолженностей с продавцом

631

371

300000,00

8

Получены услуги перевозки

152*

631

800,00

9

Списан НК по НДС

644

631

160,00

10

Отражен зачет задолженностей с перевозчиком

631

371

960,00

11

Станок введен в эксплуатацию

104

152

250800,00

* Транспортные расходы, напомним, увеличивают первоначальную стоимость приобретенного объекта ОС (абз. 7 п. 8 П(С)БУ 7).

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше