Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Транспортно-экспедиторские услуги

Чернышова Наталья, Казанова Марина, Товстопят Юрий
Налоговый кодекс Август, 2014/№ 16
В избранном В избранное
Печать

Суть ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИХ УСЛУГ

 

Транспортно-экспедиторские услуги — это близкий родственник услуг перевозок грузов. Можно сказать, даже старший родственник, потому что транспортно-экспедиторские услуги охватывают более широкий круг мероприятий, которые экспедитор обязуется осуществить в соответствии с договором транспортного экспедирования, в том числе и перевозки груза. То есть услуга перевозки и услуга транспортного экспедирования относятся друг к другу приблизительно так, как изображено на схеме ниже.

 

img 1

 

Но законодательство схем не рисует, а оперирует четкими, сухими понятиями, которые мы также приведем, чтобы труд наших законодателей не был напрасным. Определение транспортно-экспедиторских услуг можно найти в специальном нормативном документе — Законе № 1955. Так, транспортно-экспедиторской услугой является работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспортного экспедирования (абз. 3 ст. 1 Закона № 1955) (больше о таком договоре вы можете узнать на с. 27). То есть на плечи экспедитора ложится обязанность не просто перевезти груз, как в случае с перевозчиком, а еще и организовать такую перевозку. Грузоотправители нередко отдают преимущество транспортно-экспедиторским услугам вместо услуг перевозки именно потому, что в таком случае им не нужно самим осуществлять страхование груза, оформлять товарно-транспортные документы, заключать отдельные договоры с другими возможными участниками процесса и т. п. За них максимально все может сделать экспедитор. Подробный перечень услуг, которые экспедитор может предоставлять в соответствии с договором транспортного экспедирования, приведен в ч. 3 ст. 8 Закона № 1955. Это:

— обеспечение оптимального транспортного обслуживания, а также организация перевозок грузов различными видами транспорта территорией Украины и иностранных государств в соответствии с договорами (контрактами);

— фрахтование национальных, иностранных судов и привлечение других транспортных средств и обеспечение их подачи в порты, на железнодорожные станции, составы, терминалы или другие объекты для своевременного отправления грузов;

— осуществление работ, связанных с приемом, накоплением, измельчением, доработкой, сортировкой, складированием, хранением, перевозкой грузов;

— ведение учета поступления и отправки грузов из портов, железнодорожных станций, складов, терминалов или других объектов;

— организация охраны грузов при их перевозке, перевалке и хранении;

— организация экспертизы грузов;

— осуществление оформления товарно-транспортной документации и ее рассылки по принадлежности;

— предоставление в установленном законодательством порядке участникам транспортно-экспедиторской деятельности заявки на отправление грузов и нарядов на отгрузку;

— обеспечение выполнения комплекса мероприятий по отправлению грузов, поступивших в некондиционном состоянии, с браком, в поврежденной, непрочной, нестандартной упаковке или не соответствующей требованиям перевозчиков;

— осуществление страхования грузов и своей ответственности;

— обеспечение подготовки и дополнительного оборудования транспортных средств и грузов согласно требованиям нормативно-правовых актов о деятельности соответствующего вида транспорта;

— обеспечение оптимизации движения материальных потоков от грузоотправителя к грузополучателю с целью достижения минимального уровня расходов;

— осуществление расчетов с портами, транспортными организациями за перевозку, перевалку, хранение грузов;

— оформление документов и организация работы в соответствии с таможенными, карантинными и санитарными требованиями;

— предоставление подготовленного транспорта, имеющего дополнительное оборудование согласно требованиям, предусмотренным законодательством;

— предоставление других вспомогательных и сопутствующих перевозке транспортно-экспедиторских услуг, предусмотренных договором транспортного экспедирования и не противоречащих законодательству.

Экспедитором при этом, как нетрудно догадаться, является субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиторских услуг, определенных договором транспортного экспедирования (абз. 4 ст. 1 Закона № 1955). Экспедиторами могут быть как юридические лица, так и физические лица — предприниматели. Исполнять обязанности экспедитора может непосредственно перевозчик. В таком случае на него распространяются законодательные нормы, установленные для экспедиторов, в частности Закона № 1955 (ч. 2 ст. 2 Закона № 1955) и гл. 65 ЦК (ч. 2 ст. 929 ЦК).

Нередко для выполнения своих обязательств по договору транспортного экспедирования экспедиторы привлекают третьих лиц — специализированные предприятия, с которыми они заключают соответствующие договоры. При этом в отношениях с такими лицами экспедитор может выступать или от своего имени, или от имени клиента, в зависимости от того, что прописано в договоре. Но имейте в виду, что в случае привлечения экспедитором к выполнению своих обязанностей по договору транспортного экспедирования других лиц именно экспедитор, а не третья сторона отвечает перед клиентом за нарушение договора (ч. 2 ст. 932 ЦК).

Клиентом при этом Закон № 1955 называет потребителя услуг экспедитора (юридическое или физическое лицо), который по договору транспортного экспедирования самостоятельно или через представителя, действующего от его имени, поручает экспедитору выполнить или организовать либо обеспечить выполнение определенных договором транспортного экспедирования услуг и оплачивает их, включая плату экспедитору (абз. 5 ст. 1 Закона № 1955).

Имейте в виду, что транспортному экспедитору может понадобиться лицензия для выполнения им определенных его обязательств. Так, если экспедитор самостоятельно (без привлечения третьих лиц) осуществляет перевозку опасного груза (какой груз является опасным, см. на с. 21), ему необходимо получить лицензию на предоставление услуг по перевозке опасных грузов речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом (п. 25 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании). Сама же транспортно-экспедиторская деятельность лицензирования не требует.

Отношения в сфере транспортно-экспедиторской деятельности регулируются ЦК, ГК, Законом № 1955, Законом о транспорте, Законом о ВЭД, Законом о транзите грузов, другими законами, транспортными кодексами и уставами, а также другими нормативно-правовыми актами, которые выдаются в соответствии с ними. Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено ВРУ, установлены другие правила, нежели те, которые предусмотрены Законом № 1955, применяются нормы международного договора (ч. 2 ст. 3 Закона № 1955).

 

ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОГО ЭКСПЕДИРОВАНИЯ

 

По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ч. 1 ст. 9 Закона № 1955, абз. 1 ч. 1 ст. 929 ГК). Такой договор, как и договор перевозки, заключается исключительно в письменной форме.

Для систематического предоставления услуг экспедитора могут заключаться долгосрочные (генеральные) договоры транспортного экспедирования.

Заметьте, что внешнеэкономические договоры (контракты) транспортного экспедирования должны соответствовать требованиям законодательства о ВЭД.

По договору транспортного экспедирования экспедитор может организовать перевозку по одному товарно-транспортному документу грузов нескольких разных клиентов, которые направляются из одного пункта отправления и/или в один пункт назначения, при условии, что экспедитор выступает от имени всех этих клиентов как грузоотправитель и/или грузополучатель.

В договоре транспортного экспедирования должны быть определены такие существенные условия:

1) сведения о сторонах договора:

для юридических лиц — резидентов Украины: наименование, местонахождение и идентификационный код в ЕГРПОУ;

для юридических лиц — нерезидентов Украины: наименование, местонахождение и государство, где зарегистрировано лицо;

для физических лиц — граждан Украины: фамилия, имя, отчество, место проживания с указанием адреса и номер учетной карточки плательщика налогов (индивидуальный идентификационный номер в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей — для тех, кто получил его до вступления в силу НК);

для физических лиц — иностранцев и лиц без гражданства: фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места проживания за пределами Украины;

2) вид услуги экспедитора;

3) вид и наименование груза;

4) права, обязанности сторон;

5) ответственность сторон, в том числе в случае причинения ущерба в результате действия непреодолимой силы;

6) размер платы экспедитору;

7) порядок расчетов;

8) пункты отправления и назначения груза;

9) порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента;

10) срок (дата) выполнения договора;

11) все те условия, в отношении которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Напомним, что договор считается заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям до-говора. На некоторых из этих условий остановимся подробнее.

 

Права и обязанности сторон

Поскольку права и обязанности сторон относятся к существенным условиям договора транспортного экспедирования, они обязательно должны быть прописаны в таком договоре. Но не оставляет этот вопрос без внимания и законодательство. Оно выделило общие права и обязанности сторон, на которые необходимо ориентироваться при заключении договора. То есть права и обязанности сторон, указанные в договоре, не могут идти вразрез с определенными законодательно. При этом у сторон имеется возможность указывать в договоре другие права и обязанности, не установленные нормативными документами. Какие именно законодательно установленные права и обязанности имеют стороны договора транспортного экспедирования, предлагаем узнать из нижеприведенной таблицы.

 

ПРАВА

ОБЯЗАННОСТИ

1

2

Экспедитор

— выбирать или изменять вид транспорта и маршрут перевозки, выбирать или изменять порядок перевозки груза, а также порядок выполнения транспортно-экспедиторских услуг, действуя в интересах клиента, согласно соответствующему договору транспортного экспедирования;

— отступать от указаний клиента в порядке, предусмотренном договором транспортного экспедирования;

— получать возмещение в согласованных с клиентом объемах дополнительных расходов, которые возникли у него при выполнении договора транспортного экспедирования, если такие расходы осуществлялись в интересах клиента;

— придерживать груз, находящийся в его владении, до момента уплаты платы экспедитору и возмещения расходов, осуществленных им в интересах клиента, или до момента другого обеспечения выполнения клиентом его обязательств в части уплаты платы экспедитору и возмещения указанных расходов, если иное не установлено договором транспортного экспедирования;

— не приступать к исполнению обязанностей по договору транспортного экспедирования до получения от клиента всех необходимых документов и другой информации относительно свойств груза, условий его перевозки, а также другой информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортного экспедирования

— предоставлять транспортно-экспедиторские услуги согласно договору транспортного экспедирования и указаниям клиента, согласованным с экспедитором в установленном договором порядке;

— при необходимости отступать от указаний клиента, в частности в случае возникновения угрозы повреждения груза, безопасности людей и окружающей среды, предварительно получив согласие клиента на такое отступление. В случае, если нет возможности заранее сообщить об этом или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в надлежащий по имеющимся обстоятельствам срок, экспедитор имеет право действовать по своему усмотрению, сообщив клиенту о своих действиях, как только такое сообщение станет возможным

Клиент

— определять маршрут направления груза и вид транспорта;

— требовать от экспедитора предоставления информации о ходе перевозки груза;

— давать указания экспедитору, не противоречащие договору транспортного экспедирования и документам, предоставленным экспедитору;

— изменять маршрут доставки груза и конечного грузополучателя, заблаговременно сообщив об этом экспедитору, с возмещением расходов на изменение маршрута в соответствии с договором транспортного экспедирования

— своевременно предоставлять экспедитору полную, точную и достоверную информацию о наименовании, количестве, качестве и других характеристиках груза, его свойствах, условиях его перевозки, другую информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей по договору транспортного экспедирования, а также документы, касающиеся груза, которые нужны для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля и надзора, обеспечения безопасных условий перевозки груза;

— в порядке, предусмотренном договором транспортного экспедирования, уплатить надлежащую плату экспедитору, а также возместить документально подтвержденные расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента в целях выполнения договора транспортного экспедирования

 

Размер платы экспедитору

Что касается размера платы экспедитору, то он устанавливается в договоре по согласованию обеих сторон. Платой при этом считаются средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования (ч. 8 ст. 9 Закона № 1955). Такая плата может быть установлена как в фиксированном размере, так и в процентах к объему услуг, предоставленных экспедитором. Если вдруг в договоре это не будет определено, клиент должен выплатить экспедитору разумную плату (ч. 1 ст. 931 ГК). Разумную плату в таком случае необходимо определять исходя из обычных цен, сложившихся на аналогичные услуги на момент заключения договора (ч. 4 ст. 632 ГК). Заметьте, что в плату не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования, на уплату сборов (обязательных платежей), которые уплачиваются при выполнении договора транспортного экспедирования. Возмещение таких расходов клиентом может быть предусмотрено в договоре. Однако для такого возмещения экспедитор должен предоставить клиенту документы, подтверждающие его расходы (счета, накладные и т. п.), выданные субъектами хозяйствования, которые привлекались к выполнению договора транспортного экспедирования, или органами власти.

 

Ответственность сторон

Наиболее тщательным образом, по нашему мнению, необходимо определить в договоре меру ответственности обеих сторон, особенно экспедитора. Дело в том, что при выполнении транспортно-экспедиторских услуг, как и при выполнении услуг перевозки, всегда существует риск утраты, порчи груза, его несвоевременной доставки. И если ответственность перевозчика за такие нарушения определена на законодательном уровне (см. с. 5),
то экспедитор несет ответственность в большей степени в объеме, определенном в договоре. Единственное, о чем в отношении ответственности экспедитора говорит законодательство, это то, что экспедитор отвечает перед клиентом за количество мест, вес, если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, что зафиксировано его подписью, принадлежность упаковки согласно данным товарно-транспортных документов, заверенных подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования (ч. 1 ст. 14 Закона № 1955). Но обратите внимание: о материальном объеме ответственности даже здесь не сказано. Поэтому, если вопросы ответственности экспедитора не будут прописаны непосредственно в договоре, привлечь его к ответственности за утрату, недостачу, порчу груза или его несвоевременную доставку и т. п. будет весьма сложно. Разве что груз ответственности как на перевозчика можно будет возложить на него, если он самостоятельно будет выполнять услуги перевозки, не привлекая для этого третьих лиц (о такой ответственности см. на с. 5).

То же и с ответственностью клиента. Если она не будет прописана в договоре, нарушения с его стороны могут остаться ненаказанными.

Обратите внимание, что экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им к выполнению договора транспортного экспедирования, в том же порядке, что и за собственные действия.

Клиент или экспедитор имеет право отказаться от договора транспортного экспедирования, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Сторона, заявившая о таком отказе, обязана возместить другой стороне убытки, нанесенные ей в связи с расторжением договора.

 

Учет

 

НДС

В отличие от обычной перевозки транспортно-экспедиторские услуги предполагают оказание целого комплекса услуг по организации и обеспечению перевозки. Это и непосредственно услуги перевозки, и услуги, являющиеся вспомогательными транспортной деятельности (к примеру, такие как погрузка, разгрузка, перегрузка, складская обработка товаров и т. п.), ну и, конечно же, непосредственно услуги по организации всего этого процесса (вознаграждение экспедитора).

Поскольку для каждого вида услуг, которые могут предоставляться в рамках договора транспортного экспедирования, применяются свои правила обложения НДС, то для правильного их НДС-учета следует отдельно выделять:

— услуги перевозки;

— услуги международной перевозки;

— услуги транзитной перевозки;

— услуги по погрузке, разгрузке и другие, связанные с перевозкой услуги;

— услуги экспедитора (экспедиторское вознаграждение как плата за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования).

Поэтому, в первую очередь, представим общую характеристику таких услуг.

 

Общие правила НДС-учета услуг, предоставляемых в рамках договора транспортного экспедирования. Порядок обложения НДС услуг перевозки, услуг по международным и транзитным перевозкам подробно рассмотрен на с. 15, с. 23 и с. 40 соответственно. Поэтому сейчас внимание обратим на правила НДС-учета услуг, вспомогательных транспортной деятельности, и экспедиторского вознаграждения.

 

Услуги вспомогательные транспортной деятельности: погрузка, разгрузка и т. п. Место поставки таких услуг определяется по месту их фактического предоставления (п.п. «а», п.п. «в» п.п. 186.2.1 НК). Так, если услуги фактически предоставляются на территории Украины, то они облагаются НДС по ставке 20 %, за пределами Украины — не объект обложения НДС.

 

ПОСТАВЩИК УСЛУГИ

ЗАКАЗЧИК УСЛУГИ

НА КАКОЙ ТЕРРИТОРИИ ФАКТИЧЕСКИ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ УСЛУГА

МЕСТО ПОСТАВКИ УСЛУГИ

ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Резидент

Резидент/Нерезидент

На территории Украины

Место поставки услуг —территория Украины

Услуга облагается НДС

За пределами территории Украины

Место поставки услуг — за пределами территории Украины

Услуга не облагается НДС

Нерезидент

Резидент

На территории Украины

Место поставки услуг — территория Украины

Услуга облагается НДС.

В этом случае резидент - получатель услуг на основании ст. 208 НК обязан начислить НДС по ставке 20 %

За пределами территории Украины

Место поставки услуг — за пределами территории Украины

Услуга не облагается НДС

 

Экспедиторское вознаграждение. Услуги транспортной экспедиции выделены отдельным п.п. «ж» в п. 186.3 НК. Отметим, что сюда попадает только экспедиторское вознаграждение — плата за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования. Стоимость перевозки и других услуг в экспедиторское вознаграждение не включается. Согласно п.п. «ж» п. 186.3 НК местом поставки транспортно-экспедиторских услуг является место регистрации получателя услуг. Так, если заказчиком услуг транспортного экспедирования является резидент, то вознаграждение экспедитора облагается НДС. А вот если транспортно-экспедиторские услуги закажет нерезидент, то услуги экспедитора не являются объектом обложения НДС.

Отдельно стоит обратить внимание на порядок обложения НДС экспедиторского вознаграждения за организацию транзитных перевозок грузов. Транзитные перевозки на основании п. 197.8 НК освобождены от налогообложения. Причем льгота эта применяется ко всему маршруту транзитной перевозки (ответ на вопрос № 11 ОНК № 610). В п. 197.8 НК указано, что под освобождение попадают и услуги, связанные с такими транзитными перевозками. Поскольку транспортно-экспедиторские услуги согласно КВЭД рассматриваются как вспомогательные транспортным услугам, то от налогообложения освобождается как сама перевозка, так и экспедиторское вознаграждение.

 

ЭКСПЕДИТОР

ЗАКАЗЧИК

Порядок налогообложения

Транспортное экспедирование обычных и международных перевозок

Резидент

Резидент

Экспедиторское вознаграждение облагается по ставке 20 %

Нерезидент

Экспедиторское вознаграждение не облагается НДС (место поставки услуги – за пределами Украины). Однако, операцию по предоставлению услуги нерезиденту следует показать по строке 4 декларации по НДС

Нерезидент

Резидент

Резидент –получатель услуг обязан на основании ст. 208 НК начислить налоговые обязательства на такие услуги по ставке 20 %.

При этом резидент-плательщик НДС в день возникновения НО выписывает налоговую накладную (НН) с указанием суммы налога. Такая НН составляется в одном экземпляре и остается у получателя услуг (п. 208.2 НК). В следующем отчетном (налоговом) периоде он имеет право отразить налоговый кредит по такой НН (п. 198.1 НК).

Резидент-неплательщик НДС обязан подавать Расчет по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 13.11.2013 г. № 678

Транспортное экспедирование транзитных перевозок

Резидент

Резидент

Освобождается от обложения НДС на основании п. 197.8 НК. В декларации по НДС такие услуги показывают по строке 5

Нерезидент

Не объект обложения (место поставки услуги — за пределами Украины). Операцию по предоставлению услуги нерезиденту отражают по строке 4 декларации по НДС

Нерезидент

Резидент

Не облагается НДС (в декларации получателя-резидента такая операция не отражается)

 

Экспедирование внутренних перевозок. Если экспедитор самостоятельно выполняет работы, оказывает услуги. Если весь комплекс услуг экспедитор выполняет самостоятельно (без привлечения третьих лиц), то такие услуги облагаются НДС по общим правилам в зависимости от вида услуги и места ее поставки. Так, в случае организации перевозки груза по Украине для заказчика-плательщика НДС экспедитор на дату первого события (получения оплаты от заказчика или оформления документов, подтверждающих факт осуществления перевозки) начисляет налоговые обязательства по НДС на сумму перевозки и на сумму экспедиторских услуг. В подтверждение возникновения налоговых обязательств экспедитор выписывает на имя заказчика налоговую накладную, в которой отдельными строками отражает (ответ на вопрос № 2 ОНК № 610):

— стоимость экспедиторских услуг (вознаграждение);

— стоимость услуг перевозки.

 

Если экспедитор приобретает услуги/работы у третьих лиц. Для предоставления услуг заказчику экспедитор может привлекать третьих лиц (перевозчиков и др. лиц). В этом случае транспортно-экспедиторские услуги будут выступать ни чем иным, как посреднической операцией (экспедитор покупает соответствующие услуги для заказчика, а потом ему их передает). А это означает, что для налогообложения таких услуг нужно руководствоваться «посредническими» правилами, т. е. п. 189.4 НК.

При этом напомним, что главная особенность посреднических правил заключается в том, что передача товаров/услуг в пределах посреднических договоров считается их поставкой (п.п. «е» п.п. 14.1.191 НК). А это означает, что дата увеличения налоговых обязательств и налогового кредита экспедитора определяется по правилу первого события. Так, по дате первого события (получения денежных средств от заказчика или оформления документов, подтверждающих факт перевозки) экспедитор начисляет налоговые обязательства по НДС на сумму перевозки и на сумму предоставленных экспедиторских услуг.

Приобретая услуги у посредника (перевозчика или третьего лица), экспедитор также по первому событию (перечислению оплаты или получению услуги) отражает налоговый кредит на основании полученной от поставщика налоговой накладной.

Проиллюстрируем вышесказанное на примере.

Пример 1. Экспедитор (плательщик НДС) организует для заказчика (плательщик НДС) перевозку по территории Украины. Для выполнения поручения экспедитор заключает договор с перевозчиком (плательщик НДС). Стоимость перевозки — 6000 грн. (в т. ч. НДС — 1000 грн.). За организацию перевозки заказчик выплачивает экспедитору вознаграждение 1200 грн. (в т. ч. НДС — 200 грн.).

Покажем, как будет отражаться эта операция в НДС-учете сторон. Для наглядности предположим, что заказчиком приобретаются услуги для использования в облагаемых операциях.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИИ

заказчик — плательщик Ндс

экспедитор — плательщик НДС

перевозчик (или третье лицо) — плательщик Ндс

1. Заказчик перечисляет экспедитору предоплату за услуги перевозки и экспедиторское вознаграждение – 7200 грн. (в т. ч. НДС – 1200 грн.)

НК = 1200 грн. (при наличии НН экспедитора)

НО = 1200 грн.

В подтверждение возникновения НО экспедитор выписывает на имя заказчика НН, в которой отдельными строками указывает (вопрос № 2 ОНК № 610):

— стоимость услуг перевозки;

— стоимость услуг экспедирования

2. Получены от перевозчика услуги перевозки

НК = 1000 грн. (при наличии НН перевозчика)

НО = 1000 грн. В подтверждение возникновения НО выписывает на имя экспедитора НН

3. Оплачены услуги перевозчику

 

 

Внимание! Все вышесказанное касается случая, когда посредник (перевозчик либо другое лицо) является плательщиком НДС.

 

Если же посредник – не плательщик НДС, то, по разъяснениям налоговиков, в базу обложения НДС экспедитора включается только экспедиторское вознаграждение. А вот на стоимость приобретенных без НДС услуг при их передаче заказчику экспедитор НДС не начисляет (ответ на вопрос № 1 ОНК № 610). Это справедливо. Ведь в противном случае, если прямо руководствоваться нормами  п. 189.4 НК, экспедитор, получая услуги от перевозчика без НДС, не имел бы права на налоговый кредит. Однако при передаче их заказчику должен начислить налоговые обязательства по НДС. К счастью, налоговики стали на сторону экспедиторов. Правда, при таком подходе налоговиков в невыгодном положении оказывается заказчик. Ведь в этом случае именно он не получит налоговый кредит по услугам перевозки.

Разберем эту ситуацию на примере.

Пример 2. Экспедитор (плательщик НДС) организует для заказчика (плательщик НДС) перевозку по территории Украины. Для перевозки груза экспедитор привлекает перевозчика — неплательщика НДС. Стоимость перевозки — 6000 грн. За организацию перевозки заказчик выплачивает экспедитору вознаграждение 1200 грн. (в т. ч. НДС — 200 грн.).

Покажем, как будет отражаться эта операция в НДС-учете сторон.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИИ

заказчик —плательщик Ндс

экспедитор — плательщик НДС

перевозчик — неплательщик ндс

1. Заказчик перечисляет экспедитору предоплату за услуги перевозки и экспедиторское вознаграждение – 7200 грн. (в т. ч. НДС – 200 грн.)

НК = 200 грн. (при наличии НН экспедитора)

НО = 200 грн. (НО только в части экспедиторского вознаграждения). В подтверждение возникновения НО выписывает на имя заказчика НН

2. Получены от перевозчика услуги перевозки

(приобретение услуг без НДС в декларации не отражает)

3. Оплачены услуги перевозчику

 

 

Важно! Если первым событием является предоплата, то на момент ее получения экспедитор может еще и не знать, у кого будут приобретаться услуги: у плательщика или неплательщика НДС. В этой ситуации экспедитору безопаснее отразить налоговые обязательства исходя из всей суммы предоплаты и в дальнейшем при необходимости откорректировать их. При этом уменьшающую НДС корректировку экспедитору получится произвести лишь при условии, что заказчиком является плательщик НДС.

 

Теперь рассмотрим ситуацию, когда экспедитор покупает для заказчика — плательщика НДС безНДСные услуги (к примеру, с местом поставки за пределами территории Украины) или освобожденные от обложения НДС услуги (например, услуги транзитной перевозки).

При передаче таких услуг заказчику экспедитор применяет те же правила налогообложения, что и исполнитель. Так, если услуги освобождены от налогообложения, то экспедитор должен составить отдельную налоговую накладную с отметкой «без НДС».

Рассмотрим пример.

Пример 3. Заказчик (плательщик НДС) заказал экспедитору (плательщик НДС) организацию транзитной перевозки. Такая перевозка освобождена от обложения НДС на основании п. 197.8 НК. Стоимость перевозки — 6000 грн. Вознаграждение экспедитора — 1000 грн. В этом случае вознаграждение экспедитора также на основании п. 197.8 НК освобождается от обложения НДС как услуга, связанная с транзитной перевозкой.

Покажем, как будет отражаться эта операция в НДС-учете сторон.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИИ

заказчик — плательщик Ндс

экспедитор — плательщик НДС

перевозчик (или третье лицо) — плательщик Ндс

1. Заказчик перечисляет экспедитору предоплату за услуги перевозки и экспедиторское вознаграждение– 7000 грн.

(получение услуг отражает по стр. 11.2 декларации)

НО — нет (на «льготные» услуги выписывается НН на имя заказчика с отметкой «без НДС»), в которой отдельными строками выделяется:

— стоимость перевозки (6000 грн.);

— стоимость вознаграждения (1000 грн.).

Стоимость перевозки и экспедиторского вознаграждения отражается по стр. 5 декларации

2. Получены от перевозчика услуги транзитной перевозки

(получение услуги отражает по строке 11.2 декларации)

НО — не возникает. Но на имя перевозчика выписывается «льготная» НН

3. Оплачены услуги перевозчику

 

Экспедирование международных перевозок. Международные перевозки облагаются НДС по ставке 0 % на всей протяженности пути (п.п. 195.1.3 НК, п.п. «е» п. 185.1 НК).

 

Если экспедитор самостоятельно предоставляет услуги перевозки. На дату первого события (получения оплаты от покупателя или осуществления перевозки) у экспедитора возникают налоговые обязательства по НДС:

— на стоимость международной перевозки (с начислением НДС по ставке 0 %);

— на стоимость экспедиторского вознаграждения (облагается НДС по правилам п.п. «ж» п. 186.3 НК (см. таблицу на с.31).

При этом, по разъяснениям налоговиков (вопрос № 8 ОНК № 610), на дату возникновения налоговых обязательств по международной перевозке экспедитор выписывает 2 налоговые накладные:

— одну на стоимость услуги международной перевозки с начислением НДС по нулевой ставке;

— вторую — на экспедиторское вознаграждение.

В то же время отметим: согласно п. 13 Порядка № 10 при одновременной поставке товаров/услуг, к которым применяется как нулевая ставка, так и ставка 20 %, составляется одна налоговая накладная.

 

Если экспедитор для международной перевозки привлекает третье лицо. В этом случае действуют «посреднические» правила. Так, если перевозчиком является плательщик НДС, то экспедитор на дату первого события (получения денежных средств от заказчика или оформления документа, подтверждающего факт перевозки) начисляет налоговые обязательства по НДС:

— по ставке 0 % на стоимость международной перевозки;

— по ставке 20 % — на сумму экспедиторского вознаграждения (если заказчиком является резидент).

В случае, когда перевозчиком является неплательщик НДС (в т. ч. нерезидент), налоговые обязательства у экспедитора на стоимость перевозки не возникают (т. е. при передаче таких услуг заказчику на стоимость международной перевозки НДС экспедитор не начисляет). Базой обложения НДС является только экспедиторское вознаграждение.

Рассмотрим примеры.

Пример 4. Заказчик (плательщик НДС) заказал экспедитору (плательщик НДС) организацию международной перевозки. Стоимость перевозки — 6000 грн. Перевозку будет осуществлять третье лицо — перевозчик (плательщик НДС), с которым экспедитор заключил договор. Вознаграждение экспедитора — 1200 грн. (в т.ч. НДС — 200 грн.).

 

СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИИ

заказчик —плательщик Ндс

экспедитор — плательщик НДС

перевозчик (или третье лицо) — плательщик Ндс

1. Заказчик перечислил экспедитору предоплату за услуги перевозки и экспедиторское вознаграждение – 7200 грн. (в т.ч. НДС — 200 грн.)

НК по ставке 0 % из суммы 6000 грн. (при наличии НН).

НК = 200 грн.
(из суммы экспедиторского вознаграждения при наличии НН)

НО на стоимость перевозки (6000 грн.) по ставке 0 % (стр. 2.2 декларации);

НО = 200 грн. (на сумму экспедиторского вознаграждения; стр. 1 декларации).

В подтверждение возникновения НО выписывает на имя заказчика 2 налоговые накладные (ответ на вопрос № 8 ОНК № 610):

— одну — на стоимость перевозки;

— вторую — на сумму экспедиторского вознаграждения*

2. Получены от перевозчика услуги международной перевозки

НК по ставке 0 % со стоимости перевозки (при наличии НН перевозчика). Отражается по стр. 10 декларации

НО по ставке 0 % на стоимость перевозки (стр. 2.2 декларации). В подтверждение возникновения НО выписывает на имя экспедитора НН с начислением НДС по ставке 0 %

3. Оплачены услуги перевозчику

* Согласно п. 13 Порядка № 10 при одновременной поставке товаров/услуг, к которой применяется как нулевая ставка, так и ставка 20 %, допускается составление одной налоговой накладной.

 

Пример 5. Заказчик (плательщик НДС) заказал экспедитору (плательщик НДС) организовать международную перевозку грузов. Стоимость перевозки — 6000 грн. Перевозку будет осуществлять третье лицо — нерезидент. Помимо международной перевозки нерезидент также выполняет погрузочно-разгрузочные работы на территории Украины (место поставки — территория Украины; услуга облагается по ставке 20 %) на сумму 2400 грн. (в т.ч. НДС — 400 грн.). Вознаграждение экспедитора — 1200 грн. (в т.ч. НДС — 200 грн.).

Покажем, как будет отражаться эта операция в НДС-учете сторон.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАЦИИ

заказчик —плательщик Ндс

экспедитор — плательщик НДС

перевозчик (или третье лицо) — нерезидент

1. Заказчик перечислил экспедитору предоплату оплату за услуги международной перевозки, погрузочно-разгрузочные работы и экспедиторское вознаграждение в сумме 9600 грн. (в т. ч. НДС — 600 грн.)

НК = 600 грн. (при наличии НН экспедитора)

НО = 600 грн. В подтверждение возникновения НО выписывает на имя заказчика НН, в которой отдельными строками указывает: — стоимость погрузочно-разгрузочных работ;

— стоимость экспедиторского вознаграждения

2. Получены от перевозчика услуги

НО = 400 грн.

На стоимость погрузочно-разгрузочных работ экспедитор выписывает себе НН.

В следующем отчетном (налоговом)периоде на основании выписанной НН отражает НК (п. 198.1 НК).

3. Оплачены услуги перевозчику

 

Налог на прибыль

В этом подразделе вашему вниманию представлен порядок налогового учета как у клиента, так и у экспедитора. Далее — «согласно приобретенным билетам».

 

Налоговый учет у клиента. Целесообразно отдельно рассмотреть случаи, когда клиентом экспедитора выступают продавец и покупатель продукции (товаров).

В первом случае никаких «заморочок» для клиента не предусмотрено. Так, он смело может воспользоваться положениями п.п. «е» п.п. 138.10.3 НК, включив таким образом понесенные расходы в расходы на сбыт.

Если мы заговорили о сбытовых расходах, то напомним, что в налоговом учете их относят к прочим. Как следствие — отражать такие расходы в учете нужно в том отчетном периоде, в котором их осуществили согласно правилам ведения бухгалтерского учета.

Кроме доказательства хозяйственной направленности расходов немалое значение имеет их документальное подтверждение. Когда мы говорили о налоговом учете перевозок, то напоминали о важности в этом плане ТТН. На этот раз без них также не обойтись (конечно, если вы хотите отразить стоимость доставки груза в налоговом учете). Однако не ТТН едиными! На авансцену на этот раз выходят также договоры транспортного экспедирования и составленные на их исполнение акты предоставленных услуг.

Если же речь идет о посреднической схеме выполнения договора, то в качестве документального подтверждения пригодятся также копии документов, полученные экспедитором от непосредственных исполнителей работ и услуг.

Посредническая схема говорите… в этом случае точно есть какие-то особенности налогового учета, не так ли? Действительно, своя специфика предусмотрена, однако для клиента она не существенна. По большому счету, ему все равно, кто именно предоставляет услуги и/или выполняет работы в его пользу. Право на отражение в учете налоговых расходов он не утратит в любом случае (конечно, если не отнесется к подтверждению расходов уж совсем безответственно).

Итак, есть расходы. Где отражать? Расходы на сбыт, к которым, как мы выяснили, относятся расходы на оплату услуг транспортного экспедирования, показывают в одноименной строке 06.2 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия.

Теперь о втором случае (экспедитор предоставляет услуги покупателю продукции (товаров)). По правде говоря, ожидать каких-либо «сюрпризов» не стоит и в этот раз. Итак, какие расходы отражать в этой ситуации? Ответ на этот вопрос зависит от того, относительно каких именно ценностей имеют место транспортно-экспедиторские расходы. Здесь возможны два случая. В частности, если экспедитору поручено организовать доставку:

1) производственных запасов, МБП, товаров.

В таком случае в соответствии с п. 138.6 НК себестоимость приобретенных и реализованных товаров формируется в соответствии с ценой их приобретения с учетом ввозной таможенной пошлины и расходов на доставку и доведение до состояния, пригодного для продажи. Как видите, об отнесении к налоговым расходам на транспортное экспедирование речь идет только на этапе реализации товаров.

В то же время возможным является вариант, когда приобретенные запасы или МБП используют и не для дальнейшей реализации (или реализации товаров, работ, услуг, полученных с их использованием). Такие ценности могут быть использованы также в административных, сбытовых целях, в рамках ведения другой операционной деятельности. Тогда об отражении расходов в налоговом учете можно говорить в том отчетном периоде, в котором такие расходы осуществили согласно правилам ведения бухгалтерского учета;

2) объектов основных средств и других необоротных активов.

В таком случае расходы на транспортное экспедирование можно включить в первоначальную стоимость объекта как расходы на транспортировку.

Вы, безусловно, помните, что расходы на приобретение объектов основных средств и других необоротных активов отражают в налоговом учете постепенно (по мере начисления их амортизации). То же можно сказать и о рассматриваемом случае.

В части документального подтверждения транспортно-экспедиторских расходов в ситуации, когда получателем таких услуг является покупатель продукции, все стандартно. То есть могут пригодится ТТН, договоры транспортного экспедирования, акты предоставленных услуг, составленные во исполнение таких договоров, а также документы, которые экспедитору предоставляют непосредственные исполнители работ/услуг (при посреднической схеме).

Что отражать покупателю ценностей в декларации по налогу на прибыль? Ответ зависит от того, каким образом в дальнейшем распоряжаются доставленными ценностями. В частности, в зависимости от ситуации могут быть задействованы такие строки декларации:

05.1 «собівартість придбаних (виготовлених) та реалізованих товарів (робіт, послуг)»;

06.1 «Адміністративні витрати»;

06.2 «Витрати на збут»;

06.4 «Інші витрати звичайної діяльності та інші операційні витрати».

Теперь с вашего разрешения перейдем к рассмотрению порядка налогового учета у экспедитора, поскольку с клиентами мы уже разобрались.

 

Налоговый учет у экспедитора. Порядок его ведения зависит от того, идет речь о прямом или о посредническом договоре.

 

Учет при прямом договоре. Помните, какой это договор? Такой, согласно которому экспедитор самостоятельно выполняет работы, предоставляет услуги, предусмотренные договором транспортного экспедирования.

В этом случае экспедитор формирует в налоговом учете доходы и расходы по общеустановленным правилам.

Так, доходы он должен отразить по дате составления акта или другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, который подтверждает выполнение работ или предоставление услуг. Признают такой доход в размере договорной (контрактной) стоимости, но не меньше суммы компенсации, полученной в любой форме, в том числе при уменьшении обязательств. В декларации для таких доходов предназначена строка 02 «Дохід від операційної діяльності (дохід від реалізації товарів (робіт, послуг)), з нього:».

Что же касается расходов, то они включают себестоимость выполненных работ и предоставленных услуг и прочие расходы. Первые признают расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации работ или услуг, в то время как вторые — того отчетного периода, в котором их осуществили согласно правилам ведения бухгалтерского учета. Отличается и порядок отражения расходов в налоговой декларации. В зависимости от того, о каких расходах идет речь, их могут отражать в строке 05.1 или строках 06.1, 06.2, 06.4 соответственно.

На этом о прямом договоре — все. Как видите, ничего сложного.

Учет при посредническом договоре. Напомним, в этом случае экспедитор, исполняя свои обязанности по договору транспортного экспедирования, может привлекать для выполнения отдельных работ или предоставления отдельных услуг третьих лиц. Понятно, что в таком случае между экспедитором и клиентом возникают отношения комиссии* или поручения**, что не может не отразиться на порядке ведения налогового учета.

* По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента согласно (ст. 1011 ГК).

** По агентскому договору одна сторона (коммерческий агент) обязуется предоставить услуги другой стороне (субъекту, которого представляет агент) по заключению соглашений или содействовать их заключению (предоставление фактических услуг) от имени этого субъекта и за его счет (в соответствии с ч. 1 ст. 297 ХК).

Специфические учетные правила для такой ситуации предусмотрены п.п. 136.1.19 НК. В соответствии с его требованиями средства или стоимость имущества, поступающие комиссионеру (поверенному, агенту и т. п.) в рамках договоров комиссии, поручения, консигнации и других аналогичных гражданско-правовых договоров, не учитываются в составе налоговых доходов. Именно на основании этой нормы в доходы экспедитора не включают средства, полученные от клиента и направленные на оплату работ/услуг, выполненных/предоставленных третьими лицами.

Но это вовсе не означает, что в учете экспедитора не найдется места для налоговых доходов! Если бы все средства, полученные им от клиента, он расходовал на оплату работ, услуг, предоставленных третьими лицами, то зачем тогда вообще браться за такое экспедирование? Однако экспедиторы не такие «недалекие». Даже если ни одного из звеньев транспортного экспедирования они не выполняют собственными силами, все равно вознаграждение за свои услуги они получат. В этой части они и должны отразить доходы.

Чем же являются последние по своей сути? Ни чем иным, как доходом от предоставления услуг. О порядке налогового учета таких доходов мы говорили выше. При этом, отметьте, никаких особенностей для учета вознаграждения экспедитора не предусмотрено. То есть, такие доходы:

— определяют на основании первичных документов, подтверждающих получение плательщиком налога доходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрено правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разд. II НК;

— признают по дате составления акта или другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, который подтверждает предоставление услуг;

— признают в размере договорной (контрактной) стоимости, но не меньше суммы компенсации, полученной в любой форме, в том числе при уменьшении обязательств;

— отражают в строке 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

А что же можно сказать о расходах? Сумма компенсации расходов, понесенных экспедитором на приобретение у третьих лиц товаров/работ/услуг для клиента не должна включаться в налоговые расходы. Объяснение тому следующее: платежи плательщика налога в сумме стоимости товара в пользу комитента, принципала и т. п. по договорам комиссии, агентским договорам и другим аналогичным договорам, перечисленные плательщиком во исполнение этих договоров, не включают в состав расходов. На это указывает п.п. 139.1.2 НК.

Поэтому в учете экспедитора отражают исключительно те расходы, которые понесены им в пределах организации экспедирования. То есть это расходы, связанные с получением дохода от реализации собственных услуг.

На этом все. Далее вашему вниманию следующий вопрос.

Бухгалтерский учет по прямому договору

В бухгалтерском учете реализация транспортно-экспедиторских услуг, предоставляемых экспедитором самостоятельно, т. е. по прямому договору, отражается в общем порядке, установленном для учета реализации услуг. То есть все средства, полученные экспедитором от клиента (заказчика экспедиторских услуг), будут полностью принадлежать экспедитору как плата за предоставленные им услуги.

Итак, доходы экспедитора в таком случае будут признаваться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от момента фактического поступления денежных средств.

Доход от предоставленных транспортно-экспедиторских услуг признается на дату составления Акта предоставленных услуг (выполненных работ) и отражается по кредиту субсчета 703 «Доход от реализации работ и услуг».

Помните, что предварительная оплата стоимости услуг в доход не включается (п.п. 6.3 П(С)БУ 15). В свою очередь поступление предварительной оплаты за услуги отражается проводкой Дт 31 — Кт 681.

Расчеты с заказчиком транспортно-экспедиторских услуг ведутся на счете 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Расходы экспедитора в виде себестоимости реализованных услуг отражаются в том отчетном периоде, в котором признаны доходы от реализации таких услуг (п. 7 П(С)БУ 16).

Кроме того, если экспедитор получает груз от клиента, он несет ответственность за его сохранность, т. е. фактически получает материальные ценности на ответственное хранение. Поэтому экспедитору необходимо вести их забалансовый учет. Договорная стоимость таких ценностей (с учетом НДС) отражается на забалансовом субсчете 023 «Материальные ценности на ответственном хранении».

Пример 1. По прямому договору перевозки грузовладелец-резидент поручает экспедитору доставить порученный ему груз, стоимостью 18000 грн. (в том числе НДС — 3000 грн.), по территории Украины. Экспедитор организовывает перевозку и самостоятельно ее осуществляет.

Для выполнения договора перевозки клиент перечислил экспедитору предоплату — 6000 грн. Себестоимость экспедиторских услуг составила 3700 грн.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Получен груз на ответственное хранение

023

18000,00

2

Получены средства от клиента для выполнения договора транспортного экспедирования

311

681

6000,00

3

Начислены налоговые обязательства по НДС

643

641

1000,00

4

Подписан акт предоставленных услуг с заказчиком

361

703

6000,00

5000,00*

5

Списана ранее отраженная сумма налоговых обязательств по НДС

703

643

1000,00

6

Списана себестоимость услуги транспортного экспедирования

903

23

3700,00

3700,00*

7

Отражен зачет задолженностей

681

361

6000,00

8

Списана с забалансового учета стоимость переданного грузополучателю груза

023

18000,00

* Согласно п. 137.1 НК доход от оказания услуг признается по дате составления акта, подтверждающего их предоставление, при этом одновременно с «налоговыми» доходами признаются и связанные с их получением «налоговые» расходы (п. 138.4 НК).

 

Бухгалтерский учет при привлечении третьих лиц

Для выполнения обязательств, предусмотренных договором транспортного экспедирования, экспедитор может привлекать третьих лиц. В свою очередь отражение в бухгалтерском учете расчетов, при которых клиент поручает экспедитору на основании договора транспортного экспедирования приобрести от своего имени или от имени клиента и за его счет услуги сторонних лиц (субъектов предпринимательской деятельности), имеет свои особенности.

Напомним, что согласно ст. 9 Закона № 1955 за свои услуги (за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования) экспедитор получает вознаграждение. Причем в него не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к исполнению договора транспортного экспедирования, на оплату сборов (обязательных платежей), которые уплачиваются при исполнении договора транспортного экспедирования.

Таким образом, следует отличать суммы, которые заказчик дает (перечисляет) экспедитору:

1) для покупки у третьих лиц соответствующих услуг, обеспечивающих перевозку;

2) для покупки услуг у экспедитора как непосредственного исполнителя таких услуг (например, если экспедитор сам осуществляет перевозку);

3) в качестве вознаграждения экспедитора.

Итак, для расчетов экспедитора непосредственно с клиентом в части покупки услуг третьих лиц будет использоваться субсчет 685 «Расчеты с прочими кредиторами», а для расчетов экспедитора с субъектами предпринимательской деятельности, привлеченными для выполнения услуг по такому договору (так называемыми третьими лицами), — субсчет 377 «Расчеты с прочими дебиторами».

После выполнения договора транспортного экспедирования на сумму понесенных затрат, возмещаемых клиентом (заказчиком экспедиторских услуг), экспедитор производит зачет взаимной задолженности проводками по дебету субсчета 685 «Расчеты с прочими кредиторами» (клиент) и кредиту субсчета 377 «Расчеты с прочими дебиторами» (исполнитель услуг).

Обратите внимание, что затраты экспедитора на привлечение третьих лиц для выполнения договора транспортного экспедирования не могут быть признаны собственными расходами (п.п. 9.1 П(С)БУ 16), а суммы, полученные экспедитором как возмещение таких затрат, не признаются доходами (п.п. 6.2 П(С)БУ 15), поскольку они не соответствуют определениям доходов и расходов, приведенным в п. 5 П(С)БУ 15 и п. 6 П(С)БУ 16.

В свою очередь с доходами, полученными экспедитором в качестве вознаграждения, в бухгалтерском учете все иначе. Так, сумма экспедиторского вознаграждения отражается в составе дохода экспедитора по кредиту субсчета 703 «Доход от реализации работ и услуг» в момент подписания Акта выполненных услуг (т. е. по дате начисления). Вместе с тем авансовая выплата клиентом вознаграждения не изменяет сумму бухгалтерских доходов экспедитора.

Одновременно с признанием дохода экспедитор отражает себестоимость экспедиторских услуг по дебету субсчета 903 «Себестоимость реализованных работ и услуг».

Пример 1. По договору транспортного экспедирования грузовладелец-резидент поручает экспедитору осуществить от его имени и за его счет комплекс работ по перевозке груза внутри территории Украины.

Для выполнения договора клиент перечислил экспедитору предоплату за услугу перевозки — 6000 грн., и за погрузочно-разгрузочные работы — 4800 грн. Для выполнения услуг перевозки и погрузки экспедитор привлекает третьих лиц.

Собственные затраты экспедитора на проведение экспедиторских услуг составили 700 грн. Сумма экспедиторского вознаграждения от заказчика — 3000 грн. (в том числе НДС — 500 грн.).

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Получена предоплата от заказчика-резидента за выполнение договора транспортного экспедирования, в том числе:

за услугу перевозки

311

685

6000,00

за погрузочно-разгрузочные работы

311

685

4800,00

2

Отражены налоговые обязательства по НДС:

в части стоимости перевозки

643

641

1000,00

в части погрузочно-разгрузочных работ

643

641

800,00

3

Перечислена предоплата третьему лицу за услугу перевозки

377

311

6000,00

4

Отражен налоговый кредит по услуге перевозки

641

644

1000,00

5

Перечислена предоплата за погрузочно-разгрузочные работы

377

311

4800,00

6

Отражен налоговый кредит в части погрузочно-разгрузочных работ

641

644

800,00

7

Отражен зачет налоговых обязательств и налогового кредита по приобретенным для заказчика услугам

644

643

1800,00

8

Отражен зачет задолженностей

685

377

10800,00

9

Подписан акт предоставленных услуг с заказчиком (начислена сумма вознаграждения)

361

703

3000,00

2500,00*

10

Начислены налоговые обязательства по НДС

703

641

500,00

11

Списана на расходы себестоимость экспедиторской услуги

903

23

700,00

700,00*

12

Получена сумма экспедиторского вознаграждения от заказчика

311

361

3000,00

* Согласно п. 137.1 НК доход от оказания услуг признается по дате составления акта, подтверждающего их предоставление, при этом одновременно с «налоговыми» доходами признаются и связанные с их получением «налоговые» расходы (п. 138.4 НК).

 

Пример 2. Между экспедитором (резидент) и заказчиком (резидент) заключен договор транспортного экспедирования, по которому экспедитор обязуется организовать международную перевозку груза из Харькова в Берлин. Организация перевозки включает в себя:

1) перевозку груза из Харькова в Берлин — 50000 грн. (НДС — 0 грн.);

2) погрузочно-разгрузочные работы:

на территории Украины на сумму 600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.);

за пределами Украины — на сумму 1000 грн. (без НДС).

Для осуществления названных услуг заказчик перечислил экспедитору средства в сумме 51600 грн. (в том числе НДС — 100 грн.).

Для выполнения обязательств экспедитор привлекает третьих лиц. Собственные затраты экспедитора на проведение экспедиторских услуг составили 6300 грн.

Сумма экспедиторского вознаграждения от заказчика — 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.).

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Получена предоплата от заказчика по договору транспортного экспедирования

311

685

51600,00

2

Отражены налоговые обязательства по НДС

643

641

100,00

3

Перечислена оплата перевозчику по договору перевозки

377

311

50000,00

4

Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

644

0,00

5

Перечислена оплата за погрузочно-разгрузочные работы

377

311

1600,00

6

Отражена сумма налогового кредита по НДС (по «украинским» услугам)

641

644

100,00

7

Отражен зачет задолженностей

685

377

51600,00

8

Отражен зачет налоговых обязательств и налогового кредита по приобретенным для заказчика услугам

644

643

100,00

9

Подписан акт предоставленных услуг с заказчиком (начислена сумма вознаграждения)

361

703

12000,00

10000,00*

10

Отражены налоговые обязательства по НДС исходя из суммы вознаграждения

703

641

2000,00

11

Списана на расходы себестоимость экспедиторской услуги

903

23

6300,00

6300,00*

12

Получена сумма экспедиторского вознаграждения от заказчика

311

361

12000,00

* Согласно п. 137.1 НК доход от оказания услуг признается по дате составления акта, подтверждающего их предоставление, при этом одновременно с «налоговыми» доходами признаются и связанные с их получением «налоговые» расходы (п. 138.4 НК).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц