Темы статей
Выбрать темы

Приказ об учетной политике предприятия

налоговые эксперты Чернышова Наталья, Товстопят Юрий, Крылова Татьяна

Влияние учетной политики на финансовые результаты деятельности предприятия столь существенно, что требует оформления соответствующего предписывающего документа (преимущественно приказа, ибо именно на руководителе согласно действующему законодательству лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения). Это касается всех предприятий, в том числе государственного, коммунального секторов экономики, учетная политика которых определяется в распорядительном документе, принимаемом в соответствии с Положением № 1213. О составлении и издании такого документа и пойдет речь в этом разделе номера.

 

Нюансы составления

 

Утверждение руководителем предприятия учетной политики производится путем издания специального локального нормативного акта (приказа). Проект приказа об учетной политике предприятия составляет главный бухгалтер и подает его на утверждение руководителю предприятия. При этом текст учетной политики может быть изложен в самом приказе или в качестве отдельных приложений к нему.

Основное предназначение приказа об учетной политике заключается в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить их единообразную и, по возможности, точную реализацию в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем в отдельности.

Обращаем внимание, что приказ, которым утверждается учетная политика, оформляется с соблюдением всех требований к организационно-распорядительной документации в соответствии с ДСТУ 4163-2003, который распространяется на организационно-распорядительные документы (постановления, распоряжения, приказы, положения, решения, протоколы, акты и т. п.), создаваемые в результате деятельности предприятий (учреждений, организаций) и их объединений всех форм собственности. Заметим также, что приказ об учетной политике как организационно-распорядительный документ должен иметь все необходимые реквизиты, в частности наименование предприятия (учреждения, организации), название вида документа, дату, регистрационный индекс документа, заголовок к тексту документа, текст документа, подпись и т. п. (п. 4.4 ДСТУ 4163-2003).

Вопросы установления и изменения учетной политики предприятия относятся к компетенции собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) предприятия.

Полномочия собственника (собственников) предприятия в формировании учетной политики реализуются определением в приказе об учетной политике:

— перечня методов оценки, учета и процедур, которые будут использованы предприятием при составлении финансовых отчетов;

— конкретных аспектов учетной политики в отношении отдельных хозяйственных операций, объектов учета и статей финансовой отчетности.

Справедливости ради стоит сказать, что на практике чаще всего учетную политику формирует и положения приказа разрабатывает главный бухгалтер предприятия, а его руководитель лишь утверждает их.

Напомним, что требования и нормы, четко предписанные Законом о бухучете и П(С)БУ (предусматривают только один вариант), дублировать в приказе об учетной политике нет никакой надобности. В нем предприятие должно сделать свой выбор среди тех методов учета, применение которых разрешено в разных вариантах. По этому поводу Минфин в п. 1.3 Методрекомендаций № 635 высказался так: «Одновариантные методы оценки, учета и процедур в такой распорядительный документ включать нецелесообразно». Например, в приказе об учетной политике нет смысла указывать, что единицей учета ОС является объект ОС. Это и так определено п. 7 П(С)БУ 7 как единственный возможный вариант. Тем не менее, на наш взгляд, если предприятие все же оговорит в своем приказе такие моменты, это не будет противоречить нормам П(С)БУ. Больше беспокоиться стоит о том, чтобы не забыть включить в приказ существенные для предприятия методы и процедуры учета, имеющие альтернативность выбора.

Таким образом, весьма важно в приказе об учетной политике предприятия четко:

— обозначить выбранные методы оценки и учета, вариантность которых предусмотрена нормативными актами по бухгалтерскому учету;

— оговорить варианты элементов учетной политики, описание которых отсутствует в нормативных документах и особенности применения которых предприятие утверждает исходя из специфики условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т. п.).

Другими словами, при формировании учетной политики нужно раскрыть учетные методы в зависимости от характера и специфики деятельности предприятия в отношении тех или иных операций и событий его хозяйственной жизни.

Но если, к примеру, в приказе об учетной политике можно прямо установить один или несколько методов начисления амортизации необоротных активов (применительно к каждой однородной группе), то ни в самом приказе, ни даже в приложении к нему невозможно заранее предусмотреть все случаи поступления на предприятие объектов не-оборотных активов, определить срок полезного использования и возможные условия их эксплуатации. Поэтому здесь надо наделить соответствующими полномочиями специальную компетентную комиссию, которая будет устанавливать и срок полезного использования, и ликвидационную стоимость, и метод начисления амортизации в отношении каждого конкретного объекта необоротных активов исходя из его предназначения, предполагаемой интенсивности и условий эксплуатации и т. п.

 

Периодичность издания

 

В отличие от мероприятий по организации бухгалтерского учета, которые могут изменяться на предприятии не только по окончании года, но и в течение него, учетная политика разрабатывается и утверждается на длительную перспективу и изменяется только в случаях, установленных П(С)БУ 6
(о них см. на с. 30). В этой связи приказ об учетной политике, на наш взгляд, должен издаваться на предприятии отдельно от приказа по организации бухгалтерского учета, которым оговариваются, в частности, правила организации документооборота, утверждается рабочий план счетов и т. д.

В то же время на небольших предприятиях возможно издание одного приказа, включающего два основных раздела:

— учетная политика предприятия;

— организация бухгалтерского учета на предприятии.

Причем издавать ежегодно приказ об учетной политике не обязательно, так как закрепленные в нем направления учетной политики должны базироваться на единых и неизменных методических принципах, применяемых постоянно (из года в год). Иначе не будет выполняться установленный Законом о бухучете один из основных принципов бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности — принцип последовательности. Естественно, в распорядительный документ об учетной политике, принятый в качестве базисного, можно впоследствии по необходимости вносить определенные изменения и дополнения, обусловленные в том числе требованиями принятых и вступающих в силу новых (или изложенных в новой редакции) П(С)БУ. Кроме того, практически ежегодно вносимые изменения в уже действующие П(С)БУ также предопределяют необходимость «ревизии» приказа об учетной политике на предмет соответствия нормам стандартов и его корректировки по тем моментам, которые не нашли отражения в предыдущих приказах.

Впрочем, по своему усмотрению предприятие может издавать приказ об учетной политике ежегодно — в подтверждение неизменности выбранной учетной политики (хотя, повторим, можно таким приказом лишь вносить дополнения или изменения в уже изданный ранее).

А вот вновь созданным предприятиям следует разработать учетную политику до начала хозяйственной деятельности таким образом, чтобы первая хозяйственная операция происходила уже после утверждения ее положений соответствующим приказом.

Как не существует единого рецепта учетной политики, так не может быть и эталонного приказа о ее установлении. А вот образец такого приказа об учетной политике, в котором нашли отражение те варианты элементов учетной политики, выбор которых оставлен нормативными актами по бухгалтерскому учету за самим предприятием, предлагаем вашему вниманию в следующем подразделе.

 

Пример приказа

 

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать — гласит известная пословица. Внимая ее мудрости, предлагаем вашему вниманию пример приказа об учетной политике. Он, само собой, не является эталонным, ведь эталона такого документа в принципе быть не может. Его содержание, как мы говорили, зависит исключительно от деятельности предприятия и осуществляемых им хозяйственных операций. Однако благодаря этому примеру вы увидите основные принципы составления приказа об учетной политике.

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Миэрин»

ПРИКАЗ

22.12.2014 г.   г. Харьков   № 313

Об учетной политике предприятия на 2015 год

Во исполнение требований Закона Украины от 16 июля 1999 года № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в целях составления достоверной финансовой отчетности

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Общие положения

1.1. Применять при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций и событий нормы соответствующих положений (стандартов) бухгалтерского учета, утвержденных Министерством финансов Украины.

1.2. При отсутствии необходимых норм П(С)БУ применять аналогичные нормы системы международных стандартов финансовой отчетности МСБУ-МСФО (IAS-IFRS) на основании того, что национальные П(С)БУ не могут противоречить МСБУ-МСФО (IAS-IFRS).

1.3. При ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности применять те профессиональные суждения и положения систем учета, которые позволяют однозначно толковать информацию финансовой отчетности.

1.4. Установить границу существенности для:

— отдельных объектов учета, относящихся к активам, обязательствам и собственному капиталу предприятия, — 3 % стоимости всех активов, всех обязательств и собственного капитала соответственно;

— отдельных видов доходов и расходов — 0,2 % суммы доходов/расходов предприятия;

— в целях проведения переоценки или уменьшения полезности объектов необоротных активов применять отклонение остаточной стоимости от их справедливой стоимости в размере 8 % справедливой стоимости объекта;

— определения подобных активов — разница между справедливой стоимостью объектов обмена не должна превышать 10 %;

— статей финансовой отчетности:

  • Баланса (Отчета о финансовом состоянии) — 5 % суммы итога баланса;

  • Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) — 20 % финансового результата от операционной деятельности;

  • Отчета о движении денежных средств — 5% суммы чистого движения денежных средств от операционной деятельности;

  • Отчета о собственном капитале — 5 % размера собственного капитала предприятия.

1.5. Установить продолжительность операционного цикла для:

— производства продукции «А» — пять месяцев;

— производства продукции «Б» — три месяца;

— производства прочей продукции и предоставления услуг про-мыш-ленного характера — два месяца.

1.6. Отражать отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства в годовой финансовой отчетности.

1.7. Утвердить прилагаемый перечень связанных сторон (приложение 1 к настоящему приказу).

1.8. Проводить инвентаризацию:

— кассы — не реже одного раза в месяц в период с 25 по 30/31 число каждого месяца;

— активов и обязательств — два раза в год: перед составлением годовой финансовой отчетности в период с 20 ноября по 30 декабря и в период с 20 мая по 30 июня.

Точные сроки и объекты проведения инвентаризации, а также состав инвентаризационной комиссии определять отдельным письменным приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

1.9. Составлять Отчет о движении денежных средств по прямому методу.

2. Принципы, оценки и методы учета активов, обязательств, капитала, доходов и расходов

2.1. Основные средства и нематериальные активы

2.1.1. Для признания основных средств и прочих необоротных материальных активов (далее — основные средства) и нематериальных активов таковыми, определения срока полезного использования объектов и выбора метода начисления амортизации создать постоянно действующую экспертную техническую комиссию в составе:

— председатель комиссии: технический директор;

— члены комиссии:

• главный энергетик;

  • главный механик;

  • главный сварщик;

  • начальник транспортного цеха;

  • начальник отдела эксплуатации зданий, сооружений и коммуникаций.

2.1.2. Считать материальные активы со сроком полезного использования (эксплуатации) более одного года, стоимостью менее 2500 грн. (без учета НДС) малоценными необоротными материальными активами.

2.1.3. Применять при начислении амортизации основных средств и нематериальных активов методы амортизации, ликвидационную стоимость и срок полезного использования, установленные и утвержденные протоколом заседания постоянно действующей экспертной технической комиссии и согласованные с финансовым директором, установив при этом следующие методы начисления амортизации для:

— зданий и сооружений — прямолинейный метод;

— производственного оборудования — производственный метод;

— всех остальных объектов основных средств — метод уменьшения остаточной стоимости;

— малоценных необоротных материальных активов — в размере 100 % их стоимости в первом месяце использования таких объектов;

— всех остальных необоротных материальных активов — прямолинейный метод;

— нематериальных активов — прямолинейный метод.

2.1.4. Проводить переоценку объектов основных средств, остаточная стоимость которых отличается от их справедливой стоимости на дату баланса более чем на 8 %.

2.1.5. Переоценку объектов нематериальных активов не производить ввиду отсутствия активного рынка по ним.

2.1.6. Превышение сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости переоцененного объекта основных средств/нематериальных активов включать в состав нераспределенной прибыли при выбытии такого объекта.

2.1.7. Расходы, связанные с улучшением объекта основных средств, включать в первоначальную стоимость объекта в сумме, превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного налогового года.

2.2. Запасы

2.2.1. Единицей бухгалтерского учета запасов определить каждое их наименование.

2.2.2. Учет транспортно-заготовительных расходов вести в общем на отдельном субсчете.

2.2.3. Распределять транспортно-заготовительные расходы по среднему проценту.

2.2.4. Применять следующие методы оценки запасов при отпуске их в производство, продаже или другом выбытии:

— средневзвешенной себестоимости — при отпуске производственных запасов в производство (из производства) и реализации готовой продукции;

— идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов — при продаже крупногабаритных товаров, имеющих номер завода-изготовителя.

2.3. Дебиторская задолженность

2.3.1. Величину резерва сомнительных долгов исчислять методом применения абсолютной суммы сомнительной задолженности.

2.4. Обязательства

2.4.1. Создавать обеспечения на оплату отпусков работникам предприятия и на выполнение гарантийных обязательств. Обеспечения прочих расходов и платежей не создавать.

2.5. Доходы

2.5.1. Оценку степени завершенности операции по предоставлению услуг (выполнению работ) осуществлять путем изучения выполненной работы. В бухгалтерском учете доходы отражать в отчетном периоде подписания акта предоставленных услуг (выполненных работ).

2.6. Расходы

2.6.1. Установить прилагаемый перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) (приложение 2 к настоящему приказу).

2.6.2. Утвердить прилагаемый перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов (приложение 3 к настоящему приказу).

2.6.3. Принять в качестве базы распределения переменных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов прямые расходы, включаемые в производственную себестоимость продукции (работ, услуг).

2.6.4. Вести бухгалтерский учет расходов с использованием счетов класса 8 «Расходы по элементам» и класса 9
«Расходы деятельности».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на финансового директора и главного бухгалтера соответственно.

Директор   Калинин   П. А. Калинин

С приказом ознакомлены:

Финансовый директор   Хворовский   Д. Д. Хворовский

22.12.2014 г.

Главный бухгалтер   Жук   В. А. Жук

22.12.2014 г.

 

 

Приложение 1

к приказу от 22.12.2014 г. № 313

Перечень связанных сторон

ООО «Миэрин»

№ п/п

Наименование / Ф. И. О. связанной стороны

Код ЕГРПОУ / номер учетной карточки плательщика налогов (ИНН)

Статус связанного лица

1

ДП «Астапор»

11223344

Дочернее предприятие

2

Калинин Петр Александрович

1234567890

Директор, учредитель

3

Петровская Алина Константиновна

0987654321

Учредитель

4

Хворовский Дмитрий Дмитриевич

1213141516

Финансовый директор

 

 

Приложение 2

к приказу от 22.12.2014 г. № 313

Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции
(работ, услуг)

I. Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) для цехов основного производства

1. Сырье и материалы:

— сырье и материалы, входящие в состав производимой продукции, образовывая ее основу, или являющиеся необходимым компонентом для изготовления продукции (работ, услуг);

— вспомогательные материалы, используемые в процессе производства продукции (работ, услуг);

— МБП, используемые в процессе производства.

2. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций:

— покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, подлежащие монтажу или дополнительной обработке на предприятии;

— работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними предприятиями или структурными подразделениями предприятия, не относящимися к основному виду деятельности (осуществление отдельных операций по изготовлению продукции, обработка потребляемых сырья и материалов, частичная обработка полуфабрикатов и изделий, другие услуги при условии, что они относятся непосредственно на себестоимость конкретных видов продукции).

3. Топливо и энергия на технологические цели: расходы на все виды топлива и энергии (как полученные от сторонних предприятий и организаций, так и произведенные самим предприятием), используемые непосредственно в процессе производства продукции и включаемые непосредственно в себестоимость отдельных видов продукции на основании показаний контрольно-измерительных приборов.

4. Возвратные отходы (вычитаются): стоимость остатков сырья, материалов, других ценностей, которые образовались в процессе производства и частично или полностью утратили свои первоначальные потребительские свойства, в связи с чем не могут использоваться по первоначальному назначению или используются, но с повышенными затратами. В частности, обрубки, обрезки, стружка.

5. Основная заработная плата производственных рабочих: расходы на выплату основной заработной платы, рассчитанной в соответствии с принятыми предприятием системами оплаты труда, в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих, занятых производством определенной продукции.

6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих: расходы на выплату производственному персоналу предприятия дополнительной заработной платы, начисленной за работу сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательство и за особые условия труда (доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций, предусмотренные коллективным договором).

7. Отчисления на социальные мероприятия: отчисления ЕСВ на сумму оплаты труда работников, занятых производством продукции (работ, услуг).

8. Общепроизводственные расходы — перечень и состав общепроизводственных расходов приведены в приложении 3 к данному приказу.

9. Потери вследствие технически неизбежного брака:

— стоимость окончательно забракованной продукции (изделий, полуфабрикатов) по технологическим причинам;

— расходы на исправление технически неизбежного брака.

II. Перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) для цехов вспомогательных производств:

1. Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов).

2. Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия.

3. Топливо и энергия на технологические цели.

4. Основная заработная плата рабочих.

5. Дополнительная заработная плата рабочих.

6. Отчисления на социальные мероприятия.

7. Общепроизводственные расходы.

8. Потери вследствие технически неизбежного брака.

 

 

Приложение 3

к приказу от 22.12.2014 г. № 313

Перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов

I. Перечень и состав постоянных общепроизводственных расходов

1. Расходы на управление производством:

а) оплата труда аппарата управления цехами, участками, включая премии, материальную помощь;

б) отчисления на социальные мероприятия и медицинское страхование аппарата управления цехами, участками;

в) расходы на оплату служебных командировок персонала цехов, участков;

г) прочие расходы:

— стоимость почтово-телеграфных услуг;

— стоимость услуг связи;

— стоимость канцелярских принадлежностей;

— стоимость услуг по участию в семинарах;

— затраты на приобретение периодических изданий и специальной литературы производственной тематики и др.

2. Амортизация основных средств общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения.

3. Амортизация нематериальных активов общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения.

4. Расходы, связанные с содержанием пожарной и сторожевой охраны:

а) оплата труда и отчисления на социальные мероприятия и медицинское страхование рабочих, занятых охраной производственных помещений;

б) услуги сторонних организаций по охране.

5. Расходы на ремонт основных средств общепроизводственного назначения:

а) расходы на ремонт зданий и сооружений:

— стоимость израсходованных строительных материалов и запасных частей;

— оплата труда и отчисления на социальные мероприятия и медицинское страхование рабочих, выполняющих ремонтные работы;

— стоимость услуг ремонтных цехов;

б) затраты на ремонт производственного оборудования, инструментов и транспортных средств:

— стоимость запасных частей и других материалов, израсходованных при ремонте производственного оборудования, транспортных средств и инструментов;

— оплата труда и отчисления на социальные мероприятия и медицинское страхование рабочих, выполняющих ремонтные работы (слесарей, станочников и прочих);

— стоимость услуг ремонтных цехов и других вспомогательных производств по ремонту оборудования, транспортных средств, инструментов.

6. Расходы на охрану труда и технику безопасности:

а) текущие расходы на устройство и содержание ограждений машин и их подвижных частей, люков, отверстий, вентиляционных устройств;

б) расходы на установку сигнализации, необходимой в целях безопасности для быстрой остановки механизмов;

в) расходы на устройство и содержание дезинфекционных камер, умывальников, душей и прачечных на производстве, а также на содержание раздевалок, шкафчиков для спецодежды, сушилок и другого подобного оборудования;

г) стоимость материалов, использованных на устройство и содержание средств охраны труда;

д) стоимость спецодежды, спецобуви, очков и других защитных приспособлений, выдаваемых наемным работникам, необходимых им для выполнения профессиональных обязанностей и других средств индивидуальной защиты, мыла и других моющих средств, обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания согласно перечню и нормам, установленным действующими нормативно-правовыми актами, или на возмещение расходов работникам за приобретение ими спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты в случаях невыдачи их администрацией;

е) стоимость услуг сторонних организаций, связанных с проведением предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров рабочих, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, или где необходимо проводить профессиональный отбор (обязательный первичный и периодический профилактический наркологический осмотры), а также ежегодный обязательный медицинский осмотр лиц в возрасте до 21 года;

ж) другие расходы на цели, связанные с охраной труда (расходы на устройство освещения, соответствующего санитарным нормам и правилам (в том числе местного освещения рабочих мест).

7. Расходы на охрану окружающей природной среды:

а) расходы на содержание и эксплуатацию очистных сооружений;

б) расходы по хранению, переработке и охране экологически опасных отходов;

в) расходы по очистке сточных вод.

8. Расходы на страхование и операционную аренду основных средств, прочих необоротных активов общепроизводственного назначения.

II. Перечень и состав переменных общепроизводственных расходов

1. Расходы на содержание и эксплуатацию необоротных активов общепроизводственного назначения:

а) стоимость смазочных, обтирочных материалов и прочих вспомогательных материалов, необходимых для ухода за оборудованием и поддержания его в работоспособном состоянии;

б) оплата труда вспомогательных рабочих, обслуживающих оборудование, — наладчиков, смазчиков, электромонтеров, слесарей, ремонтных и других вспомогательных рабочих;

в) отчисления на социальные мероприятия и медицинское страхование вышеперечисленных рабочих;

г) стоимость потребленного топлива, электроэнергии, воды, пара и других видов энергии на приведение в движение станков, насосов, прессов и других производственных механизмов общепроизводственного назначения;

д) стоимость услуг вспомогательных производств и услуг сторонних организаций, связанных с содержанием и эксплуатацией оборудования;

е) стоимость израсходованного инструмента и приспособлений.

2. Расходы на обслуживание производственного процесса:

— оплата труда и отчисления на социальные мероприятия общепроизводственного персонала, занятого обслуживанием производственного процесса;

— расходы на осуществление технологического контроля за производственными процессами и качеством продукции, работ, услуг.

3. Расходы на усовершенствование технологии и организации производства:

— оплата труда и отчисления на социальные мероприятия работников, занятых усовершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности, других эксплуатационных характеристик в производственном процессе;

— расходы материалов, приобретенных комплектующих изделий и полуфабрикатов, оплата услуг сторонних организаций).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше