Темы статей
Выбрать темы

Международные перевозки

Чернышова Наталья, Казанова Марина, Товстопят Юрий

Нередко предприятиям-перевозчикам приходится перевозить грузы за пределы нашего государства. Но вот, чтобы осуществлять такую деятельность, им необходимо знать некоторую важную информацию, касающуюся как организационных моментов международных перевозок, так и их НДС-учета. А узнать ее вы можете прямо сейчас, ознакомившись с содержанием этого раздела тематического номера.

 

РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Чтобы пересечь границу другого государства и осуществлять по ее территории перевозку груза, перевозчик должен запастись определенными документами, а именно:

разрешением зарубежной страны, по территории которой будет осуществляться перевозка. Для каждой страны необходимо получать отдельное разрешение. Выдают такие разрешения Укртрансинспекция и ее территориальные органы. Порядок оформления и выдачи разрешений на поездку по территории иностранных государств приведен в Порядке № 757;

лицензионной карточкой в случае осуществления перевозки опасных грузов. Понятно, что ее необходимо иметь только в том случае, когда перевозимый груз относится к опасным. Опасным грузом при этом считаются вещества, материалы, изделия, отходы производственной и другой деятельности, которые в результате присущих им свойств при наличии определенных факторов могут во время перевозки вызвать взрыв, пожар, повреждение технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальные убытки и вред окружающей среде, а также привести к гибели, травмированию, отравлению людей, животных и которые по международным договорам, согласие на обязательность которых дано ВРУ, или по результатам испытаний в установленном порядке в зависимости от степени их влияния на окружающую среду или человека отнесены к одному из классов опасных веществ (абз. 2 ст. 1 Закона № 1644). Лицензионные карточки выдаются Укртрансинспекцией и ее территориальными органами. Бланк заявления на получение лицензионной карточки вы можете найти в приложении 3 к Положению № 514. В этом же Положении также содержится порядок получения лицензионной карточки. Кроме лицензионной карточки, перевозчик, ясное дело, должен иметь и саму лицензию на предоставление услуг по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, ведь такой вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с п. 25 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании. Лицензионная карточка прилагается к такой лицензии;

разрешением относительно согласования условий и режимов перевозки в случае превышения весовых или габаритных ограничений или документом о внесении платы за проезд большегрузных (крупногабаритных) транспортных средств, если превышение весовых (габаритных) ограничений над определенными законодательством составляет менее 7 %. Разрешение на движение большегрузного и/или крупногабаритного транспортного средства выдает департамент Госавтоинспекции МВД. Обычно такое разрешение выдается на одноразовый проезд крупногабаритного и большегрузного транспортного средства, но в случае осуществления постоянных проездов по одному маршруту одним и тем же ТС он может выдаваться на несколько проездов, но не более чем на 3 месяца. Порядок получения разрешения вы можете найти в пп. 31 — 38 Правил № 30. Ставки платы за проезд автомобильными дорогами общего пользования ТС и других самоходных машин и механизмов, весовые и/или габаритные параметры которых превышают нормативные, утверждены постановлением № 879;

свидетельством о регистрации ТС;

сертификатом соответствия ТС относительно безопасности движения и экологической безопасности требованиям стран, по территории которых будет осуществляться перевозка, если иное не предусмотрено международными договорами Украины;

документами на груз. Такими в соответствии с абз. 33 ст. 1 Закона об автотранспорте являются документы, определенные в соответствии с ТК, Законом № 1955, Законом о транзите грузов, другими актами законодательства, в том числе международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано ВРУ, которые необходимы для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом. Об основных из них вы можете прочитать на с. 22.

Отметим, что к международным перевозкам пассажиров и опасных грузов допускаются резиденты Украины, имеющие опыт работы на внутренних перевозках на договорных условиях не менее 3 лет (ч. 2 ст. 53 Закона об автотранспорте).

 

ДОКУМЕНТЫ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ

 

Основным товарно-транспортным документом на груз при международных перевозках является международная товарно-транспортная накладная — CMR. Ее использование регламентировано КДПГ. Такой накладной устанавливается договор перевозки груза. Она служит доказательством условий договора и удостоверением приема груза перевозчиком. При этом КДПГ применяется к любому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение с помощью автомобилей, когда указанные в договоре место приема к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух разных стран, из которых по крайней мере одна является принимающей участие в КДПГ (п. 1 ст. 1 КДПГ).

Накладная CMR составляется в 3 оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком. Допускается печать таких подписей или их замена штемпелями отправителя и перевозчика, если это разрешено законодательством страны, в которой составлена накладная. Судьба всех экземпляров CMR такова:

 

img 1

 

В том случае, когда груз, подлежащий перевозке, должен быть загружен на разные автомобили или же когда дело касается различного рода грузов или разных партий грузов, отправитель или перевозчик имеет право требовать составления стольких накладных, сколько автомобилей он должен использовать или сколько разных грузов или партий грузов подлежит перевозке.

КДПГ перечисляет реквизиты, которые обязательно должны быть приведены в накладной CMR, и те, которые могут там содержаться. Их перечень вы можете увидеть в таблице ниже.

 

Обязательная информация в CMR

возможная информация в CMR

— место и дата ее составления;

— имя и адрес отправителя;

— имя и адрес перевозчика;

— место и дата приема груза к перевозке и предусмотренное место его сдачи;

— имя и адрес получателя;

— принятое обозначение характера груза и способ его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;

— количество грузовых мест, их особая разметка и номера;

— вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

— связанные с перевозкой расходы (провозная плата, дополнительные расходы, пошлина и таможенные сборы, а также прочие расходы с момента заключения договора до сдачи груза);

— инструкции, необходимые для выполнения таможенных формальностей, и пр.;

— указание, что перевозка осуществляется, независимо от любой оговорки, с соблюдением порядка, установленного КДПГ

— запрет перегрузки;

— расходы, которые отправитель принимает на свой счет;

— сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;

— декларируемая стоимость груза и дополнительной ценности его для отправителя;

— инструкции отправителя перевозчику по страхованию груза;

— условленный срок выполнения перевозки;

— перечень документов, переданных перевозчику

 

Разрешено также указывать в накладной CMR и другую информацию, которая будет признана сторонами необходимой.

Отправитель обязан до начала перевозки приобщить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика все необходимые документы и необходимую информацию для выполнения таможенных и других формальностей (п. 1 ст. 11 КДПГ).

Еще один транспортный документ, который может иметь место при осуществлении международных перевозок груза, — книжка международной дорожной перевозки (далее — книжка МДП). Книжка МДП дает право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур. Наличие этой книжки позволяет не вносить обеспечение уплаты таможенных сборов и платежей при пересечении границы стран — участниц Конвенции МДП. Книжка МДП уже сама по себе гарантирует доставку товара на таможню назначения и уплату таможенных сборов и платежей за товар в случае его недоставки. Держателем книжки МДП может быть юридическое или физическое лицо, которое допущено к выполнению перевозок на условиях Конвенции МДП в порядке, предусмотренном национальным законодательством страны, где зарегистрирован перевозчик, и которое получило право пользования книжкой МДП в гарантийном объединении, реквизиты которого указаны в разделе 3 титульной страницы книжки МДП. Организацией, ответственной за выдачу книжек МДП в Украине, является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП). С условиями вступления в АсМАП можно ознакомиться на официальном веб-сайте АсМАП (http://www.asmap.org.ua)  в разделе «Об АсМАП / Информация для вступления».

Имейте в виду, что АсМАП устанавливает срок действия книжки МДП, указывая дату его окончания, после которой книжка не может быть подана на таможню места отправления, где начинается перевозка, для таможенного оформления.

На каждое дорожное ТС или контейнер составляется одна книжка МДП. Однако единая книжка МДП может составляться на состав ТС или на несколько контейнеров, нагруженных на одно дорожное ТС или состав ТС. В этом случае в грузовом манифесте книжки МДП должно указываться отдельно содержимое каждого ТС, которое составляет часть состава ТС или каждого контейнера. Книжка МДП действительна для выполнения только одной перевозки. В ней должно быть не менее такого количества отрывных листков для приема книжки к таможенному оформлению и для ее оформления, которое необходимо для осуществления данной перевозки. Правила заполнения граф (рубрик) книжки МДП вы можете найти в Правилах заполнения книжки МДП.

Заметьте, что держатель книжки МДП, осуществляющий МДП и выезжающий за границу, должен иметь:

а) регистрационные документы на транспортное средство и удостоверения водителя, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении (Вена, 1968);

б) на транспортном средстве — регистрационный номерной знак, буквы которого соответствуют латинскому алфавиту, прямоугольные таблички с надписью «TIR», соответствующие требованиям ст. 16 Конвенции МДП, а также опознавательный знак государства, в котором зарегистрировано это транспортное средство;

в) Свидетельство о допущении.

Для таможенного оформления груза, перевозимого через границу, необходимо подтвердить его таможенную стоимость. Основным документом, определяющим таможенную стоимость такого груза, является счет-фактура (invoice) или счет-проформа (если товар не является объектом купли-продажи), который должен сопровождать груз. В таких документах грузоотправителем указывается его стоимостная характеристика. Утвержденной формы счета-фактуры или счета-проформы и требований по их заполнению законодательством Украины не предусмотрено. Но согласно общемировой практике, счет-фактура должен содержать следующие реквизиты:

— дату составления;

— наименование продавца и покупателя;

— реквизиты продавца и покупателя;

— наименование товаров;

— цену товаров;

— общую стоимость и валюту счета;

— ставки и размер налога.

Также в счете-фактуре могут указываться реквизиты внешнеэкономического соглашения, в соответствии с которым осуществляется поставка, реквизиты отгрузочного документа, платежные реквизиты и прочие сведения в случае, если их наличие в счете-фактуре предусмотрено условиями договора, такие как условия поставки, условия оплаты, место погрузки, размер и основания предоставления скидок. А вот подпись руководителя предприятия — отправителя не является обязательным реквизитом счета-фактуры. Об этом, в частности, информируют миндоходовцы в своем разъяснении, приведенном в подкатегории 202.07 ЗІР.

В зависимости от груза, перевозимого в международном сообщении, перевозчику могут понадобиться также сертификаты различных видов.

 

Особенности НДС-учета

 

Международные перевозки грузов, пассажиров и багажа железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом облагаются НДС по ставке 0 % (п.п. 195.1.3 НК). При этом в отличие от остальных услуг, услуги по международной перевозке названы в качестве объекта обложения НДС без привязки к месту поставки (п.п. «е» п. 185.1 НК). А это означает, что нулевая ставка НДС применяется ко всему маршруту международной перевозки (как на территории Украины, так и за ее пределами).

Такого же мнения придерживаются и налоговики (ответ на вопрос № 6 ОНК № 610, а также письмо ГНСУ от 05.05.2012 г. № 12804/7/15-3417-05):

«Ни Законом № 2344-III, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено оформление международной перевозки разными документами в зависимости от отрезка маршрута.

Следовательно, нулевая ставка НДС, определенная подпунктом 195.1.3 пункта 195.1 статьи 195 Кодекса, применяется к операциям по поставке услуг по международной перевозке грузов по всему маршруту перевозки грузов в целом, без разделения его на отрезки в пределах таможенной территории Украины и за пределами таможенной территории Украины, при условии, что такая перевозка осуществляется в рамках одного договора».

Важно! Для целей НДС перевозка считается международной, если она осуществляется по единому международному перевозочному документу (п.п. «а» п.п. 195.1.3 НК).

Согласно ст. 9 Закона № 1955 таким документом может быть:

— авиационная грузовая накладная (Air Waybill);

— международная автомобильная накладная (CMR);

— накладная СМГС (накладная УМВД);

— коносамент (Bill of Lading);

— накладная ЦИМ (CIM);

— грузовая ведомость (Cargo Manifest);

— другие документы, определенные законами Украины.

Подробный перечень международных перевозочных документов для каждого вида перевозок и каждого вида транспорта приведен в письме Министерства инфраструктуры Украины от 19.09.2011 г. № 7885/11/10-11.

Если международную перевозку осуществляет нерезидент. По общему правилу при получении услуг от нерезидента, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, резидент — получатель таких услуг должен начислить НДС (ст. 208 НК). Однако, как мы отмечали выше, услуги по международной перевозке грузов не привязаны к месту поставки. Соответственно, нельзя определить какая территория является местом их поставки. А это означает, что требования ст. 208 НК на международные перевозки не распространяются. Кстати, налоговики тоже согласны с тем, что при получении услуг по международной перевозке от нерезидента объект обложения НДС не возникает. А потому налоговая накладная по ним резидентом-получателем не выписывается, и ни в Реестре выданных и полученных налоговых накладных, ни в декларации по НДС их отражать не нужно (ответ на вопрос № 9 ОНК № 610, консультация в разделе 101.29.06 ЗІР).

Правила обложения НДС услуг по международной перевозке

Перевозчик

пОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Резидент

Перевозка облагается НДС по ставке 0 % на всей протяженности маршрута (как на отрезке на таможенной территории Украины, так и на отрезке за пределами таможенной территории Украины) (п.п. «е» п. 185.1 НК, п.п. «а» п.п. 195.1.3 НК)

Нерезидент

Не подпадает под объект обложения (ответ на вопрос № 9 ОНК № 610). Соответственно, начислять НДС, ориентируясь на правила ст. 208 НК, заказчику не нужно

 

НДС-учет

У перевозчика. На дату первого события (получения оплаты от заказчика или оформления документа, подтверждающего факт осуществления международной перевозки) перевозчик начисляет налоговые обязательства по ставке 0 %. В подтверждение возникновения налоговых обязательств он выписывает на имя заказчика налоговую накладную (НН) с начислением НДС по ставке 0 %. Заполняется такая НН следующим образом:

— в гр. 2 указывается дата возникновения налоговых обязательств;

— в графе 3 — номенклатура поставленных услуг (например, «послуги з міжнародного перевезення вантажу Харків — Мінськ);

— графа 4 не заполняется;

— графы 5 и 6 заполняются следующим образом:

1) если услуги перевозки измеряются как в стоимостном, так и в количественном выражении (например, стоимость перевозки привязана к расстоянию перевозки в километрах), тогда в гр. 5 указывается единица измерения «км», в гр. 6 — поставленное количество услуги (количество км);

2) если услуги перевозки имеют только стоимостное выражение, то в гр. 5 указывается «послуга», а в гр. 6 — «1» (в случае составления НН на полную поставку услуги или на сумму средств, поступившую на текущий счет в качестве аванса в полном объеме) либо соответствующая часть предоставленной (оплаченной) услуги в виде десятичной дроби (в случае, когда НН составляется на частичную поставку услуги или на сумму предварительной оплаты части стоимости услуги);

— в гр. 7 указывается цена единицы поставки услуги без учета НДС. Если услуга имеет только стоимостное измерение, указывается договорная стоимость перевозки без учета НДС;

— графы 8, 10 и 11 не заполняются;

— в графах 9 и 12 (по строке III) проставляется «0» (ноль);

— в графах 9 и 12 (по строке IV) — общая сумма к уплате.

В раздел I Реестра выданных и полученных налоговых накладных данные налоговой накладной заносятся в обычном порядке. При этом заполняются графы 1 — 7 и графа 10 (графы 8, 9, 11, 12 и 13 раздела I Реестра не заполняются).

В декларации по НДС поставка услуг международной перевозки отражается по строке 2.2 «інші операції, що оподатковуються за нульовою ставкою».

Учет у заказчика. Если международную перевозку осуществлял перевозчик-резидент — плательщик НДС, заказчик на основании полученной от него НН отражает налоговый кредит по ставке 0 % (при условии использования услуг в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности). В декларации по НДС приобретение услуг отражается по строке:

— 11.1 — если они приобретены для использования в налогооблагаемых операциях;

— 11.2 — если они приобретены для использования в необъектных или освобожденных операциях;

— 14.2 — если услуги не предназначены для использования в хозяйственной деятельности.

Если перевозчик является:

1) резидентом — неплательщиком НДС. В этом случае заказчик все равно должен показать приобретение таких услуг в разделе II Реестра налоговых накладных (заполняется на основании документов, удостоверяющих факт перевозки). Раздел II Реестра заполняется следующим образом:

— в графе 1 проставляется номер записи документа, удостоверяющего факт перевозки;

— в графе 2 указывается дата получения документа;

— в графы 3, 4 переносятся соответствующие реквизиты документа (дата составления и порядковый номер документа);

— в графе 5 ставится отметка «НП» (п. 2 раздела IV Порядка № 708);

— в графе 6 указывается наименование (Ф. И. О. — для физлица-предпринимателя) поставщика;

— в графе 7 отражается условный ИНН «400000000000» (п. 2 разд. IV Порядка № 708);

— в графе 8 указывается общая сумма покупки;

— в графах 9, 11, 13 и 15 указывается стоимость приобретенных услуг;

— в графах 10, 12, 14 и 16 проставляется нуль (п. 2 разд. IV Порядка № 708).

Отражать операции с неплательщиками НДС в разделе II Реестра нужно по правилу первого события, т. е. либо по дате списания средств со счета, либо по дате получения услуг. При этом, если первым событием является предоплата услуг неплательщику НДС, то документом для отражения такой операции в Реестре служит счет или платежное поручение на перечисление средств.

В декларации по НДС приобретение услуг международной перевозки у неплательщика НДС отражается по стр. 11.1 либо 11.2, либо 14.2;

2) нерезидентом — в НДС учете заказчика эта операция не отражается (вопрос № 9 ОНК № 610, консультация в разделе 101.29.06 «ЗІР»).

Об особенностях НДС-учета транспортного экспедирования международных перевозок см. на с. 33.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше